kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации для учителей начальных классов по исследовательской деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации к исследовательской деятельности младших школьников в помощь учителям начальных классов. В данной работе содержится подробное описание ведения научно-исследовательской работы во 2-4 классах: от выбора темы и постановки целей и задач, до составления защиты, презентации своей работы. Также отмечается важность введения исследовательского вида деятельности именно в младшем школьном возрасте. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для учителей начальных классов по исследовательской деятельности младших школьников »

Методические рекомендации

к исследовательской деятельности младших школьников

Игиликова Алия Курманбаевна

учитель начальных классов

Тайбайской средней школы Ерейментауского района Акмолинской области

Республика Казахстан



Исследовательская деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребенка

(в помощь учителям начальной школы)


Еще совсем недавно считалось, что исследовательские способности для большинства людей – ненужная роскошь. Если кому-то они и нужны, то лишь узкой группе специалистов – научным работникам, разведчикам, следователям, и, может быть, ещё журналистам. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить в динамичном мире, современному человеку всё чаще приходится проявлять поисковую активность, поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способности искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои цели?

Эти вопросы актуальны, а решить их помогает организация учебной исследовательской деятельности.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.





Технология научного исследования


1.Выбор темы и целей исследования. Условия реализации.

В самом начале важно знать, что к работе над одной исследовательской работой допускается 1 или 2 учащихся, не более.

Итак, коллеги, с чего начать? Пожалуй, с того, что нужно внимательно, то есть очень обдуманно, выбрать объект и предмет исследования.

Далее необходимо сформулировать тему вашего исследования так, чтобы в ней отражалась вся суть вашей деятельности. В процессе разработки темы необходимо разрешить противоречие, ведущее к развитию наших умений, новых знаний. Выбран­ная вами тема должна быть доступной. Есть вопросы, на которые найти ответ вы не сможете или из-за недостатка знаний или из-за отсут­ствия необходимого оборудования. Ваша работа должна быть нужной. Её результаты должны быть интерес­ны не только вам, но ещё какому-то кругу людей. Одно из самых бесспорных проявлений таланта учёного — умение выбрать наи­более актуальную тему исследования. «Нужность» той или иной работы зависит от современного уровня соответствующей отрасли знаний, от тенденций её развития.

После выбора темы следует постановка цели исследования. Иными словами — чёт­ко сформулированный для вас вопрос, на который вы хотите получить ответ.

Цель исследования должна быть конкретной. При формулировке цели можно использовать слова: разработать, классифицировать, выявить взаимосвязь, выявить общие закономерности, уточнить и.т.п. Например, нельзя наблю­дать за муравьями вообще, но можно выяснить, к примеру, какие виды муравьев водятся в данной местности. Или постараться уз­нать, как муравьи находят дорогу к муравейнику: руководствуясь зрением или обонянием.


Наконец, условие четвёртое. Работа должна быть вам инте­ресна. Если самому не любопытно, каков будет полученный ре­зультат, если не доставляет радости сам процесс работы, лучше не беритесь за неё вовсе.

Впрочем, недаром говорят, что аппетит приходит во время еды. Часто интерес к работе проявляется именно в ходе самого ис­следования.

Говоря о выборе темы, хочется сделать одно замечание. Час­то школьников привлекают общие проблемы. Проблемы синтеза искусственного белка, например, или нахождение универсального лекарства от рака. Спору не!', это очень интересно. Не забывайте, однако, что начинать надо обязательно с частных вопросов, затем уже переходить к общим.

Впрочем, с возрастом не следует забывать о своих детских увлечениях и интересах. Например, Альберт Эйнштейн признал­ся, что никогда не терял своего детского интереса к вопросам «Что такое время?» и «Что такое пространство?» Итогом стало созда­ние теории относительности.


    1. ^ Планирование и выбор методики исследования.


Предположим, что вы выбрали тему работы, сформулировали во­просы, на которые рассчитываете получить ответы. Попытайтесь собрать как можно больше информации о предмете изучения. По­говорите с руководителем кружка, учителем, разыщите специали­стов, которые помогли бы вам подобрать книги и статьи по теме. Читая их, вы найдете ссылки на дополнительную литературу. По­скольку большую часть источников приходится брать в библиоте­ках, всю её никогда не удаётся держать под рукой. Поэтому обяза­тельно делайте выписки, не забывая при этом записывать, какие сведения откуда взяты. Зна­комство с литературой не только избавит вас от опасности сделать работу, кем-то уже выполненную, но и поможет уточнить задачу исследования и разработать его план.

В последние годы помимо печатных источников информа­ции появились ещё и электронные. Если у вас есть возможность, поищите нужные сведения в Internet.

Планирование работы подразумевает выбор методики прове­дения исследования, расчета, каким должен быть необходимый объём наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы сколько времени у вас уйдет.

Опыт показывает, что на сбор материала и его черновую об­работку должно уходить не больше 2/3, а на написание и оформле­ние работы не меньше 1/3 общего времени, затраченного на ра­боту.

Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследо­вания. В биологии различают экспериментальные исследования, которые проводятся в лаборатории, и исследования, проводимые в природе, в основе которых могут лежать наблюдения и сбор кол­лекций растений или животных.

При экспериментальных работах опыт заранее планируется, условия, в которых находятся подопытные животные или расте­ния, строго контролируются. Тут надо учитывать, что любой опыт нуждается в контроле и в повторностях.

Еди­ничный результат всегда может оказаться случайным. Выводы можно делать только тогда, когда, повторив опыт несколько раз, мы получим одинаковые или хотя бы сходные результаты.

К сожалению, наши юннаты часто пренебрегают повторностями (по принципу: «Чего там, и так все ясно»). Не мешает иметь в виду, что в современной науке повторяемость результата есть ос­новной критерий его истинности. Не будь этого правила, учёным пришлось бы тратить время, силы и средства на изучение всяких чудес вроде полтергейстов или Лохнесского чудовища.

Если в основе выбранной вами методики лежит не экспери­мент, а наблюдения или анализ научных коллекций, требование повторяемости не отменяется, но принимает' иную форму. Сход­ных наблюдений должно быть несколько. Если результаты их не­сколько отличаются, а чаще всего так и бывает, следует применить статистический метод (в самом простом случае — подсчитать среднюю арифметическую и оценить её достоверность, то есть вы­яснить, с какой вероятностью она не случайна). Впрочем, статис­тическая обработка и статистические оценки — предмет особого разговора. Отмстим только, что для серьёзной роботы они совер­шенно необходимы. Поэтому, если вы собираетесь в дальнейшем заниматься наукой, начинайте учиться статистике прямо сейчас.

Планируя объём материала, необходимый для надёжных вы­водов, надо иметь в виду, что слишком много его никогда не быва­ет. Ведь мало что-то понять самому, надо и других убедить в том, что это именно так, а не иначе. Значит, не следует считать лишни­ми однотипные опыты или наблюдения. Подчеркнем, однако, именно однотипные. Повторение неоднотипных наблюдений не только не имеет смысла, но и может привести к ошибкам.


    1. ^ Первичная регистрация данных.


Запомните: наблюдение или опыт, результаты, которых не занесе­ны на бумагу, не существуют. Да, да, просто не существуют! Как бы вы ни клялись в том, что «сами это видели и все прекрасно по­мните», в науке действует непреложное правило: незарегистриро­ванный факт равнозначен его полному отсутствию. Какой бы фе­номенальной ни была чья-то память, полагаться на нес нельзя. Любые наблюдения, результаты опытов должны быть запротоко­лированы, то есть, оформлены письменно. Выполнение этого тре­бования — обязательно.

При экспериментальной работе в специальном журнале (им может являться тетрадь или блокнот; удобнее всего - средний фор­мат с бумагой «в клеточку») регистрируются результаты каждого опыта. Иногда результат имеет форму словесного описания. Напри­мер: «при включении лампы хомяк двигается к кормушке» и т.п.

Некоторые результаты удобнее сразу представлять в виде таблицы. Так, при изучении поведения тех же хомяков в Т-образ­ном лабиринте (это делается для того, чтобы выяснить, есть ли среди них «левши» и «правши») результаты проще всего протоко­лировать так: Каждую повторность в этом случае заносят на отдельную страницу - это удобнее. При проведении наблюдений, особенно в полевых условиях, записи ведутся в дневнике наблюдений.


    1. ^ Обработка данных опытов и наблюдений.


Любая обработка первичных научных данных сводится к концен­трации информации в максимально сжатом виде. Обычно резуль­таты опытов или наблюдений можно представить в виде таблиц; графиков, схем и диаграмм, которые позволяют легко заметить определённые тенденции, уловить какие-то закономерности.

Первое, что обычно делают, это сводят полученные результа­ты в таблицы. С ними гораздо удобнее работать, чем с первичны­ми записями данных.

График, гистограмма и секторная диаграмма — наиболее по­пулярные способы графического изображения результатов иссле­дования, хотя, конечно, используются и многие другие способы.

Работа с таблицами, графиками, диаграммами нужна не только для того, чтобы представить ваш материал читателю. Она помогает глубже вникнуть в содержание данных, сделать какие-то выводы. Закончив обработку материала, сделав выводы, можно приступить к заключительному этапу исследования — оформле­нию полученных результатов в виде научного отчёта.


    1. ^ Оформление результатов исследования.


Форм изложения исследовательских работ много: научный отчёт, статья, заметка, книга, доклад, тезисы доклада и т.п.

Отчет — это одна из простейших форм, являющаяся обоб­щением первичных данных для последующих исследований, а так­же обзорных статей, очерков и т.д. В то же время отчёт представ­ляет собой законченный материал, подводящий итог определён­ному периоду наблюдений.

Отчеты, как и другие научные работы, пишутся приблизи­тельно по одному и тому же плану. В изложении следует доби­ваться точности и общедоступности. Не следует злоупотреблять научными терминами (частый грех начинающих), тем более нель­зя пользоваться словами, смысл которых вам не вполне ясен. На­укообразное нагромождение учёных слов — верное свидетельст­во того, что автор — новичок в науке. Умение грамотно и понят­но писать приходит с опытом.

Описание работы (или результаты и их обсуждение) Здесь приводится изложение наблюдений, результаты опы­тов, измерений, сравнений, учётов и их обсуждение. /Описание работы не предусматривает переписывание дневника наблюдений. Все полученные данные должны быть обработаны и осмыслены.

Сведение всех полученных данных в таблицы или представ­ление их в графиках и диаграммах — самый наглядный и эконом­ный способ обработки первичных данных. Но сами по себе табли­цы, диаграммы и графики только материал для описаний и размы­шлений. Это и должно быть основным содержанием данной гла­вы. Кроме того, в этой главе целесообразно провести обсуждение полученных данных и их сравнение.

Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе по данной теме, с обязательной ссылкой на используемые источники.

Выводы. В этой главе приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, в виде сжа­то изложенных пунктов.


    1. ^ Использованная литература.


Здесь необходимо перечислить все определители, методиче­ские разработки и рекомендации, статьи и монографии, которые использовались при выполнении работы, а также литературные источники, на которые ссылались при обсуждении и сравнении результатов.

Список составляют в алфавитном порядке по фамилиям ав­торов (или названиям сборников) и указывают: автора (-ов), на­звание, издательство и год издания, кол-во страниц.

При использовании источников на иностранных языках их помещают после списка русских источников, также по алфавиту.


    1. Приложения.


Часто собранный в результате проведённых исследований материал бывает очень объёмным. И при его обработке делается очень много схем, таблиц, графиков и т.п. Нет смысла помещать их всех в основной текст отчёта или статьи. Они будут лучше смо­треться вынесенными в приложения после основного текста. Сюда же можно поместить и некоторый первичный материал, напри­мер, описания пробных площадок или данные промеров и учетов, а также схемы и фотографии, выполненные в процессе работы. Но в любом случае на помещённый в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте работы.

Учебный процесс должен быть так построен, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ученика. Я считаю, что исследовательская деятельность младших школьников - это прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Игиликова Алия Курманбаевна

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203833

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "124370"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414689548"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Развитие познавательных способностей обучающихся  в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "160889"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422125632"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Проектная деятельность младших школьников"
    ["seo_title"] => string(45) "proektnaia_deiatelnost_mladshikh_shkolnikov_2"
    ["file_id"] => string(6) "582863"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1623128758"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Проектная деятельность в начальной школе при реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(60) "proiektnaiadieiatielnostvnachalnoishkoliepririealizatsiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "325287"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1462898064"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Работа на тему «Моделирование как средство обучения младших школьников решению текстовых задач». "
    ["seo_title"] => string(110) "rabota-na-tiemu-modielirovaniie-kak-sriedstvo-obuchieniia-mladshikh-shkol-nikov-rieshieniiu-tiekstovykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "111966"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408104282"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства