kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование проектной деятельности для развития положительной учебной мотивации в школе первой ступени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важных тенденций последнего десятилетия является активный интерес общества к проблеме обучения детей с повышенными интеллектуальными и творческими способностями. Современная школа ориентирована на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время современная педагогика отмечает тот факт, что около  30% учащихся уже за время обучения в начальной школе снижают свои исходные показатели интеллектуального и творческого развития. И если не заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих  запросов этих учащихся, то  нам останется только удивляться той лёгкости, с которой теряются ценнейшие качества ребёнка - «открытый ум и гибкий интерес детства».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование проектной деятельности для развития положительной учебной мотивации в школе первой ступени»

Использование проектной деятельности для развития положительной учебной мотивации в школе первой ступени

Куличенко Т.В

Одной из важных тенденций последнего десятилетия является активный интерес общества к проблеме обучения детей с повышенными интеллектуальными и творческими способностями. Современная школа ориентирована на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время современная педагогика отмечает тот факт, что около 30% учащихся уже за время обучения в начальной школе снижают свои исходные показатели интеллектуального и творческого развития. И если не заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих учащихся, то нам останется только удивляться той лёгкости, с которой теряются ценнейшие качества ребёнка - «открытый ум и гибкий интерес детства»

Особую актуальность, на мой взгляд, приобретает проблема обучения детей с так называемой общей, а не специальной одарённостью. Это связано с тем, что учащиеся с общей (умственной) одарённостью – самая широкая категория школьников, не имеющая возможности удовлетворить свои познавательные потребности и проявить повышенные способности ни в школе, ни в системе дополнительного образования.

Сложность феномена одарённости, предпосылки, условия формирования и развития одарённости в детском возрасте хорошо проанализированы в « Рабочей концепции одарённости», разработанной отечественными учёными и опубликованной в 2003 году под редакцией В. Д. Шадрикова

Проблема обучения одарённых детей трактуется как «… создание условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одарённости и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одарённости… »

В « Концепции сделан важный вывод о том, что «…проблема обучения одарённых детей должна быть понимаема, как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одарённости и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одарённости».

Именно такое видение проблемы и легло в основу построения, мной образовательного процесса начиная, с 2005-2006 уч. года.

По результатам психолого-педагогического исследования использовался диагностический материал, состоящий из теста Тулуз-Пьерона (особенности нейродинамики, внимания, работоспособности), в 1 «Б» классе из 26 человек было выявлено, что 14 детей(53, 8%) имели уровень развития психологических качеств, соответствующий нормативным данным. 4 детей (15,3%) имели незначительные отклонения от нормативных данных , 3 обучающихся (11,5%) с низким уровнем развития психологических качеств, 5 обучающихся (19,2%) имели высокий уровень развития психологических качеств и, возможно их можно отнести в категорию одарённых.


4 года я работала над задачей: «Создания условий для самореализации ученика и обеспечение развития его творческого потенциала». Работу начала вести в 1 классе. Отдав предпочтение «Экологическому воспитанию, через проекты, игры, творческие задания».

В центре внимания находились дети, проявляющие признаки общей одарённости, которые отличались высокой любознательностью, активностью, яркими познавательными интересами и потребностью в творчестве. Для создания условий интеллектуального и личностного роста ребёнка в своей работе использовала проектно - исследовательскую деятельность. Я попыталась интегрировать возможности базового и дополнительного образования, связав урочную и внеурочную деятельность детей, и обеспечить единое образовательное пространство, в рамках которого решение поставленной задачи представлялось мне наиболее эффективным.

Организацию всей урочной и внеурочной деятельности учащихся направила на решение следующих основных задач:

- удовлетворение и развитие широких познавательных интересов;

- поощрение и развитие интеллектуальных и творческих способностей;

- развитие способностей к самообучению и самопознанию;

- развитие исследовательских умений и навыков;

- развитие коммуникативной сферы: способностей к совместной работе в малых группах, умение вести диалог, дискуссию, умения понимать точку зрения другого человека.

Реализуя, поставленные задачи работу вела в следующих направлениях:

  • расширение кругозора учащихся, развитие воображения и эмоциональной сферы;

  • укрепление интереса к познанию окружающего мира;

  • последовательное приобщение учащихся к детской научно – художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

В целом выполнение этих задач позволило полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал каждого ученика. Работа проводилась в группах, где виден был результат деятельности каждого, его значимость.

В своей работе я использовала такие формы работы как:

  • проекты;

  • исследовательскую деятельность;

  • сочинение рассказов, сказок, с привлечением научных знаний;

  • зарисовки животных;

  • экологические игры.

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные

виды деятельности учащихся. Самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы.

Конечно же, нельзя не сказать о том, что огромную роль в жизни ребёнка играют его родители и поэтому всю работу в классе строила только совместно с родителями, которые своей деятельностью в классе показывали детям положительный пример по отношению к окружающему миру.

В результате использования данной технологии повышается качество знаний обучения, снижается уровень школьной тревожности, повышается уровень мотивации к обучению.

Развитие творческих способностей и исследовательской активности учащихся продолжается в системе внеурочных занятий.

Такая организация урочной и внеурочной деятельности учащихся ориентирована на детей с повышенной познавательной мотивацией. Достоинством её явилось то, что она удовлетворяет избирательным интересам большинства учащихся данного класса.

Творчески применить на практике полученные знания и навыки ученики могут, принимая участие в самых различных интеллектуальных, творческих и предметных конкурсах.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Куличенко Татьяна Васильевна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 142087

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Доклад на тему "ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ""
    ["seo_title"] => string(68) "doklad_na_temu_innovatsii_v_prepodavanii_angliiskogo_iazyka_v_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "572308"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1612521109"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3  с крымскотатарским языком обучения»   городского округа Судак  В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС "
    ["seo_title"] => string(174) "organizatsiia-raboty-noo-mbou-sriedniaia-obshchieobrazovatiel-naia-shkola-3-s-krymskotatarskim-iazykom-obuchieniia-ghorodskogho-okrugha-sudak-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152899"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420915690"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАД РАЗДЕЛАМИ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА "
    ["seo_title"] => string(81) "sistiema-raboty-uchitielia-nachal-nykh-klassov-nad-razdielami-portfolio-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "153901"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421079577"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Призентация.Творческий отчет МежМО математиков  на базе МОУ Щербаковаской СОШ "
    ["seo_title"] => string(92) "prizientatsiia-tvorchieskii-otchiet-miezhmo-matiematikov-na-bazie-mou-shchierbakovaskoi-sosh"
    ["file_id"] => string(6) "233429"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443101861"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Технология системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников "
    ["seo_title"] => string(88) "tiekhnologhiia-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-obuchienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137603"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417375635"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства