Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех во многом зависит от его организации. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток знаний порой не позволяет детям правильно оценивать результат своего исследования, особенно если результат отрицательный. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того , чтобы убедить ребенка не разочароваться и продолжить исследование.
Организуя учебную исследовательскую деятельность школьников, необходимо следовать методологии. Проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. Итогом исследовательской деятельности является выступление на детской конференции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность младших школьников »
Исследовательская деятельность младших школьников, как средство развития их творческого потенциала.
Учитель нач. классов Копылова Н. Ю. МБУ СОШ № 2
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех во многом зависит от его организации. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток знаний порой не позволяет детям правильно оценивать результат своего исследования, особенно если результат отрицательный. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того , чтобы убедить ребенка не разочароваться и продолжить исследование.
Организуя учебную исследовательскую деятельность школьников, необходимо следовать методологии. Проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. Итогом исследовательской деятельности является выступление на детской конференции.
В проектную деятельность учащиеся включаются постепенно, начиная с 1 класса. Еще до первых проектов, планируется исследовательская деятельность уч-ся На первых занятиях рассматриваются такие понятия как, ПРОБЛЕМА , ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ.
В 1 классе учащиеся учатся наблюдать, для того, чтобы стать хорошим исследователем. НАБЛЮДЕНИЕ – это самый популярный и доступный метод исследования. Оно служит ценнейшим и совершенно неоценимым источником получения разнообразных сведений о мире. Дети учатся составлять план исследования и наблюдения, находят информацию в книгах и журналах, узнают у других людей. С этой целью в 1 классе проводятся практикумы по тренировке задавать вопросы. Например: -- Вопросы домашних животных. ( подумайте, о чем хотели бы вас спросить животные, если бы умели говорить. Какие вопросы бы они задали? Что интересует кошку? Собаку? Попугая? По высказыванию ученика , учителя догадайтесь, каким бы мог быть вопрос?)
В 1 же классе учащиеся знакомятся с понятием СХЕМА. Это описание чего-либо в главных чертах с помощью рисунка или чертежа. Выделение главного и второстепенного. Умение обобщать, анализировать, и синтезировать учебный материал. ВСЯ ИССЛЕДОВАЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В 1 КЛАССЕ СТРОИТСЯ НА ИГРЕ. ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – КОЛЛЕКТИВНЫЙ.
Во 2 классе преобладает ГРУППОВОЙ ВИД ДЕЯТЕЬНОСТИ. Учащиеся продолжают наблюдать, учатся видеть проблемы, задавать вопросы, выделять причину и следствие. Но особая роль отводится эксперименту и исследованию .
ЭКСПЕРИМЕНТ предполагает проведение каких-то практических действий с объектом исследования , в ходе мыслительного эксперимента решаются определенные задачи. Например: ( Мыслительный эксперимент . Давайте порассуждаем: Что можно сделать из куска бумаги? Что нужно для того, чтобы человек был здоровым? Что будет, если люди научатся читать мысли других людей? Что можно сделать из песка? ) Одним из видов ИД является сбор и защита коллекций. Это могут быть конфетные обертки, наклейки, игрушки, ручки, флаконы, модели машин и так далее. Каждый исследователь мыслитель. А мыслить значит высказывать суждение. Суждение одна из форм логического мышления. Слушание высказываний по группам, коллективный их анализ идет по схеме: АНАЛИЗ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, СИНТЕЗ, СУЖДЕНИЕ, ВЫВОД.
В 3 и 4 классах преобладает групповая и ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Учащиеся продолжают совершенствовать технику экспериментирования. Учатся работать индивидуально. Самостоятельно выбирают тему и пишут исследовательскую работу. Занятия ИД развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Любая учебная работа ребенка, в том числе и исследовательская, должна быть доведена до логического конца. Моментом завершения работы должно являться не только признание ее завершенности учителем, а непременно публичное представление и коллективное обсуждение. Этап защиты выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Примерные темы: -------------Почему молоко скисает? Почему во время еды нельзя разговаривать? Роль пирога за праздничным столом. Полезны ли газированные напитки для детей? Так ли безобиден чай? Ветровой режим в поселке Шлюзовой и т. д.