Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная работа с семьями.»
Индивидуальная работа с семьями обучающихся
Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.
Определяющая роль в установлении взаимодействия с семьей принадлежит классным руководителям. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Существуют определенные правила установления контактов с семьей школьника:
Первое правило - взаимное уважение. Это единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.
Второе правило - доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы.
Третье правило - педагогический такт. Недопустимо неосторожное вмешательство в жизнь семьи. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным.
Четвертое правило - жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.
Т.е. в основе взаимодействия семьи и педагога лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Ведущая роль в работе с родителями принадлежит индивидуальным формам работы. Преимуществом этой работы является то, что, находясь наедине с классным руководителем, учителем, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, радостях.
Индивидуальная работа с родителями разнообразна. Выделяют следующие формы индивидуальной работы с родителями учащихся:
посещение семьи школьника
Эта форма хорошо известна учителям и родителям, но необходимо остановиться на двух моментах посещения - 1) посещение должно осуществляться по приглашению, 2) к посещению нужно готовиться.
переписка с родителями
Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.
общение с помощью интернет ресурсов: ЭлЖур, социальные сети, переписка с помощью электронной почты.
беседа
Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами. При необходимости можно подключать третье лицо: психолог, социальный педагог, завуч, директор.
выражение благодарности родителям за воспитание детей, успешно обучающихся и активно участвовавших в жизни школы;
анкетирование или тестирование
Проводится с целью выяснения состава семьи, семейных традиций, характера работы каждого члена семьи, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка; наличия рабочего уголка учащегося, его интересов, склонностей и увлечений; отношений с братьями и сестрами, общего культурного уровня семьи, стиля отношений в ней, степени участия родителей в воспитании детей; поиска путей сотрудничества семьи и школы, конкретной помощи школы.
педагогическое поручение
Поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю - содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками), в организации встреч с интересными людьми, в создании классной библиотеки, клуба любителей книги. Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач - участие в оборудовании кабинетов, изготовление оборудования, приборов; помощь в ремонтных работах, в благоустройстве школы.
Консультации
В процессе консультаций родители получают ответы на интересующие их вопросы, встречаются со специалистами
индивидуальные приглашения родителей для выступлений на родительских собраниях, для проведения бесед;
родительские тренинги
Это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком , сделать его более открытым и доверительным. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
индивидуальная коррекционная работа с одаренными детьми. Составление ИОМ
Итак,сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями.