Использование проектной деятельности для развития положительной учебной мотивации в школе первой ступени
Использование проектной деятельности для развития положительной учебной мотивации в школе первой ступени
Одной из важных тенденций последнего десятилетия является активный интерес общества к проблеме обучения детей с повышенными интеллектуальными и творческими способностями. Современная школа ориентирована на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время современная педагогика отмечает тот факт, что около 30% учащихся уже за время обучения в начальной школе снижают свои исходные показатели интеллектуального и творческого развития. И если не заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих учащихся, то нам останется только удивляться той лёгкости, с которой теряются ценнейшие качества ребёнка - «открытый ум и гибкий интерес детства».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование проектной деятельности для развития положительной учебной мотивации в школе первой ступени»
Использование проектной деятельности для развития положительной учебной мотивации в школе первой ступени
Куличенко Т.В
Одной из важных тенденций последнего десятилетия является активный интерес общества к проблеме обучения детей с повышенными интеллектуальными и творческими способностями. Современная школа ориентирована на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время современная педагогика отмечает тот факт, что около 30% учащихся уже за время обучения в начальной школе снижают свои исходные показатели интеллектуального и творческого развития. И если не заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих учащихся, то нам останется только удивляться той лёгкости, с которой теряются ценнейшие качества ребёнка - «открытый ум и гибкий интерес детства»
Особую актуальность, на мой взгляд, приобретает проблема обучения детей с так называемой общей, а не специальной одарённостью. Это связано с тем, что учащиеся с общей (умственной) одарённостью – самая широкая категория школьников, не имеющая возможности удовлетворить свои познавательные потребности и проявить повышенные способности ни в школе, ни в системе дополнительного образования.
Сложность феномена одарённости, предпосылки, условия формирования и развития одарённости в детском возрасте хорошо проанализированы в « Рабочей концепции одарённости», разработанной отечественными учёными и опубликованной в 2003 году под редакцией В. Д. Шадрикова
Проблема обучения одарённых детей трактуется как «… создание условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одарённости и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одарённости… »
В « Концепции сделан важный вывод о том, что «…проблема обучения одарённых детей должна быть понимаема, как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одарённости и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одарённости».
Именно такое видение проблемы и легло в основу построения, мной образовательного процесса начиная, с 2005-2006 уч. года.
По результатам психолого-педагогического исследования использовался диагностический материал, состоящий из теста Тулуз-Пьерона (особенности нейродинамики, внимания, работоспособности), в 1 «Б» классе из 26 человек было выявлено, что 14 детей(53, 8%) имели уровень развития психологических качеств, соответствующий нормативным данным. 4 детей (15,3%) имели незначительные отклонения от нормативных данных , 3 обучающихся (11,5%) с низким уровнем развития психологических качеств, 5 обучающихся (19,2%) имели высокий уровень развития психологических качеств и, возможно их можно отнести в категорию одарённых.
4 года я работала над задачей: «Создания условий для самореализации ученика и обеспечение развития его творческого потенциала». Работу начала вести в 1 классе. Отдав предпочтение «Экологическому воспитанию, через проекты, игры, творческие задания».
В центре внимания находились дети, проявляющие признаки общей одарённости, которые отличались высокой любознательностью, активностью, яркими познавательными интересами и потребностью в творчестве. Для создания условий интеллектуального и личностного роста ребёнка в своей работе использовала проектно - исследовательскую деятельность. Я попыталась интегрировать возможности базового и дополнительного образования, связав урочную и внеурочную деятельность детей, и обеспечить единое образовательное пространство, в рамках которого решение поставленной задачи представлялось мне наиболее эффективным.
Организацию всей урочной и внеурочной деятельности учащихся направила на решение следующих основных задач:
- удовлетворение и развитие широких познавательных интересов;
- поощрение и развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- развитие способностей к самообучению и самопознанию;
- развитие исследовательских умений и навыков;
- развитие коммуникативной сферы: способностей к совместной работе в малых группах, умение вести диалог, дискуссию, умения понимать точку зрения другого человека.
Реализуя, поставленные задачи работу вела в следующих направлениях:
расширение кругозора учащихся, развитие воображения и эмоциональной сферы;
укрепление интереса к познанию окружающего мира;
последовательное приобщение учащихся к детской научно – художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
В целом выполнение этих задач позволило полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал каждого ученика. Работа проводилась в группах, где виден был результат деятельности каждого, его значимость.
В своей работе я использовала такие формы работы как:
проекты;
исследовательскую деятельность;
сочинение рассказов, сказок, с привлечением научных знаний;
зарисовки животных;
экологические игры.
Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные
виды деятельности учащихся. Самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы.
Конечно же, нельзя не сказать о том, что огромную роль в жизни ребёнка играют его родители и поэтому всю работу в классе строила только совместно с родителями, которые своей деятельностью в классе показывали детям положительный пример по отношению к окружающему миру.
В результате использования данной технологии повышается качество знаний обучения, снижается уровень школьной тревожности, повышается уровень мотивации к обучению.
Развитие творческих способностей и исследовательской активности учащихся продолжается в системе внеурочных занятий.
Такая организация урочной и внеурочной деятельности учащихся ориентирована на детей с повышенной познавательной мотивацией. Достоинством её явилось то, что она удовлетворяет избирательным интересам большинства учащихся данного класса.
Творчески применить на практике полученные знания и навыки ученики могут, принимая участие в самых различных интеллектуальных, творческих и предметных конкурсах.