Тема урока: «Образование почв и их разнообразие».
Цели урока:
Образовательная: повторить, закрепить и систематизировать знания, полученные при изучении темы: “Размножение”; обобщить представление учащихся о типах размножения и их роли в процессе жизнедеятельности организмов.
Развивающая: продолжить формировать умения: применять свои знания на практике, использовать различные источники биологической информации в процессе поиска решений, высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, слушать собеседника, работать самостоятельно и в группе; развивать память, пространственное мышление и логику.
Воспитательная: воспитывать культуру общения, способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как ценностной характеристики современного человека, формировать интерес к предмету.
Задачи урока:
а) дидактическая задача: обобщить представление учащихся о типах почви их роли в процессе жизнедеятельности организмов, продолжить формировать умения: применять свои знания на практике, использовать различные источники биологической информации в процессе поиска решений
б) организационные задачи: сформировать интерес к уроку, сделать знания личностно значимыми для учащихся, организовать поиск новой закономерности на основе взаимного сотрудничества; снять напряжение на уроке;
организовать само- и взаимоконтроль полноты и правильности полученных знаний и способов действия, а также самооценку своей работы на уроке.
Основные понятия: почва, гумус, перегной, типы почв, структура почвы.
Методы: 1) по источнику передачи информации: словесные, наглядные;
2) по степени самостоятельности мышления учащихся: частично - поисковые, репродуктивный;
3) по стимуляции интереса к обучению: создание проблемной ситуации, акцентирование внимания на практической значимости получаемых знаний;
Приемы: Эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, решение задач, организация групповой работы.
Оборудование: на столах учащихся стеклянные стаканы с разными образцами почв, стакан с чистой водой, палочка, ложечка, медиапроектор, компьютер, электронная доска
Тип урока: Урок изучения нового материала. (сочетание разных видов урока – работа в группах, исследование, работа с таблицами, создание проекта).
Ход урока
1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы с вами изучили большой раздел учебника «Горные породы», подвели итоги И сегодня мы переходим к новой главе «Почва- особое тело Земли».
Цели нашего урока :сформировать представление о разнообразии почв, их образовании, о плодородии почв; развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность; прививать каждому учащемуся любовь к родному краю, бережное отношение к земле.
Представьте, что вы работаете в научной лаборатории. И мы с вами не просто учитель и ученики, а научные сотрудники и сегодня будем наблюдать, рассуждать, открывать новые знания и делать выводы. Я предлагаю поработать сегодня в группах. А помогут нам распределиться по группам ваши знания горных пород. Сколько существует по способу образования горных пород? ( три) Какие?
-магматические
-осадочные
-метаморфические
Я подготовила названия горных пород , вы вытаскиваете название породы и садитесь за стол, с указанием этого образования. Договорились?
2. Объяснение нового материала, с использованием презентации.
А тему нашего исследования вы узнаете отгадав загадку:
Меня бьют, колотят, режут —
Я всё терплю, всем добром плачу. (Почва или Земля) (слайд 1)
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.
Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже должно быть догадались, как она называется. (предполагаемый ответ – почва).
Да, действительно, это – почва. И тема сегодняшнего урока посвящена этой чудесной кладовой: «Образование почв и их разнообразие»
Что такое почва?
Откройте учебник на стр. 115 прочтите внимательно . Кто ответит?
Еще в древности почву называли “матушкой- кормилицей” и сочиняли о ней сказки, легенды, пословицы, загадки (Ответы учащихся). Пословицы о Земле на русском и калмыцком языках. (например)
Без хозяина земля — круглая сирота.
Земелька черная, а хлебец белый родит.
Земля заботу любит.
Земля — кормилица.
Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.
Какова земля, таков и хлеб.
Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
- Вы не забыли, о чем мы говорили в начале урока. Мы научные сотрудник
- И сейчас мы с вами проведем исследовательскую работу, и узнаем, из чего состоит почва. У вас на партах стоит оборудование. Напоминаю вам правила техники безопасности «Как нужно себя вести во время работы со стеклом».Стекло хрупкое, может разбиться, что бы не поранится работайте аккуратно, не толкайте друг друга, стакан держите над столом. Первый эксперимент На бумагу насыпьте немного почвы и не рассыпая её,сожмите бумагу? Что вы увидели на бумаге? (она стала мокрой) Какой вывод можно сделать: В почве есть влага.
Задание первой группе Через лупу рассмотрите почву. 1.Какого цвета почва. 2. Какие частицы можно увидеть в почве. 3 Какой можно сделать вывод.
ВЫВОД: В почве есть остатки растений и животных – перегной. А что такое перегной?
Задание второй группе Бросить в стакан с водой кусочек почвы.
- Что вы видите?
Из почвы через воду идут пузырьки воздуха.
ВЫВОД: в почве есть воздух.
Задание третьей группе Бросить в стакан с водой кусочек почвы
Возьмите стеклянную палочку и осторожно помешайте. Дайте отстояться, что заметили?
ВЫВОД: в почве есть песок и глина
И ещё один опыт проделаю я. Я приготовила земляной раствор. Если взять капельку этого раствора капнуть на предметное стекло и выпарить над огнем, то останется на стекле белое пятно, что это? Минеральные соли
- Какой вывод можно сделать из результатов всех нашего исследования.
ВЫВОД: Почва бывает серого, тёмного, иногда совсем чёрного цвета. В почве есть воздух, остатки растений и животных, песок, глина и минеральные соли.
На магнитной доске прикреплён плакат с изображением разреза земли, каждая группа прикрепляет на плакат слова тех веществ, которые были обнаружены в почве путём эксперимента : влага, воздух, перегной, песок, глина, минеральные соли. Готовим проект на тему «Состав почвы».
А теперь физкультминутка
Разнообразие почв. Почвы бывают различные: в одних больше перегноя, а в других больше песка и глины. От количества перегноя зависит основное свойство почвы – её плодородие.
Почвы с большим количеством перегноя называются черноземными, другие почвы – песчаными или глинистыми, смотря по тому, чего в них больше, песка или глины.
Лучшая почва черноземная, т.к. в ней много солей и перегноя, она рыхлая, темная, хорошо прогревается солнцем и в ней достаточно влаги и воздуха; растения на такой почве хорошо растут и дают урожаи.
Глинистая почва весной сильнее пропитывается водой, которая иногда застаивается на её поверхности, а песчаные почвы засушливы, потому что быстро пропускают воду.
В нашем Сарпинском районе Республики Калмыкия почвы каштановые, светло –каштановые с пятнами солонцов, они мало пригодны для земледелия, в них мало перегноя и много солей, в некоторых местах встречаются солонцы (засоленные почвы), а также много глины и песка, а на востоке Республики в Городовиковском и Яшалтинском районе почвы темно -каштановые , богатые перегноем.
Заполняем таблицу
Название почвы
Характеристика.
Свойства
Черноземные
Много перегноя
Плодородная почва, в ней хорошо растут растения
Подзолистые
Бедны питательными веществами.
Такие почвы кислые.
Песчаные
Много песка, быстро нагреваются и высыхают.
Малопригодны для растений.
Глинистые
Много глины, высыхая становятся твердыми.
Малопригодны для растений.
Закрепление:
Давайте подведём итог. Что такое почва? Какая почва называется плодородной? Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)
Составляем синквеин.
Синквеин 1 строка существительное (ключевое слово)
2 строка два прилагательных
3строка три глагола
4 строка несущая предметный смысл 4 слова
5 строка вывод 1 слово
Почва
Плодородная, структурная.
Накапливает, выращивает, удобряет.
Наша земля заботу любит
Кормилица.
1) Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва, болото, глина)
2) Какие вещества входят в состав почвы, выбери и зачеркни лишнее: Песок, глина, вода, воздух, стекло, перегной, соли.
3) Основное свойство почвы.
(плодогрызие, плодородие, плодовымывание)
4) Самая богатая перегноем почва. (ч……..м)
5) Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (ПЕРЕГНОЙ)
Рефлексия. Поднимите красную карточку, кто считает, что поработал на уроке с полной отдачей и вполне удовлетворен своей работой.
Оценки за урок
Домашнее задание §27 стр 115-119
Заполнить рабочую тетрадь стр.57