«Внедрение в практику школы педагогического подхода- Lesson Study».
Тугарина Г.И.
Интеллектуальные школы» совместно с Факультетом образования Кембриджского Университета стали передача учителям глубоких теоретических знаний о процессе обучения, развитие у учителей практических навыков преподавания. В своей практике в школе я изучила теоретический материал и провела исследования Lesson Study.
Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Подход основан в Японии в 70-х годах 19-го столетия, опередив, примерно на 70 лет, используемый на Западе подход "Исследование в действии". В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. При проведении цикла Lesson Study учителя могут вводить новшества или совершенствовать педагогические подходы, которые затем передадутся коллегам посредством проведения открытых Lesson Study либо публикации документа с описанием их работы.
Перед проведением цикла Lesson Study была создана творческая группа, состоящая из 4 человек: заместитель директора по эксперименту, два опытных учителя с большим стажем работы и я. С ними был проведен коучинг Lesson Study, где учителя ознакомились с основными правилами, условиями и требованиями проведения Lesson Study. Были подготовлены научно-теоретические материалы, определены тема и задачи исследования, составлены план работы, мониторинг. Выбраны кандидатуры:
- «модератор» - представитель руководства школы, который координировал обсуждение, обеспечивал ему позитивность,
- «Советник», роль которого, заключалась в установлении обучающего эффекта, составление методических рекомендаций для практических действий учителей.
Единая направленность деятельности учителей- исследователей обеспечивалась через ежедневное общение и проведение заседаний творческой группы. Основной целью этих заседаний было уточнение достигнутого уровня владения учащимися тем или иным приемом, а также содержания проделанной и предстоящей работы, представлению результатов работы предшествовало обсуждение их на заседании творческой группы.
Тема моего исследования: Как же адаптировать технологию РКМ в младших классах и в условиях развивающего обучения? Как сделать так, чтобы дети на уроке сотрудничали? Слышали друг друга, могли высказать свое мнение по поводу ответа товарища, согласиться или не согласиться с мнением того, кто только что ответил?
Задачи: вызвать мотивацию; научить ребенка осознанно управлять , ставить цели своего развития.
Ожидаемый результат - развитие творческих способностей; умения критически мыслить и принимать взвешенные решения; сформированность навыков самостоятельной и групповой работ.
Большинство детских психологов называют основным видом мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образное. К концу обучения в начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Этот переход осуществляется за счет процесса обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний. При использовании приемов и методов критического мышления у детей младшего школьного возраста формируется осознанное критическое мышление; активно формируется умение планировать свои действия; формируется такие приемы логического мышления как сравнение, обобщение и объединение. Таким образом, под влиянием обучения мышление детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно-логическим. Таким образом, становится явно очевидной зависимость умственного развития младших школьников от обучения. Следовательно, если мы будем целенаправленно использовать на уроках приемы и методы критического мышления, то большинство учащихся будут иметь средний и высокий уровень развития мышления. Мышление младшего школьника формируется в процессе обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний и действий.
Рассматривая проблему развития критического мышления у младших школьников нужно отметить её зависимость от личностных особенностей учащихся: учащимся с высоким уровнем развития мышления, работа будет даваться легче, в то время как другим будет необходимо больше времени на преодоление трудностей . Поэтому, приступив к проведению исследовательских уроков (Lesson Study) прежде всего мы провели соответствующую диагностику ( тест Э.Ф.Замбицявичене). Это диагностирование помогло нам выявить уровень личностной готовности к восприятию заданий диалектико-проблемного характера. Были отобраны из класса три ученика ( высокого, среднего, низкого показателей общеучебных навыков), которые стали «исследуемыми учениками».
Цели исследования:
Нашей главной задачей на серии исследовательских уроков было:
- услышать «голос ученика», что впоследствии, приведет к позитивному отношению к обучению,
- анализ реакции исследуемых учащихся на применяемый метод,
- выявление трудностей в обучении,
- получение опыта для разработки методик преподавания или использования их в будущем.
Для исследования был выбраны учащиеся 4 класса, т.е. класс, где обучение построено по принципу развивающего обучения.
Стартовый уровень сформированности приемов мышления учащихся диагностировался через выполнение задания по классификации, сравнения.
Исходя из результата диагностирования, я пришла к выводу, что самым оптимальным методом в решении проблем это применение методик критического мышления.
Обучение критическому мышлению – это нелёгкая задача. Нет какого-то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют определённые условия и подходы, развивающие критическое мышление.
В нашем случае, развитие критического мышления учащихся реализовывалось через вовлечение учащихся в учебную деятельность, направленную на формирование приемов мышления.
Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, учитель строил уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", которые побуждали детей самих задавать вопросы и активизироваться к поиску ответа.
Структура урока в концепции "критического мышления" состоит из трёх этапов:
1 этап - "Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.
2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления). Ее присутствие на каждом уроке обязательно. На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит нате вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (Что хочу знать?).
3 этап – "Рефлексия" (размышление). Размышление и обобщение того, что узнал ребенок на уроке по данной проблеме.
Мои наблюдения
Какие умения на старте исследования были сформированы у учащихся?
1. Дети склонны больше к совместным действиям.
2.Дети подвержены внешнему влиянию (изменяли свою позицию под влиянием какого-то члена группы) независимо от уровня развития критического мышления.
3. Учащиеся среднего и низкого уровня успеваемости чаще избегали группового обсуждения, у них появлялось напряжение, когда к ним обращались с просьбой приступить к обсуждению задания.
Методические рекомендации, которые будут способствовать снятию трудностей и помех в обучении:
• Четкость постановки учителем учебных заданий и вопросов:
• Выдерживание паузы:
• Коллективный анализ выполняемых заданий:
- Соединению теоретических знаний с практическими действиями:
Особое место на уроках занимало оценивание. Использование новых подходов к оцениванию позволило отслеживать изменения, происходящие в понимании учениками процесса своего обучения и устанавливать обратную связь на каждом этапе урока. Для этого использовались различные виды формативного оценивания: словесное оценивание, оценивание с помощью приема «Синквейн», самооценка «Листы самооценки», оценивание по критериям, взаимооценивание. Одной из целей оценивания является формирование внутренней мотивации к учению.
Как этого достигал учитель? Он создавал «ситуацию успеха», ставил цели и задачи вместе с учащимися, акцентировал внимание учащихся на новых умениях и знаниях, а не на отметках.
Методы и приемы критического мышления, такие как «Кластер», «Горячий стул», «Карусель», «Мозговой штурм», а также задания творческого характера предложенные учителем, во-первых, обучали детей взаимодействию друг с другом, развивали при этом и навыки культурного общения, а во-вторых давали возможность ученикам быть заинтересованными, мотивированными. А это значит, что они со временем смогут взять на себя ответственность за свое обучение.
Методические приемы по овладению навыком "слушать и слышать" помогают выработке культуры общения, способствуют выработке дисциплины, интеллектуальному развитию школьников, а также являются началом для формирования основ критического мышления.
Задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить условия для постепенного перехода от непроизвольного учебного диалога к произвольно
Что нам удалось? Положительным результатом мы считаем следующее:
- удалось создать безопасную, комфортную среду для учеников, что способствовало, взаимодействию в парах, в группах
- отобраны приемы, которые способствовали включению учащихся в диалог (созданы условия для высказывания своих идей, суждений)
- стали делать меньше ошибок, это связано не только с повышением культуры мышления детей, но и повышением внимания в результате развития умения самоконтроля
Что нам не удалось? Отрицательным моментом в нашей практике считаем следующее:
- не все ученики в полной мере были включены в диалог, т.к. у них еще не совсем сформированы умения совместного разрешения проблем через совместное обсуждение и принятие коллективного решения, более сильные ученики принимают решения за остальных в группе.
– учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении;
– ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;
– должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;
– в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;
Выводы
На основании результатов данного исследования доказано, что использование приемов и методов критического мышления способствует у учащихся более прочному усвоению учебного материала, повышает учебную мотивацию, развивает практические навыки контроля и взаимоконтроля. Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, активизирует мыслительную деятельность, побуждает детей к действию. Применение приемов технологии РКМЧП (синквейн, заметки на полях, кластер, тонкие и толстые вопросы и др.) позволило повысить интерес учащихся к урокам русского языка, повысить уровень речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.
Выводы были сделаны на основе стартового и итогового тестирования, наблюдений за детьми на уроках, с учетом позиции детей в жизни класса.
Полученные в ходе проведенного исследования результаты нужно считать предварительными, так как они были получены в течение короткого периода времени и нуждаются в проверке на устойчивость и воспроизводимость. Личностные изменения проявились достаточно ярко у учащихся, которые имеют высокий уровень учебных возможностей.