Методические рекомендации для учителей начальных классов по исследовательской деятельности младших школьников
Методические рекомендации для учителей начальных классов по исследовательской деятельности младших школьников
Методические рекомендации к исследовательской деятельности младших школьников в помощь учителям начальных классов. В данной работе содержится подробное описание ведения научно-исследовательской работы во 2-4 классах: от выбора темы и постановки целей и задач, до составления защиты, презентации своей работы. Также отмечается важность введения исследовательского вида деятельности именно в младшем школьном возрасте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для учителей начальных классов по исследовательской деятельности младших школьников »
Методические рекомендации
к исследовательской деятельности младших школьников
Игиликова Алия Курманбаевна
учитель начальных классов
Тайбайской средней школы Ерейментауского района Акмолинской области
Республика Казахстан
Исследовательская деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребенка
(в помощь учителям начальной школы)
Еще совсем недавно считалось, что исследовательские способности для большинства людей – ненужная роскошь. Если кому-то они и нужны, то лишь узкой группе специалистов – научным работникам, разведчикам, следователям, и, может быть, ещё журналистам. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить в динамичном мире, современному человеку всё чаще приходится проявлять поисковую активность, поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.
Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способности искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои цели?
Эти вопросы актуальны, а решить их помогает организация учебной исследовательской деятельности.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Технология научного исследования
1.Выбор темы и целей исследования. Условия реализации.
В самом начале важно знать, что к работе над одной исследовательской работой допускается 1 или 2 учащихся, не более.
Итак, коллеги, с чего начать? Пожалуй, с того, что нужно внимательно, то есть очень обдуманно, выбрать объект и предмет исследования.
Далее необходимо сформулировать тему вашего исследования так, чтобы в ней отражалась вся суть вашей деятельности. В процессе разработки темы необходимо разрешить противоречие, ведущее к развитию наших умений, новых знаний. Выбранная вами тема должна быть доступной. Есть вопросы, на которые найти ответ вы не сможете или из-за недостатка знаний или из-за отсутствия необходимого оборудования. Ваша работа должна быть нужной. Её результаты должны быть интересны не только вам, но ещё какому-то кругу людей. Одно из самых бесспорных проявлений таланта учёного — умение выбрать наиболее актуальную тему исследования. «Нужность» той или иной работы зависит от современного уровня соответствующей отрасли знаний, от тенденций её развития.
После выбора темы следует постановка цели исследования. Иными словами — чётко сформулированный для вас вопрос, на который вы хотите получить ответ.
Цель исследования должна быть конкретной. При формулировке цели можно использовать слова: разработать, классифицировать, выявить взаимосвязь, выявить общие закономерности, уточнить и.т.п. Например, нельзя наблюдать за муравьями вообще, но можно выяснить, к примеру, какие виды муравьев водятся в данной местности. Или постараться узнать, как муравьи находят дорогу к муравейнику: руководствуясь зрением или обонянием.
Наконец, условие четвёртое. Работа должна быть вам интересна. Если самому не любопытно, каков будет полученный результат, если не доставляет радости сам процесс работы, лучше не беритесь за неё вовсе.
Впрочем, недаром говорят, что аппетит приходит во время еды. Часто интерес к работе проявляется именно в ходе самого исследования.
Говоря о выборе темы, хочется сделать одно замечание. Часто школьников привлекают общие проблемы. Проблемы синтеза искусственного белка, например, или нахождение универсального лекарства от рака. Спору не!', это очень интересно. Не забывайте, однако, что начинать надо обязательно с частных вопросов, затем уже переходить к общим.
Впрочем, с возрастом не следует забывать о своих детских увлечениях и интересах. Например, Альберт Эйнштейн признался, что никогда не терял своего детского интереса к вопросам «Что такое время?» и «Что такое пространство?» Итогом стало создание теории относительности.
^ Планирование и выбор методики исследования.
Предположим, что вы выбрали тему работы, сформулировали вопросы, на которые рассчитываете получить ответы. Попытайтесь собрать как можно больше информации о предмете изучения. Поговорите с руководителем кружка, учителем, разыщите специалистов, которые помогли бы вам подобрать книги и статьи по теме. Читая их, вы найдете ссылки на дополнительную литературу. Поскольку большую часть источников приходится брать в библиотеках, всю её никогда не удаётся держать под рукой. Поэтому обязательно делайте выписки, не забывая при этом записывать, какие сведения откуда взяты. Знакомство с литературой не только избавит вас от опасности сделать работу, кем-то уже выполненную, но и поможет уточнить задачу исследования и разработать его план.
В последние годы помимо печатных источников информации появились ещё и электронные. Если у вас есть возможность, поищите нужные сведения в Internet.
Планирование работы подразумевает выбор методики проведения исследования, расчета, каким должен быть необходимый объём наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы сколько времени у вас уйдет.
Опыт показывает, что на сбор материала и его черновую обработку должно уходить не больше 2/3, а на написание и оформление работы не меньше 1/3 общего времени, затраченного на работу.
Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования. В биологии различают экспериментальные исследования, которые проводятся в лаборатории, и исследования, проводимые в природе, в основе которых могут лежать наблюдения и сбор коллекций растений или животных.
При экспериментальных работах опыт заранее планируется, условия, в которых находятся подопытные животные или растения, строго контролируются. Тут надо учитывать, что любой опыт нуждается в контроле и в повторностях.
Единичный результат всегда может оказаться случайным. Выводы можно делать только тогда, когда, повторив опыт несколько раз, мы получим одинаковые или хотя бы сходные результаты.
К сожалению, наши юннаты часто пренебрегают повторностями (по принципу: «Чего там, и так все ясно»). Не мешает иметь в виду, что в современной науке повторяемость результата есть основной критерий его истинности. Не будь этого правила, учёным пришлось бы тратить время, силы и средства на изучение всяких чудес вроде полтергейстов или Лохнесского чудовища.
Если в основе выбранной вами методики лежит не эксперимент, а наблюдения или анализ научных коллекций, требование повторяемости не отменяется, но принимает' иную форму. Сходных наблюдений должно быть несколько. Если результаты их несколько отличаются, а чаще всего так и бывает, следует применить статистический метод (в самом простом случае — подсчитать среднюю арифметическую и оценить её достоверность, то есть выяснить, с какой вероятностью она не случайна). Впрочем, статистическая обработка и статистические оценки — предмет особого разговора. Отмстим только, что для серьёзной роботы они совершенно необходимы. Поэтому, если вы собираетесь в дальнейшем заниматься наукой, начинайте учиться статистике прямо сейчас.
Планируя объём материала, необходимый для надёжных выводов, надо иметь в виду, что слишком много его никогда не бывает. Ведь мало что-то понять самому, надо и других убедить в том, что это именно так, а не иначе. Значит, не следует считать лишними однотипные опыты или наблюдения. Подчеркнем, однако, именно однотипные. Повторение неоднотипных наблюдений не только не имеет смысла, но и может привести к ошибкам.
^ Первичная регистрация данных.
Запомните: наблюдение или опыт, результаты, которых не занесены на бумагу, не существуют. Да, да, просто не существуют! Как бы вы ни клялись в том, что «сами это видели и все прекрасно помните», в науке действует непреложное правило: незарегистрированный факт равнозначен его полному отсутствию. Какой бы феноменальной ни была чья-то память, полагаться на нес нельзя. Любые наблюдения, результаты опытов должны быть запротоколированы, то есть, оформлены письменно. Выполнение этого требования — обязательно.
При экспериментальной работе в специальном журнале (им может являться тетрадь или блокнот; удобнее всего - средний формат с бумагой «в клеточку») регистрируются результаты каждого опыта. Иногда результат имеет форму словесного описания. Например: «при включении лампы хомяк двигается к кормушке» и т.п.
Некоторые результаты удобнее сразу представлять в виде таблицы. Так, при изучении поведения тех же хомяков в Т-образном лабиринте (это делается для того, чтобы выяснить, есть ли среди них «левши» и «правши») результаты проще всего протоколировать так: Каждую повторность в этом случае заносят на отдельную страницу - это удобнее. При проведении наблюдений, особенно в полевых условиях, записи ведутся в дневнике наблюдений.
^ Обработка данных опытов и наблюдений.
Любая обработка первичных научных данных сводится к концентрации информации в максимально сжатом виде. Обычно результаты опытов или наблюдений можно представить в виде таблиц; графиков, схем и диаграмм, которые позволяют легко заметить определённые тенденции, уловить какие-то закономерности.
Первое, что обычно делают, это сводят полученные результаты в таблицы. С ними гораздо удобнее работать, чем с первичными записями данных.
График, гистограмма и секторная диаграмма — наиболее популярные способы графического изображения результатов исследования, хотя, конечно, используются и многие другие способы.
Работа с таблицами, графиками, диаграммами нужна не только для того, чтобы представить ваш материал читателю. Она помогает глубже вникнуть в содержание данных, сделать какие-то выводы. Закончив обработку материала, сделав выводы, можно приступить к заключительному этапу исследования — оформлению полученных результатов в виде научного отчёта.
^ Оформление результатов исследования.
Форм изложения исследовательских работ много: научный отчёт, статья, заметка, книга, доклад, тезисы доклада и т.п.
Отчет — это одна из простейших форм, являющаяся обобщением первичных данных для последующих исследований, а также обзорных статей, очерков и т.д. В то же время отчёт представляет собой законченный материал, подводящий итог определённому периоду наблюдений.
Отчеты, как и другие научные работы, пишутся приблизительно по одному и тому же плану. В изложении следует добиваться точности и общедоступности. Не следует злоупотреблять научными терминами (частый грех начинающих), тем более нельзя пользоваться словами, смысл которых вам не вполне ясен. Наукообразное нагромождение учёных слов — верное свидетельство того, что автор — новичок в науке. Умение грамотно и понятно писать приходит с опытом.
Описание работы (или результаты и их обсуждение) Здесь приводится изложение наблюдений, результаты опытов, измерений, сравнений, учётов и их обсуждение. /Описание работы не предусматривает переписывание дневника наблюдений. Все полученные данные должны быть обработаны и осмыслены.
Сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах — самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Но сами по себе таблицы, диаграммы и графики только материал для описаний и размышлений. Это и должно быть основным содержанием данной главы. Кроме того, в этой главе целесообразно провести обсуждение полученных данных и их сравнение.
Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе по данной теме, с обязательной ссылкой на используемые источники.
Выводы. В этой главе приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, в виде сжато изложенных пунктов.
^ Использованная литература.
Здесь необходимо перечислить все определители, методические разработки и рекомендации, статьи и монографии, которые использовались при выполнении работы, а также литературные источники, на которые ссылались при обсуждении и сравнении результатов.
Список составляют в алфавитном порядке по фамилиям авторов (или названиям сборников) и указывают: автора (-ов), название, издательство и год издания, кол-во страниц.
При использовании источников на иностранных языках их помещают после списка русских источников, также по алфавиту.
Приложения.
Часто собранный в результате проведённых исследований материал бывает очень объёмным. И при его обработке делается очень много схем, таблиц, графиков и т.п. Нет смысла помещать их всех в основной текст отчёта или статьи. Они будут лучше смотреться вынесенными в приложения после основного текста. Сюда же можно поместить и некоторый первичный материал, например, описания пробных площадок или данные промеров и учетов, а также схемы и фотографии, выполненные в процессе работы. Но в любом случае на помещённый в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте работы.
Учебный процесс должен быть так построен, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ученика. Я считаю, что исследовательская деятельность младших школьников - это прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.