Использование приема «кластер» на уроках русского языка в начальной школе
Использование приема «кластер» на уроках русского языка в начальной школе
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование приема «кластер» на уроках русского языка в начальной школе»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «КЛАСТЕР» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Толстых Елена Александровна,
учитель начальных классов,
I категория
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?».
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя и ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).
Кластер (от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тему, свободно и открыто думать. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Прием кластеров универсален. Возможно применение кластера на протяжении всего урока. В самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Очень важное умение – компактно представлять изученный в классе либо дома материал. Развивать это умение помогает приём «кластеры». Прием кластера близок по своей специфике опорному конспекту.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Кластер используется мною на разных этапах урока:
- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;
- на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его – для структурирования этого материала;
- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.
Существуют различные виды кластеров.
Планета и её спутники.
Этот вид является самой востребованной и продуктивной моделью кластера. Его я использую на этапе целеполагания, повторения изученного материала.
Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты. Очень удобно его применять при изучении темы «Звуки и буквы».
Блок-схемы.
Существует множество вариантов блок-схем. Данный прием можно считать эффективным, когда учащиеся воспроизводят факты, но не запоминают важные аспекты темы. Кластер позволяет наиболее эффективно структурировать большой объем информации, облегчить её восприятие и запоминание. Использую на уроках русского языка по теме «Работа над ошибками».
Бумажный кластер.
Служит средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. Ученикам раздаю карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Они читают их, располагают или при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова. Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются. Подготовка бумажного кластера - отличное домашнее задание для учащихся.
Кластер с нумерацией слов для составления рассказа.
Данный кластер использую, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа. Этот метод хорошо подходит для работы с учениками начальных классов, поскольку именно для них наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить.
Рекомендация: чтобы ученикам было легче ориентироваться в кластере и не пропускать слова при составлении рассказа, можно писать цифры или слова для каждого предложения написать на листах одного цвета, но обговорить очередность цветов при составлении рассказа.
Кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов.
Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения темы «Омонимы».
Сюжетный Арт-кластер
Использую на уроках развития речи, для составления рассказа по серии картинок.
Обратный кластер.
Данный вид кластера использую для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, активизировать их и определить тему урока. Составляем следующим образом: записываем дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставим знак вопроса или пустую рамку для определения и записи темы урока. Использую на уроке русского языка по теме имя прилагательное.
Фишбоун.
Составление фишбоуна использую на уроках русского языка по теме «Части речи».
Обращаю внимание:
Важная часть – голова! Обозначаем вопрос: как определить любую часть речи.
Косточки вверху или справа: основные понятия
Косточки внизу или слева: подтверждение, выводы, обощения.
Домики.
Иногда для того, чтобы разнообразить формы работы на уроке, использую картинки, предлагаю учащимся заселить все квартиры в доме.
Учащиеся любят эту работу ещё и потому, что в ней есть элемент рисования, а значит, можно проявить свою фантазию, чтобы кластер был ярким, запоминающимся.
Применение кластера имеет следующие достоинства:
он позволяет охватить большой объем информации;
вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
развивает мотивацию к обучению, учит учащихся самостоятельно получать знания, развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений;
дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
умение ставить вопросы;
выделять главное;
устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
сравнивать и анализировать;
проводить аналогии.
Недостатки
Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум во время составления кластера.
Этот приём требует от педагога дополнительной подготовки к уроку – составление схем, заготовка конвертов, карточек.
Выводы:
Уроки с применением метода кластера
дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности;
повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
Метод «КЛАСТЕР»
вооружает ученика и учителя способами работы с информацией;
активизирует мыслительную деятельность учащихся;
помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта;
содействует самообразовательной деятельности учащихся,
умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе;
дает возможность исправления, редактирования работ.
Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творчества. Метод составления кластера в начальной школе лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.
Литература
«Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru
Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 236 с.
Кабанова - Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 2016. - 288с.
Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2010. – 524 с.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.Ю. Косовой. - Спб., 2012.
Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под. ред. Н.П.Дерзковой – М.: АПКиПРО, 2012. – 88 с.
Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. - С. 2006
Через уроки русского языка и литературы - к гармонизации личности!: сборник материалов по итогам межрегионального научно-методического семинара-школы (11-15 мая 2015 г., Алтайский государственный университет, г. Барнаул). - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2015. - 403 с.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(260) "«Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе с применением инновационных технологий»"
["seo_title"] => string(80) "aktivnye_formy_i_metody_obucheniia_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literaturnogo_ch"
["file_id"] => string(6) "650262"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1715432170"
}
}