Физминутки.
Это кратковременные перерывы на занятиях ( 8-20-й минутах занятия). Занимают 1 -3 минуты для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой детей. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Виды физкультминуток : упражнения для снятия общего утомления; упражнения для кистей рук ( пальчиковая гимнастика) гимнастика для глаз; упражнения на осанку; дыхательная гимнастика.
1 Оздоровительная минутка « Гимнастика для глаз» применяют для снижения утомления при длительной работе на близком расстоянии, для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз.
Крепко зажмурьте глаза на 3-5 с.Затем откройте глаза на такое же время. Повторите 6-8 раз.
Делайте круговые движения глазами: налево- вверх –направо- вниз- направо- вверх- налево- вниз. Повторите 10раз.
Вытяните руку вперед следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
2. Здоровье на кончиках пальцев.
Древневосточные врачеватели считали, что можно снять или уменьшить боль, воздействуя не на сам орган, а на биологически активные точки,которые находятся на определенных кожных сегментах. Сегодня мы познакомимся с некотырыми точками жизнедеятельности человека их расположением. Древнегреческий философ Анаксагор сказал: «Рука каждого человека таит в себе чудодейственную силу излечения болезней».
Свою болезнь можно излечить движениями своих пальцев, воздействуя на активные точки кожи, утверждают на Востоке.
Массаж рук. На руках тоже имеются точки. Как известно, на Востоке распостранён обычай перебирать четки. Считается, что такое потирание кончиков пальцев сильно укрепляет и успокаивает нервную систему.
Круговые движения шариком. Вращают 1 шарик вокруг кисти, прижимая его ладонью другой руки с усилием. Делают шариком круговые движения на тыльной стороне кисти одной руки, прижав его ладонью другой руки. Массаж каждого пальца рук от кончика к основанию повторить 2 – 3раза.
Следующее упражнение « Оживлялка».
Сложите руки в замок и обхватите ими затылок, направьте локти вперёд. Потяните голову к локтям. Тяните ровно так, чтобы было приятно в течение 10-15 сек ( Кроме снятия усталости, это упражнение помогает растягивать шейный отдел позвоночника
Большое количество биоактивных точек находится и на наших ступнях. Поэтому советуют обычно для укрепления здоровья ходить босиком, полезно также ещё и массировать ступни. Это способствует стимуляции нервных окончаний, рефлекторных зон тонизирует организм ещё – это профилактика против гриппа.
Каток. Катание скалки вперёд – назад левой и правой ногой поочерёдно в течение 1 – 2 мин.
Закаливаться – значит становиться физически крепким, стойким, выносливым. С ранних лет надо закаливать свой организм. Прогулки на свежем воздухе укрепляют здоровье, приспосабливают организм к изменениям температуры, тогда меньше болеют простудой.
Есть специальные закаливающие процедуры: воздушные, солнечные ванны, обливание, обтирание. Закаливание должно быть постепенным: температура воды постепенно снижается, продолжительность увеличивается.
Для закаливания дыхательных путей проведем специальную гимнастику. Вот её элементы.
Дыхательное упражнение « Дровосек».
1 Руки опущены вниз и сцеплены в замок.
2 Медленный вдох через нос, руки сцепленные в замок поднимаются над головой.
3 Задержка дыхания.
4 Резкий выдох через рот со звуком «У» - руки резко опускаются вниз, имитируя движение топора.
Упражнения на осанку. « Красавица Востока».
Мы трудились не ленились.
И теперь по силам нам
Как красавицам Востока.
Нести кувшин на голове!
С красивою осанкой
Гордо смотрим мы вперёд.
Мы не лечимся микстурой –
Мы здоровы круглый год!
Приняв правильную осанку, дети несут на голове мешочек с песком или солью
весом 300г. Хором повторяем последнее четверостишие.
И в конце чтобы снять мышечное напряжение и настроить детей на дальнейшую
работу звучит спокойная музыка. Сядьте удобно, руки положите на колени. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь далеко-далеко от шума улицы и стрессов городской жизни.
Может быть, на лесной поляне или на берегу моря. Послушайте звуки природы: пение птиц, журчание ручья, шум листьев. Посмотрите, что находится вокруг вас: зелёная трава, жёлтый песок, синее небо с белыми облаками. Вы чувствуете, как тёплые лучи солнца нежно согревают вам плечи, лёгкий ветерок ласково обдувает лоб. Ваше тело расслаблено, мышцы мягкие, тёплые. Напряжение дня постепенно уходит, вам легко, спокойно, комфортно. Вы отдыхаете, пока звучит музыка. На счёт «3» вы вернётесь в наш класс и откроете глаза.
Физические упражнения являются небольшой паузой в процессе обучения и положительно влияют на умственную работоспособность детей, поэтому их проведение необходимо. Таким образом, рассмотренные моменты школьной жизни позволяют приблизиться к решению основной задачи здоровьесберегающей педагогики – так организовывать режим труда и отдыха детей, чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении всего периода учебных занятий, отодвинуть по возможности утомление и избежать переутомления.
В школе проводятся дни здоровья, весёлые эстафеты благодаря всему повысился процент успеваемости и качества знаний, интерес учеников к учебе и общим делам школы, сократилась частота острых заболеваний, особенно заболеваний верхних дыхательных путей, уменьшилось число часто и долго болеющих детей.
Систематическое использование физминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Литература
1. Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006,№8.С.98.
2. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования // Валеология.-2004.-№1.С.21-26.
3. Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // №4.С.72.
4. Дронов А.А. Профилактика и коррекция плоскостопия // «Начальная школа», 2005.-№12.С.55.
5. Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа»,2006.№3.С.53.
6. Казаковцева Т.С, Косолапова Т.Л. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях// «Начальная школа»,2006.№4.С.68.
7. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа»,2006.№6.С.56.
8. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, №8. С.105.
9. Лобкович Л.В. Здоровье на кончиках пальцев.// «Валеология.Психология.Самопознание», 2007. №2.С.10.
10.Злотникова О.В. Гимнастика для глаз.// «Здоровье детей», 2006,№24.С.34.