kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Поэтому каждый урок я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности на уроках в начальной школе»

Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности

Трушлякова Дарья Александровна

учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа № 26»

акимата города Усть - Каменогорска

Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его  встречает добрый взгляд учителя и друзья одноклассники. Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Поэтому каждый урок я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя.

Приветствие “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Для того, чтобы дети не уставали на уроке, необходимо проводить физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения.

  «Ладошки»

        И.п. - встать прямо, руки согнуты в локтях, локти вниз, ладони от себя; Производятся короткие, ритмичные вдохи носом и одновременное сжимание ладоней в ку­лаки. Выдохи происходят самостоятельно без выталкивания с помощью мышц. Делается 4 вдоха с последующей пауза 3 -4 секунды. Норма 24 раза по 4 вдоха. (Может появиться лег­кое головокружение от большого количества свежего воздуха).

                                   «Погончики».

         И.п. - встать прямо, кисти рук сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. В момент вдоха резкий толчок кулаками вниз, после чего кисти рук возвращаются в и.п. с одновременным выдохом. Кисти рук выше пояса не поднимать. Выполнять 12 раз по 8 вдо­хов-движений, с перерывами между 8-ю - 3-4 секунды. Выполняется стоя, сидя, лежа.

3.         «Кошка»

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. На вдохе делается полуприседание с одновременным поворотом туловища влево или вправо. Руки делают хватательные движения на уровне пояса. Спина прямая

Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся. Время начала физкультминутки необходимо выбирать, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление (чаще всего в середине урока). Эффективнее проводить упражнения стоя, это дополнительная разгрузка организма.

Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки.

ПРОВЕСТИ ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ:

СОБИРАЛИ МЫ МАЛИНУ

С РАЗНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ.

Занятия должны проводиться на положительном эмоциональном уровне. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Темп может быть разный, это зависит от вида упражнений.  Движения головой нельзя выполнять в быстром темпе (вправо – влево, вперед – назад, круговые вращения)

С большим удовольствием дети выполняют физминутки в стихотворной форме, а также, когда их проводят сами дети.

Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью.

Укрепление зрения:

Дефекты зрения формируются под влиянием многочисленных факторов. Особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Например, 6-7 летний ребенок за несколько часов, проведенных над книгами и тетрадями, нагружает мышцы глаза в такой же степени, как он нагрузил бы другие мышцы, занимаясь столько же времени штангой. Последствия не заставляют себя долго ждать: уже к концу первого года обучения у каждого четвертого ученика выявляется близорукость или предшествующее ей состояние. В обычной жизни мы неправильно пользуемся зрением. Чаще всего глаза фиксируются на короткие дистанции продолжительное время. Это относится и к учащимся. Необходимо переключать фокус зрения, смотреть вдаль, хотя бы 2 мин.(надо 5-10 мин.), потом следует закрыть глаза на 1-2 мин., дать им отдохнуть. Это простое упражнение снимает усталость, временно расслабляет мышцы глаз.

 Гимнастика для глаз:

1 Широко открыть глаза.

2. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну

секунду.

3. Затем перевести взгляд до предела вправо, зафиксировав это

положение на секунду.

4. Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а

затем до упора влево, также зафиксировав на секунду.

Глаза держать открытыми.

Выполнять упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и

столько же раз - против часовой стрелки.

Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в

час на несколько секунд прекратить работу и дать глазам отдых, то

есть закрыть их ладонями так, чтобы они отдохнули в полной

темноте.

Для расслабления глаз полезно смотреть на зелёный цвет.

Нарушение осанки влияет на психику ребенка, понижают общий жизненный тонус. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости, питания мозга и др. От учителя в значительной степени зависит, какая осанка будет у ребенка. Ребенок должен иметь ясное представление о том, что такое правильная осанка и как ее формировать. Специалисты рекомендуют такой прием. Ребенку развертывают плечи, выпрямляют спину и ставят вплотную к стене так, чтобы он касался стены пятками, ягодицами, спиной и затылком. Учитель объясняет, что такая поза является правильной осанкой. Потом ученика просят отойти от стены, сохраняя ту же осанку. Все учащиеся проделывают этот прием. Затем учитель отбирает 2-3 человек, просит их пройти перед остальными детьми, обращая внимание на то, как красива правильная осанка. Для самоконтроля можно рекомендовать учащимся наблюдать за своей осанкой в зеркало. Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля.

Упражнения для улучшения осанки.

1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;
2) ходьба с правильной осанкой;
3) ходьба с высоко поднятыми руками;
4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)
5) лёгкий бег на носках. 

Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.

Пропаганду здорового образа жизни веду, практически, на каждом уроке.

На уроках русского языка это может быть запись с комментированием пословиц и поговорок о здоровье. Например: Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен — лечись, а здоров — берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду — и денег добуду. Работаем над их содержанием.  При знакомстве с новыми словарными словами можно проводить краткую беседу на тему здоровье сбережения. Например, при знакомстве со словарным словом огород я предложила учащимся вспомнить, что растет на огороде, чем полезны овощи. Подобную работу я проводила и с некоторыми другими словарными словами: (молоко, капуста и т.д.)

Стараюсь формировать ценностное отношение к здоровью и на уроках математики. Использую задачи с особым содержанием. Например:

  Миша съел перед обедом 7 конфет, а Антон на 3 конфеты больше. Сколько конфет съел Антон? Какую ошибку допустили мальчики? Можно ли есть много конфет? Почему? В процессе решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащемуся осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоровья. Таким образом, и математическая задача способна формировать ответственное отношение к собственному здоровью.

Понятие здоровьесберегающие технологии широко, и я стараюсь на уроках максимально использовать способы и методы преподавания, применяя которые можно создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни.

    Наряду с традиционными уроками необходимо применять и нетрадиционные формы организации урока. В начальной школе можно использовать следующие виды нетрадиционных уроков : уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы) ; уроки-путешествия ; уроки-фантазии ; урок-сказка ; урок-сюрприз ; урок-отчет ; урок-зачет; урок здоровья; уроки с использованием компьютерной техники, урок –экскурсия. Дети должны помнить, что хорошее здоровье во многом зависит от благоприятной экологической обстановки. «Забота об окружающей среде - забота о здоровье»

Одним из эффективных способов организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуя такую работу по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

Мозговой штурм

Используется для генерации идей.

Соблюдается жесткий регламент.

Распределяются роли внутри группы

После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи»

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

Охота за сокровищами

Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком

Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Так же можно использовать:

- работу в парах;

- фронтальный опрос;

- приёмы с элементами соревнования.

Приемы с элементами соревнования можно использовать и на уроках математики и на уроках  русского языка (« Составь цепочку из словарных слов»), и на других уроках.    Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающих технологий, стараюсь сделать процесс обучения интересным, занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес к предмету.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.

Поэтому,  вся деятельность педагогов   направлена: на формирование навыков здорового образа жизни как средств профилактики заболевания и сохранения здоровья; на достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня; на формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ.

Литература:

1.Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников. М.: Педагогика, 2011.

2.Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2015, №8.

3.Казаковцева Т.С., Косолапова Т.Л. К вопросу здоровотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2016, №4.

4.Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005, №11.

5.Львова И.М. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005, №10.

6.Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2016, №6.

7.Ощепкова Т.Л. Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, №8.

8.Шевченко Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, №8.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Трушлякова Дарья Александровна

Дата: 06.05.2018

Номер свидетельства: 468572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Статья  "Современные здоровьесберегающие технологии в образовании" "
    ["seo_title"] => string(79) "stat-ia-sovriemiennyie-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "169449"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423409486"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Физминутки на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(42) "fizminutki_na_urokakh_v_nachal_noi_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "435100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509208539"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(78) "ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "102905"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402559007"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) ""Использование современных технологий на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(66) "ispolzovaniiesovriemiennykhtiekhnologhiinaurokakhvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "259582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448795400"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства