Просмотр содержимого документа
«Исследовательской деятельность младших школьников»
Исследовательской деятельность младших школьников
Е.И.Смирнова
МБОУ ООШ №10 г.Таштагол
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Исследовательские умения играют важную роль в адаптации личности к условиям постоянно меняющегося мира.
Знакомство с возможностями реализации развития исследовательских навыков младшего школьника в условиях ФГОС начального общего образования открывает учителю начальных классов большое поле деятельности для развития у младших школьников исследовательских навыков. Навыков, необходимых для изучения абсолютно всех предметов школьной программы, которые пригодятся и в дальнейшем обучении и мировосприятии. Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Но и на других предметах это возможно. Например, на уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества можно проводить сравнительный анализ народных сказок. Простой пример – сказка «Теремок», знакомая учащимся с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки (есть ли в сказке муха и комар). Для того чтобы его разрешить, нужно познакомиться с разными вариантами сказки. На уроках технологии темы могут быть такими: изучение свойства бумаги, свойства разных тканей и т.д. Но, именно знакомство с окружающим миром, является стержнем, фундаментом для развития исследовательских навыков младшего школьника. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом: 1) актуализация проблемы; 2) определение сферы исследования; 3) выбор темы исследования ; 4) выработка гипотезы; 5) выявление и систематизация подходов к решению; 6) определение последовательности проведения исследования; 7) сбор и обработка информации; 8) анализ и обобщение полученных материалов; 9)подготовка отчета ; 10) доклад; 11) обсуждение итогов завершенной работы.
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:
1) педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику; 2) педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно; 3) ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение. При формировании навыков исследовательской деятельности можно использовать следующие направления в работе: 1) индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы), б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта) возможна при высокой внутренней мотивации ребенка к учебной деятельности; 2) групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами; 3) массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, совместная подготовка и проведение предметных недель, предметных олимпиад. Если обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности , то у ребёнка утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Исследовательская деятельность школьников способствует формированию у обучающихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, развивает способности управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Исследовательская работа подготавливает учащихся к самостоятельности, вырабатывает активную жизненную позицию.
Таким образом, успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека определять ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, верно оценивать достигаемые результаты. Все эти качества развиваются у младших школьников при формировании навыков исследовательской деятельности.
Литература: 1. Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников. Начальная школа плюс До и После, - 2005.-№2. 2. Кравей Т.Н. Младшие школьники проводят исследование. Начальное образование.-2005.-№6.
3. Леонтович А.В. В чём отличие исследовательской деятельности от
других видов творческой деятельности. Завуч.-2001.-№1