Одной из важнейших функций семьи является воспитательная функция. Семья является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. Именно в ней ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с противоположным полом.
Семья, как полноценная составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. Об этом говорится и в Законе РФ «Об образовании», и в Концепции модернизации российского образования. Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. Следовательно, чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества.
Вместе с тем, когда большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей.
Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Взаимодействие педагогов и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.
А как сделать так, чтобы ребёнок понимал близких и был сам понят, чтобы ему доверяли, и он доверял другим? Программа «Семь - Я» призвана решить эту воспитательную проблему.
Актуальность программы заключается в создании условий для партнёрских отношений между участниками воспитательного процесса: родителями, воспитанниками, педагогами, с целью формирования у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на всестороннее гармоничное развитие личности.
Педагогов и родителей воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним, практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Перед педагогами стоит задача совместно с родителями найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения.
Формы взаимодействия педагогов и родителей: родительское собрание; родительские лектории «Школа семейного воспитания», презентация опыта семейного воспитания; индивидуальная работа;
Формы совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников:
Упражнение - опосредованное влияние на воспитанника, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.
Коррекция - оказание психолого-педагогической помощи в переосмыслении воспитательного процесса как фактора развития личности.
Участники программы:
Руководитель образовательного учреждения,
Педагогический совет школы,
заместитель директора по учебной работе,
заместитель директора по воспитательной работе;
социальный педагог;
классные руководители;
родители учащихся;
педагоги дополнительного образования;
Социальные партнеры:
Управление образования, учреждения дополнительного образования детей, районная и сельская библиотеки, детская школа искусств, районный и сельский музей.
Ожидаемые результаты:
психолого-педагогическая поддержка семье в воспитании детей;
возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания;
контроль развития личности методом анкетирования и диагностики;
участие в мероприятиях, смотрах, конкурсах, выставках;
отзывы детей, родителей.
Цель программы: создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития воспитанников.
Основные задачи:
сформировать психолого-педагогическую грамотность педагогов и родителей;
создавать условия для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свою семью и край, изучения и сохранения семейных традиций и реликвий;
пропагандировать знания о здоровом образе жизни;
демонстрировать положительный опыт воспитания детей в семье;
активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия;
повысить роль дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы "СЕМЬ-Я" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Кочуновская основная общеобразовательная школа
Бутурлинского района Нижегородской области
Программа
«Семь – Я»
Срок реализации программы -5 лет
Автор программы:
Щелыканцева Е.В.
с. Кочуново
2014 год
Содержание.
Пояснительная записка……………………………………….. 3 -6 стр.
Цели и задачи программы……………………………………...7 стр.
Содержание программы………………... ……………………. 8 - 9 стр.
Механизм реализации программы…………………………….10 стр.
План реализации программы …………. ……………………. 11 - 13 стр.
Литература……………………………………………………... 14 стр.
Приложение……………………………………………………..15 – 29 стр.
Пояснительная записка
Вся семья вместе, так и душа на месте
Русская народная пословица
Одной из важнейших функций семьи является воспитательная функция. Семья является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. Именно в ней ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с противоположным полом.
Семья, как полноценная составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. Об этом говорится и в Законе РФ «Об образовании», и в Концепции модернизации российского образования. Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. Следовательно, чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества.
Вместе с тем, когда большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей.
Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Взаимодействие педагогов и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.
А как сделать так, чтобы ребёнок понимал близких и был сам понят, чтобы ему доверяли, и он доверял другим? Программа «Семь - Я» призвана решить эту воспитательную проблему.
Актуальность программы заключается в создании условий для партнёрских отношений между участниками воспитательного процесса: родителями, воспитанниками, педагогами, с целью формирования у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на всестороннее гармоничное развитие личности.
Педагогов и родителей воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним, практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Перед педагогами стоит задача совместно с родителями найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения.
Формы взаимодействия педагогов и родителей: родительское собрание;родительские лектории «Школа семейного воспитания», презентация опыта семейного воспитания;индивидуальная работа;
Формы совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников:
Упражнение - опосредованное влияние на воспитанника, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.
Коррекция - оказание психолого-педагогической помощи в переосмыслении воспитательного процесса как фактора развития личности.
Участники программы:
Руководитель образовательного учреждения,
Педагогический совет школы,
заместитель директора по учебной работе,
заместитель директора по воспитательной работе;
социальный педагог;
классные руководители;
родители учащихся;
педагоги дополнительного образования;
Социальные партнеры:
Управление образования, учреждения дополнительного образования детей, районная и сельская библиотеки,детская школа искусств, районный и сельский музей.
Ожидаемые результаты:
психолого-педагогическая поддержка семье в воспитании детей;
возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания;
контроль развития личности методом анкетирования и диагностики;
участие в мероприятиях, смотрах, конкурсах, выставках;
отзывы детей, родителей.
Цель программы: создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития воспитанников.
Основные задачи:
сформировать психолого-педагогическую грамотность педагогов и родителей;
создавать условия для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свою семью и край, изучения и сохранения семейных традиций и реликвий;
пропагандировать знания о здоровом образе жизни;
демонстрировать положительный опыт воспитания детей в семье;
активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия;
повысить роль дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых.
Содержание программы
Сроки реализации программы: 2014 -2019 гг.
Основные направления программы:
Укрепление института семьи на основе народных традиционных социальных ценностей: милосердие, патриотизм, коллективизм и т. п. Пропаганда семейного образа жизни, повышение престижа социально – благополучной семьи, родительский всеобуч.
Условия достижения целей и задач программы:
Наличие системы семейного воспитания в школе. Наличие кадрового обеспечения по проблемам воспитания и семьи. Укрепление взаимодействия с районными научно - практическими лабораториями по проблемам воспитания семьи.
- организационно - деятельностная и психологическая игра;
- родительский лекторий;
- семейная гостиная;
- встреча за круглым столом
- вечер вопросов и ответов
- педагогический практикум, круглый стол.
Ожидаемые результаты:
Усиление внимания к проблемам семейного воспитания, повышение качества социальной и педагогической поддержки семьи в воспитании детей, профилактики детской безнадзорности и правонарушений. Возрождение и развитие лучших отечественных традиций семейного воспитания, утверждение духовных ценностей: Семья, Родина, Добро. Активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей, педагогов, населения. Создание действенной, высокоэффективной системы социального партнерства семьи и школы по формированию у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на гармоничное развитие личности и ее адекватное взаимодействие со всеми социальными институтами. Функционирование школы как культурного, спортивного центра для детей и их родителей, проживающих на микроучастке школы.
Система контроля:
Анализ работы классных руководителей с семьей. Круглый стол родителей и учителей по теме: «Взаимодействие школы и семьи. Проблемы и перспективы». Проведение мониторинга на каждом этапе.
Психолого-педагогические аспекты работы с семьей:
1. Изменение психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности: необходимо «вернуть» ребенка в семью, возвратить семье роль «домашней академии», а родителям - функцию главных воспитателей.
2. Научная диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей.
3. Изменение традиционно негативного отношения родителей к психолого-педагогической работе.
Механизм реализации программы
1 этап 2014 -2015 г.
Диагностико - аналитический.
Изучение состояния проблемного поля программы, определение приоритетности направлений деятельности, создание условий реализации целей и задач программы.
Ожидаемый результат: формирование условий реализации основного этапа программы.
2 этап 2015 – 2018 г.
Организационно - деятельностный
Этап активной деятельности по вовлечению в систему единого педагогического всеобуча родителей, развитию семейного воспитания, формированию общественного сознания и утверждению приоритетности здорового образа жизни, пониманию своей ответственности в воспитании подрастающего поколения, укреплении семьи.
Ожидаемый результат: формирование системы деятельности школы в рамках программы «Семь - Я»
3 этап 2018-2019 г.
Аналитико-прогностический
Этап устойчивого функционирования, внедрения лучшего опыта, продуктивных технологий и методик в практику работы.
Ожидаемый результат: устойчивое функционирование школы и родительской общественности.
План реализации программы
№
Мероприятия
Сроки проведения
Участники
Ответственные
Выход
1. Диагностические
1.1
1.2
Изучение социального состава семьи
Диагностика методов семейного воспитания
Сентябрь – октябрь
В течение года
Родители
Социальный педагог,
классные руководители
Социальный паспорт ОУ,
Анализ результатов диагностик.
1.3
Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения
В течение года
Родители
Социальный педагог, классные руководители
Анализ анкетирования
1.4
Выявление уровня педагогической компетентности родителей
ноябрь
декабрь
родители
Социальный педагог
Анализ анкетирования
2 Методические
2.1
Проведение консультаций, тренингов, обучающих семинаров, групп и др. форм совместной досуговой и художественно-творческой деятельности для родителей
В течение года
Родители
Зам. директора по ВР, руководители кружков и секций, классные руководители
Проведение запланированных мероприятий с планами проведения.
2.2
Информация «Диагностика семьи»
В течение года
Педагогический коллектив
социальный педагог
Ознакомление с результатами диагностик на педсовете
2.3
Круглый стол «Взаимодействие школы и семьи. Проблемы и перспективы»
Март
представители родительских комитетов классов
администрация,
классные руководители,
соц. педагог
специалисты
обсуждение опыта, разработка рекомендаций, описание моделей дифференцированного и индивидуального подхода в работе с семьёй.
2.4
Проведение недели семьи.
Апрель
родители, классные руководители, учащиеся
Зам.
директора по ВР, руководители кружков и секций, классные руководители
Проведение выставки достижений семейного воспитания в рамках традиционной Недели семьи (анализ результативности данной формы);
Создание методического материала «Опыт работы школы с семьей»
В течение года.
классные руководители
соц. педагог
классные руководители,
соц. педагог
Подготовка методического материала «Организация сотрудничества с семьей в ОУ».
3. Просветительская работа
3.1
Проведение общешкольных, классных тематических родительских собраний
По плану работы школы
Родители
Педагоги
администрация,
классные руководители,
соц. педагог
специалисты
проведение консультаций, семинаров, собраний, тренингов, групп поддержки для родителей и др.
3.2
Проведение родительского собрания «Летний отдых детей»
апрель, сентябрь
Родители
Педагоги
администрация,
классные руководители,
соц. педагог
Отчет по летнему отдыху учащихся.
3.3
Проведение семинара с классными руководителями «Новые формы работы с семьей».
ноябрь
классные руководители
Зам.
директора по ВР, соц. педагог
Разработка рекомендаций
3.4
Поэтапный анализ работы по программе.
-Анализ диагностических данных
- Годовой анализ работы по программе
в течение года
классные руководители,
Зам.
директора по ВР, классные руководители,
социальный педагог
анализ работы за год.
подготовка методического материала «Организация сотрудничества с семьей в ОУ».
Литература
Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М.,1988
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.,1994
Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. Просвещение, 2000.
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. М. Просвещение, 1997.
Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Обществознание – 8-9 класс», «Человек и общество – 10-11 класс». М. Просвещение, 2001
Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М. «Педагогический поиск», 2004
Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1999. – 320 с. (стр. 13, 55-57).
Зверева О.Л., Гашечева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 1999. – 160 с. (стр. 7-14).
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: 1997. - С. 60-96.
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: 1994.
Бедный Д.С., «Семья–здоровье–общество», М.: 1986.
Давлиев И.А., «Я и моя семья», Тат.книгоиздательство: 1984.
Сборник статей «Культура семейных отношений» М.: 1985.
Хухлаева О. , Кирилина Т. , Фёдорова О. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М. , 00.
Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. - СПб.: БПА, 1998. - 148 с.
Ананьев В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П. др. Общая валеология: конспект лекций / Науч. ред. проф. В.П. Петленко. - СПб.: БПА, 2000. - 163 с.
Стоюхина Н.Ю. Преподавание психологии в системе отечественного образования: история и современность: Монография. Н. Новгород: Нижегородский институт экономического развития, 2005. - 306 с.
Интернет-ресурсы: Текст выступления В.В. Путина на официальном веб-сайте Президента Российской Федерации по адресу http://www.kremlin.ru