Конспект урока химии
Тема: «Необходимость и достаточность или химия Жизни».
«СОЛИ».
(программа О.С. Габриелян химия 8)
Составила: Яндырбаева Румиса Рамзановна
учитель химии
МБОУ «СОШ№23»
г. Грозный.
«Необходимость и достаточность или химия Жизни». «СОЛИ».
Цель урока: Изучение состава, строения и номенклатуры солей.
Задачи урока:
образовательные: актуализировать знания учащихся по темам "Оксиды", "Основания", "Кислоты"; формирование практических умений: определять вещества разных классов с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, щелочей, соблюдая правила техники безопасности;
развивающие: культура речи и письма, познавательных и общеучебных умений и навыков; развитие у учащихся логических мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать и делать выводы, исследовательских и практических навыков.
воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, умение работать в коллективе.
Тип урока: комбинированный.
Методы, приемы работы: Словесно-наглядные, диалогические методы, практический эксперимент.
Оснащение урока:
презентация "Соли", компьютер, проектор, интерактивная доска; оборудование для лабораторного опыта: штатив с пробирками под номерами (кислота, щелочь, поваренная соль); индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин;
раздаточный материал с планом и заданиями урока (тематическая карта).
Литература: Учебник О.С. Габриеляна "Химия 8 класс". Дрофа, М, 2008.
Ход урока
- Организационный момент. Мотивационно - ориентировочный этап.
Эпиграф урока (Слайд - 1)
"Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь"
Адольф Дистервег (немецкий педагог).
Мы живем с вами в мире веществ и их превращений, поэтому должны знать не только состав и применение веществ, но и влияние их на организм человека и окружающий нас мир.
С некоторыми классами веществ вы уже знакомы и сегодня приступим к изучению соединений нового класса.
Сегодня мы продолжаем знакомиться с вами с основными классами неорганических соединений.
II. Вводная часть. Нацеливание на изучение новой темы.
Чтобы узнать, что это за класс, давайте попробуем отгадать вещество в чёрном ящике.
Творческое задание учащихся: "Угадайте вещество" (слайд -2)
В чёрном ящике -
- Вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека.
- Это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке.
- В год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг. этого вещества.
- Это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации.
- Говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.
Это-……(соль).
"Знаете ли вы, что: "(слайд -3)
Толщина пласта соли в г. Соль- Илецк превышает 1,5 км.
Поваренной солью, извлеченной только из морской воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного шара слоем в 130 м.
А для территории Европы этого количества хватило бы для слоя толщиной около 5 км.
Поваренная соль - представитель класса солей. Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса. Итак, какая тема урока сегодня?
Тема урока: «Необходимость и достаточность (Соли) или Химия жизни».
(слайд -4).
(Учащиеся записывают тему урока в тематические карты, формулируют цели урока).
Цели урока:
1. Познакомиться с новым классом неорганических соединений - соли.
2. Изучить состав, строения и номенклатуру солей.
Что такое Соль?
Соль - Означает жизнь, бессмертие, постоянство, верность, дружбу, мудрость и знание.
Так что же такое соль? С точки зрения химии, соль - это вещество, образовавшееся в результате взаимодействия кислоты и щелочи.
Зачем она нужна?
Как утверждают специалисты, соль нам жизненно необходима. При ее хроническом недостатке могут наступить очень серьезные последствия, вплоть до летального исхода.
Соли играют важную роль в процессах обмена веществ. Они содержатся в клеточном соке живых организмов, входят в состав нервной, мышечной и костной тканей. Поэтому без солей, и прежде всего поваренной соли, жизнь человека невозможна.
Так в чем же заключается вся правда о соли? Какая от нее польза, в чем заключается вред? Давайте разбираться вместе.
Соль – «белая смерть» или жизненная необходимость?
Вообще, все должно быть в меру, не стоит впадать в крайности.
Необходимость поваренной соли для жизни была известна с глубокой древности. Важнейшая роль соли отражена в многочисленных пословицах и поговорках.
Избыток – также не польза, а вред соли, она задерживает вывод жидкости из организма, накапливающейся в жировых тканях, что вызывает отеки, а также, впоследствии, сказывается на работе почек. Злоупотребление солью вызывает повышение давления крови, что приводит к болезням сердца и кровеносной системы в целом. Соли натрия являются причиной развития заболеваний глаз. Привычка пересаливать пищу может вызвать деминерализацию костей – остеопороз, что ведет к частым переломам. Польза и вред соли зависят исключительно от дозировки, в которой употребляется этот продукт.
Конечно, совсем отказываться от нее ненужно, но и повышать употребление не стоит. Просто нужно знать меру.
III. Проверка знаний учащихся. (Актуализация знаний о различных классах неорганических соединений.)
Все вещества делятся на простые и сложные. Какие классы сложных веществ вам известны? (слайд - 5)
Что такое оксиды? Что общего в их составе? (слайд- 6)
Какие вещества называют основаниями? Что общего в их составе? (слайд- 7)
Какие вещества называют кислотами? Что общего в составе кислот? (слайд -8)
IV. Основной этап. Овладение знаниями по новой теме.
1. А вот перед вами соли. Есть ли что-нибудь общего в их составе? (слайд- 9)
Выделите существенные признаки состава солей и попробуйте сформулировать определение солей. (Слайд -10)
2.Какая связь существует в этих соединениях?
Что такое ионы? А из каких ионов состоит формула поваренной соли?
(Слайд - 11)
3."Интеллектуальная разминка" (слайд 12) Установите соответствие между названием класса и его представителями. (Работа по тематическим картам. Затем учащиеся меняются картами, проверяют по слайду и ставят друг другу оценки).
4. Как распознать вещества, относящиеся к разным классам?
- Что такое индикаторы?
Экспериментальная задача (лабораторный опыт) (слайд- 13)
У вас на столах в 3-х пробирках под номерами прозрачные растворы: гидроксид натрия, соляная кислота и поваренная соль. Определите содержимое каждой пробирки. (Инструктаж по правилам ТБ). (Работают в паре, используя таблицу "Окраска индикаторов").
- Составление формул солей. Пошаговый алгоритм составления формул солей (слайды 14- 15) (интерактив).
Алгоритм действий при составлении формулы соли
- Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать их заряды.
- Найти наименьшее общее кратное значений зарядов.
- Разделить полученное число:
-на заряд металла и записать индекс внизу справа от знака металла;
-на заряд кислотного остатка и записать индекс кислотного остатка.
- : произведение значения заряда металла на его индекс должно быть равно аналогичному произведению кислотного остатка.
Вывод: Соли можно рассматривать как производные кислот и оснований.
6. А как правильно назвать соль? (Таблица №5 учебника)
Номенклатура солей (слайд -16)
Кислота
Кислотный остаток, заряд иона
Название кислотного остатка
Пример соли
Название соли
Соляная HCL
CL-
Хлорид-ион
Na+Cl-
хлорид натрия
Серная H2SO4
SO42-
Сульфат-ион
Ca?+SO42-
сульфат кальция
АзотнаяHNO3
NO3-
Нитрат-ион
K+NO3-
нитрат калия
Угольная H2CO3
CO32-
Карбонат-ион
Mg2 +CO32-
карбонат магния
Фосфорная H3PO4
PO43-
Фосфат-ион
Li3+PO43-
фосфат лития
V. Закрепление изученного материала.
1. Тренажер "Составление формул солей кальция".
Задание: составьте формулы солей, назовите вещества (слайд-17) (интерактивное задание).
«Химический цветок»
В нашей лаборатории расцвёл цветок необычайной красоты – на его лепестках – формулы веществ. Вспомним лето, цветы, ромашки. Летом вы, наверное, гадали на ромашке «любит – не любит», так и сегодня мы погадаем, используя уже другие глаголы: «является или не является солью» данные вещества?
(На лепестках формулы: CuО, NaOH, BaCl2, Na2CO3, HCI, Mg(OH)2, NaCl, H2SO4, H2O. Отрываем ненужные лепестки, остаются только соли: Na2CO3, BaCI2, NaCl).
VI. Подведение итогов урока.
С каким классом неорганических веществ мы сегодня познакомились?
VII. Объяснение домашнего задания. Домашнее задание: (слайд- 19)
§21, упр. 2; учить таблицу 5(учебник О.С. Габриеляна).
VIII. Рефлексия собственной деятельности
- С каким классом неорганических веществ мы сегодня познакомились?
- Что такое соль?
- Так в чем же заключается польза и вред соли?
А теперь мне бы хотелось вернуться к нашему цветку! И дать, характеристику оставшимся лепесткам.
Жёлтый цвет – это цвет солнца. Я желаю, чтобы в вашей жизни было много светлых и солнечных дней.
Зелёный цвет – это цвет травы. Я хочу, чтобы вы были активны и энергичны, как молодые росточки зелени, пробивающиеся из-под земли.
Красный цвет – это цвет радости и счастья. Счастья вам и семьям, в которых вы живёте.