kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа «Мой экологический след»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня глобальный «экологический след» человечества на 30% превышает способность планеты к воспроизводству ресурсов. Если наш спрос на услуги Земли будет расти теми же темпами, к середине 30-х годов XXI века нам потребуется две планеты. [1]

Тема моей работы «Определение моего «экологического следа».  Эту тему я взял не случайно. На данный момент знание экологического следа необходимо для того, чтобы понять степень своего влияния на биосферу и, при необходимости, уменьшить его. Воздействие человечества на природу зависит от того, как много воды и энергии мы расходуем, сколько выбрасываем мусора, какую выбираем мебель, одежду, еду.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Мой экологический след»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

городского поселения «Рабочий поселок Ванино»

Ванинского муниципального района Хабаровского края









Исследовательская работа

«Мой экологический след»









Выполнил:

Усков Артём Романович

ученик 2В класса МБОУ СОШ №3

Руководитель:

Сергеева Елена Васильевна

учитель начальных классов









п. Ванино,2023 г.

Содержание работы

3-4



В

5-6

ведение ……………………………………………………………………….

Глава 1. «Экологический след»……………………………………………..

    1. Ч

      5

      6

      то такое «Экологический след»…………………………………………

    2. П

      7-10

      оследствия экологического следа человека……………………………

Г

7

лава 2. Практическая часть «Расчёты моего экологического следа»..

2

8

.1. Анкетирование…………………………………………………………….

2

8-10

.2. Результаты расчётов моего «экологического следа»……………………

2.3. Советы по уменьшению своего экологического следа………………....

З

11

12

аключение……………………………………………………………………

С

13-17

писок использованной литературы………………………………………

Приложение………………………………………………………………….















Введение

Сегодня глобальный «экологический след» человечества на 30% превышает способность планеты к воспроизводству ресурсов. Если наш спрос на услуги Земли будет расти теми же темпами, к середине 30-х годов XXI века нам потребуется две планеты. [1]

Тема моей работы «Определение моего «экологического следа». Эту тему я взял не случайно. На данный момент знание экологического следа необходимо для того, чтобы понять степень своего влияния на биосферу и, при необходимости, уменьшить его. Воздействие человечества на природу зависит от того, как много воды и энергии мы расходуем, сколько выбрасываем мусора, какую выбираем мебель, одежду, еду.

Исследования показывают, что потребление человечеством ресурсов природы слишком велико и они могут полностью истощиться. Следовательно, существует причина для исследования каждым человеком своего «экологического следа».

Цель исследования: определить свой «экологический след» на планете.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить литературу по данной теме;

- провести анкетирование среди учащихся своего класса;

- собрать и проанализировать информацию о практических действиях по уменьшению «экологического следа».

- разработать буклет - рекомендацию на тему «Определение моего экологического следа»

Гипотеза: если обратить внимание людей на проблему неграмотного использования ресурсов биосферы, то можно ожидать снижение «экологического следа», даже если оно будет небольшим.

Объект исследования: мой «экологический след», характеристика и перспективы его сокращения.

Предмет исследования: понятие и расчёт «экологического следа».

Методы:

  • изучение, обработка и анализ литературы по данной теме,

  • анкетирование,

  • эксперимент,

  • анализ,

  • сравнение,

  • наблюдение.
























Глава 1. «Экологический след».

    1. Что такое «Экологический след».

В целом экологический след — это мера воздействия человечества на биосферу и ресурсы планеты, отражающая скорость потребления цивилизацией природных богатств. Сейчас влияние людей на окружающую среду постоянно растет. Ведь нас становится больше, и мы концентрируемся в городах. Поэтому увеличивается и экослед. Люди потребляют ресурсы быстрее, чем природа может восстанавливаться, приблизительно на 50%.

Насколько грамотно мы расходуем природный капитал? Для этого необходимо знать, сколько мы имеем и сколько тратим. Одним из таких показателей устойчивого развития является экологический след, или футпринт (англ. Foot – нога, print – отпечаток) – «след», который оставляет воздействие на окружающую природную среду отдельного человека, страны, человечества в целом.

Экологический след учитывает, в какой степени хозяйство конкретного региона соответствует емкости природных экосистем. [2]

По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), человеческое воздействие планету превышает способность Земли к восстановлению приблизительно на 30%, и эта цифра все продолжает расти.

Ученые полагают, что на сегодняшний день нашей планете требуется один год и пять месяцев, чтобы восполнить то количество ресурсов, которое человечество расходует за один год.  

Все, что нам необходимо для жизни, производится на нашей планете и это использует её ресурсы. Несмотря на то, что площадь нашей планеты огромна, лишь её четверть может использоваться человеком для своих нужд. Разделив эту площадь, находим, что на каждого жителя приходится около 1.8 га. Но эта же площадь используется и для строительства всей инфраструктуры, в том числе жилья.

Экологический след позволяет определять ежегодную ситуацию не только на планете, в стране или городе, но и выяснять экологический след вашей организации и даже вашего домашнего хозяйства.


    1. Последствия экологического следа человека.

Во-первых, перерасход природных запасов приводит к сокращению экологических активов и накоплению углекислых газов в атмосфере, что само по себе несёт огромную опасность. Способность природы к восстановлению ресурсов резко снижается, и это будет способствовать неминуемому коллапсу. Нехватка свежего воздуха, чистой питьевой воды и здоровой пищи, изменение климата, загрязнение почв ядовитыми химикатами и накопление не перерабатываемых отходов куда опаснее отсутствия новой губной помады или кожаной сумочки. Человек зависит от природных ресурсов на все 100%.

Во-вторых, по мере роста населения на планете возрастает давление на неё. Становится всё сложнее сдерживать потребление и сохранять целостность экосистемы. Страны с исчерпанным запасом биоёмкости будут вынуждены импортировать природные ресурсы за огромные деньги, что в конечном счёте изменит экономическую ситуацию в мире и спровоцирует войну за ресурсы.

В-третьих, уже наблюдается резкое сокращение некоторых видов животных из-за деградации мест обитания, биологического обеднения территорий, их загрязнения отходами и химикатами. Популяции многих представителей фауны уменьшились на 30–40%, часть из них уже находится на грани исчезновения. То же касается морских обитателей, половина из которых уже утеряна, а у некоторых видов рыб сокращение популяции составляет 75%. Поскольку в природе все живые организмы тесно связаны между собой и каждый выполняет ту или иную роль в биологической цепочке, такой дисбаланс в экосистеме спровоцирует более серьёзные изменения во всех сферах Земли, начиная с климата и заканчивая ландшафтными деградациями и экологическими катастрофами. [3]



Глава 2. Практическая часть. «Расчёты моего экологического следа».

2.1. Анкетирование учащихся моего класса.

Был проведён опрос среди учащихся 2-х классов нашей школы. На вопросы «Что такое «экологический след?», «Какие вы можете предложить способы по уменьшению «экологического следа?» ответили 69 человек. (Приложение 1)

Исходя из результатов опроса, можно предположить, что большинство моих сверстников не знают точного значения выражения «экологический след». Но, несмотря на это, большинство опрошенных предложили свои варианты по его уменьшению. (Диаграмма 1,2.) Это означает, что ребята задумываются об окружающей среде и, что главное, хотят внедрять их в свою жизнь.


Диаграмма 1. «Что такое «экологический след?»


Диаграмма 2. «Какие вы можете предложить способы по уменьшению «экологического следа?»

2.2. Результаты расчётов моего «экологического следа».

Чтобы вычислить экологический след, необходимо ответить на вопросы анкеты, выбрать соответствующее образу жизни утверждение. Онлайн-калькулятор сам рассчитает сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все наши потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы! [4]

Анкета включает вопросы жилья, использования энергии, транспорта, питания, использования воды и бумаги, бытовых отходов. Суммируя баллы, мы получаем величину экологического следа.

Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1,8 га продуктивной земли. [5]

Мой экологический след составляет более 1,8 га, но менее 3,6 га. (Приложение 2) Но это не означает, что я могу не сокращать его.

Мне стало интересно, и я решил провести исследование среди своих сверстников в школе, величина среднего «экологического следа» моих ровесников равна 2,4 га. Это говорит о том, что нам не хватает места на одной планете. Значит, мы живём нерационально. (Приложение 3) Для сравнения: средний житель США использует 12,2 га (5,3 планеты!), средний европеец – 5,7 га (2,8 планеты), а средний житель Мозамбика – всего 0,7 га (0,4 планеты).

Уже в конце ХХ века воздействие человека на биосферу начало превышать ее способности к саморегуляции. В среднем экологический след жителя Земли составляет 2,7 га, что превышает допустимый для саморегуляции размер на 30%.

2.3. Советы по уменьшению своего экологического следа.

Для уменьшения собственного экологического следа сначала нужно укрепить в себе простейшие, но полезные привычки: не мусорить на улице, а выбрасывать всё в урны или баки, выключать свет за собой при выходе из комнат, не тратить воду понапрасну во время умывания или мытья посуды. Можно также перестать использовать пластиковые пакеты в магазинах и заменить их сумками.

Есть более сложные способы сократить «экологический след». Например, можно при наличии дачи или балкона установить конструкции для сбора дождевой воды, чтобы использовать её для полива растений, или разделять мусор в своем жилище.

Также необходимо сдавать ядовитые для окружающей среды отходы (использованные батарейки, бытовую химию с истёкшим сроком годности и прочее) в специальные пункты приёма.

У нас в школе уже третий год мы собираем использованные батарейки, на каждом этаже стоят урны для раздельного мусора. (Приложение 4.) Это очень важно, но мне кажется, что надо менять свое отношение к природе, быть экологически грамотным человеком, толь тогда мы мажем уменьшить свой след на планете, и я буду делать для этого все, что в моих силах.

С целью актуализации понятия экологический след в классах были проведены беседы, где была предложена анкета для определения собственного экологического следа. Работа будет продолжаться и дальше.

Как уменьшить свой экологический след.

- У меня стоят счётчики воды.

- Сортирую мусор.

- Вещи, какие не нужны - мы отдаём нуждающимся.

- Принимаю душ вместо ванны.

- Выключаю воду в то время, когда намыливаюсь или чищу зубы.

- Отказался от полиэтиленовых пакетов.

- Не выбрасываю еду – покупаю столько, сколько можем съесть.

- Во время мытья машины пользуюсь ведром.

- В школу хожу пешком.

- Бросаю мусор только в контейнеры. Если поблизости нет урны, кладу отходы в пакет, чтобы выбросить позже.

- Расход энергии – когда ухожу, выключаю свет.





































Заключение

Большинство людей не задумываются о проблеме рационального использования природных ресурсов.

Экологический след приближает современного человека к экологическому стилю жизни. Выработанные практические рекомендации в ходе моей работы надо воплотить в жизнь, так как существование человеческой цивилизации и дальнейшее ее развитие возможно только при условии формирования грамотного взаимодействия с природой, и будут активно участвовать в уменьшении своего экологического следа.

Я думаю, что экологическое образование и просвещение должны начинаться как можно раньше с младшего возраста.

Работая над проектом, я пришёл к выводу, что можно ожидать снижение «экологического следа», даже если он будет небольшим. В ходе работы разработал буклет на тему «Мой экологический след». Этот буклет будет размещён на сайте нашей школы. Он будет доступен каждому ученику школы и их родителям. (Приложение 5)

Этим самым я внесу маленькую лепту в решение глобальной проблемы.

После проведённых бесед и анкетирований с учениками 2 классов, я узнал, что дети стали чаще выключать свет, воду, когда чистят зубы или намыливают руки, стараются не мусорить, а батарейки выбрасывать, только в специальный бак. Поэтому моя гипотеза: если обратить внимание людей на проблему неграмотного использования ресурсов биосферы, то можно ожидать снижение «экологического следа», даже если оно будет небольшим, подтвердилась.










Список использованной литературы

1.Русское географическое общество. Живая планета. [Электронный ресурс]. -URL:https://web.archive.org/web/20160215093236/http://www.wwf.ru/resources/publ/book/934 (дата обращения: 25.10.2022).

2.Всемирный фонд дикой природы. Экологический след. [Электронный ресурс]. – URL: https://wwf.ru/what-we-do/green-economy/ecological-footprint/

(дата обращения: 13.11.2022).

3.GREEN – CLUB.Экологический след человека-что это и почему это плохо. [Электронный ресурс]. – URL: https://green-club.su/ecosled/ (дата обращения: 13.12.2022).

4.Экологическое движение «Город первых». Тест «Экологический след». [Электронный ресурс]. – URL: https://onlinetestpad.com/ru/testview/280347-ekologicheskij-sled (дата обращения: 24.01.2023).

5.Молодой учёный. Экологические проблемы современного общества и их пути решения. [Электронный ресурс].–URL: https://moluch.ru/archive/58/8206/ (дата обращения: 31.01.2023).















Приложение 1.

Анкета.


  1. Знаешь ли ты что такое экологический след?

Да Нет


  1. Как уменьшить экологический след?

____________________________________________________

_____________________________________________________________

______________________________________________________________

_____________________________________________________________

____________________________________________________________

Я знаю способов.





















Приложение 2.

Рисунок 3. Результат расчёта моего экологического следа.






Приложение 3.

Рисунок 4. Результат расчёта экологического следа моего одноклассника.

Рисунок 5. Результат расчёта экологического следа моего одноклассника.




Приложение 4.

Фото 1. Выбрасываем использованные батарейки.
































Приложение 4.

Фото 2. Буклет








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа «Мой экологический след»

Автор: Елена Васильевна Сергеева

Дата: 08.05.2023

Номер свидетельства: 630975

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Этапы формирование навыков исследовательской работы  обучающихся в образовательном процессе."
    ["seo_title"] => string(104) "etapy-formirovaniie-navykov-issliedovatiel-skoi-raboty-obuchaiushchikhsia-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "248546"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446738878"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Исследовательская работа "Береза моя, березонька" "
    ["seo_title"] => string(54) "issliedovatiel-skaia-rabota-bierieza-moia-bieriezon-ka"
    ["file_id"] => string(6) "229438"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441734298"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Исследовательская работа (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(43) "issliedovatiel-skaia-rabota-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "104841"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402761905"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Презентация учебно-исследовательской работы "Определение уровня сапробности воды в водоемах" "
    ["seo_title"] => string(105) "priezientatsiia-uchiebno-issliedovatiel-skoi-raboty-opriedielieniie-urovnia-saprobnosti-vody-v-vodoiemakh"
    ["file_id"] => string(6) "138943"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417623752"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  «МОЕ ЗДОРОВЬЕ» НА ТЕМУ "СКОЛЬКО ВЕСИТ ЗДОРОВЬЕ УЧЕНИКА?" "
    ["seo_title"] => string(86) "issliedovatiel-skaia-rabota-moie-zdorov-ie-na-tiemu-skol-ko-viesit-zdorov-ie-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "176023"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424350842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства