Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла.
Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная …….
Введение
Актуальность. Среди большого многообразия овощей существенное место занимает картофель, его насчитывается более сотни сортов, причём сажают его буквально повсюду.
Пожалуй, не найти на Земле такого места, где бы картофель не употребляли в пищу. Без картошки не обходится ни одна семья.
Кто не любит блюда, приготовленные из картофеля? Я, например, очень люблю. Представьте только перед собой жареный картофель с румяной корочкой или воздушное пюре. Объеденье, да и только! Поэтому каждый год весной люди сажают, а осенью собирают на зиму картофель.
Бабушка всегда говорит: «Картофель хлебу подспорье, картошка хлебу присошка. Картошка на Руси “второй” хлеб».
- А почему?
Я задумалась. И сразу возник целый ряд вопросов:
Что такое картофель?
Откуда картофель родом и как попал в Россию?
Правда ли, что есть День картошки?
Почему сваренный картофель рассыпчатый?
Почему у жареной картошки хрустящая румяная корочка?
Мне очень захотелось, как можно больше узнать об этом растении, почему так популярен картофель и какие блюда можно из него приготовить, почему картофель фри такой хрустящий. Меня заинтересовали эти вопросы и я решила сама найти ответы на них.
Объект исследования – живая природа.
Предмет исследования– картофель.
Цель работы:
Узнать, на самом ли деле картофель является вторым хлебом на Руси.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить литературу, материалы в сети Интернет о картофеле.
Выяснить откуда картофель родом и как попал в Россию.
Доказать, что картофель – это второй хлеб.
Объяснить, почему вареная картошка такая рассыпчатая, а картофель фри такой хрустящий.
Обобщить полученные знания.
Мое предположение: считаю, что картофель был завезен к нам в страну, картошка вкусная, поэтому не представляю себе обеденного стола без неё.
Методы исследования:
анализ источников информации;
практические опыты;
обобщение полученных данных.
Исследовательская работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«исследовательская работа по теме " Картошка" »
Министерство Образования Республики Башкортостан
МКУ Отдел образования Аургазинский район
МБОУ СОШ им. В.В. Николаева с. Чуваш - Карамалы
Картофель-второй хлеб на Руси?
Научно-исследовательская работа
Выполнила: ученица 2 класса Михайлова Дарья
Научный руководитель: Михайлова Валентина Моисеевна учитель начальных классов
с. Чуваш-Карамалы
Содержание
Введение
Глава I. Что такое картофель?
Глава II. История картофеля
Глава III. Мистер Картошка!
Глава IV. Первое интервью и мой опыт.
Заключение
Литература
Приложение
Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла. Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная ……..
Введение
Актуальность. Среди большого многообразия овощей существенное место занимает картофель, его насчитывается более сотни сортов, причём сажают его буквально повсюду.
Пожалуй, не найти на Земле такого места, где бы картофель не употребляли в пищу. Без картошки не обходится ни одна семья.
Кто не любит блюда, приготовленные из картофеля? Я, например, очень люблю. Представьте только перед собой жареный картофель с румяной корочкой или воздушное пюре. Объеденье, да и только! Поэтому каждый год весной люди сажают, а осенью собирают на зиму картофель.
Бабушка всегда говорит: «Картофель хлебу подспорье, картошка хлебу присошка. Картошка на Руси “второй” хлеб».
- А почему?
Я задумалась. И сразу возник целый ряд вопросов:
Что такое картофель?
Откуда картофель родом и как попал в Россию?
Правда ли, что есть День картошки?
Почему сваренный картофель рассыпчатый?
Почему у жареной картошки хрустящая румяная корочка?
Мне очень захотелось, как можно больше узнать об этом растении, почему так популярен картофель и какие блюда можно из него приготовить, почему картофель фри такой хрустящий. Меня заинтересовали эти вопросы и я решила сама найти ответы на них.
Объект исследования – живая природа.
Предмет исследования– картофель.
Цель работы:
Узнать, на самом ли деле картофель является вторым хлебом на Руси.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить литературу, материалы в сети Интернет о картофеле.
Выяснить откуда картофель родом и как попал в Россию.
Доказать, что картофель – это второй хлеб.
Объяснить, почему вареная картошка такая рассыпчатая, а картофель фри такой хрустящий.
Обобщить полученные знания.
Мое предположение: считаю, что картофель был завезен к нам в страну, картошка вкусная, поэтому не представляю себе обеденного стола без неё.
Методы исследования:
анализ источников информации;
практические опыты;
обобщение полученных данных.
Исследовательская работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава I. Что такое картофель?
Я стала искать информацию о картофеле в книгах, энциклопедиях, Интернете. Вот, что говорится о картофеле в толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «Клубнеплод, семейство паслёновых с клубнями, богатыми крахмалом, а также собирают сами клубни».
Посадка картофеля.
Сажают картофель в мае, рядами, расстояние между которыми 60 см, один клубень от другого через 25-30 см. При достижении растениями высоты 10-12 см их окучивают влажной почвой и рыхлят междурядья.
Наилучшая почва для картофеля – чернозем. В тени при слабом освещении стебли у картофеля вытягиваются, ботва желтеет, урожай резко снижается или его совсем не бывает. Вместо клубней вырастает только ботва. А в почве – белые столоны.
Ботва картофеля погибает при температуре минус 1-2 градуса. При окучивании нужно сделать гребни острыми, чтобы дождевая вода скатывалась в борозду, а не в гнездо, и не заражала бы его грибковыми спорами.
Сбор урожая.
Для предохранения клубней ранних сортов картофеля от болезней их следует убирать до 1-5 августа. Поздние сорта убирают в сентябре. Выкопанные клубни оставляют на 2-3 часа на поверхности почвы, чтобы они подсохли. В сырую погоду картофель подсушивают в укрытии или под навесом. Во время уборки нужно следить за тем, чтобы в земле не осталось клубней, так как с ними на участке могут сохраниться до следующего года возбудители различных заболеваний.
Хранение
На хранение закладывают только вызревшие здоровые клубни. Картофелехранилище должно быть защищено от морозов. Идеальными для хранения картофеля являются ящики. Ящики ставят в темное помещение или укрывают черной полиэтиленовой пленкой, чтобы на свету клубни не начали зеленеть. В частном хозяйстве картофель хранят в погребах.
Вредители и болезни.
Главный вредитель – колорадский жук.
Выводы по 1 главе: картофель, или паслён клубневый, возделывают повсеместно в умеренном климате - относительно неприхотливое, светолюбивое, теплолюбивое растение, требующее умеренного полива. Основной вредитель колорадский жук.
Глава II. История картофеля
Перуанские трюфели
Родина картофеля – Перу. Около 4500 лет назад инки случайно наткнулись на заросли неизвестного растения. Найденные в земле клубни пришлись аборигенам по вкусу, и они начали выращивать новый овощ. Причем древней цивилизации удалось вывести даже холодостойкие сорта картошки.
В 1536–1537 гг. в индейское поселение Сорокота (территория нынешнего Перу) пожаловали испанцы. Вообще-то целью визита были новые земли, золото и сокровища, но завоевателям выпала честь сделать миру гораздо более ценный подарок – "второй хлеб", или картошку. Клубни картофеля, найденные на плантациях, показались испанцам трюфелями
Испанец Педро Чеза де Леон описал картофель в своей книге, именовал этот овощ... папой. "Это особый вид земляных орехов, – писал путешественник. – Будучи сварены, они становятся мягкими, как печеный каштан... Они покрыты кожурой, не толще кожуры трюфеля..."
Дьявольское яблоко уже доросло до космоса
Возвращаясь на родину из Голландии, Петр І захватил для своей державы мешок картошки. Правда, овощ не стал популярным – по той же причине, что и во Франции: народ с опаской относился к неизвестной пище. А крестьяне и вовсе окрестили ее "дьявольским яблоком" и наотрез отказывались выращивать, чтобы потом "не гореть за это в аду". К тому же те смельчаки, что все же решались вкусить картошки, по незнанию ели не сами клубни, а ядовитые зеленые плоды. Понятно, что череда сильных отравлений спровоцировала еще большую неприязнь. В ХVII веке по России то и дело вспыхивали "картофельные бунты": крестьян под страхом каторги заставляли сажать и есть картошку, а они, естественно, противились. В 1765 году Екатерина II, считая, что картошка должна хорошо произрастать в нашем климате, и желая научить своих подданных выращивать "сии полезные и питательные плоды", высочайшим распоряжением повелела принять все меры к распространению картошки в России. В 1841 году вышло распоряжение правительства "О мерах к распространению разведения картофеля". По всей империи разослали наставления по правильной посадке и выращиванию картофеля тиражом в 30 тысяч экземпляров.
Распробовали и оценили картошку по достоинству лишь в XIX столетии. Под нее было отведено более 1,5 млн га. И называть бывшего "врага" стали уже "благодетельницей" и "вторым хлебушком", а не "дьяволом
У нас в России картофель самая распространенная, самая ценная культура после зерновых. Его выращивают и за полярным кругом, и на осушенных болотах, в пустынях и в горах.
Дальше – больше: в октябре 1995 года картофель стал первым овощем, выращенным в космосе.
Наверное, картошка – единственная еда, у которой так много имен. Ее называли земляной грушей, потейтосом, тартуфелем и картуфелем. Она же – картоха, картофля, картохля, бараболя, чертово яблоко...
Выводы по 2 главе: сытная и урожайная индейская папа вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка для нас и для всех других народов Европы стала вторым хлебом. Картофель помогал прокормиться при неурожаях зерновых культур. Вот почему картофель на Руси прозвали вторым хлебом.
Глава III. Мистер Картошка!
Картофелю уделяют большое внимание во всем мире.
Бельгийский музей картофеля появился в 1975 году – точнее, его прообраз: студенты Международной школы Брюсселя создали комнату и назвали ее Картофельным музеем. Подобные музеи есть в Канаде, Дании, России и США.
Среди экспонатов последнего – окаменевший картофель 4-тысячелетней давности из Перу. На Острове Принца Эдварда есть также музей посвящённый картофельной теме.
День молодой картошки!
В России тоже считают, что картошка заслуживает большего внимания. 23 июля 2005 в России впервые отмечали День молодой картошки. Праздник приурочен к 240-летию появления этого корнеплода в России. Дата проведения Дня молодой картошки - 23 июля - выбрана не случайно. Именно в этот день, 245 лет назад, императрица Екатерина II «повелела принять все меры» к распространению картофеля в России, а позднее Сенат принял специальное «Наставление как разводить и употреблять «земляные яблоки».
В Мариинске Кемеровской области, в 2008 году решили поставить картофелю памятник. Ведь именно Мариинский район – родина мирового рекорда урожая картошки. В 1942 году работники совхоза "Красный Перекоп" собрали с одного гектара 1 тысячу 331 центнер этой культуры. "У будущего памятника, возможно, станут собираться все картофелеводы перед каждой посевной страдой. Прежде чем бросить первый, настоящий клубень в пашню, они попросят у круглого гранитного истукана, чтобы он благословил их на большой урожай", - писали "Аргументы и факты".
В деревне Ильмень новгородский пенсионер Николай Зарядов установил памятник царице огородов - картошке.
На Двухметровую металлическую трубу и колесо от грузовика пенсионер взгромоздил большой валун, по цвету и форме похожий на картофелину. У основания памятника нанесена надпись: «Спасибо Колумбу, спасибо Петру, пришлась ты, родная, нам по нутру!», а чуть выше - еще одна: «Кормила нас в тяжелую годину, нужна ты впредь».
Вот такой памятник вятской картошке поставили Савковы на своей усадьбе.
Англичане тоже считают, что картошка заслуживает большего внимание, и поэтому 2 февраля отмечают День картошки.
Выводы по 3 главе: уважают, почитают картофель, выводят новые сорта, утверждают собственный ежегодный праздник, создают музеи, устанавливают памятники. Не каждому овощу такая честь!
Глава IV. Моё первое интервью.
1. Чтобы узнать любят ли школьники картофель, я провела опрос среди учащихся и работников школы. Оказалось, что из 120 человек только10 не любят картошку, остальные любят различные блюда, приготовленные из него.
На вопрос: «Сажают ли картофель родители на огороде?», все дали положительный ответ.
2. В администрации нашего сельсовета мне дали такие сведения:
в нашем селе - 300 дворов
имеют огороды – все
сажают картофель – все
3. Я живу на улице Ленина . На нашей улице 48 домов. Я посетила 10 домов и в каждом доме задавала вопрос «Для чего вы сажаете картофель?»
И вот какие ответы я получила:
Мы любим картошку.
Крупную сами будем есть, а мелкой скотину кормить.
А что мы будем тогда кушать, если не сажать картошку.
На продажу.
Рядом с нами живет старенькая 88 летняя бабушка Раиса, которая тоже каждый год выращивает картофель. Когда я спросила ее, зачем она сажает, бабушка всплеснула руками и ответила: «Да что ты миленькая моя, как же без картошечки я буду. Без хлеба ещё можно прожить, а без картошки никак. Мы ведь и войну пережили только за счет неё родимой»
Мой опыт
Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему сваренный картофель рассыпается? Почему у жареной картошки хрустящая румяная корочка?
Я решила провести опыт и узнать из чего состоит картофель.
ОПЫТ 1.
Я очистила картофель от кожуры, вымыла и перекрутила через мясорубку. У меня получилась картофельная кашица. Затем я откинула полученную массу на марлю и отжала. Водичку, которая тут же начала темнеть, я слила в чистую посуду и дала время отстояться. Через 5минут я слила темную водичку и увидела на дне посуды плотную массу чуть сероватого цвета. Это крахмал. После промывки и сушки из этой сероватой массы у меня получился порошок.
ВЫВОД: Значит, картофель состоит из воды и крахмала.
ОПЫТ 2.
Я разрезала картофель пополам. На разрезанную часть капнула немного йода. Место, на которое попал йод, сначала стало коричневатым (цвет йода), а потом тут же превратилось в тёмно-фиолетовый цвет.
ВЫВОД: Это говорит о наличии крахмала в картофеле.
Вот ответы на вышестоящие вопросы:
при варке картофеля часть воды испаряется, а от наличия крахмала картофель делается рассыпчатым;
при жарении вода испаряется, а крахмал подрумянивается в жире;
Заключение
Картофель распространился в России, потому что помогал прокормиться при неурожаях зерновых и относительно неприхотливая культура. Картофель в России прозвали вторым хлебом, потому что он выручал людей в тяжелые времена, например во время войны, и является национальной пищей. В сыром клубне – 70% воды и около 20% крахмала. Есть в нем и витамины.
Сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, косметическую пудру, масло, вино, кофе, шоколад и дрожжи... Да, все это – картошка. . При варке картошки часть воды испаряется, а от наличия крахмала картофель делается рассыпчатым, а при жарке крахмал подрумянивается в жире.
Картофель, ставший неотъемлемым атрибутом русской национальной кухни, заслужил собственный ежегодный праздник. Я убедилась в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.
Перелистывая страницы журналов по кулинарии и беседуя с нашими односельчанами, я поняла, что почти ни одно блюдо не обходится без картофеля.
Картофель идет как первое блюдо при приготовлении супов.
Картофель – это и самое вкусное второе блюдо.
Во многие салаты добавляется картофель. Например: «Оливье» или «Зимний салат»
Картофель подаётся и на десерт. Например: кисель, приготовленный на картофельном крахмале; хворост и др.
Вывод: значит, картофель является необходимой пищей на нашем столе и поэтому можно сказать, что КАРТОФЕЛЬ – ВТОРОЙ ХЛЕБ.
Поставленные цели и задачи исследования выполнены.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, при проведении классных часов и викторин.
В ходе исследования я изучала, почему картофель так важен для человека.
В ходе дальнейшего исследования передо мной стоит задача – выяснить в процессе наблюдения за ростом картофеля на пришкольном и приусадебном участке:
как свет влияет на её жизнь;
как удобренная почва и не удобренная влияют на развитие растения;
как вода влияет на рост картофеля;
Это позволит расширить наше представление о картофеле как о культурном растении.
Литература
Гурин Ю. В. Школа занимательных наук.
С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2000.-944 стр.