kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация учебно-исследовательской работы "Определение уровня сапробности воды в водоемах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тезисы
Учебно – исследовательская работа: «Определение уровня сапробности воды в водоёмах села Ржевка  Ровеньского района Белгородской области»
Автор: Ивахненко Анастасия Николаевна
8 класс, кружок «Юные экологи»
МОУ «Ржевская основная общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»
Россия, Белгородская область, Ровеньской район, село Ржевка
Руководитель: Журавлева Ольга Васильевна, учитель биологии
Актуальность темы исследования
В последние два года мы провели исследования по определению качества воды в водоемах в окрестностях села Ржевка по общим физико-химических показателям окрестностях. Выяснили, что вода плохого качества. Решили продолжить эту работу и определить уровень сапробности воды в водоемах.
  В центре села Ржевка находиться пруд, который был сделан в 1975 году. Его начало – три родника палеогенового водоносного горизонта. Глубина пруда была до 8 метров. На сегодняшний день пруд сильно обмелел, загрязнен бытовым мусором.
В двух километрах от села Ржевка на северо-запад находится пруд в урочище «Клещевое». Пруд первоначально существовал с 1967 года по 1982 год, потом плотину прорвало. Новую запруду сделали в двухстах метрах от старой на север в 1994 году.
Гипотеза:  из-за постоянного загрязнения водоема уровень сапробности воды в водоемах высокий.
Цель: определить уровень сапробности воды в водоемах.
Задачи: 1)выявить источники поступления в пруды загрязняющих веществ; 2)определить виды животных, обитающих в водоемах; произвести сравнительный анализ;
3) привлечь внимание общественности и администрации села к проблеме загрязнения водоемов.  
Объект исследования: водоёмы в селе Ржевка и его окрестностях.
Предмет исследования: беспозвоночные животные
Время исследования: Весна, лето, осень 2008 год.
2 Экспериментальная часть
2.1 Методика проведения исследования
Методика работы: в своей работе мы использовали методику А.В. Присного «Биоиндикация уровня сапробности».
Анализ видового состава животных свидетельствует о том, что в водоеме №1 встречаются  индикаторные животные третьего класса сапробности – α –мезасапробный, в водоеме №2 встречаются  индикаторные животные второго класса сапробности – β –мезасапробный.
Выявили источники загрязнения воды в водоемах. Источниками поступления загрязняющих веществ водоеме №1 служат: канализация в центре села, сток воды с поля и с огородов, бытовой и растительный мусор (приложение 3).  В водоеме №2 – сток вод с сельскохозяйственных полей; крупный рогатый скот, который приходит на водопой; отдыхающие, которые загрязняют водоем бытовыми отходами, моют машины на берегу пруда. 
Выводы
1) Класс сапробности водоема №1 -  α –мезасапробный.
Класс сапробности водоема №2 -    β-мезасапробный
2) Уровень сапробности   воды в водоеме №1 составил 2,9. Водоем сильно загрязненный.
) Уровень сапробности   воды в водоеме №2 составил 2,0. Водоем умеренно загрязненный 3)Источниками поступления загрязняющих веществ в водоеме №1 служат: канализация в центре села, сток воды с поля и с огородов, бытовой и растительный мусор.
В водоеме №2 – сток вод с сельскохозяйственных полей; крупный рогатый скот, который приходит на водопой; отдыхающие, которые загрязняют водоем бытовыми отходами, моют машины на берегу пруда.
Заключение
Уровень сапробности воды в водоемах села Ржевка Ровеньского района Белгородской области высокий, в водоеме №1 выше, чем в водоеме №2. Причины этого мы видим в следующем: в водоеме №1 заилились два родника из трех, которые питают пруд; в центре села находится канализация, из которой фекальные массы попадают в водоем; в водоем сбрасывают бытовой мусор, тем самым загрязняют пруд. На поле, с которого стекает вода в водоем так же много бытовых отходов и мазута.
В водоем №2 стекают грязные воды с трех сельскохозяйственных полей; крупный рогатый скот испражняется в водоем; отдыхающие выбрасывают мусор в водоем, моют машины на берегу пруда.
Для улучшения экологического состояния водоемов мы провели следующую работу:
1.Члены  кружка « Юный эколог»  Ржевской школы провели разъяснительную работу среди жителей села Ржевка о недопустимости выброса бытовых отходов в водоемы, выпустили листовки по этой тематике.
2.Провели экологическую акцию  по очистке берегов водоемов от мусора.
3.Обратились в администрацию Ржевского сельского поселения с просьбой почистить пруд  в центре села Ржевка.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация учебно-исследовательской работы "Определение уровня сапробности воды в водоемах" »

Учебно – исследовательская работа: « Определение уровня сапробности воды в водоёмах села Ржевка Ровеньского района Белгородской области » Выполнила: Ивахненко Анастасия Николаевна ученица 8 класса МОУ « Ржевская ООШ» Руководитель: Журавлева Ольга Васильевна  учитель биологии Юридический адрес: 309754 Белгородская область Ровеньской район село Ржевка Телефон 84723831455

Учебно – исследовательская работа:

« Определение уровня сапробности воды в водоёмах села Ржевка Ровеньского района Белгородской области »

Выполнила: Ивахненко Анастасия Николаевна

ученица 8 класса МОУ « Ржевская ООШ»

Руководитель: Журавлева Ольга Васильевна

учитель биологии

Юридический адрес: 309754 Белгородская область Ровеньской район село Ржевка

Телефон 84723831455

Актуальность исследования

Актуальность исследования

  • В Белгородской области имеются пресноводные запасы в виде рек, прудов, водохранилищ. Реки являются пристальным объектом изучения экологов, а пруды, хоть их и много, остаются недостаточно изученными. В последние время остро встал вопрос о загрязнении водоёмов: определение степени загрязнения, меры по их очистке.В последние два года мы провели исследования по определению качества воды в водоемах в окрестностях села Ржевка по общим физико-химических показателям окрестностях. Выяснили, что вода плохого качества. Решили продолжить эту работу и определить уровень сапробности воды в водоемах.
  • В центре села Ржевка находиться пруд, который был сделан в 1975 году. Его начало – три родника палеогенового водоносного горизонта. Глубина пруда была до 8 метров. На сегодняшний день пруд сильно обмелел, загрязнен бытовым мусором.
  • В двух километрах от села Ржевка на северо-запад находится пруд в урочище «Клещевое». Пруд первоначально существовал с 1967 года по 1982 год, потом плотину прорвало. Новую запруду сделали в двухстах метрах от старой на север в 1994 году.
Цели и задачи  Гипотеза: из-за постоянного загрязнения водоема уровень сапробности воды в водоемах высокий. Цель : определить уровень сапробности воды в водоемах

Цели и задачи

Гипотеза: из-за постоянного загрязнения водоема уровень сапробности воды в водоемах высокий.

Цель : определить уровень сапробности воды в водоемах

  • Задачи : 1)определить виды животных, обитающих в водоемах; произвести сравнительный анализ;
  • 2)выявить источники поступления в пруды загрязняющих веществ;
  • 3) привлечь внимание общественности и администрации села к проблеме загрязнения водоемов.
Объект исследования

Объект исследования

  • Объект исследования : водоёмы в селе Ржевка и его окрестностях.
  • Предмет исследования : беспозвоночные животные
  • Физико-географическое положение объектов: Водоем №1 находится в селе Ржевка Ровенского района Белгородской области на Средне-Русской возвышенности, пруд расположен в центре села, в балке и по отношению к другим точкам села находится на более низком месте. Имеет небольшую площадь – 22500 м, глубина достигает 0.5-1.5 м. Родники находятся на окраинах водоема, их три. Берега пруда не пологие, имеют обильную растительность, дамба укреплена деревьями – вербами. Пруд с трех сторон окружен огородами.
  • Водоем №2 находится в полтора километрах от села Ржевка на северо-запад в урочище «Клещевое». Пруд первоначально существовал с 1967 года по 1978 год, потом плотину прорвало. Новую запруду сделали в двухстах метрах от старой на север в 1994 году. Пруд расположен в балке, имеет площадь53000м, глубина достигает 5 м. Родники находятся в краю пруда, их пять. Берега пруда пологие, имеют обильную растительность с западной и с северной стороны, с южной и восточной сторон только травянистое покрытие. Пруд со всех сторон окружен сельскохозяйственными полями.
  • Время исследования: Весна, лето, осень 2008 год.
Методика работы

Методика работы

  • В своей работе мы использовали методику А.В. Присного «Биоиндикация уровня сапробности».
  • Гидробиологическим сачком, сильными взмахами произвели облов прибрежной поверхности водоема в трех местах и попавших в сачок животных перенесли в литровую банку, наполненную до половины ее высоты. Затем, с помощью того же сачка провели «кошение» в толще воды, и пойманных животных пересадили в банку. Дополнительно взяли на исследование плотные скопления водных растений и, не вынимая их из сачка, тщательно перебрали. Всех обнаруженных здесь животных поместили в отдельную банку с водой. С помощью сачка взяли пробы со дна водоема, выбрали попадающихся животных в отдельную емкость с водой.
  • Произвели предварительное общее определение обнаруженных животных, используя таблицу – рисунок 1 и сравнили их с животными, изображенными на таблице – рисунке 2. Выявили виды – индикаторы. По таблице 2 выяснили характерные для мест их обитания классы сапробности воды.
  • Выяснили причины загрязнения водоема.
Точки отбора проб  Условные обозначения: 1 – пруд  А – точка А В – точка В С – точка С

Точки отбора проб

Условные обозначения:

1 – пруд

А – точка А

В – точка В

С – точка С

Отбор проб

Отбор проб

Проба №1  14.05.08 Точка А Точка В Прудовик ушковидный Масса мокрецов Точка С Водяной ослик Шаровка роговая Прудовик ушковидный Шаровка роговая Прудовик ушковидный

Проба №1 14.05.08

Точка А

Точка В

Прудовик ушковидный

Масса мокрецов

Точка С

Водяной ослик

Шаровка роговая

Прудовик ушковидный

Шаровка роговая

Прудовик ушковидный

Проба №2  21.07.08 Точка А Точка В Прудовик ушковидный Масса мокрецов Трубочник Мотыль Аплекса моховая Точка С  Водяной ослик Шаровка роговая Прудовик ушковидный Мотыль Аплекса моховая Шаровка роговая Прудовик ушковидный Трубочник Мотыль Аплекса моховая

Проба №2 21.07.08

Точка А

Точка В

Прудовик ушковидный

Масса мокрецов

Трубочник

Мотыль

Аплекса моховая

Точка С

Водяной ослик

Шаровка роговая

Прудовик ушковидный

Мотыль

Аплекса моховая

Шаровка роговая Прудовик ушковидный

Трубочник

Мотыль Аплекса моховая

Проба №3  10.09.08 Точка А Точка В Прудовик ушковидный Масса мокрецов Трубочник Точка С Водяной ослик Шаровка роговая Прудовик ушковидный Водяной ослик Шаровка роговая Прудовик ушковидный

Проба №3 10.09.08

Точка А

Точка В

Прудовик ушковидный

Масса мокрецов

Трубочник

Точка С

Водяной ослик

Шаровка роговая

Прудовик ушковидный

Водяной ослик

Шаровка роговая

Прудовик ушковидный

Формуляр для регистрации моллюсков № Виды моллюсков 1 1 Индекс сапробности типичного местообитания ( S ) Прудовик ушковидный Количество особей ( h)  2 2 Произведение S х h  3 3,0 Аплекса моховая 3 Шаровка роговая 20 4 3,0 сумма 2,0 60 30 6 90 - 12 56 162

Формуляр для регистрации моллюсков

Виды моллюсков

1

1

Индекс сапробности типичного местообитания ( S )

Прудовик ушковидный

Количество особей ( h)

2

2

Произведение S х h

3

3,0

Аплекса моховая

3

Шаровка роговая

20

4

3,0

сумма

2,0

60

30

6

90

-

12

56

162

Анализ данных таблиц

Анализ данных таблиц

  • Анализ видового состава животных свидетельствует о том, что в водоеме №1 встречаются индикаторные животные третьего класса сапробности – α –мезасапробный, а в водоеме №2 встречаются индикаторные животные второго класса сапробности – β –мезасапробный
Свалки мусора у водоема

Свалки мусора у водоема

Сток канализации в центре села Ржевка

Сток канализации в центре села Ржевка

Схема водосбора пруда в селе Ржевка Ровеньского района Белгородской области Условные обозначения: 1 –пруд 2 – поле 3 – улица Молодежная 4 – улица Центральная Масштаб: в 1 см 220 м

Схема водосбора пруда в селе Ржевка Ровеньского района Белгородской области

Условные обозначения:

1 –пруд

2 – поле

3 – улица Молодежная 4 – улица Центральная

Масштаб: в 1 см 220 м

Заключение

Заключение

  • Уровень сапробности воды в водоемах села Ржевка Ровеньского района Белгородской области высокий, в водоеме №1 выше, чем в водоеме №2. Причины этого мы видим в следующем: в водоеме №1 заилились два родника из трех, которые питают пруд; в центре села находится канализация, из которой фекальные массы попадают в водоем; в водоем сбрасывают бытовой мусор, тем самым загрязняют пруд. На поле, с которого стекает вода в водоем так же много бытовых отходов и мазута.
  • В водоем №2 стекают грязные воды с трех сельскохозяйственных полей; крупный рогатый скот испражняется в водоем; отдыхающие выбрасывают мусор в водоем, моют машины на берегу пруда.
  • Для улучшения экологического состояния водоемов мы провели следующую работу:
  • 1.Члены кружка « Юный эколог» Ржевской школы провели разъяснительную работу среди жителей села Ржевка о недопустимости выброса бытовых отходов в водоемы, выпустили листовки по этой тематике.
  • 2.Провели экологическую акцию по очистке берегов водоемов от мусора.
  • 3.Обратились в администрацию Ржевского сельского поселения с просьбой почистить пруд в центре села Ржевка
Экологический рейд

Экологический рейд

Литература

Литература

  • 1. Присный А.В. Биоиндикация уровня сапробности. Практические работы школьников по экологии – М. Экоцентр, 2001.
  • 2. Криксунов Е.А. Экология: 9 класс. Учебник общеобразовательных учебных заведений, издательство-Дрофа, 1995-240с.
  • 3. Грешников А. Н. Экологический букварь «Экос-информ» М. - 1995-78с.
  • 4. Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек. Учебное пособие для вузов, а также учащихся средних школ и колледжей. – М.:ФАИР-ПРЕСС.1999.-320.
  • 5. Очкин А. В., Фадеев Г. Н. Химия защищает природу: Кн. Для внеклас. Чтения. 8-10 кл. – М.: Просвещение, 1984. – 158 с.
  • 6 . Корнилов А. Г., Петин А. Н., Голеусов П. В. Общая экология: Учебное пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. - 176с.
  • 7. Хижняк А. А. Природные ресурсы земли Белгородской. Центрально Черноземное книжное издательство Воронеж – 1975г – 124 с.
  • 8. Галимская К. К., Радникова Р. И. География Белгородской области. Воронеж: Центрально Черноземное книжное издательство, 1986г-111с .
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Журавлева Ольга Васильевна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138943


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства