собирать материал в дополнительной литературе, в Интернете;
сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
оформлять страницу журнала;
презентовать проект;
оценивать результаты работы;
пользоваться результатами собственной деятельности.
Тип проекта: поисково-творческий.
Тип проекта по предметной области: русский язык.
Тип проекта по форме: коллективный.
Тип проекта по временным рамкам: краткосрочный.
Ресурс: заинтересовать родителей совместной деятельностью в триаде «Учитель-ученик-родители».
Результат проекта (продукт): сборник рассказов о слове; презентация.
План работы над исследованием.
1этап. Подготовительный.
Сообщение цели и задач проекта.
Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию. Полученную информацию оформить на листах формата А -4.
2 этап. Планирование и организация деятельности.
Обсуждение названия проекта.
Планирование.
Сбор материала.
Оформление работы.
Защита.
3 этап. Практический.
Выполнение запланированной работы; внесение изменений. Работа со словарями, дополнительными источниками информации.
4 этап. Презентационный.
Представление и защита работ. Коллективное составление сборника слов.
5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный).
Анализ результатов исследовательской работы каждого члена группы, самооценка.
План работы над словом:
Лексическое значение слова.
Однокоренные слова.
Синонимы.
Антонимы.
Фразеологизм.
Сочетаемость слова.
Пословица.
Загадка.
Предложение с этим словом.
Введение.
Мы ученики 3«А» класса, хотим познакомить Вас с нашей исследовательской работой по русскому языку по теме «Рассказ о слове».
Эта тема выбрана нами не случайно. Мы с первого класса работаем над различными исследовательскими проектами: учебными и внеурочными. И в каждом проекте большую часть занимают слова, а слово - очень интересная штука. В 1 классе мы узнали, что в русском языке есть слова, написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова, правописание букв в которых можно проверить.
Во 2 классе мы познакомились с лексическим значением слова, его этимологией, подбирали родственные слова, однокоренные, учились подбирать к слову антонимы и синонимы. Все это обогатило наш кругозор, речь, словарный запас.
В 3 классе работа над словом усложнилась. Мы начали понимать природу фразеологизмов, исследуя слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретенные знания. Вот и появилось желание исследовать разные слова русского языка.
Выбранную нами тему мы решили изучить самостоятельно. Вместе обсудили план, распределили направления нашей работы. А затем по плану (см. приложение) каждый исследовал своё слово и составил красочную страницу.
Теперь разрешите представить вам наши творческие работы, которые можно использовать на уроках, в группе продленного дня, в работе с дошкольниками.
Слово – «горох»
ГОРОХ
гарох горох
Лексическое значение слова:
Травянистое растение (семейство бобовых) с круглыми семенами в стручках.
3. Синонимы: речь, диалект (к третьему лексическому значению).
Антонимы – не существуют.
Фразеологизмы:Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей. Если же болтун любит рассказывать чужие секреты, то у него слишкомдлинный язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он нераспускал язык, почаще держалегоза зубами, а то и вовсеприкусил его. В тяжелых случаях можно болтуну языкиукоротить. Любители болтатьчешут языком попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен. Бывает, что человека никак не удается втянуть в беседу. Сидит себе, молчит, – как будто язык проглотил. Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, языку него ещеразвяжется? Иногда хочется сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации. Если все-таки ненужное слово срывается с языка, то человек потом может расстроиться: «И кто меня за язык тянул?»
4. Многозначность слова ЯЗЫКосновывается на сходстве по форме. Например, язык у человека, язык у колокола, язык у ботинка, язык у пламени костра.
5. Сочетаемость слова:человеческий язык, слизистая языка, русский язык.
6. Пословицы. Острый язык — дарование, а длинный — наказание. Мал язык, да всем телом владеет.От приветливых слов язык не отсохнет. Язык мягок: что хочет, то и лопочет.Язык до Киева доведет. Языком болтай, а рукам воли не давай! Языком не торопись, а делом не ленись. Язык мой — враг мой.
7. Загадки.
1)Если б не было его, 3) Всегда во рту, Не сказал бы ничего. Да не проглотишь.
2)Всегда он в работе, 4) Что острее ножа? Когда говорим, А отдыхает, 5) Изгородь из костей, а сторож без костей. Когда мы молчим.
8. Предложения с этим словом.
1. Маша дразнилась и показывала всем язык.
2.Язык колокола бился, дрожал, созывал тревожным набатом людей на площадь.
3.Завернувшийся внутрь язык мешал мне шнуровать кроссовки.
4. Пламя костра разгоралось, его языки всё жарче согревали озябшие руки.
5. Мы дети Солнца, дети Бога-Слова. Язык великий нам в наследство дан. Настанет время - и прославят снова Потомки имя гордое славян.
6. Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. ( А.И.Куприн.)
Работая над проектом мы:
Расширили свой кругозор, узнали много нового, интересного о различных словах.
Со своими работами мы выступили на уроках русского языка и литературы.
Научились работать с различными словарями, отбирать нужную информацию.
Сформировали умение подбирать текстовую информацию; выделять из большого количества информации главное.
Научились представлять свой проект.
Работа над исследованием нас сплотила, нам интересно выступать перед друзьями в классе, узнавать новое, слушать друг друга.
Мы хотим продолжить работу над проектами по предметам и по внеурочной деятельности