kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Рассказ о слове".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Рассказ о слове" выполнена обучающимися 3-а класса коллективно.Составлен сборник исследуемых слов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Рассказ о слове".»

МКОУ Терновская СОШ № 1



Исследовательская работа




Выполнили - ученики 3-а класса Руководитель-учитель начальных классов: Дулина Л.В.







2017 год







Методический паспорт исследовательской работы.

Исследовательская работа: «Рассказ о слове»

Предмет: русский язык

Класс: 3-а

Цель исследования:

  1. Развитие творческих способностей и языковых возможностей младших школьников.

  2. Создание красочных страничек исследуемого слова.

Задачи исследования:

  1. формировать умения подбирать текстовую информацию; выделять из большого количества информации главное;

  2. представлять свой проект.

Планируемые результаты:

  • находить пути решения поднимаемой проблемы;

  • пользоваться толковым, фразеологическим словарями, словарём антонимов, синонимов;

  • находить полезную информацию в словарях;

  • совершенствовать умения находить однокоренные слова;

  • собирать материал в дополнительной литературе, в Интернете;

  • сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;

  • оформлять страницу журнала;

  • презентовать проект;

  • оценивать результаты работы;

  • пользоваться результатами собственной деятельности.

Тип проекта: поисково-творческий.

Тип проекта по предметной области: русский язык.

Тип проекта по форме: коллективный.

Тип проекта по временным рамкам: краткосрочный.

Ресурс: заинтересовать родителей совместной деятельностью в триаде «Учитель-ученик-родители».

Результат проекта (продукт): сборник рассказов о слове; презентация.







План работы над исследованием.



1этап. Подготовительный.

  1. Сообщение цели и задач проекта.

Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию. Полученную информацию оформить на листах формата А -4.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

  • Обсуждение названия проекта.

  • Планирование.

  • Сбор материала.

  • Оформление работы.

  • Защита.



3 этап. Практический.

Выполнение запланированной работы; внесение изменений. Работа со словарями, дополнительными источниками информации.

4 этап. Презентационный.

Представление и защита работ. Коллективное составление сборника слов.

5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный).

Анализ результатов исследовательской работы каждого члена группы, самооценка.

План работы над словом:


  • Лексическое значение слова.

  • Однокоренные слова.

  • Синонимы.

  • Антонимы.

  • Фразеологизм.

  • Сочетаемость слова.

  • Пословица.

  • Загадка.

  • Предложение с этим словом.





Введение.


Мы ученики 3«А» класса, хотим познакомить Вас с нашей исследовательской работой по русскому языку по теме «Рассказ о слове».

Эта тема выбрана нами не случайно. Мы с первого класса работаем над различными исследовательскими проектами: учебными и внеурочными. И в каждом проекте большую часть занимают слова, а слово - очень интересная штука.  В 1 классе мы узнали, что в русском языке есть слова, написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова, правописание букв в которых можно проверить.

Во 2 классе мы познакомились с лексическим значением слова, его этимологией, подбирали родственные слова, однокоренные, учились подбирать к слову антонимы и синонимы. Все это обогатило наш кругозор, речь, словарный запас.

В 3 классе работа над словом усложнилась. Мы начали понимать природу фразеологизмов, исследуя слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретенные знания. Вот и появилось желание исследовать разные слова русского языка.

Выбранную нами тему мы решили изучить самостоятельно. Вместе обсудили план, распределили направления нашей работы. А затем по плану (см. приложение) каждый исследовал своё слово и составил красочную страницу.

Теперь разрешите представить вам наши творческие работы, которые можно использовать на уроках, в группе продленного дня, в работе с дошкольниками.


Слово – «горох»








ГОРОХ



гарох горох


    1. Лексическое значение слова:

  1. Травянистое растение (семейство бобовых) с круглыми семенами в стручках.

  2. Овощ, выросший на огороде.

    1. Однокоренные слова: горох, горошек, гороховый, горошинка.

    2. Синонимы: горох, боб.

    3. Антонимы: (горох) круглый – квадратный, зеленый – красный, твердый – мягкий.

    4. Фразеологизм: Как об стену горох. Полное безразличие к чему либо, какой либо ситуации, вопросу.

    5. Сочетаемость слова: зеленый, мягкий, круглый, зрелый, вкусный, твердый.

    6. Пословица: Не смейся, горох не лучше бобов, размокнешь, сам лопнешь.

    7. Загадка:

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

    1. Предложения с этим словом:

Мы посадим горох в огороде.

Вкусный вырастет горох.









Слово – «дружба».


Дружба - записываем [дружба] Произносим [ дружба]



1. Лексическое значение слова: 

Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.



2. Однокоренные слова: дружба, дружить, дружелюбный, дружок, дружественный. 



3. Синоним: товарищество, приятельство.

Антоним: вражда

Фразеологизмы: Не в службу, а в дружбу.



4. Сочетаемость слова: крепкая, мужская, женская, настоящая (дружба), водить дружбу, в знак дружбы. 



5. Пословицы:

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

За дружбу дружбой платят.

Маленькая дружба лучше большой ссоры.

 Дружба от не дружбы близко живет.

Дружба не гриб, в лесу не найдешь.



Загадки:

Мы в беде друг другу помогаем,

Вместе делаем уроки и играем,

Вместе ходим на прогулку, в магазин.

Когда нет тебя, то я один.

Приходи скорее, я скучаю,

Даже с танком любимым не играю.

Мне общение с тобою очень нужно,

А еще нужна мужская... (дружба)



6. Предложения со словом:

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг (из песни).

Ты дружбу не купишь за деньги,

Ее не найдешь просто так.

Ведь дружба, как золото, ценна,

А также не всем по зубам (В.Можная)



Мальчик с девочкой дружил, 

Мальчик дружбой дорожил (С.Михалков)










Слово – «язык».


Произносим й а з ы к

Записываем язык

  1. Лексическое значение слова:

1.Орган в полости рта у позвоночных животных и человека.

2. Орган человека, который участвует в образовании звуков речи.

3. Система словесного выражения мыслей, которая служит средством общения.

2. Однокоренные слова: язычок, язычище, языковой, подъязычные (таблетки), языкознание, языковед, язычник.

3. Синонимы: речь, диалект (к третьему лексическому значению).

Антонимыне существуют.

Фразеологизмы: Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей. Если же болтун любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не распускал язык, почаще держал его за зубами, а то и вовсе прикусил его. В тяжелых случаях можно болтуну язык и укоротить
Любители болтать чешут языком попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен. 
Бывает, что человека никак не удается втянуть в беседу. Сидит себе, молчит, – как будто язык проглотил. Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, язык у него еще развяжется? 
Иногда хочется сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации. Если все-таки ненужное слово срывается с языка, то человек потом может расстроиться: «И кто меня за язык тянул?» 

4. Многозначность слова ЯЗЫК основывается на сходстве по форме. Например, язык у человека, язык у колокола, язык у ботинка, язык у пламени костра.

5. Сочетаемость слова: человеческий язык, слизистая языка, русский язык.

6. Пословицы. Острый язык — дарование, а длинный — наказание.  Мал язык, да всем телом владеет.  От приветливых слов язык не отсохнет. Язык мягок: что хочет, то и лопочет. Язык до Киева доведет. Языком болтай, а рукам воли не давай! Языком не торопись, а делом не ленись. Язык мой — враг мой.

7. Загадки.

1)Если б не было его, 3) Всегда во рту,
Не сказал бы ничего. Да не проглотишь.

2)Всегда он в работе, 4) Что острее ножа?
Когда говорим,
А отдыхает, 5) Изгородь из костей, а сторож без костей.
Когда мы молчим.









8. Предложения с этим словом.

1. Маша дразнилась и показывала всем язык.

2.Язык колокола бился, дрожал, созывал тревожным набатом людей на площадь.

3.Завернувшийся внутрь язык мешал мне шнуровать кроссовки.

4. Пламя костра разгоралось, его языки всё жарче согревали озябшие руки.

5. Мы дети Солнца, дети Бога-Слова.
Язык великий нам в наследство дан.
Настанет время - и прославят снова
Потомки имя гордое славян.

6. Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. 
( А.И.Куприн.)

























Работая над проектом мы:


  1. Расширили свой кругозор, узнали много нового, интересного о различных словах.

  2. Со своими работами мы выступили на уроках русского языка и литературы.

  3. Научились работать с различными словарями, отбирать нужную информацию.

  4. Сформировали умение подбирать текстовую информацию; выделять из большого количества информации главное.

  5. Научились представлять свой проект.

  6. Работа над исследованием нас сплотила, нам интересно выступать перед друзьями в классе, узнавать новое, слушать друг друга.

  7. Мы хотим продолжить работу над проектами по предметам и по внеурочной деятельности


В работе над проектом нам помогали:


наш классный руководитель,

наши родители.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Исследовательская работа "Рассказ о слове".

Автор: Дулина Людмила Владимировна

Дата: 27.11.2017

Номер свидетельства: 440975

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Исследовательская работа по рассказу А.И. Куприна «Бедный принц». "
    ["seo_title"] => string(66) "issliedovatiel-skaia-rabota-po-rasskazu-a-i-kuprina-biednyi-prints"
    ["file_id"] => string(6) "175981"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424347315"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Исследовательская работа "Я гражданин своей семьи" "
    ["seo_title"] => string(56) "issliedovatiel-skaia-rabota-ia-ghrazhdanin-svoiei-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "232710"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442902777"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Исследовательская работа на тему: "Сказка-ложь, да в ней намек""
    ["seo_title"] => string(65) "issliedovatiel-skaia-rabota-na-tiemu-skazka-lozh-da-v-niei-namiek"
    ["file_id"] => string(6) "258823"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448565645"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Роль исследовательских работ в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(51) "rol-issliedovatiel-skikh-rabot-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "297246"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456157668"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Исследовательская работа «Символика Бардымского района» "
    ["seo_title"] => string(57) "issliedovatiel-skaia-rabota-simvolika-bardymskogho-raiona"
    ["file_id"] => string(6) "241102"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445181209"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства