kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о  технологии критического мышления и приведен пример использования на уроке  литературного чтения

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе»

  Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроке чтения в начальных классах.

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню,

вовлеки меня – я пойму».

(китайская пословица)

Технология «Развития критического мышления» заинтересовала меня. Так как данная технология позволяет осуществлять ФГОС второго поколения, строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ). В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др.

Идеи этой технологии «переработанные» на язык практики  звучат следующим образом:

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения.

Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Подробнее расскажу о тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках.

Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации), смысловой стадии(получение новой информации) и стадии рефлексии(осмысление, рождение нового знания) .

(Пример)

Использование технологии ЧПКМ на уроке литературного чтения.

1. Вызов

– Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется (запись темы на доске) Кукушка. Виталий Бианки.

прием «Корзина идей».
– Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в рассказе с таким названием?
– Можно ли по названию  рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным?

- Если бы вы писали рассказ с таким названием, о чем бы вы написали?

2. Осмысление  прием «Чтение текста с остановками»

1 часть

 Совпало ли ваша идея о содержании рассказа ?
– Как вы считаете, кукушка заботливая мама?

- В природе все предусмотрено, а у людей должна быть такой мама?
– Что, по вашему мнению, может произойти в рассказе дальше?

2 часть

– Сколько времени высиживала пеструшка птенцов?
– Какой хвост у пеструшек?
– Кто высиживает яйца, самец или самка?

3 часть

 – Какие чувства вы испытали прочитав эту часть? Почему?

На этом рассказ не закончен, вы дочитаете его дома. А сейчас перечитайте еще раз отрывок используя прием Инсет. Таблички уже расчерчены

после текста.

«V»
поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« – »
поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.


Таблицу заполнить, проанализировать.

- Дома, когда дочитаете рассказ до конца, используя прием «Ромашка вопросов»,составьте вопросы по этому тексту.

(Для этого нужно заранее познакомить с различными видами

вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на

соответствующие лепестки ромашки.

Работа ведется над составлением таких типов вопросов:

Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты,

вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова

«почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.

Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных

событий, явлений, фактов.

Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности,

предположения, прогноза.)

Литература.

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-na-urokakh-v-nachalnoi-shkole

http://school10.rc-buzuluk.ru/doc/2012_2013/kuznezova-DOK/krit.doc


http://www.uchmet.ru/library/material/148838/




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дуванова Виктория Ивановна

Дата: 01.11.2016

Номер свидетельства: 354104

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Л. ПАНТЕЛЕЕВ «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»"
    ["seo_title"] => string(70) "uroklitieraturnoghochtieniiav3klassietiemalpantielieievchiestnoieslovo"
    ["file_id"] => string(6) "271526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451579879"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Использование технологии «Развитие критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе». "
    ["seo_title"] => string(124) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "207830"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430660682"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Методическая разработка на тему "Приёмы работы на уроках литературного чтения в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(109) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-priiomy-raboty-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "239933"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444907230"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Урок литературного чтения во 2  классе по УМК «Школа России»  Тема: Е.И. Чарушин "Страшный рассказ". "
    ["seo_title"] => string(103) "urok-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-po-umk-shkola-rossii-tiema-ie-i-charushin-strashnyi-rasskaz"
    ["file_id"] => string(6) "143607"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418563645"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(111) "ispolzovaniietiekhnologhiirazvitiiakritichieskoghomyshlieniianaurokakhlitieraturnoghochtieniiavnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "310512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459051885"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства