kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мультимедийные образовательные ресурсы на уроках в ДШИ (метод.рекомендация)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение новых технологий в сферу детского образования стимулирует поиск новых прогрессивных методик, форм музыкальных занятий с учащимися при условии сохранения наиболее ценного в традиционных методах работы.

Мультимедийные образовательные ресурсы являются приоритетной областью информационных технологий и обладают значительными возможностями в музыкальном образовании. 
Следовательно, перед педагогами – музыкантами возникают следующие вопросы: 
Как определить надлежащее место компьютеру на уроках музыки

  • В каком объеме использовать мультимедийные образовательные ресурсы на уроках музыкальной литературы?
  • Какими качествами медиакомпетентности должен обладать преподаватель ?
  • А.П.Мещеркин в статье «Информационная и медиакомпетентность студента – музыканта» пишет: «На современном этапе в педагогической науке представлено специфическое направление – медиаобразование, под которым понимается процесс образования и развития личности с помощью и на материале медиа (от лат. media – средство – печать, пресса, телевидение, кинематограф, радио, мультимедийные компьютерные системы, сеть Интернет и т.д.) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки различной информации, обучения различными формами самовыражения при помощи современной компьютерной и цифровой техники, при этом:
     

первичный результат медиаобразовательного процесса – медиаграмотность, которая характеризуется умением «читать» медиатекст.

  • следующий этап медиаобразовательного процесса - достижение обучаемыми медиакомпетентности.
  • завершающий результат медиаобразовательной деятельности – медиатворчество, создание собственной медиапродукции».  

Т.Ф.Шак в своей работе «Медиаобразование для музыкантов, каким ему быть?» утверждает, что современное состояние музыкального образования требует определенной корректировки в подготовке педагогов – музыкантов: «Наметим некоторые проблемы и выдвинем несколько предположений по формам и методам использования элементов медиаобразования в практике подготовки музыканта. Это, прежде всего, проблема медиаграмотности музыкантов, содержащая технический и эстетический компонент:
 

  • умение квалифицированно пользоваться современными техническими средствами, включающими электронный инструментарий, компьютерные программы мультимедийного назначения, интернет технологии;
  • умение «читать» медиатекст, анализировать его язык в совокупности составляющих его компонентов (визуальных, пространственно-временных, музыкальных);
  • осознавать выразительную и смысловую роль музыки в структуре медиатекста;
  • знать жанровую и языковую специфику современных зрелищных искусств и медиажанров (мюзикл, рок-опера, видеоклип, рекламный ролик и т.д.);
  • ориентироваться через медиатексты в современных направлениях популярной и джазовой музыки». [4]

Мировой опыт свидетельствует о том, что информатизация музыкального образования начинается с профессиональной подготовки педагогов – музыкантов. В связи с этим весьма актуальным становится вопрос об основательной подготовке педагогов в сфере информационно – компьютерных технологий. Педагоги – музыканты нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения предмета.

Медиаобразование помогает внедрению мультимедийных образовательных ресурсов в процесс обучения и осуществляет модернизацию музыкально-теоретического обучения школьников, обеспечивая высокий уровень теоретической подготовки. Инновационный подход в преподавании музыкальной литературы в ДШИ и ДМШ связан с внедрением мультимедийных образовательных ресурсов с использованием компьютера. 

Музыкальный компьютер – инструмент многопрофильный. В зависимости от использования тех или иных прикладных программ в грамотно организованной работе педагога – музыканта на уроках музыкальной литературы компьютер может превратиться в:
Музыкальную фонотеку. Фонотека в компьютере отличается большим объемом информации, быстрым поиском и высоким качеством звучания. Современные технологии записи и кодирования звука позволяют хранить в памяти компьютера сотни часов звуковой информации, которая звучит на уроках.

Видеотеку. Использование видеотехники является нововведением в преподавании музыкальной литературы. Иностранными и российскими киностудиями снято множество учебных, документальных и художественно-биографических фильмов о музыкантах и композиторах, фильмы – оперы, фильмы – балеты и т.д. Просмотр видеозаписей оперных и балетных постановок в исполнении лучших зарубежных и русских вокалистов, артистов балета, в интерпретации знаменитых дирижеров и режиссеров оказывается единственной возможностью ознакомления учащихся не только с музыкой, но и сценической версией оперного или балетного спектакля. В том числе является полезнейшим дополнением к традиционной методике проведения уроков. 

  • Музыкальные энциклопедии («Энциклопедия классической музыки»). Достоинством музыкальных энциклопедий является большой объем информации и содержательность. Мультимедийные музыкальные энциклопедии дают возможность познакомиться с шедеврами мировой музыкальной культуры, наглядно познакомиться с инструментами и их звучанием. Использование интерактивных энциклопедий позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах.
  • Студию видеомузыкального монтажа. Студия видеомузыкального монтажа дает возможность педагогу–музыканту создавать мультимедийные учебные пособия, мультимедийное сопровождение уроков и лекций, и творчески использовать их в своей практике. Данные тематические пособия позволяют в интересной содержательной форме познакомить учащихся с творчеством композиторов, музыкантов и исполнителей. Мультимедийные учебные пособия могут включать в себя аудио и видео материал, изображения, текстовые комментарии и игровые элементы. Так же мультимедийное пособие может представляет собой гипертекст с удобным интерфейсом (интернет странички), позволяющим легко получать доступ к любым частям пособия. Текст насыщается видео и аудио комментариями, позволяющие наглядно воспринимать информацию. 
  • Использование домашних компьютеров учащихся как для индивидуальной работы так и для творческой, исследовательской и проектной деятельности. 

Выполнение перечисленных возможностей компьютера на уроках музыкальной литературы способствует улучшению качества музыкального образования, обеспечению потребностей гармоничного музыкального развития отдельной личности и информатизации педагогов - музыкантов.
Медиаобразование расширяет спектр методов и форм проведения занятий с учащимися, помогает усовершенствовать традиционную музыкальную педагогику, способствует появлению новых форм работы с учениками на уроках музыкальной литературы в ДШИ и ДМШ: 
 

  • создание учащимися совместно с учителем тематических презентаций;
  • разработка с учителем музыкально-художественных проектов;
  • введение интегративных (творческих) заданий для учащихся: диагностические тесты, музыкальные викторины – кроссворды и т.д.

Таким образом, грамотное использование мультимедийных технологий на уроках музыкальной литературы дают возможность:
 

  • формированию музыкальной культуры как части духовной культуры учащихся;
  • усилению мотивации учения;
  • развитию наглядно-образного мышления;

  • росту познавательной активности учащихся;
  • формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству;
  • развитию музыкального восприятия;
  • формированию практических знаний, умений и навыков;
  • развитию творческих способностей;
  • формированию теоретического мышления.

Использование мультимедийных образовательных ресурсов в ДШИ и ДМШ обеспечивает значительный рост, успешность и результативность обучения на уроках музыкальной литературы. Привнесение в традиционную музыкальную педагогику новаторских элементов представляется перспективным в плане поддержки и развития музыкального образования.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • о необходимости внедрения мультимедийных образовательных ресурсовв музыкальной педагогике;
  • важность роли медиаобразования в подготовке педагога – музыканта;
  • внедрение новых форм работы на уроках музыкальной литературе в ДШИ и ДМШ (тематические презентации, музыкально-художественные проекты и т.д
     

источники:

  • Мещеркин А.П. Информационная и медиакомпетентность студента – музыканта. Музыка в школе. – М.: Вып. 2. 2009. – 80 с.
  • Новые технологии в музыкальном образовании
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мультимедийные образовательные ресурсы на уроках в ДШИ (метод.рекомендация) »

Внедрение новых технологий в сферу детского образования стимулирует поиск новых прогрессивных методик, форм музыкальных занятий с учащимися при условии сохранения наиболее ценного в традиционных методах работы.

Мультимедийные образовательные ресурсы являются приоритетной областью информационных технологий и обладают значительными возможностями в музыкальном образовании. 
Следовательно, перед педагогами – музыкантами возникают следующие вопросы: 
Как определить надлежащее место компьютеру на уроках музыки

  • В каком объеме использовать мультимедийные образовательные ресурсы на уроках музыкальной литературы?

  • Какими качествами медиакомпетентности должен обладать преподаватель ?

  • А.П.Мещеркин в статье «Информационная и медиакомпетентность студента – музыканта» пишет: «На современном этапе в педагогической науке представлено специфическое направление – медиаобразование, под которым понимается процесс образования и развития личности с помощью и на материале медиа (от лат. media – средство – печать, пресса, телевидение, кинематограф, радио, мультимедийные компьютерные системы, сеть Интернет и т.д.) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки различной информации, обучения различными формами самовыражения при помощи современной компьютерной и цифровой техники, при этом:


первичный результат медиаобразовательного процесса – медиаграмотность, которая характеризуется умением «читать» медиатекст.

  • следующий этап медиаобразовательного процесса - достижение обучаемыми медиакомпетентности.

  • завершающий результат медиаобразовательной деятельности – медиатворчество, создание собственной медиапродукции».  

Т.Ф.Шак в своей работе «Медиаобразование для музыкантов, каким ему быть?» утверждает, что современное состояние музыкального образования требует определенной корректировки в подготовке педагогов – музыкантов: «Наметим некоторые проблемы и выдвинем несколько предположений по формам и методам использования элементов медиаобразования в практике подготовки музыканта. Это, прежде всего, проблема медиаграмотности музыкантов, содержащая технический и эстетический компонент:

  • умение квалифицированно пользоваться современными техническими средствами, включающими электронный инструментарий, компьютерные программы мультимедийного назначения, интернет технологии;

  • умение «читать» медиатекст, анализировать его язык в совокупности составляющих его компонентов (визуальных, пространственно-временных, музыкальных);

  • осознавать выразительную и смысловую роль музыки в структуре медиатекста;

  • знать жанровую и языковую специфику современных зрелищных искусств и медиажанров (мюзикл, рок-опера, видеоклип, рекламный ролик и т.д.);

  • ориентироваться через медиатексты в современных направлениях популярной и джазовой музыки». [4]

Мировой опыт свидетельствует о том, что информатизация музыкального образования начинается с профессиональной подготовки педагогов – музыкантов. В связи с этим весьма актуальным становится вопрос об основательной подготовке педагогов в сфере информационно – компьютерных технологий. Педагоги – музыканты нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения предмета.

Медиаобразование помогает внедрению мультимедийных образовательных ресурсов в процесс обучения и осуществляет модернизацию музыкально-теоретического обучения школьников, обеспечивая высокий уровень теоретической подготовки. Инновационный подход в преподавании музыкальной литературы в ДШИ и ДМШ связан с внедрением мультимедийных образовательных ресурсов с использованием компьютера. 

Музыкальный компьютер – инструмент многопрофильный. В зависимости от использования тех или иных прикладных программ в грамотно организованной работе педагога – музыканта на уроках музыкальной литературы компьютер может превратиться в:
Музыкальную фонотеку. Фонотека в компьютере отличается большим объемом информации, быстрым поиском и высоким качеством звучания. Современные технологии записи и кодирования звука позволяют хранить в памяти компьютера сотни часов звуковой информации, которая звучит на уроках.

Видеотеку. Использование видеотехники является нововведением в преподавании музыкальной литературы. Иностранными и российскими киностудиями снято множество учебных, документальных и художественно-биографических фильмов о музыкантах и композиторах, фильмы – оперы, фильмы – балеты и т.д. Просмотр видеозаписей оперных и балетных постановок в исполнении лучших зарубежных и русских вокалистов, артистов балета, в интерпретации знаменитых дирижеров и режиссеров оказывается единственной возможностью ознакомления учащихся не только с музыкой, но и сценической версией оперного или балетного спектакля. В том числе является полезнейшим дополнением к традиционной методике проведения уроков. 

  • Музыкальные энциклопедии («Энциклопедия классической музыки»). Достоинством музыкальных энциклопедий является большой объем информации и содержательность. Мультимедийные музыкальные энциклопедии дают возможность познакомиться с шедеврами мировой музыкальной культуры, наглядно познакомиться с инструментами и их звучанием. Использование интерактивных энциклопедий позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах.

  • Студию видеомузыкального монтажа. Студия видеомузыкального монтажа дает возможность педагогу–музыканту создавать мультимедийные учебные пособия, мультимедийное сопровождение уроков и лекций, и творчески использовать их в своей практике. Данные тематические пособия позволяют в интересной содержательной форме познакомить учащихся с творчеством композиторов, музыкантов и исполнителей. Мультимедийные учебные пособия могут включать в себя аудио и видео материал, изображения, текстовые комментарии и игровые элементы. Так же мультимедийное пособие может представляет собой гипертекст с удобным интерфейсом (интернет странички), позволяющим легко получать доступ к любым частям пособия. Текст насыщается видео и аудио комментариями, позволяющие наглядно воспринимать информацию. 

  • Использование домашних компьютеров учащихся как для индивидуальной работы так и для творческой, исследовательской и проектной деятельности. 

Выполнение перечисленных возможностей компьютера на уроках музыкальной литературы способствует улучшению качества музыкального образования, обеспечению потребностей гармоничного музыкального развития отдельной личности и информатизации педагогов - музыкантов.
Медиаобразование расширяет спектр методов и форм проведения занятий с учащимися, помогает усовершенствовать традиционную музыкальную педагогику, способствует появлению новых форм работы с учениками на уроках музыкальной литературы в ДШИ и ДМШ: 

  • создание учащимися совместно с учителем тематических презентаций;

  • разработка с учителем музыкально-художественных проектов;

  • введение интегративных (творческих) заданий для учащихся: диагностические тесты, музыкальные викторины – кроссворды и т.д.

Таким образом, грамотное использование мультимедийных технологий на уроках музыкальной литературы дают возможность:

  • формированию музыкальной культуры как части духовной культуры учащихся;

  • усилению мотивации учения;

  • развитию наглядно-образного мышления;


  • росту познавательной активности учащихся;

  • формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству;

  • развитию музыкального восприятия;

  • формированию практических знаний, умений и навыков;

  • развитию творческих способностей;

  • формированию теоретического мышления.

Использование мультимедийных образовательных ресурсов в ДШИ и ДМШ обеспечивает значительный рост, успешность и результативность обучения на уроках музыкальной литературы. Привнесение в традиционную музыкальную педагогику новаторских элементов представляется перспективным в плане поддержки и развития музыкального образования.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • о необходимости внедрения мультимедийных образовательных ресурсовв музыкальной педагогике;

  • важность роли медиаобразования в подготовке педагога – музыканта;

  • внедрение новых форм работы на уроках музыкальной литературе в ДШИ и ДМШ (тематические презентации, музыкально-художественные проекты и т.д.)

Источники:

  1. Мещеркин А.П. Информационная и медиакомпетентность студента – музыканта. Музыка в школе. – М.: Вып. 2. 2009. – 80 с.

  2. Новые технологии в музыкальном образовании



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Мультимедийные образовательные ресурсы на уроках в ДШИ (метод.рекомендация)

Автор: Аверьянова Лидия Александровна

Дата: 06.10.2015

Номер свидетельства: 236842


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства