"Исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе"
"Исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе"
Образованный человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целенаправленно. Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческого мышления школьника.Образованный человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целенаправленно. Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческого мышления школьника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Красноярская средняя школа №2»
Статья на тему
«Исследовательская деятельность на уроках русского
языка в начальной школе»
Подготовила:
учитель начальных классов
Пурисова Татьяна Викторовна
2021 год
В 2011 году образование перешло на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Согласно стандарту второго поколения, цели и образовательные задачи представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном. В основу стандарта второго поколения положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особо отмечается необходимость вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания на практике. Одним из основных направлений образовательного процесса становится развитие способности обучающихся к исследовательской деятельности.
Образованный человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целенаправленно. Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческого мышления школьника.
Новые социальные запросы обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является познавательное и личностное развитие ребенка. Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться». Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматривается в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне.
Одной из задач, стоящих перед учителем, является организация поиска новых способов деятельности и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников.
Каким же образом построить урок, чтобы поставить ребенка в позицию исследователя? Развитию исследовательской деятельности способствуют такие ситуации, в которых ученик защищает свое мнение, приводит аргументы, доказательства. В ходе выполнения заданий исследовательского характера от ученика требуется умение систематизировать и анализировать информацию, обобщать факты, явления, делать выводы. Все начинается с возникновения проблемной ситуации, именно в ней моделируются условия исследовательской деятельности и развитие творческого мышления. Дети получают знания не в готовом виде, а самостоятельно открывают их, выступая в роли исследователя.
В условиях, когда мир стремительно развивается, появляются новые профессии, человек, помимо узкой специализации, должен быть универсально образованным, умеющим видеть проблему в целом. Новая информационная эпоха уже сформулировала свой социальный заказ: ей нужны люди с характером самостоятельным и ответственным, способным обеспечить дальнейшую эволюцию цивилизации. Выпускнику третьего тысячелетия необходимы такие качества, как: креативность, коммуникативная компетентность, способность к аналитической деятельности и саморазвитию. В Концепции модернизации российского образования зафиксировано Положение о том, что «образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции. Компетенция – способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной действительности, как способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации.
Приоритетным направлением в своей работе я считаю внедрение в образовательный процесс исследовательской деятельности. Именно в исследовательском обучении, на мой взгляд, воплощается в реальность идея развивающего обучения, так как, по мнению Л.С.Выготского, «ходьбе можно научиться только на собственных ногах, школа должна быть школой действия, она должна учить ребенка мыслить, а не пичкать его знаниями».
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления.
Исследовательская деятельность является наиболее продуктивным методом для достижения цели формирования личности, обладающей такими качествами, как активность, креативность, самостоятельность. Исследовательская деятельность и способствует и усвоению ЗУНов, быстрому восприятию новых идей, создает условия для внутренней свободы учащихся. Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствует научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью, сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Основы исследовательского обучения можно найти в учениях Я.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, К.Д.Ушинского. Главный смысл исследовательской деятельности младших школьников в том, что она является учебной. Это означает, что целью является развитие личности учащегося, приобретение навыка исследования, развитие способностей к исследовательскому типу мышления. Конечно, в 1,2,3,4 классе никакого научного открытия ребенок не совершит, но в процессе изучения проблемы ученик повторяет ход научного исследования, делает свое собственное открытие того, что он раньше не знал.
Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не просто передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности.
Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.
В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации.
Но вместе с тем исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск, а, следовательно, отвечать как минимум трем условиям:
• стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;
• непременно измерять все, что может быть измерено, по возможности показывать численное отношение изучаемого к известному;
• всегда определять место изучаемого в системе известного.
Исследование предполагает наличие основных этапов:
• постановка проблемы;
• изучение теории, посвящённой данной проблематике;
• подбор методик исследования;
• сбор материала, его анализ и обобщение;
• научный комментарий;
• собственные выводы.
В работе с детьми, безусловно, полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучения, а, следовательно, нужно выполнять и проекты, и исследовательские работы. На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.
Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:
• первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
• второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
• третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
Исследования можно классифицировать по-разному:
• по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
• по месту проведения (урочные и внеурочные);
• по времени (кратковременные и долговременные);
• по теме (предметные или свободные),
• по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности младших школьников, как правило, проходит в несколько этапов.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
•поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
• формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:
• на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
• на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
• на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.
С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.
Целью моей работы по организации исследовательской деятельности младших школьников стало:
1. Выявить и поддержать учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью;
2. Включить младших школьников в самостоятельное решение учебных задач
3. Развить интеллектуальные, творческие способности учащихся;
4. Развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся условиях.
Исходя, из поставленных целей были сформулированы задачи:
1. Формирование научных взглядов у учащихся;
2. Научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, планировать свою работу;
3. Пропаганда знаний об окружающем мире;
4. Знакомство с современными методами научно – исследовательской работы;
5. Участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, области конкурсах, конференциях.
Этапы проведения исследования с младшими школьниками выглядят следующим образом.
1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.
4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.
8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя логические правила и приёмы.
9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
11. Обсуждение итогов завершённой работы.
В эту схему проведения исследовательской работы, я бы добавил пункт – работа с родителями. Целью, которой является: приобщение родителей к организации помощи и создании ситуации успеха для своего ребёнка.
Многим учителям мысль о том, что ребёнок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но все страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.
Необходимо помнить: тема исследования должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас. Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности. На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками – макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный – педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы. К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе. Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. Выполненные работы рецензируются учителями на методических объединениях, где ученик может получить совет для улучшения работы. В работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Время представления работы не более 5-7 минут. Кроме того, отмечаются работы по номинациям: за самый интересный эксперимент, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, за самое научное исследование и т. д.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, – наличие у них потребности узнавать новое.
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:
1. классифицировать;
2. обобщать;
3. отбирать все возможные варианты решения;
4. переключаться с одного поиска решения на другой;
5. составлять программу действий по своей работе;
6. рассматривать объект с различных точек зрения;
7. сравнивать различные объекты и их совокупности;
8. составлять задания по предложенной теме;
9. проводить самоконтроль.
Однако, в процессе работы я пришел к выводу, что детей к исследовательскому поиску надо готовить. Без накопления определённых знаний и умений, которые помогают детям анализировать, подмечать изменения, проводить конкретный опыт, их исследовательская деятельность невозможна. И, конечно, важную роль в этом процессе играют экскурсии в природу. Уже было отмечено, что исследовательский метод отвечает природе ребёнка и законам его развития. Несомненно, между научным исследованием и школьными исследовательскими работами имеется сходство.
Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности активно используются и возможности внеурочных форм организации исследования. Это различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников.
Домашние исследования являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.
Я хочу поделиться отдельными примерами организации исследовательской работына уроках русского языка в начальных классах.
Принципы организации исследовательской деятельности
Учащиеся сталкиваются с новыми (необычными, парадоксальными) явлениями, идеями прежде, чем они будут изложены и изучены на уроке.
Учащиеся самостоятельно постигают учебные понятия, а не получают их в готовом виде.
При изучении учебного материала создаются ситуации, которые предоставляют учащимся возможность самостоятельно обнаруживать эти понятия и исследовать их на предлагаемых примерах.
Для изучения правила учащихся следует ознакомить с примерами, из которых это правило можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем
Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует сведения и наблюдения, которые он получил в ходе исследования.
Мне близок подход к процессу исследовательской деятельности на уроке кандидата педагогических наук А. В. Клушко. Я также разделяю требования к учителю, реализующему исследовательские методы обучения в образовательном процессе.
Требования к процессу урока-исследования
Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с существующими представлениями.
Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.
Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.
Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так чтобы они могли оценить их прикладноезначение.
Требования к учителю, реализующему исследовательский подход к обучению
Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:
Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.
Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.
Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.
Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.
Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.
Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.
Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.
Способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности во внеурочной работе.
Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена. Этому способствует содержание нашего учебного предмета, на котором могут быть использованы разнообразные по стилю тексты с различным ценностно-смысловым содержанием. К тому же радость первооткрывателя ни с чем не сопоставима.
Применяя исследовательские методы на уроках русского языка, я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам и методам творческого самовыражения. Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе самодостаточную личность. Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.
Три уровня реализации исследовательского обучения:
1.Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения. Само решение предстоит найти учащемуся самостоятельно.
2.Педагог ставит проблему, но сам метод её решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
3.Постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно.
(Дж.Шваб, П.Брандвейн, А.Леви. Педагогика нового времени. «Современный урок». Ч.5.Инновационные уроки. Тамара Петровна Лакоценина, к/дпеднаук, доцент и др. Издательство "Учитель", 2007 г.).
Основные этапы исследования:
I.Выбор темы. II. Постановка проблемы. III. Пути решения поставленной проблемы: 1) поиск информации ; 2) классификация; 3) наблюдение; 4) сравнение; 5) анализ; 6) синтез. IV.Реализация (формы работы). V. Рефлексия.
Навыки, необходимые для решения исследовательских задач:
•Видеть проблемы
•Выдвигать гипотезы
•Задавать вопросы
•Давать определения понятиям
•Классифицировать
•Наблюдать
•Проводить эксперименты
•Высказывать суждения
•Делать выводы и умозаключения
Цель исследовательской деятельности:
•Сформировать у учащихся навык исследования как способ получения нужной информации
•Развивать способности к исследовательскому типу мышления
•Развивать умение учеников аргументировать свою точку зрения по заданному вопросу
•Стимулировать творчество учащихся, исследовательскую деятельность
Ожидаемые результаты:
•Стремление учащихся активно заниматься исследовательской работой
• Их сформированная методологическая компетентность
• Положительная мотивация к учебе
ВЫВОД:
•Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным.
РЕЗУЛЬТАТ:
1. Получение новой информации.
2. Полноценные, осознанные, оперативные и гибко используемые знания.
3. Опыт творческой деятельности.
Вот некоторые выдержки из практической работы на уроках русского языка.
1.Исследования словарных слов.
Формируются цели и задачи под руководством учителя. Цель исследования словарного слова: анализ значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным написание в различных формах, над функционированием слова в речи. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: сравнивание, сравнение, выделение главного, анализ, синтез.
Исследование проводится по плану:
Знакомство со словом.
Дети знакомятся со словами в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, нахождение общих и частичных понятий, выделение лишнего, вычленение из пословиц, поговорок, определение слова по его лексическому значению.) Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.
Этимологическая справка.
Содержит информацию о происхождении слова.
Толкование лексемы. Иллюстрация.
Помогает понять значение слова. Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравниваю с определением мастеров слова ( С.И Ожегов, В.И Даля, М.Л Безруковой )
Однокоренные слова.
Проводится наблюдение над единообразным написание однокоренных слов. Дети подбирают однокоренные слова к новому словарному слову или составляют однокоренные слова по определенной схеме.
Пословицы, поговорки и загадки.
Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слов в русской речи.
Синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Работы с этим материалом предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а так же делает речь богаче, ярче и интереснее.
Словосочетания.
Учащиеся придумывают разные виды словосочетания: существительное + прилагательное; глагол + существительное в косвенном падеже; глагол + наречие.
Предложения, тексты.
Практический материал, позволяющий вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи. Дети в процессе обучения предлагают стихи, рассказы.
Краеведение.
Анализируется использование слова в истории родного края, в народном хозяйстве, в искусстве.
На втором этапе учащиеся работают с научной и художественной литературой, сопоставляют свои знания с данными научного источника, отбирают наиболее интересный материал, структурируют собранный материал, отбирают главное и второстепенное. Для работы дети используют различные словари: толковый, синонимов, антонимов, иностранных слов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники например , «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И Даля,«Толковый словарь русского языка» С.И Ожегова, Н.Ю Шведовой, « Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка» В.В Лопатина.
Третий этап – это заключительный.
Представление результатов исследования или этап защиты проекта.
Второй вид – это исследование текста.
Для анализа берут художественные тексты, стихотворения. Затем проводят лингвистический, грамматический, синтаксический анализ, выявление значений слов и выражений, подбор синонимов и выяснение смысловых различий, анализ изобразительных средств языка, определение различных форм слова. Приоритетным являются активные игровые методы, творческое самовыражение, выбор наиболее точных и эффективных форм работы.
Исследование отрывков проводятся по плану:
Прочитать текст до определенных слов, затем самому продолжить слова автора;
Обсудить придуманное и сравнить с мыслями автора;
Определить вид текста;
Придумать заголовок;
Зачитывание стилистически – окрашенных предложений и словосочетаний;
Нахождение сравнений, олицетворений;
Угадывание словарного слова, выполнив задания (1 – зачеркни буквы через одну; 2 – из данных слов, выбрать подходящее по смыслу; 3 – разложить по порядку математические выражения.)
Представление учащимся ранее исследуемого слова и обмен мнениями;
Работа над правописанием слов с парными согласными в корне;
Обсуждение образования сложных слов;
Нахождение фразеологизмов в тексте по данным определениям;
Чтение предложений с однородными подлежащими, определениями, сказуемыми;
Запись антонимов;
Дополнительные словосочетания;
Запись однокоренных слов и дополнить другими.
Такая форма работы создает особое позитивное отношение школьника к учебному процессу, повышается эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любого вопроса.
Рассмотрим на примере исследование слова «фигура»
Исследование словарного слова
Показать изображения
В слове фигура – 3 слога (фи-гу-ра). 2 слог ударный, безударный гласный - и.
Этимологическая справка.
Откуда же происходит название этого слова? Как впервые слово “фигура ” появилось в русском языке?
Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004.
Слово «фигура» заимств. в XVII в. через польск. посредство из латинского. языка, где figura —производное от fing-ere «давать форму, образовывать». —
А братишка мой, Сережа, Математик и чертежник - На столе у бабы Шуры Чертит всякие... (фигуры)
2. Творческое задание - исследование для всей семьи: «Об одном только слове ».
Рекомендации детям:
1. Соберитесь в тесном семейном кругу и обсудите необычную и полезную творческую работу - составить своеобразную энциклопедию одного слова.
2. Ощути сам, с помощью своих родителей, как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа, наших предков.
3. Понаблюдай, как живёт слово в сказке, маленьком рассказе, повести, стихотворении, песне, как может ранить, обидеть человека или, наоборот, сделать его счастливым.
4. Развивай речь, формируй читательскую культуру, стремись быть вдумчивым, проницательным читателем, расширяй свои жизненные познания.
5. Используй все типы словарей, которые стоят на книжных полках, справочную, энциклопедическую литературу, помощь и подсказки родных, близких, знакомых. Поработай в библиотеке. Вспомни, найди, придумай сам… Делай это как можно чаще.
6. Прислушайся к народной мудрости: «Большая работа требует большой заботы».
7. Для успешной работы предлагается использовать примерный план, «своеобразные шаги». Это поможет расположить все собранные материалы в определённой системе, которую условно и будем считать энциклопедией твоего (вашего) слова. Не все пункты предложенного плана могут быть отражены в итоговой работе: чего-то не найдёшь, не встретишь. Главное - стараться, стремиться к поиску нужного материала.
8. Свою работу необходимо красиво оформить, используя при этом разнообразные материалы: цветные карандаши, фломастеры, кусочки ткани, кожи, цветную и бархатную бумагу…
9. Если к своей работе ты отнесёшься добросовестно и серьёзно, может получиться настоящая семейная рукописная (или напечатанная с помощью компьютера ) книга!
10. По своему желанию выбери из копилки слов, помещённых ниже, одно.
Копилка слов: Родина, человек, солнце, зима, весна, лето, осень, мама, память, глаза, сердце, дорога, лист, портрет, день, ночь, радость…
Схема-план
1. Слово и его лексическое(ие) значение(ия) в толковом словаре.
2. История происхождения слова в этимологическом словаре.
3. Слово и «слова-родственники» (однокоренные).
4. Слово и его «друзья - синонимы в словаре синонимов.
5. Слово и его «враги - антонимы» в словаре антонимов.
6. Слово во фразеологических оборотах во фразеологическом словаре.
7. Слово в русском фольклоре: в пословицах и поговорках, в загадках, в скороговорках, в притчах, легендах, сказках, в русских народных песнях.
8. Слово в названиях произведений литературы (русской и зарубежной, в поэзии и прозе).
9. Слово в названиях картин художников.
10. Слово в иллюстрациях, рисунках.
Вашему вниманию предлагается исследование слова «берёза».
3.Работа на уроке
1. Самые первые элементы исследования уже при обучении грамоте.
При изучении темы « Звуки и буквы» учащимся можно предложить ряд заданий:
попробуем разобраться, что можно сделать с фонемой. Проведем наблюдение.
Посмотрите на слова «сон» и «сом».
- Что в них меняется? (Последняя буква.)
Изменился один звук (соответственно одна буква), и получилось другое слово.
- А теперь нужно определить изменение в следующих словах:
«сон» и «нос». (Буквы поменялись местами.)
При изменении порядка следования звуков также получилось другое слово.
- Теперь определите, какое изменение происходит в следующей паре слов: «слон» и «сон». (Убрали одну букву.)
При удалении звука также получилось другое слово.
Внимательно рассмотри рассыпанные буквы:
а ) р о е к к у а н ь
б) к о о з г о р л о д
в)м м а е л д и в е н д а ь.
Используя их, отгадайте загадки.
а) Только этот водоем для него родимый дом. (Река, окунь)
б) Кого куда-то запустили , ущерб огромный допустили. (Козел, огород).
в) Какой кустарник каждый день кому-то посещать не лень? (Малина ,медведь)
Игра «Грамматическая арифметика»:
а) сложи слоги и напиши полученное слово
МА + ША = ……….. ГО + РА = ………..
ИГ + РА = ……….. ЛУ + НА = ……….
ШАР + ЛАЮ – РЮ + АШ = Ш.. ..А..
Л+ ЁТА+ЧИР-АР+К = ЛЁ.. .. .. К
О + БЕ + ДА – А = …. ЧА + СЫР – Р = ….
БЕ + СЕ + ДРА – Р =…. ВА + ГРОН – Р =….
ПИН + РО – Н + Г = …. РИ + О – И + ЩА =…..
КОСМ + ТУЁТ – МУ = …. МАР + Я – АР + Ч = ….
ВРЫ + Б – В + А = …. САВ + Ж – В + А = ….
Новый метод исследования – фонетический анализ. Мы будем решать фонетическую задачку. Да, задачки бывают не только математические. Попробуйте догадаться, чему посвящены фонетические задачи. (Звукам.) Анализ информации – важнейший компонент исследовательской проектной деятельности.
- Как вы понимаете словосочетание «анализировать звуки»? (Размышлять: какие звуки мы слышим, какова их характеристика.)
Приступаем к решению фонетической задачки «Колобок».
На выпечку Колобка понадобилось столько пригоршней муки, сколько гласных звуков в слове «тесто». (2.)
Вдоль тропинки, по которой катился Колобок, росло столько цветов, сколько всего гласных в этих словах: «ромашечка», «мать-и-мачеха», «одуванчик», «колокольчик». (4+5+4+4=17.)
Фонетическая задачка «Гуси – лебеди» - на согласные звуки.
Аленушка кликала братца столько раз, сколько согласных в слове «прости». (4.) Она пролила столько слез, сколько всего согласных в этих словах: «горевать», «плакать», «рыдать», «причитать», «реветь». ( 4+4+3+5+3=19.)
Фонетическая задачка «Маша и Медведь» - на твердые и мягкие согласные звуки.
Пришла Машенька к избушке Медведя. Она стучала столько раз, сколько мягких согласных в слове «дверь». (2.) Медведь предложил Машеньке остаться печку топить да кашу варить на столько лет, сколько мягких согласных звуков в этих словах: «тужить», «горевать», «печалиться». (1+2+3=6.)
Исследовательская деятельность на уроках очень важна. Она дает возможность каждому ученику вовлечься в учебный процесс, способствует развитию мыслительной деятельности ребенка.
Приобщение учащихся к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль итоговых результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. К тому же учитель, используя такие методы, освобождается от видов рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления. Не следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самостоятельной работы учащихся, их большая увлеченность предметом. Результативность подтверждает мониторинг итоговых контрольных работ в 4 классе по русскому языку в новой форме.
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний.
Что такое исследовательская деятельность в современном ее понимании? Это, в первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Это умение получать информацию не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из окружающего мира, который таит в себе огромный объем «скрытой» от нас информации.
Список использованной литературы .
Абрамова С.В. Создание текста учебно-исследовательской работы и ее представление // Русский язык (ПС). – 2006. - № 23.
Абрамова С.В. Учебное и научное в учебно-исследовательской деятельности учащихся // Русский язык (ПС). – 2006. - № 18.
Арцев. М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов // Завуч. – 2005. - № 6.
Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист. – 2007. - № 7.
Гринько С.Г., Чернышева Г.А. Исследовательские проекты в практике обучения (особенности проектной деятельности) // Одаренный ребенок. – 2008. - № 3.
Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников // Начальная школа (ПС). – 2006. - № 10..
Захаренко В.А. К вопросу об организации научно-исследовательской деятельности учащихся // Учитель в школе. – 2007. - № 4.
Иконникова И.А. Исследовательская деятельность младших школьников на уроках русского языка // Начальная школа +/-. – 2007. - № 9.
Ильина И.Н. Исследовательская деятельность учащихся (из опыта) // Одаренный ребенок. – 2008. - № 2.
Михайлова О.В. Формы и методы краеведческой работы в исследовательской деятельности учащихся // Одаренный ребенок. – 2005. - № 2.
Молибоженко В.В. Исследовательская деятельность школьников как прием обучения. Из опыта практической работы с исследовательскими проектами школьников // Учитель в школе. – 2008. - № 3.
Орлова Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе // Начальная школа. – 2007. - № 3.
Пасько Л.И. Исследовательский подход как методологическая основа проектной деятельности // Наука и школа. – 2007. - № 1.
Пентин А.Ю. Исследовательская и проектная деятельности: структура и цели // Школьные технологии. -2007. - № 5.
Пержинская Е.В. Как организовать исследовательскую работу в I классе // Начальная школа. – 2008. - № 5.
Преображенская Э.Л. и др. Научно-исследовательская деятельность – важная часть образовательного процесса // Специалист. – 2008. - № 4.
Савенков А. «Я – исследователь» (Конкурс детского исследования) // Школьный психолог (ПС). – 2008. - № 2.
Савенков А.И, Психологические основы исследовательского обучения школьников // Школьные технологии. – 2008. - № 1.
Савенков А.И. Виды исследований школьников // Одаренный ребенок. – 2005. - № 2.
Саломатова О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников ходе проектно-исследовательской деятельности // Начальная школа. – 2007. - № 7.
Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. – 2006. - № 2.
Слепенкова Е.А. Научно-исследовательская деятельность учителей в России в начале ХХ в. // Педагогика. – 2007. - № 10.
Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве // Начальная школа. – 2007. - № 2.
Сухаревская Е. Проекты и исследования // Начальная школа (ПС). – 2008. - № 5.
Тимофеева В.П. Исследовательская работа в начальной школе // Начальная школа. – 2008. - № 2.
Фоминская К.Н. Составление загадок как часть исследовательской деятельности младших школьников // Начальная школа +/-. – 2008. - № 4.
Шульгина В.С. Учебное исследование как условие эффективного обучения // Русская словесность. – 2007. - № 3.
Юрмазова Т. и др. Опыт привлечения школьников к научно-исследовательской работе // Высшее образование в России. – 2007. - № 10.
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении школьников основной школы по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"
["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "248973"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1446809724"
}
}