kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе ДШИ. Опыт применения интернет - технологий на уроках «Фортепиано».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования.

 В области дополнительного образования, в том числе и музыкального, имеют место процессы компьютеризации и  информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие системы обучения. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования.

Применение информационных технологий не только обогащает традиционные формы обучения, делая процесс образования и воспитания более интересным, но  и раскрывает перед учащимися новые горизонты знаний, умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни. Следует отметить, что у учащихся всех возрастных групп достаточно велика мотивация к освоению новых технологий, поэтому повышается интерес  к предмету изучения, активизируются все психологические процессы, необходимые для успешного обучения – внимание, память, восприятие, эмоциональный отклик и др. Это является залогом более успешного обучения и воспитания учащихся школы искусств.

Желание каждого педагога – привить любовь и интерес к своему предмету, сделать  урок современным и привлекательным для учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе ДШИ. Опыт применения интернет - технологий на уроках «Фортепиано».»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

 «Детская школа искусств №10» .






        

Доклад


Использование современныхИформационно-коммуникативных технологий в работе ДШИ.

Опыт применения интернет - технологий на уроках «Фортепиано».








                        Подготовила:  Косогорова Лариса Григорьевна -

                         преподаватель фортепиано высшей квалификационной категории.











Брянск – 2016 г.


                                                            Содержание      

           Данная  разработка посвящается проблеме применения информационно - коммуникационных технологий  на уроке «Фортепиано» в Детской школе искусств. Вот несколько вопросов, затрагиваемых в данной теме:

  • Понятие информационных технологий.

  • Классификация программных средств.

  • Внедрение  информационных технологий в музыкальное образование.

  • Характеристика компьютерных программ.

  • Личный опыт применения информационных технологий  на уроке «Фортепиано».

Данная разработка может быть полезна  преподавателям ДШИ, ДМШ и другим учреждениям образования и культуры.  

             

                                        Введение              

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования.

 В области дополнительного образования, в том числе и музыкального, имеют место процессы компьютеризации и  информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие системы обучения. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования.

Применение информационных технологий не только обогащает традиционные формы обучения, делая процесс образования и воспитания более интересным, но  и раскрывает перед учащимися новые горизонты знаний, умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни. Следует отметить, что у учащихся всех возрастных групп достаточно велика мотивация к освоению новых технологий, поэтому повышается интерес  к предмету изучения, активизируются все психологические процессы, необходимые для успешного обучения – внимание, память, восприятие, эмоциональный отклик и др. Это является залогом более успешного обучения и воспитания учащихся школы искусств.

Желание каждого педагога – привить любовь и интерес к своему предмету, сделать  урок современным и привлекательным для учащихся. 

          Как этого можно достичь?

   Прежде всего, использование в своей работе современных образовательных  и информационных технологий. Но каким бы высоким профессионализмом не обладал педагог в наше время, ему  необходимо повышать собственную грамотность в области информационно-коммуникативных технологий, знать и использовать компьютерные программы на своих уроках.    

     Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать применение мультимедиа-технологий в музыкальном образовании, взяв за пример их использование в музыкальной школе. Практическим результатом работы стал анализ личного опыта в этой сфере.

                                  Понятие технологий

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей к деятельности, относящихся технологиям создания, управления иобработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств. Они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Мультимедиа  технология, объединяющая компьютерную информацию, имеющее разное физическое представление, представляет собой один из самых распространенных способов применения информационных технологий в образовании.

Прекрасным применением мультимедиа является интерактивное обучение. Интерактивность – взаимодействие, обратная связь. Одной из сторон такого взаимодействия является непосредственно человек. Он может преследовать разные цели, например  получение информации или общение с другими людьми. Пользователь может взаимодействовать как ресурсами глобальной сети, так и с другими её пользователем посредством интернет общения. Степень интерактивности показывает нам как быстро и насколько удобно человек может взаимодействовать в интернет  ресурсами либо с другим человеком. В наше время степень интерактивности неудержимо растёт. Это также способствует более активному внедрению информационных технологий  в образование.

 В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому. Средством осуществления данного процесса выступают компьютерная техника и программные средства.

В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, служащих для передачи учебной информации:

- технические средства: компьютерная техника и средства связи;

- программные средства, которые могут быть различного назначения.

Для разработки уроков с применением информационных технологий преподаватель должен знать функциональные возможности и условия применения каждого из данных компонентов. Как технические, так и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на учебный процесс.

                       

                     Классификация программных средств

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Программное средство учебного назначения – это такое программное средство, в котором воссоздается некоторая предметная область, где реализуется технология ее изучения, создаются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие программные средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, получили называние педагогических программных средств.

 Педагогическими программными средствами могут выступать:

-  компьютерные учебники (уроки);

-  контролирующие (тестовые и пр.);

-  информационно-справочные (энциклопедии);

-  демонстрационные (слайд- или видео-фильмы);

-  учебно-игровые и досуговые (компьютерные игры).

Все без исключения программные средства направлены на оптимизацию учебного процесса, привнесение разнообразия в подачу материала, облегчение его усвоения и повышение эффективности обучения в целом.

Педагогические цели применения информационных технологий заключаются в следующих направлениях:

-развитие личности, то есть в развитии мышления, эстетического воспитания, развитии умений экспериментально-исследовательской деятельности, формировании информационной культуры.

-выполнение социального заказа: осуществление общей информационной подготовки пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»), подготовки специалиста в какой-либо сфере;

- интенсификация учебно-воспитательного процесса, что предполагает повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.


Использование мультимедиа технологий  в музыкальной школе

Однако вопрос о применении технических средств в музыкальном образовании вызывал и до сих пор вызывает неоднозначные суждения. Внедрение информационных технологий в музыкальное образование затруднено как из-за проблем с материальным обеспечением, так и из-за отсутствия обоснованной концепции их использования  в практике обучения. 

         В чем же заключаются  преимущества компьютерной технологии?

- в  возможности получения различного рода материалов через сеть Интернет;

- в  интегрировании обычного урока с ИКТ  позволяющего  педагогу сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность и удовлетворяющего потребности современных детей;

- в помощи педагогу лучше оценить способности и знания ребенка, побуждении поиска новых, форм и методов обучения, стимулирующих его профессиональный рост и все дальнейшее освоение информационных технологий. 


Цели использования информационных технологий на уроке:

-  для профессиональной подготовки исполнителей;

-  для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

-сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

-установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между преподавателем и учащимся;

- помочь преподавателю образно и интересно подать материал;

- расширить кругозор ученика.

Основные направления использования   технологий на уроках:

        Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).

        Демонстрационный материал (упражнения,  таблицы, понятия).

        Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

Материалами новых методов обучения выступают мультимедийные образовательные ресурсы.  К данному роду ресурсов относят электронные библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии, виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов), каталоги обучающих музыкальных программ, электронные пособия. В последнем случае материал должен быть грамотно структурирован и организован. Преподаватель в этом случае выступает как консультантом, так и контролером усвоенных знаний.

Важное значение информационно-образовательных ресурсов, а в данном случае интернет-технологий, обусловлено рядом возможностей, предоставляемых обучаемому. Например:

-  получение сведений о содержании курса, темы занятий, необходимых для изучения дисциплины;

-  получение дополнительной информации по дисциплине из данного ресурса или из других ресурсов интернета;

-  самопроверка знаний;

-  самообразвание;

- развитие творческих навыков и музыкальных способностей.

В организации учебной деятельности технологии мультимедиа  имеют большой педагогический потенциал. Мультимедиа-система   позволяет  создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент,  что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся.

На уроках  фортепиано активно применяются такие информационные технологии:

1. Различного типа  видео- и аудио-ряды  (фильмы, картинки, таблицы, презентации, фонограммы, треки и пр.).

2. Музыкальные  энциклопедии, справочники по истории  музыки.

3. Интернет-ресурсы (обучающие игровые программы).

 

               Характеристика   компьютерных программ

 Далее представляю краткую характеристику наиболее используемых мною компьютерных  программ с описанием методики их применения.

В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу. С помощью этой программы можно подготовить сообщение, реферат, найти музыкальный материал.

Программа «Учимся понимать музыку» направлена на приобщение учащихся к мировой музыкальной культуре; помогает научить их различать большое количество музыкальных жанров, стилей и направлений, понимать особенности инструментальной, симфонической и вокальной музыки. Практический курс содержит практические занятия, интерактивные упражнения и тренажеры, медиаиллюстрации, видеофрагменты, энциклопедические биографические стати.

Программа  - Microsoft Office Word используется для создания мной и учащимися конспектов, учебных пособий, написания отзывов к произведениям, сочинений различной тематики.

Программа Microsoft PowerPoint  открывает пользователю широкие возможности для создания впечатляющих презентаций. Создать презентацию в программе сможет любой, даже самый неопытный пользователь – инструменты просты, понятны, удобны и легко применимы. 

 С учениками  можно использовать  программы с  музыкальными играми. «Играем с музыкой», «Алиса и времена года» -обучающая игра на развитие внимания, музыкального слуха, с музыкальными заданиями и головоломками ,музыкой А.Вивальди.

        Таким образом, программы являются хорошим средством вовлечения обучаемых в творческий процесс. Это также и способ формирования у них устойчивой мотивации и интереса к изучению данной дисциплины.



Личный опыт применения информационных технологий на уроке « Фортепиано»

 Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.

Энциклопедические пособия, справочники можно использовать на уроках и для самостоятельной работы учащихся. Они позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, архитектура.

Энциклопедия на CD "Класическая музыка" иллюстрирует учебный материал по творчеству 63 композиторов и имеет в своем арсенале 320 музыкальных произведений, многие из которых представлены на видео, в исполнении лучших музыкантов мира. 

Учащиеся могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки,  просмотр видео  составит более полное представление о композиторе, его творчестве.  Зрелищность, яркость, новизна элементов урока, в сочетании с профессиональными  приемами делают такой урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Повышает интерес к изучаемым пьесам просмотр видео, где играют на фортепиано и других инструментах юные музыканты. Мы вместе с учеником слушаем те произведения, которые он играет. Потом  обсуждаем исполнение, сравниваем со своей интерпретацией. Ребенок думает, анализирует, находит свое понимание исполняемой музыки, тем самым развивается ителлектуально-творческое мышление.

Так мною, как пример, был проведён урок по теме «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с помощью традиционных и современных технологий». Вместе с ученицей мы обсуждали музыкальный образ Бабы-Яги, делая настоящие находки с помощью разных методов и материалов, искали средства музыкальной выразительности и увязывали их с характеристикой сказочного персонажа для того, чтобы максимально точно передать её внешний облик, походку, тембр голоса и даже действия.

        В ходе урока наряду с традиционными использовались современные педагогические технологии: информационно-компьютерная, проблемно-поисковая и технология развивающего обучения, которые способствовали тесному сотрудничеству учителя и ученицы. У девочки был заметен неподдельный повышенный интерес и при подготовке домашнего задания, и непосредственно на уроке. Работая над пьесой Татьяны Исаковой «Баба-Яга», мы использовали для раскрытия музыкального образа следующие произведения: «Баба-Яга» П.И. Чайковского, «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского, а также симфоническую сказку А. Лядова «Волшебное озеро» или «Кикимора».

        Предварительно ученице было предложено найти иллюстрации к сказкам, нарисовать свой рисунок, изображающий Бабу-Ягу, продумать, как можно словесно охарактеризовать её, описать внешний вид, представить силой своего воображения этот яркий персонаж русских сказок. Девочка настолько увлеклась заданием, что кроме вышеперечисленного, нашла в Интернете картины и рисунки Бабы-Яги, а также кадры из мультфильмов и кино.

        На сайтах Интернета девочка по моей просьбе посмотрела и портреты композиторов: П. Чайковского, М. Мусоргского, А. Лядова и по собственной инициативе прослушала исполнение пьесы из «Детского альбома» А. Хевелева «Баба-Яга».

Ученики со средними музыкальными способностям  плохо запоминают ритмический рисунок мелодии, ее интонацию  или забывают,    в каком темпе надо учить. Я применяю следующий способ работы: записываю свое исполнение пьесы на данном этапе работы и даю задание, чтобы он дома слушал запись и постарался сыграть на фортепиано так, как учитель. Этот метод очень эффективный.

Для одаренных детей на последнем этапе работы над пьесой я применяю такой способ: записываю их игру на видеокамеру, а  потом вместе слушаем. Ученик слышит себя со стороны и делает сам себе замечания. После такой формы работы его игра становится заметно лучше.

 Для активизации работы учащихся можно применить занимательные формы: викторины, кроссворды, занимательные вопросы, а сопровождение анимированными картинками вызывает неподдельный интерес детей, желание работать продуктивно, повышает мотивацию к учению.

Я часто использованию ресурсы нотных библиотек и музыкальных антологий в Интернете. Дети очень любят играть популярную музыку. Не всегда можно купить сборники с понравившимися пьесами. В интернете можно найти и скачать любые ноты да еще в облегченном варианте. Например: Лерума  «Река, плывущая вдаль» (из к/ф « Сумерки»), Гладков. «Песенка львенка и черепахи» из м/ф « Как львенок и черепаха пели песню», Kaczmarek.Goodbye.

Ученики понимают значимость обучения игре на фортепиано,  выступления на сцене  приносит им радость, не смотря на трудности, возникающие в процессе  работы над пьесами.

   Информационно-коммуникативные  технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся. Среди обилия информации в Интернете важно находить нужную и учиться обрабатывать  её в виде  рефератов, тестовых заданий, вопросов по теме, кроссвордов и т.п.

        В конце 2014 года силами учащихся моего класса был проведен урок-концерт «Весенний». Родителям и гостям, всем зрителям и слушателям было предложено наслаждаться музыкой, исполняемой детьми на рояле. Дети чувствовали особую атмосферу, были собранными, по-особенному торжественными, понимали ответственность момента.

        Толчком для творческой активности учащихся послужило использование при подготовке к концерту нескольких инновационных педагогических технологий, а именно:

  • тренинга (репетиции в разных вариантах);

  • изготовление печатной продукции (оформление

афиши);

  • рефлексии (анализ удач и некоторых промахов в бурном всеобщем обсуждении),

  • рассылки по сайтам (поиск стихотворений);

  • здоровьесбережения (смена видов деятельности, смена поз, проветривание концертного зала, атмосфера психологического комфорта для учеников и зрителей).

                                 

                                         Заключение

 Роль информационных технологий в образовательном процессе значительна. В музыкальном образовании они улучшают формирование музыкально - исполнительских навыков, способны поднять подготовку специалистов на более высокий уровень, и являются большой помощью в развитии продуктивно - творческих способностей учащихся. Компьютер в школе позволяет ввести в изучение те музыкальные программы, которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений  видеозаписей, но и дают доступ к информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература.

Применение персональных компьютеров во многом упрощает разработку, тиражирование и использование дидактических и научных материалов, повышает качество образования, соответствует  сегодняшнему  дню. Уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий.

Как показывает опыт, применение информационных технологий повышает мотивацию у учащихся, делает процесс обучения разнообразным, интересным, доступным, во многом облегчает восприятие учебного материала и применение его на практике. Все это очень важно для повышения эффективности обучения, интеллектуально – творческого  развитии личности учащихся и доступности музыкального образования.

 Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Музыкальная школа  не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности,

  Развитие информационно – коммуникационных технологий в музыкальном образовании перспективно, актуально и объективно необходимо. 

         

             

                       Список используемой литературы

  1. Горбунова И.Б. Компьютеры в обучении музыке. - М.: РГПУ, 2002

  2. Интернет и музыкальное образование школьников  Искусство и образование. - 2000. - №1. - С.45-50

  3. Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006

  4. Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006

  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/Е.С.Полат и др.- М.: изд. центр «Академия»,2001.

  6. Петренко А. И. Мультимедиа. - М., Бином. 1994.

  7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

  8.  Харуто А. В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук: Учебное пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза. - М.: Московская государственная консерватория, 2000.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Косогорова Лариса Григорьевна

Дата: 15.04.2016

Номер свидетельства: 318887


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства