Просмотр содержимого документа
«Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе»
Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроке чтения в начальных классах.
«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню,
вовлеки меня – я пойму».
(китайская пословица)
Технология «Развития критического мышления» заинтересовала меня. Так как данная технология позволяет осуществлять ФГОС второго поколения, строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ). В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др.
Идеи этой технологии «переработанные» на язык практики звучат следующим образом:
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения.
Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
Подробнее расскажу о тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках.
Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации), смысловой стадии(получение новой информации) и стадии рефлексии(осмысление, рождение нового знания) .
(Пример)
Использование технологии ЧПКМ на уроке литературного чтения.
1. Вызов
– Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется (запись темы на доске) Кукушка. Виталий Бианки.
прием «Корзина идей». – Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в рассказе с таким названием? – Можно ли по названию рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным?
- Если бы вы писали рассказ с таким названием, о чем бы вы написали?
2. Осмысление прием «Чтение текста с остановками»
1 часть
Совпало ли ваша идея о содержании рассказа ? – Как вы считаете, кукушка заботливая мама?
- В природе все предусмотрено, а у людей должна быть такой мама? – Что, по вашему мнению, может произойти в рассказе дальше?
2 часть
– Сколько времени высиживала пеструшка птенцов? – Какой хвост у пеструшек? – Кто высиживает яйца, самец или самка?
3 часть
– Какие чувства вы испытали прочитав эту часть? Почему?
На этом рассказ не закончен, вы дочитаете его дома. А сейчас перечитайте еще раз отрывок используя прием Инсет. Таблички уже расчерчены
после текста.
«V» поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
«+» поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
« – » поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;
«?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Таблицу заполнить, проанализировать.
- Дома, когда дочитаете рассказ до конца, используя прием «Ромашка вопросов»,составьте вопросы по этому тексту.
(Для этого нужно заранее познакомить с различными видами
вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на
соответствующие лепестки ромашки.
Работа ведется над составлением таких типов вопросов:
Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты,
вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова
«почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.
Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных
событий, явлений, фактов.
Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности,