ПМ 01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах
Самостоятельная работа №1
Задание №1
Эссе на тему: Инновационная стратегия в образовательном процессе начальной школы
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
очное обучение
Выполнила работу:
студентка 33А группы
Степанова Анна Сергеевна
Преподаватель:
Звягина Елена Анатольевна
Ульяновск
2018
Педагогическаяинновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“. Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства.
Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.
По моему мнению, инновационная стратегия – это одно из средств достижений целей, с помощью различных новшеств, для улучшения какой-либо сферы деятельности.
Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса. Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся. Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”.
Я считаю, что условно систему использования компьютера на уроках русского языка можно разделить на три этапа:
Первый – компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер использует только учитель в качестве средства визуализации материалов урока. В своих презентациях к урокам русского языка и литературы я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока.
Второй – компьютерное сопровождение уроков. Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием компьютерных средств сети Интернет:
Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определенного литературного направления.
Создание мультимедийной презентации по теме.
Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.
Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочник, энциклопедии.
Создание докладов и рефератов по теме.
Третий – этап использования современных компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа является проведение уроков русского языка и литературы с работой всех учащихся на компьютерах под руководством учителя. Чаще всего это тестирование учащихся. Высока роль применения на уроках технологии различных электронных справочников, энциклопедий, программ. Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности.
Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.
Технологии, которые объединяются названием “Портфолио ученика”, способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. “Портфолио ученика” – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии его собственной деятельности.
Метод интеграции, который способствует формированию меж предметных понятий, определяет характер меж предметных связей по фактору времени (предшествующие связи, перспективные, синхронные), позволяет осуществлять меж предметную координацию содержания учебного материала с целью его оптимизации (устранения дублирования, разночтения, хронологической несогласованности). Данный метод позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, создаёт благоприятные условия для развития личности каждого учащегося, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки, максимально возможной успешности обучения.
Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Инновационные методы – это методы, позволяющие ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.