МКОУ ДОД «Курчатовская ДШИ»
Методическая разработка
«Использование концертмейстерских навыков на уроках «Слушание музыки»
Курчатов, 2015 г.
Современный урок «Слушание музыки» включает в себя самые разнообразные виды деятельности как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающихся. Преподаватель должен владеть целым комплексом музыкальных специальностей. Это и музыковед, лектор, концертмейстер, иллюстратор. Преподаватель должен быть и хорошим психологом, обладать артистическими качествами. Урок «Слушание музыки» - учебная дисциплина, требующая от преподавателя тщательной подготовки с проведению каждого урока. Помимо объяснения нового материала, обучающиеся знакомятся с музыкальными жанрами, направлениями не только в музыке, но и в других смежных видах искусств, слушают и анализируют музыкальный произведения, работают с тестами, выполняют творческие задания, создают свои презентации по теме урока. Конечно, в наш век информационных технологий, на уроке «Слушания музыки» применяются информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), которые позволяют значительно расширить возможности урока. Но преподаватель должен на уроках показывать «живое исполнение». Преподаватель должен уметь проиллюстрировать музыкальный материал по теме урока, подобрать и сыграть аккомпанемент к песне, как концертмейстер, выступить в ансамбле с солистом-вокалистом, инструменталистом, дуэтом, трио и т.д. «Живое» исполнение находит более эмоциональный отклик у обучающихся. Ученики, как правило, внимательно слушают произведение в исполнении преподавателя, самих учеников или приглашённых иллюстраторов. После прослушивания, происходит обсуждение услышанной пьесы, песни, ученики могут ответить на вопросы, подготовленные преподавателем. Найти для словесной характеристики услышанного музыкального произведения слова из «Словаря признаков характера звучания» В. Ражникова. Благодаря такой подаче материала, устанавливается более тесный контакт между преподавателем и обучающимися, расширяется музыкальный кругозор учеников. Этим достигается не только образовательная, но и воспитательная составляющая учебного процесса. Преподаватель должен показывать музыкальные произведения на хорошем исполнительском уровне: показать точный темп, характер исполняемой пьесы. Работа иллюстратора и концертмейстера предполагает нечто большее, чем игра по нотам. Это творческая работа требует точного воплощения творческого замысла. Эмоциональное восприятие музыки – важный момент в работе концертмейстера. Без него невозможно передать слушателям своё отношение к музыкальным образам и воплотить художественный замысел исполняемого произведения. На помощь приходят интернет-ресурсы. В интернете можно найти дополнительную информацию о музыкальных произведениях, прослушать и сравнить их в исполнении разных исполнителей, прослушать в сольном или оркестровом исполнении. Использование информационно-коммуникативных технологий в работе преподавателя и концертмейстера позволяют более качественно подготовиться к рядовым и контрольным урокам, к тестам, музыкальным викторинам, олимпиадам, концертным и конкурсным выступлениям и выступают одним из показателей профессионализма преподавателя и концертмейстера в образовательном процессе детской школы искусств.
МКОУ ДОД « Курчатовская ДШИ»
Открытый урок по слушанию музыки с
обучающимися II класса фортепианного и
оркестрового отделений на тему:
“ Струнно-смычковые инструменты”.
Преподаватель, концертмейстер
Горелова Лариса Дмитриевна
Курчатов – 29 ноября 2014г.
Тема урока: Струнно-смычковые инструменты.
Цель урока: Знакомство с семейством струнно-смычковых инструментов ( скрипка, альт, виолончель, контрабас),история появления и развития инструментов, тембровое отличие этих инструментов.
Задачи урока:
Образовательные – обеспечить ознакомление обучающихся с новыми для них музыкальными инструментами, усвоение новых знаний.
Развивающие –формирование способности узнавать тембры струнно-смычковых инструментов, формирования умения определять общий характер и образный строй услышанных произведений, стремление слушать и исполнять музыку, воспринимать услышанные произведения с точки зрения эмоционально-образного строя.
Воспитательные – формирование интереса у детей к познанию классической и современной музыки, способствовать развитию эстетического художественного вкуса на образцах классической и современной музыки.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока – групповая.
Методы и технологии обучения:
Cловесные: изложение нового материала, беседа, опрос.
Наглядные: видео, аудио иллюстрации, наглядные пособия.
Практические: показ музыкальных произведений детьми.
Творческие: показ рисунков, загадывание загадок, отгадывание кроссворда.
Технология активного обучения: дискуссия, освоение материала на примере сказки.
Оснащение урока: музыкальные инструменты, наглядные пособия, технические средства обучения ( монитор, аудиопроигрыватель).
План урока:
- Организационный момент
- Сообщение темы, цели, задач урока.
- Подготовка к восприятию материала: визуальное знакомство с представленными инструментами с краткой характеристикой каждого инструмента.
- Ролевая игра-сказка “ Три медведя”.
- а) Рассказ о скрипке с просмотром видеоматериала и беседой о характере услышанного произведения.
б) Рассказ об альте, видео и беседа.
в) Рассказ о виолончели, видео и беседа.
г) Рассказ о контрабасе, видео и беседа.*
6. Исполнение ученицами класса песни Л.В.Бетховена”Cурок
С показом репродукции картины Антуана Ватто “ Савояр с
cурком”
7. Загадки о струнно-смычковых инструментах.
8. Показ детских рисунков с кратким словесным описанием
9. Исполнение учащейся фортепианной пьесы «Виолончель поёт».
10. Отгадывание небольшого кроссворда по теме урока.
11. Прослушивание скрипичной и виолончельной пьес с сопровождением концертмейстера и последующим словесным описанием характера прослушанного музыкального материала и определением основных средств музыкальной выразительности (мелодии, темпа, лада, тембра, регистра).
12. Подведение итогов урока с просмотром видеоклипа “The song from a secret Garden” музыка Рольфа Лёвленда в исполнении Александра Рыбака.
- По ходу урока ученики находят подходящие слова из нашего” Словарика признаков характера звучания.