kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Внедрение в практику школы педагогического подхода- Lesson Study».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

«Внедрение в практику школы педагогического подхода- Lesson Study».

                                                                                        

                                                                                                     Тугарина Г.И.

 

Интеллектуальные школы» совместно с Факультетом образования Кембриджского Университета стали передача учителям глубоких теоретических знаний о процессе обучения, развитие у учителей практических навыков преподавания. В своей практике в школе  я изучила теоретический материал  и провела исследования Lesson Study.

 Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Подход основан в Японии в 70-х годах 19-го столетия, опередив, примерно на 70 лет, используемый на Западе подход "Исследование в действии". В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. При проведении цикла Lesson Study учителя могут вводить новшества или совершенствовать педагогические подходы, которые затем передадутся коллегам посредством проведения открытых Lesson Study либо публикации документа с описанием их работы.

Перед проведением  цикла  Lesson Study была создана творческая группа, состоящая из 4 человек: заместитель директора по эксперименту, два опытных учителя с большим стажем работы и я. С ними был проведен коучинг Lesson Study, где учителя ознакомились с основными правилами, условиями и  требованиями  проведения Lesson Study. Были подготовлены научно-теоретические материалы, определены тема  и задачи исследования, составлены план работы, мониторинг. Выбраны кандидатуры:

- «модератор» - представитель руководства школы,  который координировал обсуждение, обеспечивал ему позитивность,

- «Советник»,  роль которого,  заключалась в установлении обучающего эффекта, составление методических рекомендаций для практических действий учителей.

Единая направленность деятельности учителей- исследователей обеспечивалась через ежедневное общение и проведение заседаний творческой группы.  Основной целью этих заседаний было уточнение достигнутого уровня владения учащимися тем или иным приемом,  а также содержания проделанной и предстоящей работы, представлению результатов работы предшествовало обсуждение их на заседании творческой группы.

Тема  моего исследования:      Как же адаптировать  технологию РКМ в младших классах и в условиях развивающего обучения? Как сделать так, чтобы дети на уроке сотрудничали? Слышали друг друга, могли высказать свое мнение по поводу ответа товарища, согласиться или не согласиться с мнением того, кто только что ответил?

Задачи: вызвать  мотивацию; научить ребенка осознанно управлять , ставить цели своего развития.

Ожидаемый результат -   развитие творческих способностей; умения критически мыслить и принимать взвешенные решения; сформированность навыков самостоятельной и групповой работ.

Большинство детских психологов называют основным видом мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образное. К концу обучения в начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Этот переход осуществляется за счет процесса обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний. При использовании приемов и методов  критического мышления  у детей младшего школьного возраста формируется осознанное критическое мышление; активно формируется умение планировать свои действия; формируется такие приемы логического мышления как сравнение, обобщение и объединение. Таким образом, под влиянием обучения мышление детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно-логическим. Таким образом, становится явно очевидной зависимость умственного развития младших школьников от обучения. Следовательно, если  мы будем целенаправленно использовать на уроках приемы и методы критического мышления, то   большинство учащихся будут иметь средний и высокий уровень развития мышления. Мышление младшего школьника формируется в процессе обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний и  действий.

Рассматривая проблему развития критического мышления у младших школьников нужно  отметить её зависимость от личностных особенностей учащихся: учащимся с высоким уровнем развития  мышления, работа будет даваться легче, в то время как другим будет необходимо больше времени на преодоление трудностей . Поэтому, приступив к проведению исследовательских уроков (Lesson Study)  прежде всего мы провели соответствующую диагностику ( тест Э.Ф.Замбицявичене).   Это диагностирование помогло нам выявить уровень личностной готовности к восприятию заданий диалектико-проблемного характера.  Были отобраны из класса  три ученика ( высокого, среднего, низкого показателей  общеучебных навыков), которые стали «исследуемыми учениками».

 Цели  исследования:

 Нашей  главной задачей на серии исследовательских уроков было:

- услышать «голос ученика», что впоследствии, приведет к позитивному отношению к обучению,

- анализ реакции исследуемых учащихся на применяемый метод,

- выявление трудностей в обучении,

- получение  опыта для разработки методик преподавания или использования их в будущем.

Для исследования был выбраны учащиеся 4 класса, т.е.   класс,  где обучение построено по принципу развивающего обучения.    

 Стартовый уровень сформированности приемов мышления учащихся диагностировался через выполнение задания по классификации, сравнения.  

Исходя из результата диагностирования, я пришла к выводу, что самым оптимальным методом в решении проблем это применение методик критического мышления.

Обучение критическому мышлению – это нелёгкая задача. Нет какого-то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют  определённые условия и подходы, развивающие критическое мышление.

В нашем случае,  развитие критического мышления  учащихся реализовывалось через вовлечение учащихся в учебную деятельность, направленную на формирование приемов мышления. 

Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, учитель  строил уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", которые  побуждали  детей самих задавать вопросы и активизироваться  к поиску ответа.

 Структура урока в концепции "критического мышления" состоит из трёх этапов:

1 этап - "Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.

2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления). Ее присутствие на каждом уроке обязательно. На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит нате вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (Что хочу знать?). 
3 этап – "Рефлексия" (размышление). Размышление и обобщение того, что узнал ребенок на уроке по данной проблеме. 

Мои наблюдения

 Какие умения  на старте исследования  были сформированы у учащихся? 

1. Дети склонны больше к совместным действиям.  

2.Дети  подвержены внешнему влиянию (изменяли свою позицию под влиянием какого-то члена группы) независимо от уровня развития критического мышления.

3. Учащиеся среднего и низкого уровня успеваемости  чаще избегали группового обсуждения, у них появлялось напряжение, когда к ним обращались с просьбой приступить к обсуждению задания. 

       Методические рекомендации, которые будут способствовать  снятию трудностей и помех в обучении

Четкость постановки учителем учебных заданий и вопросов:

Выдерживание паузы:

Коллективный анализ выполняемых заданий:
 
- Соединению теоретических знаний с практическими действиями:

Особое место на  уроках занимало оценивание. Использование новых подходов к оцениванию позволило отслеживать изменения, происходящие в понимании учениками процесса своего обучения и устанавливать обратную связь на каждом этапе урока. Для этого использовались  различные  виды формативного оценивания: словесное оценивание, оценивание с помощью  приема «Синквейн», самооценка «Листы самооценки», оценивание по критериям, взаимооценивание. Одной из целей оценивания является  формирование внутренней мотивации к учению.

 Как  этого достигал учитель?  Он создавал «ситуацию успеха», ставил цели и задачи вместе с учащимися, акцентировал внимание учащихся на новых умениях и знаниях, а не на отметках.

Методы и приемы критического мышления, такие как «Кластер», «Горячий стул», «Карусель», «Мозговой штурм», а также задания творческого характера  предложенные учителем,   во-первых,  обучали детей  взаимодействию друг с другом, развивали  при этом и навыки культурного общения, а во-вторых давали возможность ученикам быть заинтересованными, мотивированными. А это значит, что они со временем смогут взять на себя ответственность за свое обучение.

Методические приемы по овладению навыком "слушать и слышать" помогают выработке культуры общения, способствуют выработке дисциплины, интеллектуальному развитию школьников, а также являются началом для формирования основ критического мышления.
Задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить условия для постепенного перехода от непроизвольного учебного диалога к произвольно

Что нам  удалось? Положительным результатом  мы считаем  следующее:

- удалось создать безопасную, комфортную среду для учеников, что способствовало, взаимодействию в парах, в группах

- отобраны приемы, которые способствовали  включению учащихся в диалог (созданы условия для высказывания своих идей, суждений)

- стали делать меньше ошибок, это связано не только с повышением культуры мышления детей, но и повышением внимания в результате развития умения самоконтроля

Что нам не удалось? Отрицательным моментом в нашей  практике считаем следующее:

- не все ученики в полной мере были включены в диалог, т.к. у них еще не совсем сформированы умения совместного  разрешения проблем через совместное обсуждение и принятие коллективного решения, более сильные ученики принимают решения за остальных в группе.

– учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении;
– ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;
– должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;
– в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;
Выводы

На основании результатов данного исследования доказано, что использование приемов и методов критического мышления способствует у учащихся более прочному усвоению учебного материала, повышает учебную мотивацию, развивает практические навыки контроля и взаимоконтроля. Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь,  активизирует мыслительную деятельность, побуждает детей к действию.  Применение приемов технологии РКМЧП (синквейн, заметки на полях, кластер, тонкие и толстые вопросы  и др.)  позволило повысить интерес учащихся к урокам русского языка,  повысить уровень речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.

Выводы были сделаны на основе стартового и итогового тестирования, наблюдений за детьми на уроках, с учетом позиции детей в жизни класса.

Полученные в ходе проведенного исследования результаты нужно считать предварительными, так как они были получены в течение короткого периода времени и нуждаются в проверке на устойчивость и воспроизводимость.   Личностные изменения проявились достаточно ярко у учащихся,   которые имеют   высокий уровень учебных возможностей.

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Внедрение в практику школы педагогического подхода- Lesson Study». »

«Внедрение в практику школы педагогического подхода- Lesson Study».

Тугарина Г.И.


Интеллектуальные школы» совместно с Факультетом образования Кембриджского Университета стали передача учителям глубоких теоретических знаний о процессе обучения, развитие у учителей практических навыков преподавания. В своей практике в школе я изучила теоретический материал и провела исследования Lesson Study.

Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Подход основан в Японии в 70-х годах 19-го столетия, опередив, примерно на 70 лет, используемый на Западе подход "Исследование в действии". В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. При проведении цикла Lesson Study учителя могут вводить новшества или совершенствовать педагогические подходы, которые затем передадутся коллегам посредством проведения открытых Lesson Study либо публикации документа с описанием их работы.

Перед проведением цикла Lesson Study была создана творческая группа, состоящая из 4 человек: заместитель директора по эксперименту, два опытных учителя с большим стажем работы и я. С ними был проведен коучинг Lesson Study, где учителя ознакомились с основными правилами, условиями и требованиями проведения Lesson Study. Были подготовлены научно-теоретические материалы, определены тема и задачи исследования, составлены план работы, мониторинг. Выбраны кандидатуры:

- «модератор» - представитель руководства школы, который координировал обсуждение, обеспечивал ему позитивность,

- «Советник», роль которого, заключалась в установлении обучающего эффекта, составление методических рекомендаций для практических действий учителей.

Единая направленность деятельности учителей- исследователей обеспечивалась через ежедневное общение и проведение заседаний творческой группы. Заседания были разной продолжительности в зависимости от задачи. Основной целью этих заседаний было уточнение достигнутого уровня владения учащимися тем или иным приемом, а также содержания проделанной и предстоящей работы, представлению результатов работы предшествовало обсуждение их на заседании творческой группы.

Тема моего исследования:      Как же адаптировать технологию РКМ в младших классах и в условиях развивающего обучения? Как сделать так, чтобы дети на уроке сотрудничали? Слышали друг друга, могли высказать свое мнение по поводу ответа товарища, согласиться или не согласиться с мнением того, кто только что ответил?

Задачи: вызвать мотивацию; научить ребенка осознанно управлять , ставить цели своего развития.

Ожидаемый результат - развитие творческих способностей; умения критически мыслить и принимать взвешенные решения; сформированность навыков самостоятельной и групповой работ.

Большинство детских психологов называют основным видом мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образное. К концу обучения в начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Этот переход осуществляется за счет процесса обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний. При использовании приемов и методов критического мышления у детей младшего школьного возраста формируется осознанное критическое мышление; активно формируется умение планировать свои действия; формируется такие приемы логического мышления как сравнение, обобщение и объединение. Таким образом, под влиянием обучения мышление детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно-логическим. Таким образом, становится явно очевидной зависимость умственного развития младших школьников от обучения. Следовательно, если мы будем целенаправленно использовать на уроках приемы и методы критического мышления, то большинство учащихся будут иметь средний и высокий уровень развития мышления. Мышление младшего школьника формируется в процессе обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний и действий.

Рассматривая проблему развития критического мышления у младших школьников нужно отметить её зависимость от личностных особенностей учащихся: учащимся с высоким уровнем развития мышления, работа будет даваться легче, в то время как другим будет необходимо больше времени на преодоление трудностей . Поэтому, приступив к проведению исследовательских уроков (Lesson Study) прежде всего мы провели соответствующую диагностику ( тест Э.Ф.Замбицявичене), которая состояла из 4 субтестов (в каждом по 10 заданий). Это диагностирование помогло нам выявить уровень личностной готовности к восприятию заданий диалектико-проблемного характера. Были отобраны из класса три ученика

( высокого, среднего, низкого показателей общеучебных навыков), которые стали «исследуемыми учениками».

Цели исследования:

Нашей главной задачей на серии исследовательских уроков было:

- услышать «голос ученика», что впоследствии, приведет к позитивному отношению к обучению,

- анализ реакции исследуемых учащихся на применяемый метод,

- выявление трудностей в обучении,

- получение опыта для разработки методик преподавания или использования их в будущем.


Для исследования был выбраны учащиеся 4 класса, т.е. класс, где обучение построено по принципу развивающего обучения.

Стартовый уровень сформированности приемов мышления учащихся диагностировался через выполнение задания по классификации, сравнения. Анализ работ учащихся показал, что дети не знают правил выполнения классификации, несмотря на то, что им приходилось выполнять задание на группировку объектов.

Исходя из результата диагностирования, я пришла к выводу, что самым оптимальным методом в решении проблем это применение методик критического мышления.

Обучение критическому мышлению – это нелёгкая задача. Нет какого-то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют определённые условия и подходы, развивающие критическое мышление.

В нашем случае, развитие критического мышления учащихся реализовывалось через вовлечение учащихся в учебную деятельность, направленную на формирование приемов мышления.

Немаловажную роль отводилась роли учителя, т.к он направлял усилия учеников в определенное русло сталкивал различные суждения, создавал условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений давал учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливал новые познавательные ситуации .

Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, учитель строил уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", которые побуждали детей самих задавать вопросы и активизироваться к поиску ответа.

Структура урока в концепции "критического мышления" состоит из трёх этапов:

1 этап - "Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.

Какие методические приемы были использованы::
1. Парная мозговая атака.
2. Групповая мозговая атака.
3. Ассоциативная карта.
4. Свободное письменное задание.
5. Таблица «З-Х-У».
6. Плюс-минус-вопрос.
7. Верные и неверные утверждения.
На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает "Что хочу узнать?".
2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления). Ее присутствие на каждом уроке обязательно. На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит нате вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (Что хочу знать?). Здесь можно использовать следующие методы:
1. Инсерт-система маркировки текста.
2. «Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица.
3. Дневники.
4. Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»
5. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
3 этап – "Рефлексия" (размышление). Размышление и обобщение того, что узнал ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть:
• составлен опорный конспект в тетради учащегося;
• или использован метод синквейна, пятистишия, где должен отразиться смысл.

Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.

Мои наблюдения

Какие умения на старте исследования были сформированы у учащихся?

1. Дети склонны больше к совместным действиям. Совместная деятельность в классах РР характеризуется большим числом согласованных действий: проявляется включение в обсуждение большинства учащихся, распределяют обязанности внутри группы без принуждения, но по ходу работы они их не соблюдают, т.к. более активные ученики и учащиеся с высоким уровнем развития в основном берут лидерство на себя.

2.Было выявлено, что некоторые дети подвержены внешнему влиянию (изменяли свою позицию под влиянием какого-то члена группы) независимо от уровня развития критического мышления.

3. Замечено также, что учащиеся среднего и низкого уровня успеваемости чаще избегали группового обсуждения, у них появлялось напряжение, когда к ним обращались с просьбой приступить к обсуждению задания. Также замечено, что критической оценке не подвергаются варианты ответов, выдвинутые «популярными членами» группы, хотя они могли быть и неверными. На правильные ответы группа, как правило, не реагировала, если они были предложены «непопулярным» учеником.

У  учителя, начинающего работать по новой технологии РКМ в условиях развивающей системы, возникают самые закономерные проблемы с тем, что:
- учащиеся без разрешения высказывают (выкрикивают) свои мысли по поводу выполнения задания;
- перебивают друг друга;
- не слушают до конца.
Встала задача выявления причин такого поведения учащихся. Наблюдая, анализируя, руководствуясь теоретическими положениями Л.С. Выготского и Л.В. Занкова можно установить следующие причины такого поведения учащихся:
- низкий уровень овладения навыком "слушать и слышать" не только учителя, но и своих товарищей;
- этика поведения

Основываясь на теории технологии «критического мышления», основной которого является задача научить детей "слушать и слышать".  Что же обозначают эти понятия? В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее разграничение понятий:

"слушать – воспринимать слухом что-нибудь (слушать музыку, слушать лектора), следовать чьим-нибудь советам, приказам";
"слышать – различать, воспринимать что-нибудь слухом (слышать голоса спорящих); замечать, чувствовать, слышать для подтверждения сказанного..." При организации парной и групповой работы на уроках даже пассивный ученик стал, занят изучением материала и более того, он стал участвовать в обсуждении темы, предлагать свои идеи членам группы. Пример из практики- самым впечатляющим для меня было то, что ученик с низким уровнем успеваемости (ученик С), принимал активное участие в обсуждении, (что не оправдало моих ожиданий в предварительной записи в дневнике). Он без тени стеснения высказывал свою точку зрения, после того как он понял, что можно говорить и не бояться того, что он ответит неправильно.

Методические рекомендации, которые будут способствовать снятию трудностей и помех в обучении:

Четкость постановки учителем учебных заданий и вопросов:

четкость постановки учителем учебных заданий и вопросов. Учитель уточняет, все ли услышали и поняли задание, ведет урок спокойным, ровным голосом, сохраняя комфортную и доброжелательную обстановку.
Выдерживание паузы:

после постановки вопроса необходимо время для самостоятельной работы, деятельности ума, воли, чувств. Учащиеся ищут свой путь выполнения задания, в результате воспитывается вера в свои силы. Во время самостоятельной работы к доске никто не приглашается, поскольку некоторых это отвлекает и в какой-то степени нарушает самостоятельность работы класса. Позиция учителя во время паузы заключается в наблюдении за внутренним процессом учащихся по внешним признакам их деятельности.
Допускается обращение за советом к рядом сидящему товарищу, беседа шепотом. Можно использовать цветные сигналы: «зелёный» - можно обсуждать, «красный» - обсуждение закончить. Во второй половине паузы учитель ходит по рядам, знакомится с разными способами самостоятельного решения задания, ищет ошибки. Ошибка ученика предоставляет возможность проведения коллективной работы с учащимися. Каждый ученик, помогающий однокласснику разобраться в собственных ошибках, также и сам развивается, воспитывает в себе важнейшие нравственные качества (доброту, сопереживание). Продолжительность паузы определяется учителем в зависимости от темпа выполнения задания. Учитель не ждет выполнения задания до конца всеми учащимися.
Коллективный анализ выполняемых заданий:
Учитель приглашает к доске того, кто выполнил задание неполностью или с ошибкой, просто слабого ученика. Ученик может воспользоваться рабочей тетрадью. Все опускают руки. Отвечающий реализует установку учителя обращаться не к нему, а к учащимся класса. Чтобы помочь ее выполнению, учитель отходит в противоположный конец класса. Пока ученик не закончит отвечать, его выслушивают до конца , не перебивая.
По окончании ответа «слабого» ученика, поднимают руки те, кто увидел ошибку и желает помочь товарищу в ней разобраться, кто нашел причину совершения ошибки или желает предложить более рациональные пути решения. После предоставления учителем слова тому или иному ученику все желающие высказаться опускают руки и стараются его слушать. В процессе анализа выполненного задания и ответа на вопрос, поставленный учителем, могут высказаться все желающие.
- Соединению теоретических знаний с практическими действиями:

наблюдения показали, что трудности возникли у учащихся при соединении теоретических знаний с практическими действиями Причина этих затруднений - самостоятельно применить теоретические знания в конкретной ситуации, ученик должен сам выделить те компоненты, которые необходимы для решения вопроса. Применить правило оказалось делом более трудным, чем выучить его. Этому необходимо специально обучать.

Особое место на уроках занимало оценивание. Использование новых подходов к оцениванию позволило отслеживать изменения, происходящие в понимании учениками процесса своего обучения и устанавливать обратную связь на каждом этапе урока. Для этого использовались различные  виды формативного оценивания: словесное оценивание, оценивание с помощью приема «Синквейн», самооценка «Листы самооценки», оценивание по критериям, взаимооценивание. Одной из целей оценивания является  формирование внутренней мотивации к учению.


Как этого достигал учитель? Он создавал «ситуацию успеха», ставил цели и задачи вместе с учащимися, акцентировал внимание учащихся на новых умениях и знаниях, а не на отметках.

Методы и приемы критического мышления, такие как «Кластер», «Горячий стул», «Карусель», «Мозговой штурм», а также задания творческого характера предложенные учителем, во-первых, обучали детей взаимодействию друг с другом, развивали при этом и навыки культурного общения, а во-вторых давали возможность ученикам быть заинтересованными, мотивированными. А это значит, что они со временем смогут взять на себя ответственность за свое обучение.

Методические приемы по овладению навыком "слушать и слышать" помогают выработке культуры общения, способствуют выработке дисциплины, интеллектуальному развитию школьников, а также являются началом для формирования основ критического мышления.
Задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить условия для постепенного перехода от непроизвольного учебного диалога к произвольно

Что нам удалось? Положительным результатом мы считаем следующее:

- удалось создать безопасную, комфортную среду для учеников, что способствовало, взаимодействию в парах, в группах

- отобраны приемы, которые способствовали включению учащихся в диалог (созданы условия для высказывания своих идей, суждений)

- стали делать меньше ошибок, это связано не только с повышением культуры мышления детей, но и повышением внимания в результате развития умения самоконтроля

Что нам не удалось? Отрицательным моментом в нашей практике считаем следующее:

- не все ученики в полной мере были включены в диалог, т.к. у них еще не совсем сформированы умения совместного разрешения проблем через совместное обсуждение и принятие коллективного решения, более сильные ученики принимают решения за остальных в группе.

– учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении;
– ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;
– должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;
– в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;
Выводы

На основании результатов данного исследования доказано, что использование приемов и методов критического мышления способствует у учащихся более прочному усвоению учебного материала, повышает учебную мотивацию, развивает практические навыки контроля и взаимоконтроля. Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, активизирует мыслительную деятельность, побуждает детей к действию. Применение приемов технологии РКМЧП (синквейн, заметки на полях, кластер, тонкие и толстые вопросы и др.) позволило повысить интерес учащихся к урокам русского языка, повысить уровень речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.

Выводы были сделаны на основе стартового и итогового тестирования, наблюдений за детьми на уроках, с учетом позиции детей в жизни класса.

Полученные в ходе проведенного исследования результаты нужно считать предварительными, так как они были получены в течение короткого периода времени и нуждаются в проверке на устойчивость и воспроизводимость. Личностные изменения проявились достаточно ярко у учащихся, которые имеют высокий уровень учебных возможностей.





















Опытом работы по данной технологии я делилась со своими коллегами на ШМО учителей начальных классов и давала открытый урок литературного чтения в октябре 2010 года. Также представляла свой опыт работы по данной технологии учителям начальных классов на итоговом заседании РМО учителей начальных классов, работающих по программе «Школа 2100».



Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга.

Применение технологии «Критическое мышление» на уроках:

– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;

– способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;

– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;

– способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;

– заставляет учеников задумываться. Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.

Развитие критического мышления у учащихся можно отследить по следующим показателям:

-рефлексивность (суммирование и систематизация новой информации);

-прагматичность (умение применять полученные знания на практике);

- готовность к планированию;

-гибкость (готовность воспринимать идеи других, анализировать положительные и отрицательные стороны в выступлениях других);

-готовность исправлять свои ошибки, а не оправдывать свои неправильные решения.

Применение приемов технологии РКМЧП (синквейн, заметки на полях, кластер, тонкие и толстые вопросы, чтение с остановкой и др.) позволило повысить интерес учащихся к урокам русского языка, литературного чтения, окружающего мира, повысить уровень речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.

Развитие умения работать с информацией:

Уровень развития

Умение систематизировать материал

Умение устанавливать причинно-следственные связи

3 класс

4 класс

3 класс

4 класс

Допустимый

36,4%

59,2 %

40,9%

68,2%

Средний

40,9%

31,8%

36,4%

22,7%

Низкий

22,7%

9 %

22,7%

9,1%


Промежуточный контроль показал возрастание качества успеваемости учащихся, а также формирование навыка самостоятельности, творческой активности. С предлагаемыми контрольными работами (УМК «Гармония») дети справляются без затруднений в более короткие сроки, чем дети других классов, показывает устойчивые результаты (КО – 65 %, успеваемость- 100%).

В результате работы большинство ребят научились пользоваться памятками, слаженно работать в группах и учитывать мнения других как дополнительный источник информации для ответов на вопросы. Избавляясь от подсказок, они помогают друг другу через вопрос. Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ. Результативность деятельности проявилась в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные. Учащиеся стали более организованными, общительными, активными в процессе обучения, что проявляется во время бесед. Дети активно принимают участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах; пишут стихи, рассказы, сказки.


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Внедрение в практику школы педагогического подхода- Lesson Study».

Автор: Тугарина Галия Исмаиловна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166463

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "«Внедрение подхода Lesson Study в практику преподавания»"
    ["seo_title"] => string(60) "vniedrieniie_podkhoda_lesson_study_v_praktiku_priepodavaniia"
    ["file_id"] => string(6) "448126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1515222324"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) ""Опыт проведения Lesson Study в школе""
    ["seo_title"] => string(38) "opyt_provedeniia_lesson_study_v_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "525343"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1572702578"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Опыт проведения Lesson Study в школе"
    ["seo_title"] => string(40) "opyt_provedeniia_lesson_study_v_shkole_1"
    ["file_id"] => string(6) "525345"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1572703273"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) ""Lesson Study в школе""
    ["seo_title"] => string(21) "lesson_study_v_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "527682"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574169387"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Внедрение новой методики после прохождения уровневых курсов "
    ["seo_title"] => string(70) "vniedrieniie-novoi-mietodiki-poslie-prokhozhdieniia-urovnievykh-kursov"
    ["file_id"] => string(6) "174261"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424103373"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства