Урок литературного чтения. Желаю вам успешной работы. Покажите при помощи кружочков: с каким настроением пришли сегодня ребята на занятия. Спасибо. Я вижу, что не все с утра настроены на работу, но надеюсь, что к концу урока у вас будет хорошее настроение. Желающим поработать на уроке задание найдется. О чем-то скрипит половица, И спицам опять не спится, Присев на кровати, подушки уже навострили ушки… И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски. Тихонько скрипит половица По комнате бродит сказка… - Сегодня на уроке мы продолжим работу над русской народной сказкой «Морозко». А)Повторение. - Какие виды сказок вы знаете? - К какому виду относится сказка «Морозко»? Докажите. -Сказки каких народов вы прочитали? Обратимся к выставке книг. - Подумайте и скажите: как можно отличить сказку одной народности от другой? - Почему сказки так долго живут в народе? - Какой эпиграф к уроку о сказках вы запомнили? В конце урока вы ответите: какой вы взяли из сказки для себя урок. Б) Основная часть. «У мачехи была падчерица Настенька и родная дочь Марфушенька. Что родная дочь не сделает, за все гладят по головке. А падчерица никак угодить не может: всё не так, всё худо» Представьте себе падчерицу. Какая она? Покажите рисунки. Какой вы представляете Настеньку? Вот какой представил её художник. -Как вы думаете: удалось ли ему передать ваши представления о девочке? - Попутно представьте Марфушу. Как она должна выглядеть? -Что вы хотели показать в рисунке? Такой представил художник Марфу. Расскажите: чем были заняты девочки целый день? -Что значит выражение: понукает ? -На чьей стороне ваши симпатии? «Ветер хоть пошумит, да утихнет, а сварливая баба расходится не скоро уймется. Вот мачеха и вздумала Настеньку со двора согнать». -Что задумала сделать мачеха? Как вы представляете образ мачехи? Покажите рисунки. Вот какой видит мачеху художник. Найдите в тексте монолог старухи Как его нужно читать?. Прочитайте его самостоятельно. Кто желает его обыграть при помощи кукол?. -Что можете сказать об образе старика? _В сказке старик не говорит слов. Почему? -Как повел себя старик? -Что значит безвольный? - Кого он так сильно боялся? - Он так поступил. А можно найти оправдание его поступку. -Как вы думаете: почему старуха решила избавиться от Насти? Вывод: Старуха и старик обрекли Настю на верную гибель. «Осталась бедненькая одна, трясется и тихонько плачет. Вдруг из-за елки кто-то выходит…» Назовите героя сказки. -Как еще можно представить его? -Каким вы представили Морозку. Покажите рисунки. А вот образ Морозки, нарисованный художником. Зачитайте встречу Морозки и Настеньки по ролям. -Кого девочка винит в своём одиночестве? -Найдите встречу Морозки и Марфушеньки. Что изменилось? - Предлагаю сравнить эти две встречи? - Чем Настенька занималась в гостях у Морозки? -А почему ее полюбили лесные жители? -Что получила за свою доброту девочка? Зачитайте встречу Настеньки в родном доме. -О чем мечтала старуха отправляя Настю в лес. -О чем мечтала провожая Марфушу? «И вот сидит Марфуша под елкой, в теплой шубе, валенках, пирожки уплетает». -Что происходит дальше? -Продолжите сказку. Чем она закончится? Вывод: Почему Марфуша стала такой девочкой? _Приглядитесь к себе. Может и среди нас найдутся такие ленивые Марфуши? -На кого из героев вы хотели походить? Почему? В)Выводы, рассуждения. Обратимся к книжке о Морозке. В ней очень печальный конец. Послушайте его. -За что Морозко может наказать девочку? На доске записаны пословицы: 1.Терпенье и труд всё перетрут. 2.По труду и награда. 3.Нам даром без труда ничего не дается. 4.Любишб кататься, люби и саночки возить. Выберите пословицу, которая на ваш взгляд подходит к сказке. Обратимся к эпиграфу урока. Какой урок взял каждый для себя из сказки? Покажите кружочки: какое теперь у вас настроение? Оценивание. Дом.задание :дифференцированно, по инд. Карточкам. | Проверка готовности к уроку. Демонстрация кружочков. Тихо читаю стих-ие. Открыли учебники. Волшебная Бытовая О животных Волшебная,т.к. есть волшебный персонаж Русская Казахская Белорусская Нанайская Вещи Предметы Жильё и т.д. Несут поучение «Сказка-ложь…» Демонстрация рисунков. Милая, добрая, худенькая, плохо одета и т.д. Настенька Очень точно Толстая Ленивая Демонстрация рисунков. Марфуша Одна трудилась, другая ленилась, понукает сестру. Командует, даёт советы. Настеньки Прогнать Настеньку Злая Сварливая Не приятная Демонстрация рисунков. Стр.107 Грубо, жестко, командным голосом. Ролевая игра. 2 человека. Старик Безвольный Слабый Трусливый Печальный Показать его безвольность, безсловесность. Затужил Заплакал Повез Уехал слабохарактерный старуху Нет, он обрел на смерть дочку. Она чужая в доме Никто за нее не заступается Морозко. Мороз Иванович Дед Мороз Мороз Красный Нос Демонстрация рисунков. Морозко По ролям. Отца и мачеху Стр.109 Интонация поменялась. Добрая воспитанная Зла невоспитанная Своей привычной работой по дому. Добрая Отзывчивая Приданное О её гибели. О богатстве Появление Морозки Заморозит Приедет ни с чем Перевоспитает Опека мамы Настю, т.к. она добрая и трудолюбивая Зачитать концовку сказки. За лень Тунеядство Грубость Самостоятельная работа, обосновать выбор. Трудиться Не лениться Творческое, рабочее |