Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровье, здравоохранение, образовательные технологии, педагогическая деятельность.
Аннотация: В статье рассмотрены основные здоровьесберегающие технологии применяемые в начальной школе. Раскрыты возможности их применения. Проведена классификация здоровьесберегающих технологий.
Annotation: In the article we look through healthcare technologies in primary school. The opportunities of using them are determined. Healthcare technologies are classified.
Keywords: healthcare technologies, health, healthcare system, education technology, teaching activity.
Судите о своём здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне
Торо.
Состояние здоровья подрастающего поколения важный показатель благополучия общества и государства. Об этом гласит закон «Об образовании РФ» 273- ФЗ Статья 41, в котором одним из критериев является «проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации». На бытовом уровне понятием “здоровья” обозначают не только отсутствие болезни – смысл этого слова во многом перекликается с представлением о силе, о способности приспособиться к разным условиям жизни и ситуациям. По официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. Согласно многочисленным исследованиям, за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Таким образом, перед учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.
Здоровьесберегающие технологии — это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Требования к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления. Педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика. Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих образовательных технологий. Здоровьесберегающие образовательные технологии обучения основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности, вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе, культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения в МКОУ ГО Заречный «СОШ №6»:
- обеспечить каждому школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
ФГОС НОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным), в том числе, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. В МКОУ ГО Заречный «СОШ №6» забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и происходит на профессиональной основе. Применение здоровьесберегающих образовательных технологий даёт возможность:
1)осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;
2)достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика;
3)осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;
4)организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.
Как учитель, в своей практике я используя здоровьесберегающие технологии, решила их классифицировать:
1.технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая;
2. технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры, внеурочная деятельность «Школа Здоровья», самомассаж;
3.коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ученика стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Работая по ФГОС НОО с 2011г. по 2014г. при оценке достижения учеников мы в большей мере ориентируемся на индивидуальные темпы продвижения в развитии, результат которого мы с ребятами фиксируем в карте «Личных достижений». Показателем моей работы является 100% посещаемость уроков, обученность и качество знаний составляет 100%.
Сравнивая результаты медицинского осмотра прошлого года и нынешнего, увидела, что показатели здоровья не ухудшились. На одном уровне сохранилось число ребят с 3-й группой здоровья (10%). Увеличилось количество человек с 1-й группой (было 16%, стало 27%), но уменьшилось количество учащихся со 2-й группой (64% – было, стало – 53%). Считаю, что такие результаты стали возможными благодаря использованию здоровьесберегающих технологий на моих уроках.
Таким образом, любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка. Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их учащихся, а также от комплексного подхода к её организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяева. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4 классы. – М.: Вако, 2004
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК ПРО, 2002