Наша исследовательская работа основана на изучении вопроса «Роль семьи в воспитании чувства патриотизма у ребёнка к родине». Проведена большая работа по поиску и сбору материалов по теме:
-
чтение литературы;
-
подбор материалов в сети «Интернет»;
-
беседы с учителем, родителями;
-
проведение тематического классного часа;
-
письменный опрос ребят моего класса по данной теме.
Мы выдвинул гипотезу: предположим, что каждый ребёнок (9-11 лет) нашего региона вместе со своей семьёй будет изучать историю своего народа, то у детей будет возникать чувство патриотизма и ребёнок из гражданина перерастёт в патриота своей родины.
Цель: на примере истории своей семьи изучать историю и традиции своей родины.
Задачи:
-
Выяснить определения понятий «гражданин и патриот».
-
Изучение моих предков.
-
Выяснить, кто я?:гражданин или патриот.
-
Определение понятий «гражданин и патриот»
Понятие «гражданин» пускает свои корни во времена Древней Греции. Само слово в переводе с греческого обозначает «житель города». В современной жизни слово «гражданин» имеет такое значение: это человек, который является постоянным жителем данной страны (государства), имеет все права, согласно Конституции этого государства, и соблюдает законы страны, которой он является. Гражданин знает свои права и обязанности, имеет право голоса и принимает активное участие в общественной жизни.
Слово «патриот» также возникло в Древней Греции, но оно имеет другое значение: происходит от греческого слова «патрис», что означает «родина».
Патриот – человек, проникнутый патриотизмом.
Сделаю вывод: патриот умеет ценить, беречь и любить свою родину. Проявляет уважение к своей стране, к её прошлому, к памяти предков.
В прошлом учебном году наша семья участвовала в «Музейном марафоне», который ежегодно организовывает Краеведческий музей, который был посвящен Великой Отечественной войне. Творческим заданием мы выбрали рассказ о своём дедушке. Которого по праву можно назвать гражданином и патриотом своей страны.
Мы хотим рассказать вам об одном очень замечательном человеке. Моём прадедушке, Рожкове Андрее Степановиче. К сожалению, мы его никогда не видела и знаю о нём со слов моей мамы, Мыльниковой Е.Ю.
-
Рожков Андрей Степанович родился 02.12. 1910 года в городе Рига Латвийская ССР.
-
Там он благополучно жил со своей семьёй.
Закончил 7 классов в 1927 году уже в Ульяновской области. Его родители развелись и отец Андрея Степановича волею судьбы оказался в с. Чуфарово, мать вместе с сыном в Нижней Часовне Володарского района Ульяновской области. Дальше Андрей Степанович получил профессию бухгалтер.
-
В 1932 году призванна службу в 101 строевой полк. В 1933 году уволен в запас сержантом.
-
Призван по мобилизации Ульяновским ГВК в августе 1941 года в 60 медсамбат – санитарным инструктором. Всю войну он помогал раненым. Дедушка получил контузию под Москвой. Далее нам известно, что Андрей Степанович вместе с частью, в которой проходил службу, в 1943-1944года оказался в Иране.
-
До войны Андрей Степанович женился. Детей не было.
В 1946 году он вернулся к семье и устроился старшим бухгалтером в Ульяновскую автоколонну № 36.
-
В сентябре 1947 года Андрей Степанович был уволен по статье и оказался в тюрьме. Нам стало известно, что виноват был подчиненный дедушки, но у того было трое детей (а у деда тогда детей не было)и мой дедушка всю вину взял на себя. Трудные послевоенные годы, и оставить семью без кормильца мой дедушка просто не мог.
Был амнистирован в 1953 году после смерти И.В. Сталина. За время нахождения в местах лишения свободы жена с ним развелась и забрала все его военные награды.
-
Мой отец смог восстановить только одну
Дедушка сразу после освобождения устроился на работу; и продел путь от грузчика до помощника заведующего складом. Он имел много благодарностей с записями в трудовую книжку.
-
Ну а теперь нужно рассказать о том, как возникла наша семья. Мы уже говорили, что родители Андрея Степановича развелись. У его отца – новая семья и там родилась дочь. А вот мать, пока он сидел, оказалась в доме престарелых. Ей просто негде было жить. Сразу дедуля не мог её забрать, просто не было куда. Он её навещал.
-
В феврале 1955 года прадедушка женился на Пименовой Марии Яковлевне. У неё от первого брака уже было две взрослые дочери ( муж погиб на войне), которых он принял и заботился.
23 августа 1955 года в семье Рожковых появился долгожданный для Андрея Степановича сын – Юрий. Наш дедушка был окружён любовью и заботой. Дедушка буквально носил его на руках. Их семья получила 2х-комнатную квартиру на ул. Трудовая д.4 - посёлок Моторного завода и Андрей Степанович забрал мать к себе.
10.12.1977 года он женился на Эрисовой Ольге Анатольевне. Они жили вместе.
-
В сентябре 1978 года появилась внучка – Елена. Это наша мама.
-
В 1999 году родилась семья Мыльниковых. Мама вышла замуж.
-
В 2000 году появилась на свет я (Аня), а в 2007 я (Полина).
Мы уверены, что каждый человек должен знать своих предков. Много еще сменится поколений, пройдут века, и наши потомки будут интересоваться своим происхождением: откуда их корни, кто их предки, какие это были люди. Некоторые факты теряются, забываются, но не забывается сама история. Надо возрождать свое прошлое, чтобы из уст в уста, из поколения в поколение передавались истории нашего рождения. Так надо спешить узнать свою родословную, надо застать тех прабабушек и прадедушек, которые с удовольствием поведают нам истории своих родных.
Так кто же я – патриот или гражданин? Не всякий гражданин является патриотом. Например, не патриоты это те люди, которые распространяют чужую культуру и образ жизни, живя у нас в стране. А патриот может не быть гражданином, и не иметь гражданства. Пример, это наши разведчики, которые имеют гражданство другой страны, но работающие для своей Родины.
Я считаю себя патриотом!
Из этой исследовательской работы можно сделать вывод, что чувство патриотизма зарождается в семье, где родился и вырос ребёнок, Начинается всё с формирования родственных чувств и любви к своим родителям, бабушке, дедушке и другим родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма. Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине – своему городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал.
И в заключение этой работы хочу привести стихотворение о Родине, написанное учителем начальных классов З.Н. Татарчинской из г. Альметьевска.
«МОЯ РОССИЯ»
Горжусь тобой, моя Россия!
Горжусь тобой, моя страна!
Горжусь тобой, ведь мы едины,
И такая ведь одна!
Горжусь тобой, страна родная,
Горжусь величеством твоим,
Твоими добрыми делами
И нравом вечно молодым!
Горжусь лесами и полями,
Степями, пастбищем, лугами.
Горжусь твоей я красотой,
Душою вечно молодой!
Россия, ты всегда едина,
Как птица, ты непобедима.
Ты словно яблоня в цвету,
Тебя, Россия, я люблю!
Люблю я зелень твоих пашен,
Мне даже лютый зверь не страшен,
Которого полно в твоих лесах,
И слёзы радости стоят в моих глазах.
Горжусь тобой я, Родина моя,
Великая, ты Родина – Россия!
Тебя люблю, горжусь тобою я,
Моя страна – могучая Россия!