kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Необходимость и достаточность или химия Жизни". "СОЛИ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                      Конспект урока химии

Тема: «Необходимость  и достаточность  или  химия Жизни».            

                                              «СОЛИ».

                             (программа О.С. Габриелян химия 8)

                                             Составила: Яндырбаева Румиса Рамзановна

                                                                                       учитель химии

                                                                                      МБОУ «СОШ№23» 

                                                                                                г. Грозный. 

«Необходимость  и достаточность  или  химия Жизни». «СОЛИ».

Цель урока: Изучение состава, строения и номенклатуры солей.

Задачи урока:

образовательные: актуализировать знания учащихся по темам "Оксиды", "Основания", "Кислоты"; формирование практических умений: определять вещества разных классов с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, щелочей, соблюдая правила техники безопасности;

развивающие: культура речи и письма, познавательных и общеучебных умений и навыков; развитие у учащихся логических мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать и делать выводы, исследовательских и практических навыков.

воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, умение работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Методы, приемы работы: Словесно-наглядные, диалогические методы, практический  эксперимент.

Оснащение урока:

презентация "Соли", компьютер, проектор, интерактивная доска; оборудование для лабораторного опыта: штатив с пробирками под номерами (кислота, щелочь, поваренная соль); индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин;

раздаточный материал с планом и заданиями урока (тематическая карта).

Литература: Учебник О.С. Габриеляна "Химия 8 класс". Дрофа, М, 2008.

                                                            Ход урока

  1. Организационный момент.  Мотивационно - ориентировочный этап.

Эпиграф  урока (Слайд - 1)

"Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь"

Адольф  Дистервег  (немецкий педагог).

Мы живем с вами в мире веществ и их превращений, поэтому должны знать не только состав и применение веществ, но и влияние их на организм человека и окружающий нас мир.

С некоторыми классами веществ вы уже знакомы и сегодня приступим к изучению соединений нового класса.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с вами с основными классами неорганических соединений.

II. Вводная часть. Нацеливание на изучение новой темы.

Чтобы узнать, что это за класс, давайте попробуем отгадать вещество в чёрном  ящике.

Творческое  задание учащихся: "Угадайте вещество" (слайд -2)

В чёрном ящике -

  1. Вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека.
  2. Это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке.
  3. В год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг. этого вещества.
  4. Это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации.
  5. Говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

Это-……(соль).

"Знаете ли вы, что: "(слайд -3)

Толщина пласта соли в г. Соль- Илецк превышает 1,5 км.

Поваренной солью, извлеченной только из морской воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного шара слоем в 130 м.

А для территории Европы этого количества хватило бы для слоя толщиной около 5 км.

Поваренная соль - представитель класса солей. Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса. Итак, какая тема урока сегодня? 

Тема урока: «Необходимость  и достаточность  (Соли)  или  Химия жизни».

  (слайд -4).

(Учащиеся записывают тему урока в тематические карты, формулируют цели урока).

Цели урока:

1. Познакомиться с новым классом неорганических соединений - соли.

2. Изучить состав, строения  и номенклатуру солей.

Что такое Соль?

Соль - Означает жизнь, бессмертие, постоянство, верность, дружбу, мудрость и знание.

Так что же такое соль? С точки зрения химии, соль - это вещество, образовавшееся в результате взаимодействия кислоты и щелочи.

Зачем она нужна?

Как утверждают специалисты, соль нам жизненно необходима. При ее хроническом недостатке могут наступить очень серьезные последствия, вплоть до летального исхода.

Соли играют важную роль в процессах обмена веществ. Они содержатся в клеточном соке живых организмов, входят в состав нервной, мышечной и костной тканей. Поэтому без солей, и прежде всего поваренной соли, жизнь человека невозможна.

Так в чем же заключается вся правда о соли? Какая от нее польза, в чем заключается вред? Давайте разбираться вместе.

Соль – «белая смерть» или жизненная необходимость?

Вообще, все должно быть в меру, не стоит впадать в крайности.

Необходимость поваренной соли для жизни была известна с глубокой древности. Важнейшая роль соли отражена в многочисленных пословицах и поговорках.

Избыток – также не польза, а вред соли, она задерживает вывод жидкости из организма, накапливающейся в жировых тканях, что вызывает отеки, а также, впоследствии, сказывается на работе почек. Злоупотребление солью вызывает повышение давления крови, что приводит к болезням сердца и кровеносной системы в целом. Соли натрия являются причиной развития заболеваний глаз. Привычка пересаливать пищу может вызвать деминерализацию костей – остеопороз, что ведет к частым переломам. Польза и вред соли зависят исключительно от дозировки, в которой употребляется этот продукт.

Конечно, совсем отказываться от нее ненужно, но и повышать употребление не стоит. Просто нужно знать меру.

III. Проверка знаний учащихся. (Актуализация знаний о различных классах неорганических соединений.)

Все вещества делятся  на простые и сложные. Какие классы сложных веществ вам известны?       (слайд - 5)

Что такое оксиды?  Что общего в их составе?  (слайд- 6)

Какие вещества называют основаниями? Что общего в их составе? (слайд- 7)

Какие вещества называют кислотами? Что общего в составе кислот? (слайд -8)

IV. Основной этап. Овладение знаниями по новой теме.

1. А вот перед вами  соли. Есть ли что-нибудь общего в их составе?  (слайд- 9)

Выделите существенные признаки состава солей и попробуйте сформулировать определение солей. (Слайд -10)

2.Какая связь существует в этих соединениях?  

Что такое ионы? А из каких ионов состоит формула поваренной соли?

 (Слайд - 11)

3."Интеллектуальная разминка" (слайд 12) Установите соответствие между названием класса и его представителями.  (Работа по тематическим картам. Затем учащиеся меняются картами,  проверяют по слайду и ставят друг другу оценки).

4.  Как распознать вещества, относящиеся к разным классам?

- Что такое индикаторы?

Экспериментальная задача (лабораторный опыт) (слайд- 13)

У вас на столах в 3-х пробирках под номерами прозрачные растворы: гидроксид натрия, соляная кислота и поваренная соль. Определите содержимое каждой пробирки. (Инструктаж по правилам ТБ). (Работают в паре, используя таблицу "Окраска индикаторов").

  1. Составление формул солей. Пошаговый алгоритм составления формул солей (слайды 14- 15)  (интерактив).

Алгоритм действий при составлении формулы соли

  1. Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать их заряды.
  2. Найти наименьшее общее кратное значений зарядов.
  3. Разделить полученное число:

-на заряд металла и записать индекс внизу справа от знака металла;

-на заряд кислотного остатка и записать индекс кислотного остатка.

  • : произведение значения заряда металла на его индекс должно быть равно аналогичному произведению кислотного остатка.

Вывод: Соли можно рассматривать как производные кислот и оснований.

6. А как правильно назвать соль? (Таблица №5 учебника)

Номенклатура солей (слайд -16)

Кислота

Кислотный остаток, заряд иона

Название кислотного остатка

Пример соли

Название соли

Соляная HCL

CL-

Хлорид-ион

Na+Cl-

хлорид натрия

Серная H2SO4

SO42-

Сульфат-ион

Ca?+SO42-

сульфат кальция

АзотнаяHNO3

NO3-

Нитрат-ион

K+NO3-

нитрат калия

Угольная H2CO3

CO32-

Карбонат-ион

Mg2 +CO32-

карбонат магния

Фосфорная H3PO4

PO43-

Фосфат-ион

Li3+PO43-

фосфат лития

V. Закрепление изученного материала.

1. Тренажер "Составление формул солей кальция".

Задание: составьте формулы солей, назовите вещества (слайд-17) (интерактивное задание).

                                       «Химический цветок» 

В нашей лаборатории расцвёл цветок необычайной красоты – на его лепестках – формулы веществ. Вспомним  лето, цветы, ромашки. Летом вы, наверное, гадали на ромашке «любит – не любит», так и сегодня мы погадаем,  используя уже другие глаголы: «является или не является солью» данные вещества?

(На лепестках формулы: CuО, NaOH, BaCl2, Na2CO3, HCI, Mg(OH)2, NaCl, H2SO4, H2O. Отрываем ненужные лепестки, остаются только соли: Na2CO3, BaCI2,  NaCl).

 VI. Подведение итогов урока.

 С каким классом неорганических веществ мы сегодня познакомились?

VII. Объяснение домашнего задания. Домашнее задание: (слайд- 19)

§21, упр. 2; учить таблицу 5(учебник О.С. Габриеляна).

VIII. Рефлексия собственной деятельности

  1. С каким классом неорганических веществ мы сегодня познакомились?
  2. Что такое соль?
  3. Так в чем же заключается польза и вред соли?

А теперь мне бы хотелось вернуться к нашему цветку! И дать, характеристику оставшимся лепесткам. 

Жёлтый цвет – это цвет солнца. Я желаю, чтобы в вашей жизни было много светлых и солнечных дней.

Зелёный цвет – это цвет травы. Я хочу, чтобы вы были активны и энергичны, как молодые росточки зелени, пробивающиеся из-под земли.

Красный цвет – это цвет радости и счастья. Счастья вам и семьям, в которых вы живёте.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Необходимость и достаточность или химия Жизни". "СОЛИ". »











Конспект урока химии

Тема: «Необходимость и достаточность или химия Жизни».

«СОЛИ».

(программа О.С. Габриелян химия 8)













Составила: Яндырбаева Румиса Рамзановна

учитель химии

МБОУ «СОШ№23»

г. Грозный.




«Необходимость и достаточность или химия Жизни». «СОЛИ».

Цель урока: Изучение состава, строения и номенклатуры солей.

Задачи урока:

образовательные: актуализировать знания учащихся по темам "Оксиды", "Основания", "Кислоты"; формирование практических умений: определять вещества разных классов с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, щелочей, соблюдая правила техники безопасности;

развивающие: культура речи и письма, познавательных и общеучебных умений и навыков; развитие у учащихся логических мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать и делать выводы, исследовательских и практических навыков.

воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, умение работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Методы, приемы работы: Словесно-наглядные, диалогические методы, практический эксперимент.

Оснащение урока:

презентация "Соли", компьютер, проектор, интерактивная доска; оборудование для лабораторного опыта: штатив с пробирками под номерами (кислота, щелочь, поваренная соль); индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин;

раздаточный материал с планом и заданиями урока (тематическая карта).


Литература: Учебник О.С. Габриеляна "Химия 8 класс". Дрофа, М, 2008.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивационно - ориентировочный этап.

Эпиграф урока (Слайд - 1)

"Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь"

Адольф Дистервег (немецкий педагог).

Мы живем с вами в мире веществ и их превращений, поэтому должны знать не только состав и применение веществ, но и влияние их на организм человека и окружающий нас мир.

С некоторыми классами веществ вы уже знакомы и сегодня приступим к изучению соединений нового класса.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с вами с основными классами неорганических соединений.

II. Вводная часть. Нацеливание на изучение новой темы.

Чтобы узнать, что это за класс, давайте попробуем отгадать вещество в чёрном ящике.

Творческое задание учащихся: "Угадайте вещество" (слайд -2)

В чёрном ящике -

  1. Вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека.

  2. Это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке.

  3. В год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг. этого вещества.

  4. Это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации.

  5. Говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

Это-……(соль).


"Знаете ли вы, что: "(слайд -3)

Толщина пласта соли в г. Соль- Илецк превышает 1,5 км.

Поваренной солью, извлеченной только из морской воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного шара слоем в 130 м.

А для территории Европы этого количества хватило бы для слоя толщиной около 5 км.


Поваренная соль - представитель класса солей. Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса. Итак, какая тема урока сегодня?

Тема урока: «Необходимость и достаточность (Соли) или Химия жизни».

(слайд -4).


(Учащиеся записывают тему урока в тематические карты, формулируют цели урока).

Цели урока:

1. Познакомиться с новым классом неорганических соединений - соли.

2. Изучить состав, строения и номенклатуру солей.

Что такое Соль?

Соль - Означает жизнь, бессмертие, постоянство, верность, дружбу, мудрость и знание.

Так что же такое соль? С точки зрения химии, соль - это вещество, образовавшееся в результате взаимодействия кислоты и щелочи.

Зачем она нужна?

Как утверждают специалисты, соль нам жизненно необходима. При ее хроническом недостатке могут наступить очень серьезные последствия, вплоть до летального исхода.

Соли играют важную роль в процессах обмена веществ. Они содержатся в клеточном соке живых организмов, входят в состав нервной, мышечной и костной тканей. Поэтому без солей, и прежде всего поваренной соли, жизнь человека невозможна.

Так в чем же заключается вся правда о соли? Какая от нее польза, в чем заключается вред? Давайте разбираться вместе.

Соль – «белая смерть» или жизненная необходимость?

Вообще, все должно быть в меру, не стоит впадать в крайности.

Необходимость поваренной соли для жизни была известна с глубокой древности. Важнейшая роль соли отражена в многочисленных пословицах и поговорках.

Избыток – также не польза, а вред соли, она задерживает вывод жидкости из организма, накапливающейся в жировых тканях, что вызывает отеки, а также, впоследствии, сказывается на работе почек. Злоупотребление солью вызывает повышение давления крови, что приводит к болезням сердца и кровеносной системы в целом. Соли натрия являются причиной развития заболеваний глаз. Привычка пересаливать пищу может вызвать деминерализацию костей – остеопороз, что ведет к частым переломам. Польза и вред соли зависят исключительно от дозировки, в которой употребляется этот продукт.

Конечно, совсем отказываться от нее ненужно, но и повышать употребление не стоит. Просто нужно знать меру.

III. Проверка знаний учащихся. (Актуализация знаний о различных классах неорганических соединений.)

Все вещества делятся на простые и сложные. Какие классы сложных веществ вам известны? (слайд - 5)

Что такое оксиды? Что общего в их составе? (слайд- 6)

Какие вещества называют основаниями? Что общего в их составе? (слайд- 7)

Какие вещества называют кислотами? Что общего в составе кислот? (слайд -8)

IV. Основной этап. Овладение знаниями по новой теме.

1. А вот перед вами соли. Есть ли что-нибудь общего в их составе? (слайд- 9)

Выделите существенные признаки состава солей и попробуйте сформулировать определение солей. (Слайд -10)

2.Какая связь существует в этих соединениях?

Что такое ионы? А из каких ионов состоит формула поваренной соли?

(Слайд - 11)

3."Интеллектуальная разминка" (слайд 12) Установите соответствие между названием класса и его представителями. (Работа по тематическим картам. Затем учащиеся меняются картами , проверяют по слайду и ставят друг другу оценки).

4. Как распознать вещества, относящиеся к разным классам?

- Что такое индикаторы?

Экспериментальная задача (лабораторный опыт) (слайд- 13)

У вас на столах в 3-х пробирках под номерами прозрачные растворы: гидроксид натрия, соляная кислота и поваренная соль. Определите содержимое каждой пробирки. (Инструктаж по правилам ТБ). (Работают в паре, используя таблицу "Окраска индикаторов").


  1. Составление формул солей. Пошаговый алгоритм составления формул солей (слайды 14- 15) (интерактив).

Алгоритм действий при составлении формулы соли

  1. Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать их заряды.

  2. Найти наименьшее общее кратное значений зарядов.

  3. Разделить полученное число:

-на заряд металла и записать индекс внизу справа от знака металла;

-на заряд кислотного остатка и записать индекс кислотного остатка.

Проверка: произведение значения заряда металла на его индекс должно быть равно аналогичному произведению кислотного остатка.

(Примеры).

Вывод: Соли можно рассматривать как производные кислот и оснований.

6. А как правильно назвать соль? (Таблица №5 учебника)

Номенклатура солей (слайд -16)

Кислота

Кислотный остаток, заряд иона

Название кислотного остатка

Пример соли

Название соли

Соляная HCL

CL-

Хлорид-ион

Na+Cl-

хлорид натрия

Серная H2SO4

SO42-

Сульфат-ион

Ca?+SO42-

сульфат кальция

АзотнаяHNO3

NO3-

Нитрат-ион

K+NO3-

нитрат калия

Угольная H2CO3

CO32-

Карбонат-ион

Mg2 +CO32-

карбонат магния

Фосфорная H3PO4

PO43-

Фосфат-ион

Li3+PO43-

фосфат лития


V. Закрепление изученного материала.

1. Тренажер "Составление формул солей кальция".

Задание: составьте формулы солей, назовите вещества (слайд-17) (интерактивное задание).

«Химический цветок» 

В нашей лаборатории расцвёл цветок необычайной красоты – на его лепестках – формулы веществ. Вспомним лето, цветы, ромашки. Летом вы, наверное, гадали на ромашке «любит – не любит», так и сегодня мы погадаем, используя уже другие глаголы: «является или не является солью» данные вещества?

(На лепестках формулы: CuО, NaOH, BaCl2, Na2CO3, HCI, Mg(OH)2, NaCl, H2SO4, H2O. Отрываем ненужные лепестки, остаются только соли: Na2CO3, BaCI2,  NaCl).

VI. Подведение итогов урока.

С каким классом неорганических веществ мы сегодня познакомились?


VII. Объяснение домашнего задания. Домашнее задание: (слайд- 19)

§21, упр. 2; учить таблицу 5(учебник О.С. Габриеляна).


VIII. Рефлексия собственной деятельности


  1. С каким классом неорганических веществ мы сегодня познакомились?

  2. Что такое соль?

  3. Так в чем же заключается польза и вред соли?

А теперь мне бы хотелось вернуться к нашему цветку! И дать, характеристику оставшимся лепесткам.


Жёлтый цвет – это цвет солнца. Я желаю, чтобы в вашей жизни было много светлых и солнечных дней.

Зелёный цвет – это цвет травы. Я хочу, чтобы вы были активны и энергичны, как молодые росточки зелени, пробивающиеся из-под земли.

Красный цвет – это цвет радости и счастья. Счастья вам и семьям, в которых вы живёте.

Спасибо вам за урок!

Приложение


Тематическая карта урока

Тема................................................................................................................................

Цель урока: Изучение состава, строения и номенклатуры солей.

Ход урока


1. “Интеллектуальная разминка”

Установите соответствие между названием класса и его представителями:


СaО, CО2, BaSO4 , H24 , HCl , H23 ,Fe2О3 , CaCO3 , Сa(ОH)2 , P2О5 ,

Сu(ОH)2 , KОH , Na2SO4 , CuО, Mg(NO3)2 , NaОH , H34 , NaCl , Ba(ОH)2, HNO3 .

оксиды

основания

кислоты

соли





















2. Лабораторный опыт.

У вас на столах в 3-х флаконах под номерами прозрачные растворы: соляная кислота, гидроксид натрия и поваренная соль. Определите содержимое каждой пробирки. (Использование таблицы "Окраска индикаторов").

"Окраска индикаторов"

Название индикатора

Окраска индикатора в нейтральной среде

Окраска индикатора в щелочной среде

Окраска индикатора в кислотной среде

Лакмус

Фиолетовая

Синяя

Красная

Метиловый оранжевый

Оранжевая

Жёлтая

Красно-розовая

Фенолфталеин

Бесцветная

Малиновая

Бесцветная


Вещество

Номер пробирки

Гидроксид натрия (NaOH)


Соляная кислота (HCl)


Поваренная соль (NaCl)



3. Составление формул солей.

Алгоритм действий при составлении формулы соли

  1. Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать их заряды.

  2. Найти наименьшее общее кратное значений зарядов.

  3. Разделить полученное число:

-на заряд металла и записать индекс внизу справа от знака металла;

-на заряд кислотного остатка и записать индекс кислотного остатка.

Проверка: произведение значения заряда металла на его индекс должно быть равно аналогичному произведению кислотного остатка.

Номенклатура солей

Кислота

Кислотный остаток, заряд иона

Название кислотного остатка

Пример соли

Название соли

HCl

соляная

Cl¯

ХЛОРИД

NaCl

хлорид натрия

Н2SО4

серная

SО4 ²¯

СУЛЬФАТ

К2SО4

сульфат калия

НNO3

азотная

NO3¯

НИТРАТ

NaNO3

нитрат натрия

Н3РО4

фосфорная

РО4³¯

ФОСФАТ

AlPО4

фосфат алюминия

Н2СО3 угольная

СО3²¯

КАРБОНАТ

СаСО3

карбонат кальция

Н2S

сероводородная

S²¯

СУЛЬФИД

MgS

сульфид магния

4. Д/З: §21, упр.2, таблица 5 (учить).

5. Полезные советы.

Несколько советов по применению поваренной соли (NaCl) в хозяйстве:

-Застарелую ржавчину и чернильные пятна на белье можно вывести солью, растворённой в лимонном соке, затем их следует подвергнуть воздействию солнечного света. После первого раза пятна сильно побледнеют, а после неоднократного повторения окончательно исчезнут;

-Батистовые носовые платки приобретут первоначальную белизну, если перед стиркой вы замочите их в солёной воде;

-Чтобы мутное подсолнечное масло стало прозрачным, добавьте на 1л масла чайную ложку соли. Через три дня перелейте его в другую бутылку;

-Если положить в хлебницу кусочек очищенного картофеля и немного соли, то хлеб будет дольше оставаться мягким и не заплесневеет.

-Чтобы нарезанные яблоки не потемнели, их можно залить слегка подсоленной водой.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока "Необходимость и достаточность или химия Жизни". "СОЛИ".

Автор: Яндырбаева Румиса Рамзановна

Дата: 28.03.2015

Номер свидетельства: 193093

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства