Использование метода проектной деятельности обучащихся на уроках русского языка в начальной школе
Использование метода проектной деятельности обучащихся на уроках русского языка в начальной школе
Проектная деятельность позволяет выйти за рамкиобъема школьных предметов, соединить имеющиеся жизненный опыт с новыми знаниями. Выбрать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование метода проектной деятельности обучащихся на уроках русского языка в начальной школе»
Использование метода проектной деятельности
обучащихся на уроках русского языка
в начальной школе
Блинова Л. П., методист ИМЦ Бугульминского муниципального района РТ
Формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе стало одной из основных задач современной школы.
Ценным в учебном процессе на современном этапе является организация и планирование деятельности учащихся, самоанализ и рефлексия, умение принимать решение, то есть умения, которые формируют положительные мотивации учения. Однако возникают проблемы – отсутствие у детей поисковой деятельности.
Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся УУД.
Проектная деятельность позволяет выйти за рамкиобъема школьных предметов, соединить имеющиеся жизненный опыт с новыми знаниями. Выбрать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.
Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным.
На уроках русского языка я стараюсь использовать метод проектов как при освоении нового материала, так и при закрепление и отработки навыков и знания. Для работы над проектом класс я разбиваю на группы (не более пяти человек). Каждая из этих групп работает над одним из «проблемным» вопросом. Дети самостоятельно в группах формулируют цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета; распределяют обязанности между членами группы, планируют ход дальнейшей реализации проекта.
В учебнике русского языка детям предлагают для выбора различные проекты. Один тип проектов- создание словесных языковых игр, другие проекты носят исследовательских характер. Сложность предполагаемых проектов возрастает от класса к классу как в плане содержательном, так и в плане организационном.
Так, например, на одном из уроков русского языка в 4 классе мы анализировали ошибки, которые дети допускают в своих работах. Каждый раз возникает вопрос: как легче запомнить словарные слова?
Учащиеся, чтобы легче запомнить выполняют рисунки на буквах, которые вызывают трудности при написании. Дети с удовольствием выполняют рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются с этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям. Например, на букве оочень легко нарисовать помидор, а буква и – это ножи, которыми можно его разрезать. Рисунки только надо делать на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова. Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезен.
Детям предложила выполнить совместный проект «Букет вежливых слов». Первым этапом данной работы - поиск «вежливых» слов и их значений в различных источниках. Второй этап – способ оформления и представления данных слов. Заключительный этап – презентация своих работ.
Учащиеся очень любят составлять, находить кроссворды и ребусы. У них появляются положительные эмоции, уверенность в себе, возникает желание искать и отгадывать другие слова. Заметно обогащается словарный запас, запоминают правописание слов, развивают логику. Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности. И ещё, очень важна способность ощущать себя членом команды. Участие в проекте позволяет приобрести дипломатический опыт, невозможный при других формах обучения.
Проектная деятельность способствует формированию у младших школьников умения планировать свою деятельность, определять её цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.
Выполнение творческих проектов, защита помогает школьникам рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности. Воплощение замысла проекта требует определённых волевых усилий, сочетание интереса и необходимости формирует произвольность психических процессов.
Литература
Е. О. Савина « Проекты на уроках русского языка», изд «Учитель», Воронеж, 2015
object(ArrayObject)#884 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении школьников основной школы по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"
["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "248973"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1446809724"
}
}