Сообщение на тему: «Влияние индивидуальной работы по развитию речи на обогащение сюжетов игр»
Всем хорошо известно, что речь не является врождённой способностью человека. Она формируется у ребёнка постепенно в процессе его роста и развития. С помощью речи ребёнок познаёт мир, высказывает свои мысли и взгляды.
В последнее время отмечается резкое ухудшение речевого развития детей. И в тоже время нам приходится убеждаться в том, что часть детей дошкольного возраста просто не умеет играть.
Плохо говорящие дошкольники нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики вызывает быстрое утомление ребенка в игре. Игры детей с речевыми нарушениями носят однообразный, подражательный характер. Чаще они производят манипулятивные, а не игровые действия с игрушкой. В коллективе говорящих сверстников, плохо говорящие дети держатся в стороне или, играя вместе с другими детьми, выполняют только подчиненные роли, не вступают в словесные взаимоотношения.
Правильно развитая (сформированная) речь имеет огромное значение для развития сюжетно-ролевой игры как становления самодеятельной формы поведения.
Сюжетно-ролевая игра — наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений, она имеет большое образовательное значение, тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, речи, отношение к товарищам и взрослым.
В сюжетно-ролевой игре у детей, имеющих достаточно знаний, полученных впечатлений, с хорошо развитой речью, появляется возможность самостоятельно намечать сюжет и организовывать игру, находить партнеров, устанавливать взаимоотношения с товарищами, разыгрывать роли, изображая те или иные события, размышляя над ними, устанавливать связь между различными явлениями.
Одной из форм работы по созданию у детей ярких, конкретных представлений является индивидуальная работа по развитию речи.
Индивидуальная работа способствует сообщению дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора и развития связной речи.
На индивидуальных занятиях мы рассматриваем с детьми иллюстрации, серии картинок, проводим беседы по их содержанию, играем в игры, обогащая и расширяя активный словарь - «предметов, действий и признаков», разговариваем с ними о прочитанном, тем самым усиливаем интерес детей к сюжетно-ролевым играм.
В процессе индивидуальных занятий, идет углубление, расширение, закрепление нового материала, направленного на обогащение знаний детей.
Сегодня мы хотим рассказать вам, как это делается у нас. Мы проводим игровые занятия, которые включают в себя общую или специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков. В процессе игры мы много разговаривает с ребенком, в результате чего у не говорящего ребёнка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чём-либо, сообщить ему что-то. Мы всячески побуждаем ребенка обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в игре развивается речевая активность ребенка.
Одним из направлений коррекционной работы является работа над звукопроизношением.
Работа над звукопроизношением проводится в несколько этапов.
1 этап – подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. На данном этапе проводится работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики, речевого слуха, а также речевого дыхания.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические.
Статические упражнения – это удержание органов артикуляции в определенной позе, например, «Лопаточка», «Парус», «Трубочка».
Они служат для формирования артикуляционного уклада.
Динамические упражнения – это многократное повторение одного и того же движения, например, «Качели», «Маляр», «Громкий барабан». Данные упражнения важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи.
Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука.
На развитие мелкой моторики проводится следующая пальчиковая гимнастика: «Замок», «Капуста», «Пальчики здороваются», «Моя семья» и т.д. Все эти комплексы даются в консультациях для родителей. Также нами используются массажные шарики «Су Джок».
Например, «Овощи»
Собираем мы в лукошко
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох
– Урожай у нас не плох.
Для развития речевого дыхания нами проводятся специальные упражнения: «Свеча», «Волшебные пузырьки», «Загони мяч в ворота».
Также используются поддувалочки – «Бабочки», «Осенние листья», «Снежинки».
Например, «Бабочка, лети» - на продолжительность ротового выдоха.
Дуть на бумажную бабочку, закреплённую по центру ниткой.
Бабочка летала,
Над Машенькой порхала,
Маша не боится,
Бабочка садится.
Взрослый «сажает» бабочку на руку ребёнку, побуждая его подуть.
Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Чтоб развивать речевой слух, можно поиграть с детьми в следующие игры: «Поймай нужный звук хлопком», «Придумать слова на заданный звук», «Определить место звука в слове».
Например, «Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Ребёнок называет звук [ш].
Во время игр следим, чтоб ребёнок четко произносил звуки, правильно называл твердые и мягкие согласные.
Все виды работ также проводятся на следующих этапах.
2 этап - становление звуков речи, или постановка звука. При постановке звуков пользуются тремя основными способами: по подражанию, механический и смешанный. Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и заканчивается более трудными.
3 этап – закрепление и автоматизация звуков.
Переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетание, слово, фразу.
4 этап - этап дифференциации смешиваемых звуков. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.
Также нами проводятся разнообразные игры по обогащению, расширению и активизации словаря: «Скажи наоборот», «Подбери словечко», «Животные и их детеныши», «Из чего сделано?»
Например, «Чудесный мешочек»
Цели: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.
Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.)
Содержание. Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.
Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный)
Также проводятся игры на грамматический строй речи: «Назови ласково», «Чего не стало», «Мой – моя», «Весёлый счёт».
Например, «Один и много»
Цель: учить детей соотносить в соответствии со схемой один и много.
Задачи:
1. Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.
2. Формирование навыков построения связных монологических высказываний.
3. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний
Описание игры:
У нас два домика: в одном живёт одна точка, а в другом много точек.
В тот домик, где одна точка мы поселим картинку с одним предметом, а где много точек заселим жильцов с большим количеством предметов.
Дети соотносят предметы по принципу «один – много».
Комплект картинок варьируется.
Фразовая речь:
-составим предложения по опорным словам,
-по отдельным словам,
-исправь предложение.
Связная речь:
Игры – загадки.
Составление рассказов описаний.
Составление рассказов по картинке.
Пересказ текстов.
Заучивание стихов.
Одним из приёмов в индивидуальной работе является создание специальных ситуаций, в которых отрабатываются диалоги игры, задаются детям вопросы, разговаривают с ними, как с действующими лицами, и таким образом, заставляют их задуматься, найти нужный ответ, связно и понятно для окружающих выразить свои мысли.
Чем шире кругозор детей, чем больше знаний и представлений об окружающем мире, чем выше уровень речевого развития, тем богаче и разнообразнее у них сюжеты игр.
Таким образом, между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.
В общении с ребенком воспитателю необходимо следить за своей речью. Говорить с ним не торопясь, звуки и слова произносить четко и ясно, при чтении не забывать о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объяснять ребенку.
Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.