Просмотр содержимого документа
«Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ СЛ 1
«Нет ничего нового под солнцем,
но есть кое-что старое, чего мы не знаем»
Лоренс Питер
Развитие современной школы осуществляется посредством инноваций. В переводе с латинского языка «инновация» означает обновление, новшество или изменение. СЛ 2 Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Более подробно мне сегодня хочется остановиться на технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения. Художественная литература открывает перед читателем мир духовной жизни человека, учит размышлять над чувствами людей, их непростыми взаимоотношениями, соотносить характеры и поступки героев произведений со своими поступками. СЛ 3 Художественный текст обладает свойством «выдавать различным читателям различную информацию каждому в меру его понимания… именно ту, в которой он нуждается и к восприятию которой подготовлен» (Г. Линдсей). Курс литературного чтения и призван подготовить ребенка к восприятию и пониманию художественного произведения.
Технология критического мышления позволяет формировать у учащихся умение соотносить новую информацию с ранее полученными знаниями, способность размышлять и активно действовать в соответствии с полученной из разных источников информацией, вести диалог и взаимодействовать с другими людьми.
Как использовать технологию развития критического мышления при работе с художественными текстами? СЛ 4 Как раскрывает заданная этой технологией структура урока (вызов – осмысление содержания – рефлексИя) творческие способности и нестандартность мышления детей при знакомстве с литературным произведением?
Технология предлагает широкий набор методических приемов, направленных на то, чтобы на стадии вызова заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, актуализировать имеющиеся знания). Затем предоставить условия для осмысления нового материала и, наконец, на стадии рефлексИи помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Благодаря применению данных методов обучение превращается в совместный, увлекательный поиск.
Сегодня мне хочется остановиться на некоторых примерах применения данной технологии на уроках.
Вдумчивое, внимательное, осмысленное чтение обеспечивается использованием приема инсерт. СЛ 5 Во время чтения на полях делаются пометки. Если в тексте ребенок встречает знакомую информацию, то ставит на полях значок «» - «Я это знаю».
Если то, что читает ребенок, противоречит тому, что он знал или думал, то на полях появляется значок «–». Если информация является для ребенка новой, это отмечается значком «+». Если многое осталось неясным и хотелось бы получить более подробную информацию по данному вопросу, ставится знак «?». Чтение с использованием данного приема учит анализировать, сопоставлять новые знания с имеющимися, интерпретировать информацию.
Например, при знакомстве детей с рассказом Ю. Дмитриева «Сколько глаз у стрекозы» значком «+» дети отметили сведения об устройстве глаз стрекозы, которые показались им наиболее удивительными. «На первый взгляд, глаза у стрекозы огромные. Но на самом деле они очень маленькие и их у нее… тысяч двадцать. Эти маленькие глазки, их называют еще фасетками, расположены так близко друг к другу, что и вправду кажутся одним большим глазом». Также значок «+» дети поставили напротив сведений о том, что фасетки большего размера расположены наверху и цвета почти не различают, а фасетки поменьше расположены внизу и цвета различают хорошо.
Приятно, что многие дети встретили в тексте известную информацию и отметили ее знаком «». Это сведения о том, что стрекоза видит все – «и то, что делается впереди, и то, что творится по сторонам, и то, что происходит сзади. Вот почему стрекозе не надо поворачивать голову». Детей удивило и заинтересовало, что «видит стрекоза не очень далеко – метра на полтора-два», поэтому рядом с этой информацией они поставили два знака: «–» и «?», так как не знали об этом и хотели бы получить дополнительную информацию. После чтения данного рассказа ребята внимательно изучили научную литературу и получили необходимую дополнительную информацию.
СЛ 6 Следующий прием «концептуальная таблица» полезен, когда предполагается сравнение объектов. По горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – критерии, по которым сравнение происходит. Например, этот прием может быть использован при изучении и сравнении басен Эзопа «Ворон и лисица» и И.А. Крылова «Ворона и Лисица» в 3 классе.
Концептуальная таблица
Линии сравнения
Басня Эзопа
Басня И.А. Крылова
Название
«Ворон и лисица»
«Ворона и Лисица»
Герои басни
Ворон, лисица
Ворона, Лисица
Композиция
Мораль в конце басни
Мораль в начале басни
Из чьих уст звучит
мораль?
Из уст лисицы
Из уст автора
Можно ли прочитать по ролям?
Нет
Да
Форма речи
Проза
Поэзия (стихотворная)
Одним из приемов, который применяется в начальной школе и имеет большое значение для систематизации и осознанного усвоения изучаемого материала на уроках гуманитарного цикла в старшей школе, является составление кластеров (в педагогике – метод, развивающий вариативность мышления, способность устанавливать всесторонние связи в изучаемой теме.), т.е. выделение и графическое представление основных смысловых единиц текста, темы.
СЛ 7 Составление кластера в работе над темой «Лирический герой в произведениях различных видов искусства» («Литературное чтение. 2 класс», авт. В.Ю. Свиридова) помогает наглядно представить средства, с помощью которых разные виды искусства: литература, живопись, музыка – создают образы ночи.
Рассматриваем произведения, относящиеся к разным видам искусства: А.С. Пушкин «Тиха украинская ночь…», Л. ван Бетховен «Лунная соната», А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
Основные приемы, которые лежат в основе создания образа ночи, благодаря которым мы видим удивительную красоту природы, слышим звуки ночи, ее тишину:
- прием олицетворения в поэтическом произведении;
- прием контраста в произведении живописи;
- громкость, темп, тональность в музыке.
В кластере это выглядит следующим образом:
СЛ 8 Методический прием – чтение с остановками – лучше всего использовать при знакомстве с произведением. Задания и различные виды вопросов (простые, уточняющие, интерпретационные, творческие, оценочные, практические) формулируются с учетом уровней познавательной деятельности. СЛ 9 На стадии вызова хороший результат дает обращение к личному опыту детей, что помогает подготовить обучающихся к личностному восприятию произведения. Повышают интерес к чтению обсуждение заглавия, которое может многое сообщить о предлагаемом для чтения произведении, а также прогноз его содержания. На стадии осмысления содержания текст читается фрагментами, анализируется и осуществляется прогноз дальнейшего развития сюжета. Всегда хочется заглянуть вперед, узнать, что произойдет с героями, какие впереди неожиданные повороты сюжета, а читая дальше, проверить свое предположение. На стадии рефлексИи важно осмысление текста как единого целого, с использованием различных форм работы: творческого письма, эссе по впечатлениям от рассказа, сочинения-рассуждения, дискуссии, совместного поиска. Можно предложить выбрать пословицу, которая могла бы послужить эпиграфом к произведению.
Любое художественное произведение рассматривается в контексте творчества писателя. Так, при изучении произведения А.П. Чехова «Каштанка» знакомлю детей с тем, что дало толчок творческой фантазии писателя. Как раскрывал Чехов одну, хотя и небольшую тему своего творчества, тему цирка. Веселое, яркое искусство цирка А.П. Чехов любил за силу, ловкость, мужество артистов, веселые шутки клоунов, за удивительные выступления животных. Писатель был знаком с популярнейшим артистом русского цирка Владимиром Леонидовичем Дуровым, известным дрессировщиком, который в своей книге «Мои звери» описывает произошедший с ним случай, ставший основой чеховского произведения. Герой рассказа не только своим внешним видом, но и прекрасными душевными качествами: добротой, мягкостью, привязанностью к животным, - напоминает В.Л. Дурова. Образ этого человека, с нелегкой судьбой артиста старого русского цирка, овеян чувством грусти и одиночества. В этом глубокий подтекст произведения.
Читая это произведение с остановками по главам, можно задавать детям следующие вопросы: «Подумай, какие события произойдут с Каштанкой дальше?», «Что ты ожидаешь от следующей главы?», «Можно ли было ожидать, что Каштанка попадет к дрессировщику?», «Какие неожиданные повороты сюжета могут произойти дальше, по твоему мнению?», «Предположи: будет ли следующий день у Каштанки таким же насыщенным?», «О чем говорят названия глав, на что обращают внимание?», «Стала ли развязка рассказа для тебя неожиданностью?», «Понравилась ли она тебе? Объясни свою точку зрения».
Задействовать не только ум, но и чувства детей, научить быть вдумчивыми, чувствующими читателями, умеющими сопереживать, понимать, что испытывает герой произведения, выражать свое отношение, помогают, например, следующие вопросы к первой главе: «О чем задумались?», «С каким настроением слушали?», «Какое настроение автора вы почувствовали?», «Прочитай тот момент, когда тебе самому стало грустно и тоскливо», «Как описано отчаяние Каштанки, как передано ее волнение?», «Меняется ли ее эмоциональное состояние?», «Что переживает Каштанка? Какое чувство испытывает она в начале первой главы? В конце первой главы? Одинаковые или разные это чувства? Какое из них сильнее?», «Чьими глазами, по-твоему, увидено все произошедшее?», «Как тебе кажется, повествование очеловечивает Каштанку или мы видим особенности поведения и повадки собаки?».
СЛ 10 Детей необходимо учить умению составлять синквейн (особая форма рефлексИи) – в нескольких словах, в стихотворной форме, творчески изложить идеи, чувства, представления по поводу прочитанного произведения. Детям не всегда бывает легко подобрать точные, нужные слова, поэтому после объяснения правил написания синквейна учителю необходимо составить его вместе с детьми. Нужно показать прием набора лексики, из которой дети составят разные варианты синквейна. Затем можно предложить работу по составлению сиквейна в парах.
Составление синквейна способствует развитию творческих способностей детей, пополнению активного словарного запаса, стремлению к более точному выражению собственного мнения и позиции. Речь детей становится более богатой, выразительной. Вот несколько примеров синквейна.
Первый составлен детьми к произведению Г. Скребицкого «Лебеди».
Лебеди
Большие, белоснежные.
Волнуются, тоскуют, переживают.
Лебединая верность, преданность, дружба.
Прекрасные.
К произведению Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш».
Тарас
Добрый, старый.
Ухаживает, наблюдает, переживает.
Многое в жизни Тарас понимает.
Горе.
Вот синквейн, в котором выражены чувства фокса Микки к своей хозяйке Зине после длительной разлуки (произведение Саши Чёрного «Дневник фокса Микки»).
Зина
Славная, милая.
Вспомнила, приехала, забрала.
Огромная радость переполняет меня.
Счастье!
Особенностью организации дискуссии в рамках технологии критического мышления посредством чтения и письма является предварительное размышление над прочитанным текстом. Остановимся
для примера на стратегии «перекрестная дискуссия».
СЛ 11 «Перекрестная дискуссия» предполагает столкновение противоположных точек зрения. Так, при изучении произведения А.И. Куприна «Слон» («Литературное чтение. 4 класс», ч. 2, авт. В. Ю. Свиридова), дискуссию вызывают вопросы: «Желание маленькой Нади увидеть слона – каприз или мечта?», «Что кажется более невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону?», «О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство?».
СЛ 12 В заключении своего выступления хочется отметить, что приемы технологии критического мышления способствуют лучшему запоминанию изученного материала, развитию познавательной деятельности, активизируют деятельность обучающихся на уроке. Дети учатся не только овладевать информацией, но и рассматривать ее с различных точек зрения, критически оценивать, осмысливать, применять.