| Урок литературного чтения | | | | |
| | | | | | | | | |
Тема урока: Устное народное творчество. "Пых" (Белорусская народная сказка) |
Цель урока: 1.формирование умений и навыков осознанного чтения | | |
на основе метода прямого преподавания - интерактивный рассказ; |
| 2. способствовать развитию мышления, устной речи. | | |
| 3.воспитание морально-нравственных качеств у уч-ся. | | |
Оборудование к уроку: таблички героев, рисунки уч-ся, иллюстрации главных | |
героев сказки, пословицы( индивидуальные карточки) | | | |
| | | | | | | | | |
| | | ХОД УРОКА. | | | | | |
1.Организационный этап урока. | | | | | |
Цель: Настрой уч-ся, создание условий для успешной | приветствие. | |
работы. | | | | | | орг.рабочего места |
Урок литературного чтения. Проверили готовность к уроку. | | | |
Желаю вам успешной работы на уроке. Садитесь. | | | | |
Ребята, приготовьте карточки и покажите : какое у вас | дети демонстрируют |
сейчас настроение. | | | | | мимические карточки. |
Спасибо. Я вижу, что не все сегодня с хорошим настроени | | | |
ем пришли на урок, но я надеюсь, что к концу урока настрое | | | |
ние ваше поднимется, т.к. мы сегодня продолжим работу | | | |
над белорусской народной сказкой "Пых". | | | | | |
| | | | | | | тихо читать строки |
О чём-то скрипит половица, и спицам опять не спится | | | |
Присев на кровати, подушки уже навострили ушки… | | | |
и сразу меняются лица, меняются звуки и краски. | | | |
Тихонько скрипит половица | | | | | | |
по комнате ходит сказка… | | | | | | |
| | | | | | | | | |
2. Мотивационный этап. | | | | | | |
Давайте вспомним: какие виды сказок вы знаете? | | волшебные | |
| | | | | | | бытовые | |
| | | | | | | о животных | |
Как вы считаете: к какому виду относится белорусская | | | |
народная сказка? Докажите.. | | | | бытовая, т.к. участвуют |
| | | | | | | житейские бытовые |
| | | | | | | предметы | |
Приступая к работе над сказками, мы | | | | | |
вспомнили строчки великого русского поэта А.С.Пушкина о | | | |
сказке. Прочтите их. | | | | | | | |
" Сказка - ложь, да в ней намёк, | | | на доске таблица со |
добрым молодцам урок" | | | | словами. | |
| | | | | | | | | |
В конце нашего урока вы должны ответить: какой урок из | | | |
сказки взял каждый из вас добры молодцы и красна девицы.. | | | |
| | | | | | | | | |
3. Содержательно - познавательный этап. | | | | |
Цель: работа над текстом с точки зрения воститания | | | |
морально-нравственных качеств у уч-ся. | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
"Жили-были дедушка, бабушка, да внучка Аленушка. | | | |
И был у них огород большой-большой - конца и краю | | | |
не видать. А в огороде-то и капустка, и свекла, и | | | |
морковь, да и репка желтая". | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Каким вы представили огород? | | | | | большой |
| | | | | | | | огромный |
Что бы вы подумали о хозяине этого большого огорода? | трудолюбивый | |
| | | | | | | хозяйственный | |
| | | | | | | не ленивый | |
Кто хозяин этого огорода? | | | | дедушка | |
| | | | | | | | | |
R: Трудолюбивы хозяин и хозяйка огорода, не | | | |
Сидят они летом без дела. | | | | | | |
| | | | | | | | | |
"Захотел дедушка репку…" | | | | | | |
| | | | | | | | | |
А каким вы представляете дедушку? | | | | | |
| | | | | | | старый, пожилой | |
| | | | | | | в рубашке косоворотке |
| | | | | | | седая голова | |
Покажите свои рисунки на которых вы дома изобразили деда | усы | | |
Хорошо молодцы. | | | | | сильные руки ит.д. |
А вот каким представил дедушку художник. | | | | | |
Как вы считаете, есть ли что-то общее между вашим | | | |
представлением и художника? | | | | рисунок дедушки | |
А что на ваш взгляд не так? | | | | | | |
| | | | | | | я так и представлял |
"Вот и пошёл он в огород. А в огороде-то жарко- | | | |
жарко, а в огороде-то тихо-тихо. Только пчёлки | | | |
жужжат да комарики пищат". | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Как вы считаете, ребята: почему сказитель повторяет слова | указать на силу слова |
дважды: тихо-тихо, жарко-жарко? | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Что еще говорит о том, что наше с вами предположение | пчела жужжит | |
верно: в огороде очень тихо? | | | | комар пищит | |
| | | | | | | | | |
А когда в народе говорят: слышно как комар пищит? | очень тихо | |
| | | | | | | | | |
Найдите в сказке отрывок, когда дедушка идёт в огород | | | |
за репкой.Я предлагаю прочитать его . | | | | | |
Вспомним: как следует читать сказку? | | | как сказывать, плавно |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Какое чувство удалось передать при чтении? | | страха | | |
А чего или кого испугался дедушка? | | | неизвестно | |
| | | | | | | | | |
Каким себе представил его дедушка? | | | страшный, пыхтит |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Как вы думаете: когда говорят так: еле ноги унес? | | убежал, сильно бежал |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
А теперь каким вы представили дедушку? | | | трусливый | |
Эпизод разговора дедушки и бабушки нам представят | Инсценировка детей |
наши артисты. | | | | | | | | |
А как вы думаете: поверила ли ему бабушка? | | нет, полно-ко | |
Когда говорят так: да, полно тебе | | | | не верят, успокаивают |
R: да, не поверила бабушка и решила сама пойти в | | | |
огород за репкой. | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Какой вы представляете себе бабушку? | | | полная, но шустрая |
| | | | | | | платочек повязан |
| | | | | | | добрые глаза | |
Кто приготовил рисунки? | | | | | | | |
А вот какой видит бабушку художник. | | | рисунок бабушки | |
Что вам представлялось именно так? | | | | | |
" А в огороде-то жарко-жарко. А в огороде-то тихо- | | | |
тихо. Только пчелки жужжат, да комарики пищат. | | | |
Прошла бабка грядку с капусткой, прошла грядку со | | | |
свёклой, прошла грядку с морковкой, а вот и репка…" | | | |
| | | | | | | | | |
Каким путем пошла бабушка по огороду? | | | она шла точно также как |
| | | | | | | шёл дедушка | |
Как вы думаете: для чего в сказке использован повтор? | бабушка оказалась там |
| | | | | | | же где и дед | |
| | | | | | | | | |
Чего испугалась бабушка? | | | | что хотела, то и увидела |
А может прав был дедушка: под кустом кто-то сидел? | Нет, там никого не было |
Почему вы так считаете? | | | | | можно было увидеть его |
| | | | | | | | | |
R: двум героям сказки не удалось принести репку. | | | |
Что ребята им помешало? | | | | страх | | |
| | | | | | | | | |
Но ведь страх - это естественное чувство человека. | | | |
Когда человек может испытывать страх? | | | от неизвестности, когда |
| | | | | | | он неуверен в чем-то |
А как вы считаете, от чего возникает чувство страха? | неуверен в себе | |
| | | | | | | от неизвестности, |
Кто из героев сказки последний пошёл за репкой? | | внучка | | |
| | | | | | | | | |
Какой вы представили себе внучку? | | | смелая | | |
| | | | | | | веселая | |
| | | | | | | в сарафане, платочке |
Вот какая девочка. | | | | | Аленушка | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Что вы скажете о маршруте движения девочки? | | по тому же маршруту |
" Пошла Аленушка в огород. А в огороде хорошо! | | | |
Жарко-жарко, а в огороде-то тихо-тихо". | | | | |
Да вот только не прошла мимо грядок , а как двигалась | побежала | |
девочка? | | | | | | | | |
" А вот и репка…" | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Как повела себя Аленушка? | | | | она смеялась | |
| | | | | | | подхватила репку |
Найдите описание репки. Круглая | | | | полетела, как птичка |
| | | ядрёная | | | мигом добежала | |
Славная репка нынче уродилась, | | | | | | |
счастье такое героям не снилось. | | | | | | |
Удивлялись все в округе чкудесам, | | | | | |
что растет она не по дням, а по часам. | | | | | |
И тянулась к солнцу много-много дней, | | | | | |
И впитала свежесть ветра и дождей. | | | | | |
как ботва её сочна и зелена | | | | | | |
за версту любому путнику видна | | | | | | |
Почему никто не испугал девочку? | | | | она сама никого не боит |
| | | | | | | ся | | |
| | | | | | | | | |
Как вы думаете: над чем смеялись бабка и дед? | | над трусостью своей |
| | | | | | | над страхом | |
Обратимся к концовке сказки. Зачитайте её. | | стр.55 | | |
Так, чем закончилась эта сказка? | | | | кашу ели все | |
А вот кого увидела Аленушка в сказке "Пых" в другой | Книжка для малышей |
обработке. | | | | | | | | |
Сказку можно рассказать по-разному. | | | | | |
Какая концовка сказки вам понравилась больше и почему? | белорусская, т.к. в ней |
| | | | | | | больше загадочного. |
| | | | | | | | | |
R: Вернемся к эпиграфу раздела. Какой урок каждый | не надо бояться того, |
из вас вынес из сказки? | | | | чего не знаешь | |
| | | | | | | | | |
Индивидуальная работа по карточкам. | | | | | |
Задание: | | | | | | | | |
Читайте внимательно пословицы и выберите ту, которая на | | | |
ваш взгляд точно определяет тему сказки | | | | | |
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь. | | | Работа по карточкам. |
2.У семи нянек дитя без глаза. | | | | | |
3. У страха глаза велики. | | | | | | |
4.Волков бояться в лес не ходить. | | | | | |
| | | | | | | | | |
Какие пословицы вы выбрали? | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Предлагаю поднять ваши картинки: какое сейчас у вас | веселая сказка | |
настроение? Изменилось ли оно? Почему так оно измени | интересно на уроке |
лось? | | | | | | | | | |
Домашнее задание. . Я вам предлагаю составить план . | оценивание | |
сказки | | и пересказать её. | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |