«Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памятью» Л. Н. Толстой.
Обучаю ребят со 2-го класса по новым стандартам. В чём отличие процесса обучения в рамках государственного стандарта от нынешнего процесса и преимущество, обучения в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта? Об этом и пойдёт речь в данной статье.
Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке обучающихся к жизни-теперь важно вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. Объём знаний резко увеличивается, соответственно, требуется смена педагогических приоритетов: мы должны научить детей учиться.
Итак, принципиально новый подход к созданию школы. Выпускник начальной школы и основной должен овладеть многими предметными и надпредметными компетенциями. Понятие «компетентность» шире понятия «знания» (а также «умения» и «навыки».) Оно включает в себя не только их познавательные и технологические составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие, необходимые при решении реальных жизненных проблем в будущем. Цель обучения-уже не процесс. а достижение обучающимися определённого результата. Сначала планируем результат, а затем под него подбирается содержание материала. ФГОС предлагает сделать акцент на обучении через практику, использовать межпредметные связи. Уроки иностранного языка - благодатная почва для формирования предметных и надпредметных компетенций. Так как, используя язык как средство, мы изучаем мир во всех его проявлениях. Дети участвуют в дискуссиях и ситуациях морального выбора поступков. Понятно, что подобная деятельность провоцирует ребёнка на вынужденное общение. Он понимает, как важно заучивать слова, иначе не решить поставленной коммуникативной задачи. В этом случае ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности. Изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативной компетенции, а значит и овладению различными социальными ролями. Вот почему ФГОС обучение иностранным языкам выдвигает как необходимую составляющую учебного процесса в целом. Отмечу немаловажный момент: размышляя над целями уроков: учителю необходимо продумывать такие варианты деятельности, которые давали бы детям возможность развивать внутреннюю культуру, правильное мировоззрение, желание заботиться о собственном здоровье и охранять свою жизнь.
Сейчас всё более актуальным становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В последнее время эту проблему уже в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого – в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Данный метод позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что несомненно влечёт за собой повышенную мотивационную активность ребёнка. Он сам выбирает для себя объект исследования, сам для себя решает: пользоваться только учебником или дополнительной литературой тоже. Но, зачастую, ребята обращаются к дополнительным источникам информации. Анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное. Одна из главных особенностей проектной деятельности - ориентация на достижение конкретной практической цели, наглядное представление результата, будь то рисунок, аппликация или сочинение. В обучении английскому языку метод проектов представляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что несомненно способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка. Проектная деятельность включает в себя этапы:1) Организационный 2) Выполнение проекта 3) Презентация проекта. Мы разрабатываем школьный проект по темам, которые предлагает учебная программа. Именно тема проекта, в конечном счёте, может определить успешность и результативность проектной работы в целом. Таким образом, содержание проектной работы - это логическое продолжение содержания тематики учебника. На первом этапе важно подготовить проведение проекта, обсудить источники, план, форму презентации и т. п. Следующий этап- самый трудоёмкий. Он включает в себя сбор необходимой информации, обращение к уже имеющимся знаниям, формирование собственного взгляда на предмет проектирования. Важно то, что задание должно соответствовать индивидуальному уровню каждого ученика. На этом этапе -основная работа учителя. Обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком (что очень важно!), они лучше усваивают его логическую систему, закрепляют грамматику.
Вот некоторые примеры проектной деятельности, проведённые на моих уроках. Изучив алфавит, мы с ребятами 2-го класса проводили праздник алфавита. Детям было предложено написать книгу про алфавит. За основу был взят один вариант описания –инструкция по изготовлению книги.(Но дети могли выбрать собственный.) В результате данного проекта дети закрепили алфавит и узнали некоторые новые слова, самостоятельно выбрав их же из словаря для своей книги. Самые сильные ученики даже пытались составлять небольшие предложения, зная некоторые слова. Ещё пример: составление индивидуальных меню школьных завтраков. Дети закрепляют названия дней недели, продуктов, самостоятельно делают выбор меню завтраков в школе. Всё это озвучивается ими на итоговом конкурсе. Занимательно, увлекательно и полезно на момент закрепления пройденного материала. К тому же, развивает чувство ответственности и уверенности в себе. Ведь на конкурсе победит лучший! Ученики среднего звена, изучив тему «Достопримечательности Лондона», выполнили великолепные проекты в виде рефератов с картинками или в виде компьютерных презентаций. Таким образом, подробно изучив историю определённой достопримечательности, дети закрепили изученные грамматические правила. Обязательное условие проекта -познакомить остальных ребят с ним на английском языке. Я предложила провести конкурс на лучшую презентацию и лучшего переводчика одновременно. Дети были задействованы все. (т.е. даже те ребята\. которые по уважительным причинам не могли выполнить проект, во-первых, были проинформированы своими же одноклассниками по теме, во-вторых, поощрены как лучшие переводчики презентации, закрепив при этом пройденную лексику и грамматику. Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.
Последний этап-презентация проекта-здесь ученики работают над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придаёт проекту больший динамизм. (дети совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей, закрепляют навыки, полученные на уроках информатики.)
В результате занятий проектной деятельностью, дети понимают необходимость междисциплинарных связей. Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Например: повышением мотивации при изучении английского языка, наглядная интеграция знаний по различным предметам, простор для творческой деятельности, которая, на подсознательном уровне, успокаивает детей и повышает настроение. В совокупности, все инновационные преобразования современной школы, при правильной их организации, дадут ожидаемый результат - успешно социализированного ученика!