kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра во внеурочной деятельности как средство формирования УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для учителей начальных классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра во внеурочной деятельности как средство формирования УУД»

Игра во внеурочной деятельности как средство формирования УУД

 

Игра устанавливает порядок и порядком является. Игра требует абсолютного и полного порядка. Эта добровольная договоренность и готовность честно ее соблюдать закладывает в ребенке способность быть созидательной частью чего-то большего, чем он сам – семьи, школьного класса, общества. Настольная игра учит уважать права и свободы других людей вне зависимости от отношения к ним. Это основа для развития личностных УУД.

Ребенок научится играть в настольные игры с правилами, и всем будет гораздо легче договориться с ним относительно правил поведения. Соблюдение правил в игре помогает соблюдать правила при беседах, дискуссиях, а это начало формирования коммуникативных УУД.

Настольная игра это всегда испытание и тренировка личных качеств – умения сосредоточиться, думать, быть вежливым, доброжелательным, терпеливым, великодушно выигрывать и достойно проигрывать. Если вы хотите лучше узнать своего ребенка, его друзей или без неловкостей подружить его с другими детьми, то пригласите их поиграть в интересную настольную игру и к концу партии вы будете знать про них почти всё. Ведь в отличии, например, от чтения вслух или совместного просмотра мультфильмов, настольные игры не забирают на себя все внимание участвующих и позволяют легко и непринужденно беседовать во время партии, вынуждают игроков общаться и реагировать на возникающие игровые ситуации. Не зря современные детские психологи часто используют настольные игры, как средство диагностики и «прописывают» в качестве сладкого лекарства от многих семейных проблем.

Настольные игры – это возможность БЫТЬ с ребенком, делать с ним общее дело, которое интересно обоим. Игра позволяет  ребенку, да и любому игроку, раскрыться, быть самим собой. Это шанс прожить ситуации в игре, а потом иметь опыт разрешения их в жизни.  

Известный психолог Д.Б. Эльконин, так говорит об играх: «Игровая техника – важнейшее условие проникновения ребенка в сферу социальных отношений, их своеобразное моделирование в игровой деятельности». Хорошо бы ещё помнить про то,  что  как говорила К. Бурмистрова - детский и семейный психолог: «Игры – обучающие занятия, которые имеют цель не столько развлечь и увлечь, сколько припадать знания в не тетрадной форме».  Можно выбрать игру на развитие логики, категоризацию, развитие мелкой моторики. Многие  игры развивают мышление и интеллект, ловкость и координацию, припадают навыки общения. 

Рассмотрим основные преимущества настольных игр: 

• На сегодняшний день выбор настольных игр настолько обширен, что можно подобрать развлечение абсолютно для любой возрастной категории. 
• Как правило, настольные игры предполагают наличие нескольких участников, что способствует их активному взаимодействию. За счет взаимодействия у ребенка развиваются коммуникативные УУД. 
• В основном все настольные игры построены по принципу тактического мышления, то есть игроку необходимо просчитывать не только последующий ход, но и думать, как поступит соперник. За счет этого у ребенка развиваются аналитические способности. 
• Еще одной положительной стороной настольных игр является развитие фантазии и воображения. Как правило, действие игры происходит в вымышленном мире, а ребенку приходится строить свой воображаемый мир. Таким образом, у юного игрока развиваются творческие способности. 
• Настольные игры являются отличным способом объединения всех членов детского коллектива, несмотря на межличностные конфликты. 

Одержать победу чрезвычайно заманчиво, радость выигрыша – это особое, ни с чем несравнимое чувство, момент триумфа, возвышающий нас в собственных глазах и в глазах окружающих. Желание почувствовать себя победителем незаметно для ребенка переносится на принятие цели игры, какой бы она ни была.

Однако для игры важна не только цель, но и способы ее достижения. Для школы необходимо выбирать игры, в которых побеждает самый умный, добрый, храбрый, честный или просто удачливый.

Существует много видов настольных игр, я расскажу и покажу, те которые активно использую в своей практике. Чаще всего у игры несколько задач, но для себя я выделила основные.

ТИК_ТАК_БУМС

Эту игру я использую как на уроках так и во внеурочной деятельности (арифметические диктанты, придумайте слова, чтобы начинались со звука А, однокоренные слова к слову вода, одушевленные и неодушевленные предметы, живая и неживая природа).

Таймер работает непредсказуемо. Никто не знает, как долго он будет тикать: 10,20,40 секунд или даже одну минуту?

Перед началом игры хорошо перемешайте карточки и сложите их в одну колоду, рубашкой вверх. Называя ассоциации передаем бомбочку другому игроку по часовой стрелке, чтобы тот также смог подобрать соответствующее слово. Потом очередь хода переходит другому игроку. Игра продолжается до тех пор, пока бомба взорвется., то этот игрок считается проигравшим в этом раунде, и забирает карточку себе (в дамской сумочке,в ресторане).

Ход игры:

По приложенным правилам предлагается отобрать 13 карточек со слогами, а остальные отложить. Мы, обычно, все-таки кладем в стопку все карточки, а заканчиваем играть, как надоест (чаще всего мы все-таки доигрываем колоду целиком).
Затем игрок, который начинает, бросаете кубик. Кубик указывает, в какой части слова должен быть слог.
Tick – слог НЕ может использоваться в начале слова.
TICK-TACK – слог может использоваться в любом месте.
Символ бомбочка – слог НЕ может использоваться в конце слова.

После броска кубика, игрок берет верхнюю карточку из стопки, переворачивает ее (карточки двусторонние, поэтому лучше переворачивать, чтобы никто заранее не придумывал слова), заводит таймер и называет слово со местоположением слога в соответствии со значением на кубике. А потом быстро передает бомбочку соседу, который тоже должен назвать слово и так до тех пор, пока у кого-то бомбочка не «взорвется». Этот игрок берет себе карточку со слогом. Это его «минус».
Например, вам выпал слог «ма» в начале. Вы держите заведенную бомбочку и говорите, к примеру, «машина» и перекидываете бомбочку соседу. Тот говорит, например, «молоко» и тоже передает бомбочку соседу. Тому надо быстро сообразить, что молоко никак к «ма» не подходит и не брать бомбочку.

Но если взял, то уж ничего не поделаешь, игра продолжается. Выигрывает тот игрок, у кого в конце игры оказывается меньше всего собранных карточек. Интерес еще в том, что заряд бомбочки каждый раз непредсказуем, она может взорваться и после 20 секунд, и поcле двух минут.

«Тик Так Бумм Вечеринка» – новая расширенная версия великолепной игры "Тик Так Бумм", игры для веселой и интеллектуальной компании. Веселая игра в слова, которая научит Вас думать быстрее. Отныне полюбившаяся многим игра стала более разнообразной и еще более веселой, ведь теперь в ней содержится 5 разных игр.               

30 минут напряженной игры, во время которой игроки проходят проверку на умение действовать и думать так быстро, как только это возможно, ведь бомбочка может взорваться в любой момент. Теперь в игре два кубика. Бросаем один из них для того, чтобы узнать какой колодой карт сначала будем играть. Вариантов игры теперь целых пять.

Суть игры осталась такой же, как и в классической игре: игроки по очереди придумывают слово, выполняя определенное задание, представленное на карточке, и передают бомбочку (готовую взорваться в любой момент, так как в ней встроен таймер случайного времени - время до взрыва может варьироваться от 10 секунд до минуты) от одного игрока к другому, пока она не взорвется. Тот игрок, у кого в руках бомбочка взорвалась, забирает карточку себе (его штрафное очко). Победителем игры признается игрок, у которого наименьшее количество карт.

Теперь о пяти вариантах игры:

1. Классический вариант - на карточке написан слог. Взяв карточку и запустив таймер на бомбочке, игроки по очереди придумывают слово, в котором присутствует данный слог и передают бомбочку по кругу. Как и прежде, игрок бросает кубик, который указывает в каком месте слова может располагаться данный слог.

2. Мы Вас знаем - на карточке указаны 2 буквы. Игроки по очереди называют фамилии знаменитостей, которые начинаются на одну из указанных букв и передают бомбочку по кругу. Если игрок сможет назвать фамилию и имя знаменитости, которые начинаются сразу с обеих заданных букв, то он больше в этом раунде не участвует и бомбочку ему передавать нельзя (а значит и штрафного очка он получить в этот раз не сможет).

3. Вопрос - на карточке написан вопрос. Игроки по очереди называют слово, подходящее по смыслу к данному вопросу. Например: Ты планируешь открыть магазин. Что ты там будешь продавать?

4. Однокоренные слова - на карточке написано слово. Игроки по очереди должны назвать однокоренные слова (но не имеющие того же значения, что и указанное слово). Например: "ЛИСТ". Возможные слова : ЛИСТОПАД, ЛИСТВЕННИЦА, ЛИСТОВКА и т. д. Недопустимые слова: ЛИСТИК, ЛИСТОЧЕК...

5. Коктейль из букв - на карточке написана анаграмма одного сложного существительного. Игроки по очереди составляют слова, содержащие не менее 4-х букв из указанного набора. Если игрок сможет расшифровать анаграмму (составить слово из всех указанных букв), то бомбочку ему в этом раунде передавать больше нельзя.

Настольная игра «Словодел».

Словодел представляет собой клееное картонное поле 27х27 см (256 клеток), 120 фишек с буквами и 10 штук запасных фишек в клееной картонной коробке. Игра рассчитана на 2-4 игроков. Рекомендуемый возраст — от 7 лет.

Правила игры следующие: 

- Очередность хода устанавливается игроками самостоятельно. 

- Побеждает игрок, набравший наибольшее количество очков. 

- В начале игры фишки перемешиваются в положении буквами вниз, и каждый игрок берет по 7 фишек. 

- Первое слово должно пересекать любые две коричневые клетки в центре поля. Слова составляются либо горизонтально, либо вертикально. Они должны читаться либо сверху вниз, либо слева направо. 

- Количество слов, которые можно составить за один ход из имеющихся на руках фишек, не ограничено. Новые слова составляются на основе существующих, т.е. уже имеющиеся на поле слова или буквы должны входить в состав новых слов. После того, как слово будет составлено, подсчитываются очки за него, игрок доводит количество своих фишек до 7 и передает ход следующему игроку. 

- Премия в 25 очков полагается тому игроку, который использовал за один ход все 7 фишек. Игрок, который не хочет или не может составить ни одного нового слова, пропускает ход, но может при этом обменять, по желанию любое количество фишек на новые. 

- Сумма очков за один ход складывается из нескольких слагаемых: 

— из суммы очков букв, входящих в новое слово;

— из премий для букв. Количество очков букв, расположенных на зеленых клетках умножается на 2, а на желтых умножается на 3;

— из премий для слов. Сумма очков всего слова умножается на 2, если одна из букв этого слова попадает на синюю клетку а, если на красную, то умножается на 3.

Сначала подсчитывается премия за буквы, затем за слово. Премиальные клетки используется при подсчете только один раз. Фишка с буквой «е» используется и в словах с буквой «ё». Фишка «звездочка» может заменять любую фишку и при подсчете иметь соответствующее количество очков. Очередной игрок в свой ход может заменить стоящую на поле фишку «звездочка» на фишку с действительным ее буквенным значением при условии, что он использует эту фишку в этот же ход.

При составлении слов в базовых правилах используются только существительные в единственном числе именительного падежа, за исключением слов, существующих лишь во множественном числе (ножницы, клещи и т.д.), либо имеющих во множественном числе самостоятельное значение (вес — весы, выбор — выборы). Это же правило распространяется и на уменьшительно-ласкательные и другие производные формы (хвостик, банька — не разрешено, мостик (капитанский) — разрешено). Отдельно оговаривается использование узкоспециальных терминов, жаргонизмов (разг.), имен собственных и т.д. Возможности игры, кстати, позволяют игрокам договариваться между собой и вносить свои изменения в правила.

"Поле чудес".

Несложная, на первый взгляд, игра позволяет при постоянном участии, даже пассивном, развивать интеллект ребенка, да и всех участвующих в ней. В процессе игры становится понятно, что даже простые слова, являющиеся предметом отгадывания, позволяют развивать кругозор, словарный запас, скорость мышления и воображение. Игра заставляет мысленно представлять загаданное слово, перебирая разные варианты ответов, привлекая мыслительный потенциал игроков и болельщиков. И чем сложнее вопрос, тем больше напряжение игроков и больше радость победителя. Гордость и радость победителя за свои умственные способности придает ему уверенность в своих силах, повышает самооценку. 

Наша игра не стареет, обновленные формы позволили сделать игровой барабан легко вращающимся, а окошки для загадываемого слова удобными и очень похожими на телевизионные! Максимальная имитация известной телевизионной игры игровыми элементами, входящими в комплект, создают эффект сопричастности к телевизионной передаче. Безусловно, как и в настоящей экранной версии, важна роль ведущего: от него и от того, сумеете ли вы подготовить привлекательные подарки для победителей, будет зависеть, станет эта игра радостью для участников или нет! 

"Викторина для умников От чего и Почему".

Перед началом игры карточки с вопросами выкладываются на специально отведенные места на игровом поле. Каждый игрок выбирает себе фишку и ставит ее на старт.

Игроки по очереди бросают кубик и ходят на выпавшее число ходов. Продвигаясь по полю, игроки должны выполнять указания на клетках поля. Если активный игрок попадает на красную клетку со знаком вопроса, то он должен взять карточку из колоды с вопросами и ответить на три вопроса. Другой игрок зачитывает ему вопросы с вариантами ответов. Если игрок отвечает на один вопрос, то он продвигается вперед на 2 клетки, если на два вопроса - на 3 клетки, если на три вопроса - на 4 клетки вперед. Если игрок не может ответить верно ни на один вопрос из карточки, то он остается на своем месте и ждет своего хода.

Побеждает тот игрок, кто первым доберется до финиша.

Цель настольной игры Викторина для умников От чего и Почему - первым достичь финиша. Возраст участников: от 6 лет. Количество участников: от 2 до 4 человек.

Игра Викторина для умников От чего и Почему развивает открывает для детей понимание на многие насущные вопросы. Развивает интеллект, кругозор, внимательность, логическое мышление. Приобретаются навыки общения.

Игра станет отличным совместным досугом для родителей и детей, а также для компании ребятишек. Объединит и многому научит маленьких почемучек. Игру можно захватить в гости к другу или сыграть в нее на природе, даче. Игра легкая.

«Отличник».

С помощью увлекательной настольной игры «Отличник» можно выяснить, кто в компании лучше всех учится, а также продемонстрировать и приобрести знания по 12 школьным предметам. Игра поможет весело и с пользой провести время 2-4 участникам. Среди них могут быть как школьники, так и их родители, ведь «Отличник» – замечательное развлечение для всей семьи!

Цель игры – получить как можно больше баллов за правильные ответы на вопросы. Победителя признают самым умным отличником.

Игра имеет два уровня сложности, поэтому будет интересна Вашему ребенку в течение нескольких лет. Предметные области расположены по периметру игрового поля.

I уровень: русский язык, литература, математика, история, природоведение, ОБЖ, музыка, ИЗО.

II уровень: русский язык, литература, математика, история, физика, химия, биология, география.

По форме игра представляет собой ходилку с игровым полем, фишками и бросками кубиков. Кроме перечисленного, в состав набора входят жетоны для четырех игроков (по 24 у каждого), карточки «Шанс», карточки с оценками (3, 4, 5 баллов) и карты с вопросами/ответами.

Каждый игрок выбирает себе персонажа, берет 24 жетона с его изображением и устанавливает фишку на поле «Старт». Карточки «Шанс» кладутся в стопку рубашкой вверх. Ходят игроки по-очереди. Нужно бросить два кубика и передвинуть фишку на выпавшее число шагов. Далее события развиваются в зависимости от клетки, на которой остановилась фишка.

Клетка предметной области. Чтобы узнать, на вопрос какой предметной области ему предстоит ответить, игрок еще раз бросает кубики. Один из них определяет колонку (четное число – правая, нечетное – левая), а второй номер вопроса в карте с вопросами/ответами.

Вопрос и ответ может читать сам игрок, а можно выбрать в игре ведущего. За правильный ответ игрок выкладывает на клетку один жетон. Если же фишка игрока остановилась на клетке, где уже лежит его жетон, он не совершает никаких действий и передает ход следующему игроку.

Карточку «5 баллов» получает игрок, который первым заполнил своими жетонами три клетки одной предметной области. «4 балла» достаются тому, кто сделал это вторым, «3 балла» – третьим.

Клетка «Старт». Каждый раз, проходя через клетку «Старт», игрок получает право переместить один их своих жетонов, лежащих на поле, на любую клетку любой предметной области (только если она не занята другим его жетоном).

Клетка «Директор». Вызвали к директору? Приятного мало. Придется пропустить два хода или снять с поля один из своих жетонов.

Клетка «Перемена». Пора отвлечься от школьных вопросов и поиграть с друзьями в забавную игру. Игрок, чья фишка остановилась на этой клетке, загадывает слово и жестами объясняет его остальным. Тот, кто отгадает его первым, получает право положить один жетон на свободную клетку любой предметной области. Если же слово никто не угадал, его автор пропускает один ход. Если игрок отказался от проведения угадайки, он должен убрать с поля один из своих жетонов.

Клетка «Родительское собрание». Игрок бросает один кубик. Если выпал чет, игрока похвалили на собрании, и он делает дополнительный ход. Нечет – беднягу вызвали к директору: фишка перемещается на клетку «Директор».

Клетка «Линейка». На линейку становись! Если одна из фишек остановилась на этой клетке, туда перемещаются фишки всех игроков.

Клетка «Дежурство». Дежурный по классу – дежурный по игровому полю. Игрок, чья фишка пришла на эту клетку, получает право переместить фишку одного из соперников на любую клетку по своему усмотрению.

Клетка «Столовая». Чтобы подкрепиться, игроку придется пропустить один ход.

Клетка «Вечеринка». Веселись по полной: сделай два дополнительных хода!

Клетки «Каникулы». Таких клеток на игровом поле 4, по названию четырех каникул. Остановившись на этой клетке, игрок выкладывает на нее свой жетон. Игрок, чьи жетоны находятся на всех 4 клетках каникул, получает право в любой свой ход объявить конец игры.

Клетки «Шанс». Их тоже 4, по одной на каждой стороне игрового поля. Попадая на эту клетку, игрок берет одну карточку «Шанс». На ней написано сюрпризное задание, которое игроку предлагается выполнить во время одного из своих ходов. Если во время текущего хода условий для выполнения задания нет, можно дождаться подходящего момента.

Игра заканчивается в двух случаях: если один из игроков закрыл жетонами все 24 клетки предметных областей или если игрок, 4 раза побывавший на каникулах, объявил о конце игры.

Побеждает – становится самым умным отличником – игрок, набравший максимальное количество баллов. Подсчитываются баллы по карточкам с оценками, которые есть на руках у игроков.

А можно и не дожидаться логического конца игры: играть на время (рекомендуется 45 минут) или до заранее установленного количества очков (рекомендованное количество 25).

Настольная игра - это всегда испытание и тренировка личных качеств - умения сосредоточиться, думать, быть вежливым, доброжелательным, терпеливым, великодушно выигрывать и достойно проигрывать. Если вы хотите лучше узнать своего ребенка, его друзей или без неловкостей подружить его с другими детьми, то пригласите их поиграть в интересную настольную игру и к концу партии вы будете знать про них почти всё. Ведь в отличии, например, от чтения вслух или совместного просмотра мультфильмов, настольные игры не забирают на себя все внимание участвующих и позволяют легко и непринужденно беседовать во время партии, вынуждают игроков общаться и реагировать на возникающие игровые ситуации. Не зря современные детские психологи часто используют настольные игры, как средство диагностики и «прописывают» в качестве сладкого лекарства от многих семейных проблем.

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игра во внеурочной деятельности как средство формирования УУД

Автор: Зайчикова Марина Владимировна

Дата: 17.10.2022

Номер свидетельства: 615219

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Подвижные игры на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности, как средство формирования универсальных учебных действий "
    ["seo_title"] => string(149) "podvizhnyie-ighry-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kak-sriedstvo-formirovaniia-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "153727"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421065755"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Организация внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативных ууд "
    ["seo_title"] => string(92) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnykh-uud"
    ["file_id"] => string(6) "112888"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408973134"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"
    ["seo_title"] => string(128) "uchiebno-mietodichieskii-kompliekt-po-kraieviedieniiu-kak-sriedstvo-formirovaniia-lichnostnykh-i-mietapriedmietnykh-riezul-tatov"
    ["file_id"] => string(6) "269334"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450800127"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Календарно -тематическое планирование внеурочной деятельности "Азбука вежливости""
    ["seo_title"] => string(84) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniievnieurochnoidieiatielnostiazbukaviezhlivosti"
    ["file_id"] => string(6) "255819"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448006352"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства