Просмотр содержимого документа
«Использование современных образовательных образовательных технологий в образовательном процессе в ДШИ"»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. Е.М. Беляева»
г. Клинцы Брянской области
Методический доклад на тему:
Опыт применения информационно-коммуникативной технологии
(интернет - технологии) на уроках специальности
по классу домры, балалайки)
Подготовила: преподаватель И.М. Смирнова
Обновление образования, развитие его в новых направлениях, требует от преподавателей школ искусств знания инновационных педагогических технологий и владения современной техникой, освоения новых форм и методов обучения.
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе – один из показателей современных, творчески работающих педагогов. В нашем мире с быстро развивающимися информационными технологиями, обычные, наиболее распространённые схемы обучения часто уступают место более эффективным. В моей работе с учащимися я активно использую цифровые и электронные ресурсы: аудио, видеоматериалы, всевозможные графические, текстовые и др. документы, возможности Интернет.
Интернет-технологии активно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся. Я использую их в своей работе для сбора, анализа информации учащимися, знакомства с видео- и аудиоматериалами и др. Данная работа организуется и контролируется мною как педагогом (даются ссылки на конкретные, изученные мною сайты).
Это создает эффект вовлечения в современные мировые процессы и таким образом стимулирует интерес учащихся к процессу обучения в ДШИ, понимание важности и необходимости собственной образованности.
Основополагающим принципом своей работы я считаю личностно-ориентированный подход в обучении и развитии детей. Личность ученика, ее индивидуальность при таком подходе находится в центре внимания педагога. Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход: учет уровня интеллектуального развития учащегося, его задатков и способностей, особенностей психического склада, характера и темперамента.
Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, имеют смысл такие задания, как: прослушать с помощью Интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников – учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах, с последующей беседой-сравнением; просмотреть портреты великих композиторов.
Немаловажную роль играет заинтересованность со стороны родителей. Учащиеся старших классов, пользуясь Интернет-ресурсами могут составлять рефераты, отыскивать интересные факты творчества композиторов и исполнителей, а также просматривать фрагменты их выступлений, учась сценической культуре. Важно лишь компетентно сформировать мотивацию творческой деятельности, начиная с малого. Связь музыки с другими видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия, интересно может быть представлена в совместном творчестве преподавателя и учащихся при подготовке мероприятий с использованием мультимедийной техники: подборка видеоряда, соответствующего характеру музыки, подбор музыкальных эпизодов к живописным полотнам, взятым из Интернета, чтение стихов с музыкальным сопровождением.
Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность – задача преподавателей ДШИ, решить которую помогают современные образовательные технологии. И если к безграничным возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся добавить собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них, тогда наша работа будет всегда успешной.
Большинство детей, обучающихся в школе искусств, посещают занятие с огромным желанием. Даже если учащиеся не делают больших успехов в концертной и конкурсной деятельности, они всей душей любят музыкальное творчество, формирующее их внутренний мир. Учащиеся старших классов интересуются современной музыкой, поэтому во время занятий вместе с ними я часто делаю аранжировки мелодий из фильмов, компьютерных игр, отдавая при этом предпочтение инициативе детей.
Такая работа способствует получению новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы. Следует отметить, что кроме знаний и умений, юные музыканты получают заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений.
Таким образом, создается симбиоз рационального мышления и эмоционального восприятия, что очень важно для подготовки как к экзамену, классному или общешкольному концерту, так и к серьёзным региональным, всероссийским и международным конкурсам.
Использование ИКТ технологий становится мощным фактором повышения учебной мотивации. Между педагогом и учеником возникает некая доверительность, налаживается особый контакт, ребёнок раскрепощается, уходят психологическая скованность и зажатость. Ученик осознает, что учитель проявляет особую заинтересованность конкретно к нему, к его индивидуальности, к его творческому потенциалу. И вот юный музыкант уже готов к качественно другому восприятию музыки, к плодотворной работе над музыкальным произведением.
Я применяю в своей работе с детьми средства арттерапии, здоровьесберегающие технологии. На занятиях используются такие упражнения как:
- импровизационные упражнения как средство отображения настроения;
- дыхательные упражнения;
- игры, развивающие интонационный слух детей, фантазию, повышающие самооценку;
- упражнения для концентрации, умения сосредоточиться, расслабления, снятия стресса.
Одним из приемов, развивающих коммуникативные навыки является коллективное музицирование. Ему принадлежит огромная роль в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах. Вариантов организации коллективов может быть множество: в классе одного педагога по инструменту или в сотрудничестве с педагогами по классу других инструментов.
Наряду с традиционными однородными ансамблями актуальными в последнее время появляются разнотембровые сочетания инструментов. Известные педагоги всегда придавали большое значение участию учеников в ансамблях. Коллективная игра в ансамбле приносит огромную пользу на всех ступенях обучения и развития учащихся.
Занятия в классе ансамбля отвечает современным задачам ДШИ:
- формирование начальных умений и навыков, работа с музыкальным текстом с целью приобщения учащихся к различным жанрам музыкальной культуры.
- подготовка одаренных детей к участию в концертах и конкурсах с целью совершенствования профессионального мастерства, сохранение традиций национальной музыкальной культуры.
В классе ансамбля формируются следующие умения и навыки:
- умение слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами, слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;
- умение исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора и руководителя ансамбля;
- умение рассказать об исполняемом произведении;
- умение применять и совершенствовать исполнительские навыки;
- использовать современные технологии для прослушивания и анализа произведений в исполнении выдающихся музыкантов.
Реализации этих задач способствует включение в занятие современных образовательных и информационных технологий. На начальном этапе детям очень нравится играть в сопровождении оркестра, записанного на диске – простейшие мелодии на 2-3 звуках и богатое разнообразие тембров оркестра украшают занятия, воспитывают чувство ритма, как на индивидуальных занятиях, так и в коллективе.
Обновление учебных планов, программ в образовательных учреждениях дополнительного образования и резко изменившиеся условия жизни диктуют новые требования к воспитанию, методикам, процессу и результатам обучения. В ДМШ и ДШИ возникает необходимость в соответствующей времени и учебным запросам методической и учебной литературе, новых формах обучения.
В настоящее время струнные народные инструменты домра и балалайка вымирают, современное поколение предпочитают играть на гитаре. И чтобы привить любовь к инструментам наших предков, привлечь детей к обучению на них, мне пришлось искать современные подходы и образовательные технологии: практиковать игру под аккомпанемент синтезатора, использовать в работе фонограммы «минус», иллюстрировать выступления учащихся и преподавателей сюжетными презентациями или видеороликами.
Использование фонограмм-аккомпанементов в процессе музыкального обучения, особенно на начальном этапе, дает удивительные результаты – интерес учащихся к занятиям значительно возрастает, и что важно – занятия с фонограммой в домашних условиях дают ощущение игры в оркестре, ансамбле, развивая музыкальный вкус и раскрывая творческий потенциал учащихся.
Все вышесказанное поставило перед преподавателями задачу как познакомить учащихся с качественными образцами не только классической, но и эстрадной музыки, развивая музыкальный вкус, раскрывая творческий потенциал. Современный репертуар, несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса, а также показывает, что домра и балалайка не отжившие свой век инструменты, он способны занять свое место в современном звучании музыки и сочетаться с современными стилями и направлениями.
Учащиеся с огромным удовольствием исполняют произведения под оркестровый аккомпанемент. Их интерес к классической музыке возрос. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте. Игра под фонограмму доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений.
Игра под фонограмму «минус» имеет определенные задачи:
1) применение на практике знаний и навыков, полученных на уроках специальности;
2) развитие музыкального слуха, вкуса;
3) воспитание исполнительской дисциплины;
4) развитие внимания при исполнении;
5) точность в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике;
6) знакомство с лучшими образцами классической и эстрадной музыки;
7) воспитание самостоятельности;
8)развитие чувства ответственности, качества разучивания своей партии.
Процесс обучения игре под фонограмму состоит из нескольких этапов:
первый этап – обучение игре в ансамбле (репертуар составляют простые песенки, даже на одной ноте),
второй – игра по фонограмму соло (репертуар усложняется),
третий этап заключается в обучении игре под фонограмму унисон или ансамблем.
Формировать ансамбли можно из учеников одного класса и инструментов – домра, балалайка, а также разных классов и инструментов. На каждом этапе важно научить ребенка создавать звуковой музыкальный образ посредством метроритма, динамики, темпа, тембра, гармонии, фактуры.
По проведенной диагностике педагогов, было определено, что игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид занятия вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, ребенок приобщается к творческому процессу. Я считаю, что играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе.
Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха. Приступая к работе над произведением нужно определить характер его музыкального содержания, форму, прослушать (при наличии) полностью звучание произведения, затем фонограмму, следя по нотам, отмечая все вступления.
При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения. Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст, играть в нужном темпе, с динамическими оттенками, штрихами и т.д. Опыт показывает, что на начальном этапе работы возможно исполнение партии под фортепианный аккомпанемент концертмейстера или педагога.
Одним из важных компонентов является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.
В исполнении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять, в каком темпе он будет играть, попасть в нужный темп, контролировать свою игру, не допуская расхождения с фонограммой.
Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, т.е. точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участниками ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедления, снятия аккорда, окончание произведения. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, т.к. нужно точно совпасть с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождение с фонограммой.
Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, т.к. есть возможность разучивания произведения и дома, а не только в классе с педагогом. А также является хорошей формой работы для домашнего музицирования, ведь всегда можно удивить «живым» исполнением домры и балалайки под аккомпанемент целого оркестра, звучащим наиболее ярко, полно, красочно. Фонограммы «минус» позволяют выступать перед сверстниками в школе, на других концертных площадках, где нет возможности аккомпанировать на фортепиано.
Игра под фонограмму доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений. Любому преподаватель важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.
Такой вид работы, как игра под фонограмму, расширят творческие возможности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.
Таким образом: современные педагогические технологии позволяют не только развивать творческое воображение, способствуют росту исполнительского мастерства учащихся, но и позволяют проводить исследовательскую работу.
Ребенок развивается в деятельности: 20% должен делать преподаватель, а остальное учащийся. Важно создать среду для творчества. Основой отношений преподавателя и ребенка должна быть доверительность, строгость, обаяние, требовательность, мягкое управление ребенком. Преподаватель должен подводить ребенка к самосознанию и самопониманию, анализу своей деятельности.
Ведь не зря Феликс Аронович в своей статье выражал надежду, что «школе предстоит стать гуманной, «теплой» для ребенка и при этом открытой к диалогу и сотрудничеству со всеми социальными институтами общества; она научится организовывать педагогический процесс с ориентацией на интересы и потребности как ребенка, так и общества, в котором он живет; она станет беречь интимность семейных отношений и поймет, что педагог может объяснять, рекомендовать, советовать, но никогда не навязывать родителям готовых решений...».
1. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.
2. Фрадкин Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов // Педагогика. – 1995. – № 2. – С. 79 – 83.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(294) "Доклад на тему: Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе ДШИ. Опыт применения интернет - технологий на уроках «Фортепиано»."
["seo_title"] => string(173) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-sovriemiennykh-informatsionno-kommunikativnykh-tiekhnologhii-v-rabotie-dshi-opyt-primienieniia-intierniet-tiekhnologhii-na-urokakh-fortiepiano"
["file_id"] => string(6) "318887"
["category_seo"] => string(6) "muzika"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1460692336"
}
}