kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа на тему "Соль в жизни человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа на тему "Соль в жизни челровека".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему "Соль в жизни человека"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Учхозская средняя общеобразовательная школа»

Краснослободского муниципального района

Республики Мордовия







Исследовательская работа на тему: «Соль в жизни человека»









Автор работы:Шмырева Мария


Место выполнения работы

МБОУ «Учхозская СОШ» 2 класс,


Научный руководитель:

Пастухова Ольга Владимировна,

учитель начальных классов





2018-2019г.


Оглавление


Введение ----------------------------------------- ----------------------------------- ------

Основная часть

1. Теоретическое исследование

Происхождение слова «соль» -------------------------------------------------------

Исторические сведения о добычи соли --------------------- ---------------- ----

Виды соли -------------------------------------------------- ------- --------------------

Значение соли для организма -------------------------------------------------------

Соль в народных поверьях ----------------------------------------------------------

2. Экспериментальная часть

Свойства соли ----------------------------------------------------------------------- ---

Выращивание кристаллов соли --------------------------------- ----------------- --

Заключение ---------------- -------------------------------------------------------- ---





































Введение


Тема моего исследования – соль.

Накрывая на стол, мы в первую очередь ставим в центр стола солонку, а приглашая гостей кушать, говорим: «разделите с нами хлеб и соль». О лучших представителях общества говорят «Вы – соль земли». Если человеку не понятен смысл чьей-то шутки, он спрашивает: «А в чём соль?» Почему соль занимает такое важное место? Какую роль играет она в жизни человека, и откуда берётся? Так началось моё исследование соли. Постепенно вопросов стало больше, и мне захотелось узнать о свойствах соли и том, как вырастить кристаллы соли дома. Так была выбрана тема исследования: «Соль в жизни человека».  

Цель моего исследования:

  • Выяснить свойства соли и роль соли в жизни людей.

  • Вырастить кристаллы соли в домашних условиях.


Задачи исследования:

    • изучить исторические сведения о соли, о способах её добычи;

    • узнать о значении соли в жизни человека;

    • изучить свойства соли и вырастить кристаллы соли;


Мой план работы:

  • изучить литературу,

  • поискать информацию в Интернете.

  • провести опыты по изучению свойств соли в присутствии взрослых дома фотографируя этапы работы.





















Основная часть.


Теоретическое исследование.


Происхождение слова соль.


В толковом словаре В.И. Даля о соли говорится так: «… соль поваренная, кухонная, известная приправа нашей пищи. Это и острота ума, остроумие, едкая насмешка» .

Происхождение слова «соль» связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Идти «посолонь» - это старинное выражение, которое означает: идти вслед за Солнцем. Меня удивило, что слово «соль» встречается в языках разных народов: у скандинавов богиню солнца зовут Соль, а у северных германцев так зовут хозяйку солнечного диска. В Древнем Риме «sol» — тоже Солнце, солнечное божество.
























Исторические сведения о добычи соли.


Человек использует соль в пищу более десяти тысяч лет. В древние времена она ценилась дороже золота. Из-за мест добычи соли происходили военные столкновения.

В древности люди использовали несколько способов добычи соли:

  1. естественное испарение морской воды для получения «морской» соли,

  2. вываривание воды соленых озер с получением «поваренной» соли,

  3. выламывание «каменной» соли в подземных рудниках.

Караваны с солью римляне называли «Виа Солариа», что означало «Соляной путь». Караваны охранялись отрядами войнов, чтобы соль не стала добычей разбойников. Учёные считают, что тогда появилось слово «солдат», и произошло оно от слова «сольдо», что тоже означает «соль» .

По территории Украины в старину проходил «Чумацкий шлях». Это торговый путь, по которому с XVI по XIX век возили соль, добытую на побережье Чёрного моря, в Крыму. Проходил этот путь по левому берегу Днепра через запорожские степи до Крымского полуострова. Казаков, перевозивших соль, называли чумаками. В 2007 году, в память об этом историческом маршруте, в Украине выпустили памятную монету, изображающую обоз чумаков, идущий по Чумацкому шляху.

Солеварение на Руси возникло в начале 7 века. Соляные промыслы принадлежали монахам. Выварка соли приносила монастырям огромные прибыли. Первое письменное упоминание о добыче соли на Руси относится к 1137 году, когда князь Святослав Олегович в Новгороде повелел собирать с каждой солеварни налог солью. Соль добывали из рассолов, которые выкачивали из солёных озёр из недр земли. Чтобы добраться до подземных соляных источников, строили буровые скважины, которые в 15 веке достигали глубины 60–70 м. В скважины опускали трубы, изготовленные из цельного дерева, а затем жидкость упаривали в железных противнях на дровяной топке. В 1780 году в России таким способом было выварено более ста тысяч тонн соли. Вываркой соли руководил опытный мастер (или повар), которому помогали подварок и несколько рабочих. Повар затапливал печь, а подварок в это время пускал в котел рассол. Рассол доводили до кипения, варка иногда продолжалась до полутора суток. Нужно было следить за жаром в печи, чтобы не допускать пригорания соли. Когда соляной раствор загустевал, кристаллическая соль начинала оседать хлопьями на дно. Жар в печи уменьшали и постепенно гасили огонь. Потом рабочие сгребали соль лопатами для сушки, а затем ссыпали в мешки... Такой способ получения соли существовал почти до конца XIX века. А слово «повар» дало название современной соли - «поваренная»...

Добычей морской соли в России уже в XII веке активно занимались жители Поморья.

История добычи соли отражена не толь­ко в древних рукописях, но и в названиях старинных русских городов и на их гербах: Соликамск, Солигалич, Сольвычегодск, Усолье-Сибирское.

Запасы соли на Земле практически неисчерпаемы. Соль есть как в недрах Земли, так и на поверхности в виде огромных глыб, встречаются даже це­лые соляные горы. (Например, гора Ходжа-Мумын в Таджикистане. Она состоит из каменной соли и поднимается на 900 м над уровнем моря). В растворенном состоянии соль содержится в воде морей и океанов, в минеральных озерах и ручьях. Если собрать всю соль в твердом виде, она заняла бы объём в 20 млн. км3. То есть, таким количеством соли можно покрыть всю Землю слоем, толщина которого превысила бы 30-этажный дом! В настоящее время поваренную соль добывают из отложений соляных озер и на месторождениях каменной соли – галита.






















Виды соли.

Я узнала, что существует несколько видов пищевой соли.

Экстра – этот вид соли получают путем выпаривания каменной соли и отбеливания. Это не самый полезный вид соли.

Поваренная соль - очищенная и отбеленная каменная соль в средних кристаллах.

Каменная соль - натуральная соль из шахт, на цвет сероватая.

Йодированная соль - обогащенная йодом каменная соль всех видов очистки. Полезна всем, но при повышенной активности щитовидной железы от нее лучше отказаться.

Морская соль - выпаренная солнечными лучами или нагреванием из морской воды, поэтому имеет слегка маслянистую текстуру. Немного мягче каменной и не нуждается в отбеливателях. Содержит йод и считается самой здоровой их всех видов соли.

Черная соль - природная неочищенная или полученная путем выжигания соляных глыб. Богата разными минеральными соединениями и имеет специфический вкус.

Диетическая соль - Предназначена для тех людей, кто страдает остеохондрозом.



























Значение соли для организма человека и животных.


Соль важна для организма человека и для животных. Потребность в ней связана с инстинктом. Поэтому соленость – это одно из четырех основных вкусовых ощущений у человека. Наш язык ощущает 4 основных вкуса: соленость, кислоту, сладость и горечь. В приготовлении пищи соль  - это важнейшая приправа. Без соли пища кажется нам пресной.


Недостаток соли очень плохо сказывается на силе и скорости реакции: у животных снижается способность добывать себе пищу, а у человека снижается работоспособность. При этом человек ощущает слабость, сонливость, а при длительной нехватке соли появляется головокружение, тошнота, потеря вкуса, иногда полная утрата вкусовых ощущений. Но и избыток соли в организме также вреден, так как может стать причиной разных заболеваний: снижается зрение, повышается давление, развиваются заболевания сердца и опорно-двигательного аппарата. Не зря народная пословица гласит: «Недосол на столе, пересол на спине». Поэтому можно сделать вывод о важности соли в организме человека.

В теле взрослого человека содержится около 300 грамм соли, у нас солёная кровь, слёзы и пот. В организме людей соль выполняет две важнейшие функции - поддерживает водный баланс и образует соляную кислоту для переваривания пищи в желудке. Соль всё время расходуется, поэтому её количество нужно каждый день пополнять. Открытием для меня стало, что обычная пищевая соль может стать сильнейшим ядом. Доза, в 10 раз превышающая обычную, является смертельной (для человека весом 80 кг это около 250 граммов). Средняя норма соли для взрослого человека: 10-15 грамм в день. (В жарких странах до 20 грамм, потому, что много соли теряется с потом). Я посчитала, что человек съедает в среднем за год от трёх с половиной до пяти килограмм соли. За 80 лет жизни это составит 350 - 400 кг!!!

С по­мощью соли консервируют мясо, рыбу, овощи. Это известно с доисторических времен: в большом количестве соль убивает микро­организмы. А в соляных шахтах Хатчинсона (штат Канзас, США) собраны огромные ценности: старинные картины и монеты, важные документы, микрофильмы, меха. Соль не дает этим предметам испортиться.













Соль в народных поверьях.

На Руси хлебом-солью встречают гостей. Это выражение гостеприимства, ставшее традицией. Но этот обычай имел ещё одно важное значение, о котором сейчас мало знают, – соль была оберегом, ведь наши предки верили, что соль защищает от враждебных тёмных сил. В старину в новый дом сначала запускали петуха или кошку, за ними входили с хлебом-солью и иконой все остальные члены семьи.

С солью связано множество суеверий и примет, и самая «главная» из них о том, что просыпать соль – к ссоре. Просто соль в далеком прошлом ценилась на вес золота и была не в каждом доме. Относились к ней бережно, выставляли на стол только для самых дорогих гостей. Если же гость просыпал соль - это считалось неуважением к хозяевам. Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре, вражде. Но от ссоры можно спастись: нужно аккуратно смахнуть просыпанную соль тряпочкой на белое блюдечко и произнести над ней три раза слова оберега: «Соль - не вода, все уйдет без следа». Или кинуть через левое плечо три щепотки соли, или трижды плюнуть туда же.

У многих народов существовал обычай «солить» новорожденных – считалось, что это оградит детей от злых духов. Например, у древних евреев новорожденных детей посыпали солью, а в Германии крупинку соли клали новорожденному ребенку на язык, а ещё сыпали соль на спины новорожденным телятам и жеребятам. В Греции дети носили мешочки с солью на шее.

В Японии солью посыпают помост для борьбы сумо, чтобы отогнать злых духов.

Во Франции считали, что против cоли ведьмы бессильны. Соль носили с собой, а весной посыпали с четырех сторон пастбища, чтобы уберечь скотину.

В прошлом в России на свадьбе пищу для родителей жениха должна была солить невеста. Чтобы ее не заподозрили в жадности, она бросала соли побольше. Поэтому до сих пор говорят: «Пересолила, значит, влюбилась».

Есть примета: в начале и в конце обеда нужно съесть кусочек хлеба с солью – это к счастью. Хотя существует пояснение к этой примете: если можешь перед обедом хлеб с солью съесть - значит, голоден; а если и после обеда можешь - значит, не переел.

Народная мудрость советует:

-Начиная день, проглоти крупинку соли, тогда жди удачи.

-Собираясь в дальнюю дорогу, заверни кусочек соли и повесь на грудь.

-Заболело горло – пополощи его раствором соли.

-Расстроены нервы– полезно обтирание и купание в соленой воде– морской, озерной.

-Съесть вместе пуд соли – значит хорошо узнать друг друга и подружиться.

-Если в походе костёр не разгорается – бросьте в огонь щепотку соли. Гореть будет ярче.

Отношение к соли также отражено в многочисленных пословицах, поговорках и загадках про соль.









































Экспериментальная часть.

Свойства соли.

Мне захотелось изучить свойства соли. Для этого я проводила опыты дома. Я убедилась, что соль обладает интересными свойствами.

  1. Соль растворяется в воде. В половине литра воды растворилось около 180 грамм соли, а если раствор подогреть, то можно растворить и больше. Такую жидкость называют «насыщенный раствор соли»

  1. Соль придаёт воде плотность. Чтобы убедиться в этом, я опустила одно куриное яйцо в банку с чистой водой, а другое – в раствор соли. В солёной воде яйцо не тонет. Я сделала вывод: легче научиться плавать в солёной воде, чем в пресной.

  1. Соль убивает микробы. Изучить это свойство мне помогла бабушка. Мы взяли два кусочка сырого мяса, и один из них посыпали солью со всех сторон. Блюдечки с мясом вынесли на балкон. Через день я почувствовала неприятный запах от первого кусочка, а мясо с солью на вид почти не изменилось. Это свойство использовали моряки в средние века, когда не умели консервировать.

Мясо солили в бочках, отправляясь в долгие морские путешествия, чтобы оно не портилось. Такое мясо называли «солонина».

  1. Соль ускоряет таянье снега и льда. Это очень легко проверить. Я взяла кубики льда и половину из них посыпала солью. Они растаяли быстрее.

  1. Соль образует кристаллы. Чтобы это проверить, я провела опыты по выращиванию кристаллов.

























Выращивание кристаллов.


Опыт проводился дома. Теплый насыщенный раствор поваренной соли я профильтровала и перелила в чистую банку. Мы поместили в банку спираль из проволоки, на ниточках стеклянные бусины, гайку.

Через несколько дней нитка на крышке банки стала покрываться белым солёным налётом, спиралька стала тусклой. Через 10 дней на нитках образовались маленькие прозрачные кубики, это были кристаллики чистой соли! Я заметила, что нитки покрываются кристаллами быстрее, а на гладких стеклянных бусинках и на гайке кристаллов не было. Через две недели кубики соли подросли, их количество увеличилось. Все кристаллики имеют ровные грани. На дне банок также осели мелкие прозрачные кристаллики, а края баночек снаружи и петельки ниток покрылись белыми «сугробами» мелкого соляного налёта. Через месяц вода испарилась наполовину, кристаллы подросли ещё немного, получились целые гроздья кристаллов.

Кроме этого, мы налили солёную воду в блюдце и оставили на тёплом подоконнике. Вода испарялась, а в блюдце уже на третий день появились мелкие кубики. Края блюдца покрылись соляной коркой, кубики увеличивались. Когда вся вода испарилась, кубики соли стали размером с головку спички. Их грани не были ровными, как у кристаллов из банки, и они получились не прозрачные.

Но у меня возник вопрос, а почему соль нарастает именно в форме кубиков? Оказалось, соль состоит из двух веществ - натрия и хлора, и они притягиваются друг к другу, как плюс и минус у магнита. Моя учительница сказала, что это, конечно, очень упрощенное объяснение, но в 8 классе на уроках химии я узнаю о строении веществ подробнее.

В результате этих опытов я поняла, как выпариванием получают соль из морской воды: вода испаряется, а кристаллы оседают на камнях или каких-либо выступах. Ещё я узнала, как из солёной морской воды получить и соль, и пресную воду. Морскую воду нужно заморозить, полученный лёд растопить – вот и пресная вода, а из незамёрзшей части нужно выпарить воду, чтобы осталась соль. Также я поняла, как у людей происходит отложение солей в организме. Избыток соли образует кристаллы на костях, человеку труднее двигаться, появляются боли.







Заключение.

Благодаря этому исследованию я узнала много нового и полезного для себя и своей семьи. Я выяснила, что соль обладает разными свойствами:

  1. Растворимость.

  2. Плотность.

  3. Соль убивает микробы и бактерии, вызывающие гниение.

  4. Соль - консервант.

  5. Соль усиливает таянье снега и льда.

  6. Соль – кристаллическое вещество.


Я узнала, что поваренная соль — это кристаллическое вещество, и единственное минеральное вещество, которое человек употребляет в чистом виде. Соль содержится в организмах людей и животных, а также в растениях, без неё невозможно пищеварение. Я наблюдала, как в водном растворе соли растут твёрдые кристаллы, и поняла, почему и как соль может накапливаться в организме. Очень важно поддерживать баланс соли, потому что и недостаток, и избыток соли вызывают у человека разные болезни. В моей семье 4 человека, пачку соли (1 кг) мы съедаем за 35 дней, получается приблизительно по 7 грамм на каждого в день. Я постараюсь следить за употреблением соли в моей семье, чтобы мои родные не употребляли её больше, чем нужно, чтобы у них не появились проблемы со здоровьем в будущем.



























Список литературы

1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», версия 2008 года (DVD)

2. Даль В.И. «Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. – Москва, «Эксмо Форум», 2007, стр. 256.

3. «Пословицы русского народа». – Москва, «Художественная литература», 1984

4. «Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно». Русские народные загадки. - Москва, «Детская литература», 1991г.

5. «Энциклопедия – школьнику. Для любознательных детей разного возраста» - Киев, ООО «Астарта», 1995, стр. 354





Список интернет – источников

6. http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/POVARENNAYA_SOL.html?page=0,1

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%E2%E0%F0%E5%ED%ED%E0%FF_%F1%EE%EB%FC

8. http://horo.qip.ru/article/slavjane/novosele-u-drevnih-slavyan/

9. http://one-must.ru/?p=4649

10. http://pagandom.ru/slavyanskoe-yazychestvo/primety-slavyan/primety-svyazannye-s-pischei.html

11. http://www.prozagadki.ru/150-zagadki-pro-sol.html - загадки

12. http://forum.ahtubinsk.ru/index.php?showtopic=3266&mode=threaded&pid=80522

13.http://vechkitova.ucoz.ru/load/literaturnaja_mozaika/legendy_astrakhanskogo_kraja/sol_v_legendakh/113-1-0-382




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа на тему "Соль в жизни человека"

Автор: Пастухова Ольга Владимировна

Дата: 25.02.2019

Номер свидетельства: 501375

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Исследовательская работа "Чудо-соль" "
    ["seo_title"] => string(37) "issliedovatiel-skaia-rabota-chudo-sol"
    ["file_id"] => string(6) "170796"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423586500"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Исследовательская работа  Тема: НЕОЖИДАННОЕ О ПРИВЫЧНОМ-ученик  4 класса Назаров Дмитрий"
    ["seo_title"] => string(95) "issliedovatiel-skaia-rabota-tiema-nieozhidannoie-o-privychnom-uchienik-4-klassa-nazarov-dmitrii"
    ["file_id"] => string(6) "250335"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447073214"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Презентация исследовательской работы по теме: «Эта удивительная соль»"
    ["seo_title"] => string(66) "prezentatsiia_issledovatelskoi_raboty_po_teme_eta_udivitelnaia_sol"
    ["file_id"] => string(6) "512913"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1559287082"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Методическая разработка урока "Необходимость и достаточность или химия Жизни". "СОЛИ". "
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-nieobkhodimost-i-dostatochnost-ili-khimiia-zhizni-soli"
    ["file_id"] => string(6) "193093"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427563221"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. "
    ["seo_title"] => string(141) "issliedovatiel-skaia-rabota-kak-sposob-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-v-nachal-noi-shkolie-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "137705"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417426432"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства