kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа воспитательной работы "СЕМЬ-Я"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Вся семья вместе, так и душа на месте

Русская народная пословица

          Одной из важнейших функций семьи является воспитательная функция. Семья является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. Именно в ней  ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с противоположным полом.

          Семья, как полноценная составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. Об этом говорится и в Законе РФ «Об образовании», и в Концепции модернизации российского образования. Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. Следовательно, чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества.

         Вместе с тем, когда большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей.

         Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

         Взаимодействие педагогов и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.

         А как сделать так, чтобы ребёнок понимал близких и был  сам понят, чтобы ему доверяли, и он доверял другим?  Программа «Семь - Я» призвана решить эту воспитательную проблему.

          Актуальность программы заключается в создании условий для партнёрских отношений между участниками воспитательного процесса: родителями, воспитанниками, педагогами, с целью формирования у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на всестороннее гармоничное развитие личности.

         Педагогов и родителей воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним,  практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.  Перед педагогами стоит задача совместно с родителями найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения.

Формы взаимодействия педагогов и родителей: родительское собрание; родительские лектории  «Школа семейного воспитания», презентация опыта семейного воспитания; индивидуальная работа;

Формы совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников:

  • познавательная деятельность: творческие отчёты, выставки, конкурсы;
  • трудовая деятельность: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение территории, выставка семейных поделок;
  • досуговая деятельность: мероприятия (конкурсы, соревнования, экскурсии, игровые программы.)

Методы взаимодействия:

  • Убеждение - процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.
  • Поощрение/наказание - похвала, благодарность / общественное порицание, осуждение.
  • Упражнение - опосредованное влияние на воспитанника, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.
  • Коррекция - оказание психолого-педагогической помощи в переосмыслении воспитательного процесса как фактора развития личности.

Участники программы:

  • Руководитель образовательного учреждения,
  • Педагогический совет школы,
  • заместитель директора по учебной  работе,
  • заместитель директора по воспитательной работе;
  • социальный педагог;
  • классные руководители;
  • родители учащихся;
  • педагоги дополнительного образования;

         Социальные партнеры:

Управление образования,  учреждения дополнительного образования детей, районная и сельская библиотеки, детская школа искусств, районный и сельский музей.

Ожидаемые результаты:

  • психолого-педагогическая поддержка семье в воспитании детей;
  • возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания;
  • утверждение здорового образа жизни;
  • активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей.

Оценка предполагаемых результатов:

  • наблюдение и анализ межличностных отношений;
  • контроль развития личности методом анкетирования и диагностики;
  • участие в мероприятиях, смотрах, конкурсах, выставках;
  • отзывы детей, родителей.

Цель  программы: создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития воспитанников.

Основные задачи:

  • сформировать психолого-педагогическую грамотность педагогов и родителей;
  • создавать условия для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свою семью и край, изучения и сохранения семейных традиций и реликвий;
  • пропагандировать знания о здоровом образе жизни;
  • демонстрировать положительный опыт воспитания детей в семье;
  • активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия;
  • повысить роль дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы "СЕМЬ-Я" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кочуновская основная общеобразовательная школа

Бутурлинского района Нижегородской области












Программа


«Семь – Я»









Срок реализации программы -5 лет

Автор программы:

Щелыканцева Е.В.
















с. Кочуново

2014 год

Содержание.

  1. Пояснительная записка……………………………………….. 3 -6 стр.

  2. Цели и задачи программы……………………………………...7 стр.

  3. Содержание программы………………... ……………………. 8 - 9 стр.

  4. Механизм реализации программы…………………………….10 стр.

  5. План реализации программы …………. ……………………. 11 - 13 стр.

  6. Литература……………………………………………………... 14 стр.

  7. Приложение……………………………………………………..15 – 29 стр.







































Пояснительная записка

Вся семья вместе, так и душа на месте

Русская народная пословица

Одной из важнейших функций семьи является воспитательная функция. Семья является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. Именно в ней ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с противоположным полом.

Семья, как полноценная составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. Об этом говорится и в Законе РФ «Об образовании», и в Концепции модернизации российского образования. Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. Следовательно, чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества.

Вместе с тем, когда большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей.

Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Взаимодействие педагогов и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.

А как сделать так, чтобы ребёнок понимал близких и был сам понят, чтобы ему доверяли, и он доверял другим? Программа «Семь - Я» призвана решить эту воспитательную проблему.

Актуальность программы заключается в создании условий для партнёрских отношений между участниками воспитательного процесса: родителями, воспитанниками, педагогами, с целью формирования у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на всестороннее гармоничное развитие личности.

Педагогов и родителей воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним, практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Перед педагогами стоит задача совместно с родителями найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения.

Формы взаимодействия педагогов и родителей: родительское собрание; родительские лектории «Школа семейного воспитания», презентация опыта семейного воспитания; индивидуальная работа;

Формы совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников:

  • познавательная деятельность: творческие отчёты, выставки, конкурсы;

  • трудовая деятельность: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение территории, выставка семейных поделок;

  • досуговая деятельность: мероприятия (конкурсы, соревнования, экскурсии, игровые программы.)

Методы взаимодействия:

  • Убеждение - процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.

  • Поощрение/наказание - похвала, благодарность / общественное порицание, осуждение.

  • Упражнение - опосредованное влияние на воспитанника, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.

  • Коррекция - оказание психолого-педагогической помощи в переосмыслении воспитательного процесса как фактора развития личности.

Участники программы:

  • Руководитель образовательного учреждения,

  • Педагогический совет школы,

  • заместитель директора по учебной работе,

  • заместитель директора по воспитательной работе;

  • социальный педагог;

  • классные руководители;

  • родители учащихся;

  • педагоги дополнительного образования;

Социальные партнеры:

Управление образования, учреждения дополнительного образования детей, районная и сельская библиотеки, детская школа искусств, районный и сельский музей.

Ожидаемые результаты:

  • психолого-педагогическая поддержка семье в воспитании детей;

  • возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания;

  • утверждение здорового образа жизни;

  • активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей.

Оценка предполагаемых результатов:

  • наблюдение и анализ межличностных отношений;

  • контроль развития личности методом анкетирования и диагностики;

  • участие в мероприятиях, смотрах, конкурсах, выставках;

  • отзывы детей, родителей.






Цель программы: создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития воспитанников.

Основные задачи:

  • сформировать психолого-педагогическую грамотность педагогов и родителей;

  • создавать условия для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свою семью и край, изучения и сохранения семейных традиций и реликвий;

  • пропагандировать знания о здоровом образе жизни;

  • демонстрировать положительный опыт воспитания детей в семье;

  • активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия;

  • повысить роль дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых.















Содержание программы


Сроки реализации программы: 2014 -2019 гг.

Основные направления программы:

Укрепление института семьи на основе народных традиционных социальных ценностей: милосердие, патриотизм, коллективизм и т. п. Пропаганда семейного образа жизни, повышение престижа социально – благополучной семьи, родительский всеобуч.

Условия достижения целей и задач программы:

Наличие системы семейного воспитания в школе. Наличие кадрового обеспечения по проблемам воспитания и семьи. Укрепление взаимодействия с районными научно - практическими лабораториями по проблемам воспитания семьи.

Исполнители основных мероприятий программы:

-  Педагогический коллектив МБОУ Кочуновской ООШ

-  Родительская общественность МБОУ Кочуновской ООШ

-  Общественные и государственные организации

Используемые формы работы:

- родительские собрания;

- родительские конференции;

- организационно - деятельностная и психологическая игра;

- родительский лекторий;

- семейная гостиная;

- встреча за круглым столом

- вечер вопросов и ответов

- педагогический практикум, круглый стол.

Ожидаемые результаты:

Усиление внимания к проблемам семейного воспитания, повышение качества социальной и педагогической поддержки семьи в воспитании детей, профилактики детской безнадзорности и правонарушений. Возрождение и развитие лучших отечественных традиций семейного воспитания, утверждение духовных ценностей: Семья, Родина, Добро. Активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей, педагогов, населения. Создание действенной, высокоэффективной системы социального партнерства семьи и школы по формированию у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на гармоничное развитие личности и ее адекватное взаимодействие со всеми социальными институтами. Функционирование школы как культурного, спортивного центра для детей и их родителей, проживающих на микроучастке школы.

Система контроля:

Анализ работы классных руководителей с семьей. Круглый стол родителей и учителей по теме: «Взаимодействие школы и семьи. Проблемы и перспективы». Проведение мониторинга на каждом этапе.

Психолого-педагогические аспекты работы с семьей:

1. Изменение психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности: необходимо «вернуть» ребенка в семью, возвратить семье роль «домашней академии», а родителям - функцию главных воспитателей.

2. Научная диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей.

3. Изменение традиционно негативного отношения родителей к психолого-педагогической работе.















Механизм реализации программы

1 этап 2014 -2015 г.

Диагностико - аналитический.

Изучение состояния проблемного поля программы, определение приоритетности направлений деятельности, создание условий реализации целей и задач программы.

Ожидаемый результат: формирование условий реализации основного этапа программы.

2 этап 2015 – 2018 г.

Организационно - деятельностный

Этап активной деятельности по вовлечению в систему единого педагогического всеобуча родителей, развитию семейного воспитания, формированию общественного сознания и утверждению приоритетности здорового образа жизни, пониманию своей ответственности в воспитании подрастающего поколения, укреплении семьи.

Ожидаемый результат: формирование системы деятельности школы в рамках программы «Семь - Я»

3 этап 2018-2019 г.

Аналитико-прогностический

Этап устойчивого функционирования, внедрения лучшего опыта, продуктивных технологий и методик в практику работы.

Ожидаемый результат: устойчивое функционирование школы и родительской общественности.













План реализации программы



Мероприятия

Сроки проведения

Участники

Ответственные

Выход

1. Диагностические






1.1



1.2





Изучение социального состава семьи


Диагностика методов семейного воспитания

Сентябрь – октябрь


В течение года


Родители

Социальный педагог,

классные руководители

Социальный паспорт ОУ,


Анализ результатов диагностик.

1.3



Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

В течение года


Родители

Социальный педагог, классные руководители

Анализ анкетирования

1.4

Выявление уровня педагогической компетентности родителей

ноябрь

декабрь

родители

Социальный педагог

Анализ анкетирования

2 Методические






2.1



Проведение консультаций, тренингов, обучающих семинаров, групп и др. форм совместной досуговой и художественно-творческой деятельности для родителей

В течение года

Родители

Зам. директора по ВР, руководители кружков и секций, классные руководители

Проведение запланированных мероприятий с планами проведения.

2.2

Информация «Диагностика семьи»

В течение года

Педагогический коллектив

социальный педагог

Ознакомление с результатами диагностик на педсовете

2.3

Круглый стол «Взаимодействие школы и семьи. Проблемы и перспективы»

Март

представители родительских комитетов классов

администрация,

классные руководители,

соц. педагог

специалисты

обсуждение опыта, разра­ботка рекомендаций, описание моделей диффе­ренцированного и индивидуального подхода в ра­боте с семьёй.

2.4

Проведение недели семьи.

Апрель

родители, классные руководители, учащиеся

Зам.

директора по ВР, руководители кружков и секций, классные руководители

Проведение выставки достижений семейного воспитания в рамках традиционной Недели семьи (анализ результативности данной формы);


Создание методического материала «Опыт работы школы с семьей»

В течение года.

классные руководители

соц. педагог


классные руководители,

соц. педагог


Подготовка методического материала «Организация сотрудничества с семьей в ОУ».

3. Просветительская работа








3.1

Проведение общешкольных, классных тематических родительских собраний

По плану работы школы

Родители

Педагоги

администрация,

классные руководители,

соц. педагог

специалисты

проведение консультаций, семинаров, собраний, тренингов, групп поддержки для родителей и др.

3.2

Проведение родительского собрания «Летний отдых детей»

апрель, сентябрь

Родители

Педагоги

администрация,

классные руководители,

соц. педагог

Отчет по летнему отдыху учащихся.

3.3


Проведение семинара с классными руководителями «Новые формы работы с семьей».

ноябрь

классные руководители

Зам.

директора по ВР, соц. педагог

Разработка рекомендаций


3.4

Поэтапный анализ работы по программе.

-Анализ диагностических данных

- Годовой анализ работы по программе

в течение года



классные руководители,


Зам.

директора по ВР, классные руководители,

социальный педагог



анализ работы за год.

подготовка методического материала «Организация сотрудничества с семьей в ОУ».



Литература

  1. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М.,1988

  2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.,1994

  3. Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. Просвещение, 2000.

  4. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. М. Просвещение, 1997.

  5. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Обществознание – 8-9 класс», «Человек и общество – 10-11 класс». М. Просвещение, 2001

  6. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М. «Педагогический поиск», 2004

  7. Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1999. – 320 с. (стр. 13, 55-57).

  8. Зверева О.Л., Гашечева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 1999. – 160 с. (стр. 7-14).

  9. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: 1997. - С. 60-96.

  10. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: 1994.

  11. Бедный Д.С., «Семья–здоровье–общество», М.: 1986.

  12. Давлиев И.А., «Я и моя семья», Тат.книгоиздательство: 1984.

  13. Сборник статей «Культура семейных отношений» М.: 1985.

  14. Хухлаева О. , Кирилина Т. , Фёдорова О. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М. , 00.

  15. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. - СПб.: БПА, 1998. - 148 с.

  16. Ананьев В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П. др. Общая валеология: конспект лекций / Науч. ред. проф. В.П. Петленко. - СПб.: БПА, 2000. - 163 с.

  17. Стоюхина Н.Ю. Преподавание психологии в системе отечественного образования: история и современность: Монография. Н. Новгород: Нижегородский институт экономического развития, 2005. - 306 с.

  18. Интернет-ресурсы: Текст выступления В.В. Путина на официальном веб-сайте Президента Российской Федерации по адресу http://www.kremlin.ru












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа воспитательной работы "СЕМЬ-Я"

Автор: Щелыканцева Елена Владимировна

Дата: 19.10.2014

Номер свидетельства: 120406

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Программа воспитательной работы в колледже "
    ["seo_title"] => string(47) "proghramma-vospitatiel-noi-raboty-v-kolliedzhie"
    ["file_id"] => string(6) "233660"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443183240"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Программа воспитательной работы на 2014 - 2015 уч.г. в соответствии с ФГОС "Сотрудничество семьи и школы" "
    ["seo_title"] => string(109) "proghramma-vospitatiel-noi-raboty-na-2014-2015-uch-gh-v-sootvietstvii-s-fgos-sotrudnichiestvo-siem-i-i-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "120113"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413618426"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Программы воспитательной работы (5 – 7 класс) "
    ["seo_title"] => string(43) "proghrammy-vospitatiel-noi-raboty-5-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "194542"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427790774"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Программа воспитательной работы "Новое поколение" "
    ["seo_title"] => string(52) "proghramma-vospitatiel-noi-raboty-novoie-pokolieniie"
    ["file_id"] => string(6) "209748"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431279301"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа воспитательной работы классного руководителя 6 класса "
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia-proghramma-vospitatiel-noi-raboty-klassnogho-rukovoditielia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "242473"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445458561"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства