Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Ольховое
Уфимского района Республики Башкортостан
Исследовательская работа
БЕРЕЗА МОЯ, БЕРЕЗОНЬКА
Выполнил: Свистун Глеб
ученик 2 класса
Руководитель: Абубакирова
Ирина Фидарисовна
учитель начальных классов
с. Ольховое, 2014 г.
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Береза моя, березонька…………………………………………………...4
Значения названия березы…………………………………………………4
Распространение березы…………………………………………………...4
Применение березы………………………………………………………...5
Глава 2. Практическая работа……………………………………………………..7
2.1. Опыты с березой………………………………………………………………7
2.2 . Ориентирование на местности по березе…………………………………...8
3. Заключение ……………………………………………………………………....9
3.Список используемой литературы…………......................................................10
4. Приложение
Введение.
Актуальность темы. Берёза, русская берёза, белая берёза, русская красавица. Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом. Зимой или осенью.
В целом, тема показалась очень интересной и актуальной для меня. Красавицей русских лесов называют березу. Трудно найти дерево, равное ей по красоте. Стройная, с тонкими поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой.
Ты до того, березонька, красива
И в жаркий полдень, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я немыслим без твоей красы.
В процессе работы стали возникать вопросы: Почему ее называют красавицей русских лесов? Что означает слово береза? Что полезного дает береза человеку? Почему березу называют еловой нянькой? И я решил найти ответы на эти вопросы.
Цель: изучить русскую березу как способ формирования интереса к окружающему миру.
Гипотеза: Я предполагаю, что берёза является любимым деревом многих россиян. Потому что чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека; она является самым распространенным деревом в России и первой белоствольной красавицей наших лесов; она является универсальным врачевателем, исцелителем.
Задачи:1. Изучить и анализировать литературу по данной теме.
2. Провести опыты с целью формирования умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.
3.Научиться ориентироваться в лесу по березе.
4. Обобщить материал.
Предмет исследования: русская березка
Объект исследования: процесс наблюдения и изучения березы
Глава 1. Береза моя, берёзонька.
1.1.Значения названия березы.
Свою исследовательскую работу я начал с изучения литературы и определил несколько значений названия березы:
1. Русское слово «береза» очень древнее. В праславянскую Эпоху (до VIII в. н. э.) это слово звучало как bersa. Корень «бер» означает ясный свет, светлый, белый.
2. Латинское наименование дерева Betula. В основе его лежит слово batula, от глагола batuere, переводимого как “бить” или “сечь” — напоминание о горькой судьбе не очень радивых школьников в прошлом, которым случалось отведывать “березовой каши”. Белый цвет бересты от особого белого вещества – бетулина. По виду бетулин как порошок
3. Русское название березы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.
Наша белоствольная береза – единственное в мире растение, с белым стволом. Ярко-белый цвет ее коре придает органический краситель бетулин. Любопытно, что береста ее состоит из клеток, так тесно спаянных между собой, что они образуют прочный, почти пробковый слой, непроницаемый для воды и газов.
1.2. Распространение березы
Береза. Нет дерева милее и роднее. И не только потому, что она встречается в нашей стране повсюду. В ходе исследования и анализа литературы у меня возник вопрос: а почему береза является одной из самых распространенных древесных пород? Почему березу называют «деревом-пионером»? Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне.
Она может расти почти на любых почвах, начиная от очень сухих и бедных песков и кончая болотами, где избыток воды и много питательных веществ.
Опять о них – кудрявых и белых,
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы
Хоть день, хоть вечность колеси
Берёза устойчива к газу и пыли. Она имеет большое значение для очистки воздуха, поэтому успешно применяется в озеленении, в создании рекреационных зон. Берёза любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой-невестой
Березу еще называют деревом-пионером. Она первая захватывает любой клочок земли: заброшенные пашни, пожарища. Березу можно встретить даже на карнизах старых каменных домов.
Березу называют еловой нянькой. Береза заселяет вырубки, до 15-20 лет господствует на них, но в это время под пологом идет усиленное развитие ели, а со временем и вовсе вытеснит, «выживет» прежнюю хозяйку этих мест. Береза как бы воспитывает ель. Поэтому в народе говорят: «Береза – еловая нянька».
Применение березы.
Изучив дополнительную литературу, я узнал, что с давних пор береза пользуется на Руси особым почетом и уважением. Связано это не только с тем, что белоствольная лесная красавица стала своеобразным символом весны, света, любви к родине, но и с ее многочисленными целебными свойствами. Не случайно березу называют деревом жизни и здоровья.
Березовые веники. Истопится банька, запарится кипятком в тазике веничек и поплывет аромат по баньке. И заходит, захлещет по телу березовые ветки, разожжет кожу паром до красного цвета. А вместе с ним вон и вся хвороба уходит из тела.
Березовая метла. Даже дворник не обошел вниманием нашу березку. Лучшая метла – из березовых веток, она гибкая, прочная и удобная в работе.
Березовые дрова. Березовые дрова самые жаркие, долго горят и не стреляют из огня угольками. Например, охотника застала ночь в лесу. Он идет на поклон к березе, срубит сырую стволину, разделит на 3-5 чурок длиной по метру и этого ему хватит на всю зимнюю ночь.
Березовые листья. Свежие березовые листья полезны при ревматизме с болями в суставах. Ими набивают кадушки, ванны. Листья надо собирать, пока они не истратили клейкости и бальзамического аромата. Настой из березовых листьев пьют как мочегонное средство.
Березовые почки. Современная медицина рекомендует использовать препараты березы для лечения ангин, стоматитов, пародонтозов и других заболеваний горла и ротовой полости. Кроме этого березовые почки оказывают отхаркивающее, мочегонное, противогрибковое, противовоспалительное и потогонное действие.
Березовый сок. Березовый сок считается и витаминным средством. Применяется при нарушениях обмена веществ. Он способствует очищению крови. Им умываются, моют волосы для укрепления.
Березовый гриб – чага. Березовый гриб применяется при желудочно-кишечных заболеваниях. Из него делают мази и капли при заболеваниях вен.
Березовый деготь. Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство. В старину им смазывали ступицы тележных колёс для уменьшения трения.
Березовая древесина. Из березовый древесины делают фанеру, лыжи, мебель, сувениры.
Березовая кора – береста. Береста – готовая бумага. Из бересты плели лапти, туфли. Применяли бересту как ранозаживляющий пластырь при ранах и ожогах
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Опыты с березой.
Для более глубокого изучения я решил провести опыты с березой.
Опыт 1. Если провести рукой по бересте – белый след останется на руке. Потому что белый цвет бересты от особого белого вещества – бетулина. По виду бетулин как порошок. Часто спрашивают, отчего на березе черные черточки? Научное название их "чечевички". Это специальные отдушины, через которые летом к внутренним тканям ствола проходит воздух. Без чечевичек дерево буквально задохнулось бы.
Опыт 2. Если деревья разного возраста, то, чем дерево старше, тем чернее кора березы и чем моложе дерево, тем белее кора нашей красавицы. Белую кору, кроме березы, природа ни одному растению не дала.
Опыт 3. В любой день белые стволы остаются прохладными на ощупь. Это белый цвет коры предохраняет стволы и ветви от обжигающего действия солнца
А также в ходе исследования я научился ориентироваться по деревьям, в том числе и по березе:
У одиноко стоящего дерева, растущего на открытой местности, иногда можно увидеть, что с одной стороны его крона более густая и пышная. Чаще всего это бывает с южной стороны дерева.
Грибы предпочитают расти с северной стороны пня, дерева, кустарника.
Муравьи стараются строить свои муравейники с южной стороны пней, деревьев.
Кора березы с северной стороны значительно темнее, чем с южной, на ней больше наростов, трещин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Белоствольные берёзки, покрытые молодой яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушным никого. Картина природы очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни. Так и хочется прочитать строки:
На поляне, на пригорке
Под окном, среди полей
Белокорые берёзки –
Символ родины моей.
Ты так мила мне до любой росинки,
В твоих просторах дремлет тишина,
Берёзовая, русская Россия
Ромашковая, добрая страна.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась. Думаю, удалось доказать, что береза является любимым деревом россиян:
- самое распространенное дерево в России;
- первая белоствольная красавица наших лесов;
- дивный лекарь;
- она вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе;
Практическая значимость моего исследования заключается в том, что материалы, которые представлены в работе, можно использовать на некоторых уроках, подготовить сообщение по данной теме, провести классный час, использовать материалы для проведения праздников, конкурсов, викторин. Эти знания мне пригодятся на уроках русского языка, литературы, при подготовке к олимпиадам. Планирую работу продолжить и в следующем учебном году, вести пропаганду бережного отношения к природе края, в том числе к березе.
Список используемой литературы.
1. .Ботаника. Энциклопедия «Все растения мира» / ред. Д. Григорьев и др. — М., 2006 (русское издание). — С. 142—144.
2. Марченко Л.И. Осень: методические рекомендации по комплексному развитию дошкольников в процессе общения с природой. – М.: Дрофа,1996.
3. Марченко Л.И. Весна: методические рекомендации по комплексному развитию дошкольников в процессе общения с природой. –Уфа: Китап, 2004.
4. Марченко Л.И. Лето: методические рекомендации по комплексному развитию дошкольников в процессе общения с природой. –Уфа: Китап, 2008.
5. Петров В.В. Весна в жизни леса. Москва «Наука», 1981
6. Праздник русской березки // Начальная школа, №5, 2008г
7.Растительные ресурсы России: Дикорастущие цветковые растения, их компонентный состав и биологическая активность / Отв. ред. А. Л. Буданцев. — СПб.; М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. — Т. 1.
8. Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками./В.М.Суворова. – Волгоград, издательство “Учитель”, 2009.
8