kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательской деятельность младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается, как проводить исследовательскую работу с младшими школьниками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательской деятельность младших школьников»

Исследовательской деятельность младших школьников

Е.И.Смирнова

МБОУ ООШ №10 г.Таштагол


Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Исследовательские умения играют важную роль в адаптации личности к условиям постоянно меняющегося мира.

Знакомство с возможностями реализации развития исследовательских навыков младшего школьника в условиях ФГОС начального общего образования открывает учителю начальных классов большое поле деятельности для развития у младших школьников исследовательских навыков. Навыков, необходимых для изучения абсолютно всех предметов школьной программы, которые пригодятся и в дальнейшем обучении и мировосприятии. Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Но и на других предметах это возможно. Например, на уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества можно проводить сравнительный анализ народных сказок. Простой пример – сказка «Теремок», знакомая учащимся с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки (есть ли в сказке муха и комар). Для того чтобы его разрешить, нужно познакомиться с разными вариантами сказки. На уроках технологии темы могут быть такими: изучение свойства бумаги, свойства разных тканей и т.д. Но, именно знакомство с окружающим миром, является стержнем, фундаментом для развития исследовательских навыков младшего школьника. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом: 1) актуализация проблемы; 2) определение сферы исследования; 3) выбор темы исследования ; 4) выработка гипотезы; 5) выявление и систематизация подходов к решению; 6) определение последовательности проведения исследования; 7) сбор и обработка информации; 8) анализ и обобщение полученных материалов; 9)подготовка отчета ; 10) доклад; 11) обсуждение итогов завершенной работы.

В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

1) педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику; 2) педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно; 3) ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение. При формировании навыков исследовательской деятельности можно использовать следующие направления в работе: 1) индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы),
б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта) возможна при высокой внутренней мотивации ребенка к учебной деятельности; 2) групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами; 3) массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, совместная подготовка и проведение предметных недель, предметных олимпиад. Если обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности , то у ребёнка утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Исследовательская деятельность школьников способствует формированию у обучающихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, развивает способности управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Исследовательская работа подготавливает учащихся к самостоятельности, вырабатывает активную жизненную позицию.

Таким образом, успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека определять ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, верно оценивать достигаемые результаты. Все эти качества развиваются у младших школьников при формировании навыков исследовательской деятельности.


Литература: 
1. Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников.
Начальная школа плюс До и После, - 2005.-№2. 
2. Кравей Т.Н. Младшие школьники проводят исследование. 
Начальное образование.-2005.-№6. 

3. Леонтович А.В. В чём отличие исследовательской деятельности от 

других видов творческой деятельности. Завуч.-2001.-№1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Исследовательской деятельность младших школьников

Автор: Смирнова Елена Ивановна

Дата: 30.10.2019

Номер свидетельства: 524960

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(86) "mastier-klass-orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "101883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402463989"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Формирование потребности в здоровом образе жизни, через исследовательскую деятельность младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(119) "formirovaniie-potriebnosti-v-zdorovom-obrazie-zhizni-chieriez-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "168040"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423160328"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Исследовательская деятельность младших школьников Пригородной СОШ"
    ["seo_title"] => string(67) "issliedovatielskaiadieiatielnostmladshikhshkolnikovprighorodnoisosh"
    ["file_id"] => string(6) "279657"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453278464"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методические рекомендации для учителей начальных классов по исследовательской деятельности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(130) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-po-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "203833"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429548839"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Организация проектно – исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(124) "orghanizatsiia-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "172478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423826269"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства