kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 6 классе, посвященный Дню матери, по теме « Путешествие в мир текста» (комплексный анализ текста)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

обучающая: обучать учащихся анализировать текст,

                      показать, как языковые единицы «работают» над передачей содержания               текста , его смысла;

развивающая: содействовать развитию у учащихся  мыслительных операций, развитию устной и письменной речи,  языкового чутья,  познавательной активности через исследовательскую работу с текстом, через выполнение практических упражнений, развитие умения работать в группах, командами, самостоятельно добывать информацию и публично излагать ее;

воспитательная: побудить учащихся  к самостоятельной творческой деятельности.

Тип урока: урок повторения – закрепления.

Оборудование:

Раздаточный материал: карточки с заданиями.

Презентация.

Иллюстрации по теме «Мама и дети».

Технологии: Сингапурская методика обучения.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Объяснение цели урока: (В момент чтения отрывков  учителем на экране появляются картины с изображением матери и ребенка).

 

Сделать на свете мы многое сможем –

В глубинах морских и в космических тоже.

К тундре придем, и пустыням горячим.

Даже погоду переиначим.

Дел и дорог будет в жизни не мало.

Спросим себя: «Ну а где их начало?»

Вот он ответ наш правильный самый:

Все начинается с МАМЫ.

 

3.-Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?- .....

-Значит, тема высказывания сегодняшнего урока – «Мама».

-Сегодня с вами мы отправимся в путешествие в мир текста. Нам предстоит определить смысловую сторону текста, понаблюдать «жизнь» языковых единиц в тексте.

4.  Разминка. Модель Фрейера-Релли Робин.

- Итак, прежде чем отправиться в путешествие в текст, давайте вспомним, что такое текст.

Работаете с партнером по плечу. Вам нужно на этих листочках составить модель текста: написать понятие, определение, характеристику, примеры и противоположные примеры.(5 минут)

- Кто готов, покажите это. Ученик 1 стола 4 и ученик 4 стола 1.

5. Задание «4 лишнее»

- Сейчас вы вспомнили все, что касается текста. Применим это на практике. Мы сказали, что самая «маленькая» языковая единица-это слово. Сейчас вы работаете с партнером по лицу. Назовите 4  лишнее ( на листочках), запишите лишнее слово в тетрадях.  Затем поменяйтесь с партнерами  листочками и опять найдите 4 лишнее. У вас должно получиться 2 слова.

Назвать 4 лишнее: ласковая, бесценная, заботливая, надежная;

                                    нежная,   добрая, милая, трудолюбивая.

- Ребята, все эти прилагательные к кому мы всегда относим?

( К мамам)

- Посовещавшись , скажите ,какие слова у вас получились лишними?(бесценная, трудолюбивая). Ученик 3 стол 2.

-Почему эти слова у вас «лишние»?  Ученики под номером 2 встаньте.(Разный способ образования: бесценная- приставочный, а все другие –суффиксальный; это морфемный способ образования, а трудолюбивая –сложение 2 основ с помощью соединительной гласной о; это словообразовательный способ образования).

- Еще какой способ образования есть? (этимологический)

- Хорошо, спасибо. Чир!

- Разберите два лишних слова по составу. Раунд Робин.

6. Работа с текстом.

1)Чтение текста учителем.

Мамин урок (рассказ).

    Женя прибежал домой, взял корзину и снова куда – то убежал. Он вернулся через час. В одной руке он нес корзину, а в другой – один большой гриб.

- Смотрите, - сказал он,- я набрал целую корзину грибов. Какие они красивые! Шляпки у них красные, с белыми пятнами, ножки тонкие, белые. Такие стройные грибы! А этот, неуклюжий, толстый, белый, стоял один в стороне. Жалко мне его стало – вот и взял. Какой я молодец!

-Молодец!  Вот это белый гриб. Он съедобный. Сейчас приготовим картошку с грибами, - сказала мама и взяла толстый гриб.- А в корзине у тебя ядовитые грибы.  Это мухоморы. Нам придется их выбросить. Но они хорошее лекарство для больных лосей. Ты их больше не трогай.

Женя весь покраснел и надулся. «Я, такой маленький, собрал, еле донес целую корзину красивых грибов. А ты надо мной смеешься, хочешь выбросить их», - с обидой сказал шестилетний малыш.  Он готов был плакать, кричать.

-Теперь ты знаешь, какие грибы съедобные. Ты ведь хорошо запомнил слова мамы, - сказала она спокойным голосом и погладила сына по головке.

Некоторое время мальчик молчал.  Лицо его посветлело. Обида Жени  прошла. Ведь это был мамин очередной урок.

2) Чтение текста учениками про себя 1 раз.

3) Пересказ текста учениками по очереди.

4) Микс Пейр Шер – звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету.

- Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради и карандаши.

- Когда музыка остановится , вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять»( взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос  и даю 3-5 секунд на размышление.

1 вопрос : (Начинает тот, у кого нога больше)

-Какая связь в словосочетании  большой гриб? (согласование)

(Ученики делятся своими партнерами  по 30 секунд ( Тайм Пейр Шер))

- Поблагодарите своего партнера.

- А теперь на этот вопрос ответит…( Чир!)

( Музыка- музыка останавливается , ученики находят  другую пару)

2 вопрос : ( Начинает тот, у кого волосы светлее).

- Найдите в тексте  любое словосочетание со связью согласование.

- Подумайте 3 секунды.

(Ученики делятся своими партнерами  по 30 секунд ( Тайм Пейр Шер))

- Поблагодарите своего партнера.

-А теперь на этот вопрос ответит…( ( Чир!)

( Музыка- музыка останавливается , ученики находят  другую пару)

3 вопрос: ( Начинает тот, кто ниже ростом)

- Какая связь в словосочетании  взял корзину? (управление)

- Подумайте 3 секунды.

(Ученики делятся своими партнерами  по 30 секунд ( Тайм Пейр Шер))

- Поблагодарите своего партнера.

- А теперь на этот вопрос ответит…(Чир!)

- Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места.

5) Работа с предложением.

-Среди предложений 1-3  найдите простое предложение с однородными членами, объясните постановку знаков препинания. (предложение 1)

- Сделайте синтаксический разбор предложения. Раунд Робин - по часовой стрелке. Групповая работа. Работа на листочках.

(3 минуты.)

Женя прибежал домой, взял корзину и снова куда – то убежал.

- Кто закончил работу, соединяют руки.

-А теперь вслух  ответят ученики по номерами 3…( Чир!)

6) Анализ текста.

-1. Ребята, определите стиль и тип речи:

1) художественный; повествование;

2) публицистический; рассуждение;

3) разговорный; повествование;

4) художественный; повествование с элементами описания.

-2.Какое из высказываний соответствует содержанию текста:

            1.Дети должны  быть примером для родителей.

2.В лес надо ходить с родителями.

3. Мама – пример для подражания для своих детей.

4. Мухоморы – лучшее лекарство для лосей.

-3.Какой вывод мы можем сделать по тексту? Как мы можем ответить на вопрос: «В чем смысл текста?»

              1. «Мама – пример для подражания»

              2. «Мама –советчик»

              3. «Мама – учитель»

4. Другой ответ.

 

7) Углы ( На листочках)

- Каждый из вас должен  выбрать подходящий вариант ответа. Подумайте 3 секунды, запишите в тетрадях.

- Кто выбрал  ответ  под  1 –пройдите в этот угол, 2- в другой угол и т.д.

- Идите к вашему углу комнаты и найдите партнера для разговора не из вашей команды.

- Обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол?( по 15 секунд)

-…. Поделись мнением своего партнера.( Чир!)( Из каждого угла по 1 человеку)

- Ребята, а как вы думаете , под цифрой 4 можно ли было ответить, указав все признаки трех углов, т.е.   «Мама – пример для подражания, советчик,  учитель».

- Молодцы, ребята, пройдите на свои места.

  7.  Творческое задание.

-Мамы наши для нас – самые, самые…

1.Подберите к слову МАМА слова, характеризующие ее. Составьте текст из 3-4 предложений о своей маме, употребив эти слова.

 

 

 

МАМА

 

- А теперь  кто хочет  прочитать  свой текст? ( Чир!)

- Ребята, к какому выводу мы пришли сегодня на уроке?

 

8.Итог урока. Парковка.

-Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклейте  к парковке.

- Спасибо за урок. Вы- молодцы!

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе, посвященный Дню матери, по теме « Путешествие в мир текста» (комплексный анализ текста) »







Урок русского языка в 6В классе,

посвященный Дню матери,

по теме « Путешествие в мир текста»

(комплексный анализ текста)





Учитель: Гаптелбарова Д.М.















































Цели:

обучающая: обучать учащихся анализировать текст,

показать, как языковые единицы «работают» над передачей содержания текста , его смысла;

развивающая: содействовать развитию у учащихся мыслительных операций, развитию устной и письменной речи, языкового чутья, познавательной активности через исследовательскую работу с текстом, через выполнение практических упражнений, развитие умения работать в группах, командами, самостоятельно добывать информацию и публично излагать ее;

воспитательная: побудить учащихся к самостоятельной творческой деятельности.

Тип урока: урок повторения – закрепления.

Оборудование:

Раздаточный материал: карточки с заданиями.

Презентация.

Иллюстрации по теме «Мама и дети».

Технологии: Сингапурская методика обучения.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Объяснение цели урока: (В момент чтения отрывков учителем на экране появляются картины с изображением матери и ребенка).

Сделать на свете мы многое сможем –

В глубинах морских и в космических тоже.

К тундре придем, и пустыням горячим.

Даже погоду переиначим.

Дел и дорог будет в жизни не мало.

Спросим себя: «Ну а где их начало?»

Вот он ответ наш правильный самый:

Все начинается с МАМЫ.



3.-Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?- .....

-Значит, тема высказывания сегодняшнего урока – «Мама».

-Сегодня с вами мы отправимся в путешествие в мир текста. Нам предстоит определить смысловую сторону текста, понаблюдать «жизнь» языковых единиц в тексте.

4. Разминка. Модель Фрейера-Релли Робин.

- Итак, прежде чем отправиться в путешествие в текст, давайте вспомним, что такое текст.

Работаете с партнером по плечу. Вам нужно на этих листочках составить модель текста: написать понятие, определение, характеристику, примеры и противоположные примеры.(5 минут)

- Кто готов, покажите это. Ученик 1 стола 4 и ученик 4 стола 1.

5. Задание «4 лишнее»

- Сейчас вы вспомнили все, что касается текста. Применим это на практике. Мы сказали, что самая «маленькая» языковая единица-это слово. Сейчас вы работаете с партнером по лицу. Назовите 4 лишнее ( на листочках), запишите лишнее слово в тетрадях. Затем поменяйтесь с партнерами листочками и опять найдите 4 лишнее. У вас должно получиться 2 слова.

Назвать 4 лишнее: ласковая, бесценная, заботливая, надежная;

нежная, добрая, милая, трудолюбивая.

- Ребята, все эти прилагательные к кому мы всегда относим?

( К мамам)

- Посовещавшись , скажите ,какие слова у вас получились лишними?(бесценная, трудолюбивая). Ученик 3 стол 2.

-Почему эти слова у вас «лишние»? Ученики под номером 2 встаньте.(Разный способ образования: бесценная- приставочный, а все другие –суффиксальный; это морфемный способ образования, а трудолюбивая –сложение 2 основ с помощью соединительной гласной о; это словообразовательный способ образования).

- Еще какой способ образования есть? (этимологический)

- Хорошо, спасибо. Чир!

- Разберите два лишних слова по составу. Раунд Робин.

6. Работа с текстом.

1)Чтение текста учителем.

Мамин урок (рассказ).

Женя прибежал домой, взял корзину и снова куда – то убежал. Он вернулся через час. В одной руке он нес корзину, а в другой – один большой гриб.

- Смотрите, - сказал он,- я набрал целую корзину грибов. Какие они красивые! Шляпки у них красные, с белыми пятнами, ножки тонкие, белые. Такие стройные грибы! А этот, неуклюжий, толстый, белый, стоял один в стороне. Жалко мне его стало – вот и взял. Какой я молодец!

-Молодец! Вот это белый гриб. Он съедобный. Сейчас приготовим картошку с грибами, - сказала мама и взяла толстый гриб.- А в корзине у тебя ядовитые грибы. Это мухоморы. Нам придется их выбросить. Но они хорошее лекарство для больных лосей. Ты их больше не трогай.

Женя весь покраснел и надулся. «Я, такой маленький, собрал, еле донес целую корзину красивых грибов. А ты надо мной смеешься, хочешь выбросить их», - с обидой сказал шестилетний малыш. Он готов был плакать, кричать.

-Теперь ты знаешь, какие грибы съедобные. Ты ведь хорошо запомнил слова мамы, - сказала она спокойным голосом и погладила сына по головке.

Некоторое время мальчик молчал. Лицо его посветлело. Обида Жени прошла. Ведь это был мамин очередной урок.

2) Чтение текста учениками про себя 1 раз.

3) Пересказ текста учениками по очереди.

4) Микс Пейр Шер – звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету.

- Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради и карандаши.

- Когда музыка остановится , вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять»( взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3-5 секунд на размышление.

1 вопрос : (Начинает тот, у кого нога больше)

-Какая связь в словосочетании большой гриб? (согласование)

(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд ( Тайм Пейр Шер))

- Поблагодарите своего партнера.

- А теперь на этот вопрос ответит…( Чир!)

( Музыка- музыка останавливается , ученики находят другую пару)

2 вопрос : ( Начинает тот, у кого волосы светлее).

- Найдите в тексте любое словосочетание со связью согласование.

- Подумайте 3 секунды.

(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд ( Тайм Пейр Шер))

- Поблагодарите своего партнера.

-А теперь на этот вопрос ответит…( ( Чир!)

( Музыка- музыка останавливается , ученики находят другую пару)

3 вопрос: ( Начинает тот, кто ниже ростом)

- Какая связь в словосочетании взял корзину? (управление)

- Подумайте 3 секунды.

(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд ( Тайм Пейр Шер))

- Поблагодарите своего партнера.

- А теперь на этот вопрос ответит…(Чир!)

- Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места.

5) Работа с предложением.

-Среди предложений 1-3 найдите простое предложение с однородными членами, объясните постановку знаков препинания. (предложение 1)

- Сделайте синтаксический разбор предложения. Раунд Робин - по часовой стрелке. Групповая работа. Работа на листочках.

(3 минуты.)

Женя прибежал домой, взял корзину и снова куда – то убежал.

- Кто закончил работу, соединяют руки.

-А теперь вслух ответят ученики по номерами 3…( Чир!)

6) Анализ текста.

-1. Ребята, определите стиль и тип речи:

1) художественный; повествование;

2) публицистический; рассуждение;

3) разговорный; повествование;

4) художественный; повествование с элементами описания.

-2.Какое из высказываний соответствует содержанию текста:

1.Дети должны быть примером для родителей.

2.В лес надо ходить с родителями.

3. Мама – пример для подражания для своих детей.

4. Мухоморы – лучшее лекарство для лосей.

-3.Какой вывод мы можем сделать по тексту? Как мы можем ответить на вопрос: «В чем смысл текста?»

1. «Мама – пример для подражания»

2. «Мама –советчик»

3. «Мама – учитель»

4. Другой ответ.



7) Углы ( На листочках)

- Каждый из вас должен выбрать подходящий вариант ответа. Подумайте 3 секунды, запишите в тетрадях.

- Кто выбрал ответ под 1 –пройдите в этот угол, 2- в другой угол и т.д.

- Идите к вашему углу комнаты и найдите партнера для разговора не из вашей команды.

- Обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол?( по 15 секунд)

-…. Поделись мнением своего партнера.( Чир!)( Из каждого угла по 1 человеку)

- Ребята, а как вы думаете , под цифрой 4 можно ли было ответить, указав все признаки трех углов, т.е. «Мама – пример для подражания, советчик, учитель».

- Молодцы, ребята, пройдите на свои места.

7. Творческое задание.

-Мамы наши для нас – самые, самые…

1.Подберите к слову МАМА слова, характеризующие ее. Составьте текст из 3-4 предложений о своей маме, употребив эти слова.





- А теперь кто хочет прочитать свой текст? ( Чир!)

- Ребята, к какому выводу мы пришли сегодня на уроке?



8.Итог урока. Парковка.

-Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклейте к парковке.

- Спасибо за урок. Вы- молодцы!












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гаптелбарова Диляра Магсумовна

Дата: 31.01.2015

Номер свидетельства: 165013


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства