Организация внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативных ууд
Организация внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативных ууд
Формирование коммуникативных ууд через внеурочную деятельность. Кружки "Играем в театр", "Волшебный квиллинг", "Природа и фантазия". Подбор игр и упражнений для развития коммуникативных умений. Тест на выявление коммуникативных навыков. Методика "Рукавички" (Г.А.Цукерман). Виды коммуникаций: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как кооперация, коммуникация как условие интериоризации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативных ууд »
Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины бывают, открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа. Нужно очень постараться, чтобы не заметить очевидного- этот ребенок –талант. Таких детей очень мало. Гораздо больше детей одаренных, но их необходимо увидеть и воспитать. Необходимо дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое-это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего увидеть. А увидев, не потерять и пытаться развивать, направляя в нужное русло. Самое главное определиться в том, что это прежде всего необходимо ребенку… и оказывать всяческую в этом помощь….(Слайд 2)
Все мы сейчас имеем возможность развивать и раскрывать способности детей через различные направления внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность заинтересовала меня прежде всего с точки зрения формирования учебных коммуникативных компетенций. Почему??? Все мы знаем что самый трудный учебный год…первый… Многие из вас в этом году начинают работу с первым классом, мне предстоит это делать через год. Набрав первый класс мы видим какие разные приходят детки....не все идут на контакт с учителем, со сверстниками, а те кто более открыт и активен не всегда умеет договориться…, не может принять чужую точку зрения. Все это мешает для формирования дружного коллектива…И вот они кружки… дети на них более раскрепощены, могут общаться в свободной форме…и я считаю что это хорошая база для формирования коммуникативных ууд. Я думаю все вы знаете какие ууд относятся к коммуникативным…немного напомню..
Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности.(Слайд 3.):
Коммуникация как взаимодействие-учет позиции партнера
Коммуникация как кооперация-объединение усилий для достижения общей цели
Коммуникация как условие интериоризации-умение передать информацию другому
Но прежде чем начать формировать коммуникативные ууд, нужно понять на кого из детей нужно обратить особое внимание. В этом мне помогает не только наблюдение, но и известные методики, например (Слайд 4)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Как назовем такой вид коммуникативных ууд? (кооперация).
: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.
Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
—умение детей прийти к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
—взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
—взаимопомощь по ходу рисования;
—эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла
.
Также понять насколько и у кого развиты коммуникативные ууд мне помогают их собственные родители. На одном из первых собраний я провожу тест (слайд 5)
Тест на выявление уровня коммуникативных навыков детей
1. Как часто ваш ребёнок применяет слова вежливости в общении с друзьями?
А) Всегда
Б) Никогда
В) В зависимости от настроения
2. Как ваш ребёнок устанавливает контакт со сверстниками?
А) Легко, ему нравится заводить новых друзей
Б) Ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу
В) Он не любит общение со сверстниками, потому что сам никогда не выходит на контакт
3. Как ваш ребёнок ведёт себя в разговоре со сверстниками?
А) Может внимательно выслушать собеседника, но не высказать своей точки зрения
Б) Старается быстрее закончить разговор
В) Много говорит, постоянно перебивает, своего собеседника
4. Как ребёнок ведёт себя по отношению к сверстнику, когда тот чем-то расстроен?
А) Старается помочь, успокоить, развеселить
Б) Не обращает на него внимание
В) Раздражает, когда кто-то расстроен
5. Как ведёт себя ваш ребёнок, когда друг делится с ним чем-то радостным?
А) Искренне радуется вместе с ним
Б) Ему безразлична радость другого ребёнка
В) Вызывает зависть, раздражает
6. Когда ваш вас ребёнок чем-то опечален, или наоборот чему-то рад, делится ли он своими переживаниями с другом?
А) Да, всегда
Б) Иногда
В) Никогда
7. Может ли ваш ребёнок выражать своё настроение словами «Мне грустно», «мне весело» итд
А) Да
Б) не всегда
В) нет
8. Как чаще ведёт себя ваш ребёнок в конфликтной ситуации?
А) Пытается разрешить проблему по взрослому, спокойно без криков и упрёков
Б) начинает плакать, обижается, капризничает
В) резко обрывает сверстника, категорически показывая, что тот не прав
9. Опишите реакцию вашего ребенка, если он слышит, что в адрес кого-то произносятся не этичные слова, дразнят?
А) Заступится за обиженного
Б) не обратит никакого внимания
В) сам начнёт дразниться
10. Как чаще всего ведёт себя ваш ребёнок, когда кто-то из детей оскорбляет, обзывает его?
А) достойно ответит
Б) промолчит и пойдёт жаловаться взрослым
В) оскорбляет в ответ
11. Как ребёнок реагирует на наказания?
А) соглашается с тем, что заслужил его
Б) Начинает плакать
В) спорит, не соглашается с наказанием
Большинство ответов «А»
У вашего ребёнка хорошие, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками. Он общителен, легко налаживает контакт с новыми детьми. Всегда готов выслушать, помочь (в силу своих возможностей), успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад. Ребёнок адекватно ведёт себя в конфликтных ситуациях.
Большинство ответов «Б»
У ребёнка возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в силу его застенчивости, замкнутости. Он всячески избегает общения с новыми людьми (детьми), любого контакта со сверстниками, не радуется вместе с ними, не сочувствует, не участвует в спорах, боится конфликтных ситуаций и наказаний, постоянно плачет.
Большинство ответов «В»
На первый взгляд можно сказать, что ребёнок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. Он не идёт первым на контакт, его раздражает чужое горе или радость. При общении много говорит и требует, чтобы слушали только его. Такой ребёнок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям, оскорбляет их. Скорее всего, это наигранно, таким образом, он скрывает эмоциональные переживания, показывая, будто у него всё хорошо, он лучше всех, но в глубине души он может думать совершенно иначе.
Разобрались с коммуникативными навыками….начинаем их развивать…
Наиболее подходящий как мне кажется для этого кружок « играем в театр» На примере этого кружка , который я веду уже 3 года, хочется рассказать как я развиваю коммуникативные способности у детей. (Слайд 6)
Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля они учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия и многое другое. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их развития коммуникативных способностей. Успешно были показаны спектакли «Волшебный колокольчик», «Красная шапочка», «Слова» для родителей.
. Отдельные дети, которые в 1 классе категорически отказывались участвовать в общих спектаклях, в 3 классе с удовольствием это делали на радость мне и родителям.
Вашему вниманию, я предлагаю театрализованные игры-ситуации на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Угадай, кто я
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.
Ребёнок выходит вперёд, берёт атрибуты или элементы костюмов задуманного им персонажа и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5, 4, 3, 2! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор) .
Изобрази пословицу (парами-умение договориться)
Цель: развить умение использовать невербальные средства общения; закрепить знание и нормы в общении.
Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:
“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”
“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”
“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”
“Как аукнется, так и откликнется”
Покажи сценку
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
10. Ребёнок плачет – успокой
В игре дети наиболее открыты для общения, для раскрытия своих способностей, проявления фантазий. Формируется умение оказывать и принимать помощь.
Хорошим поприщем для развития коммуникативных ууд являются такие творческие кружки как «Волшебный квиллинг» и «Природа и фантазия» (Слайд 7 )
Творческие занятия формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и учителем. Занимаясь в таких кружках дети улучшают свои коммуникативные способности и приобретают навыки работы в коллективе.
Часто на занятиях этих кружков мы работаем в парах и группах. На группы и пары делимся через игру (например «Собери снежинку), либо по договоренности или даже по гендерному признаку.
Основной смысл групповой работы в продуцировании коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации понимания, работу с разными мыслительными предложениями.(слайд 8)
Коллективная работа - стимулирует учащихся на взаимодействие с другими, принятие чужой точки зрения, умение аргументировано отстоять свое мнение. Это способствует раскрепощению, учащиеся преодолевают свои комплексы и постепенно учатся высказывать своё мнение.(Слайд 9)
Итог моей работы по формированию коммуникативных ууд: дети с удовольствием принимают участие в различных выступлениях и конкурсах…нет ни одного ребенка в классе кто бы отказался от участия …Ученики моего класса занимают призовые места в конкурсах чтецов, с удовольствием участвуют в таких творческих конкурсах как «Инсценировка военной песни», «Мисс Весняночка» и т. д.
Совместное творчество совершенствует коммуникативные умения. Школьник может преодолеть свой страх перед выступлением, перед работой с залом, а в дальнейшем будет более успешен в установлении контактов с людьми, легче пойдет процесс социализации.(Слайд 10)
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(247) "Подвижные игры на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности, как средство формирования универсальных учебных действий "
["seo_title"] => string(149) "podvizhnyie-ighry-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kak-sriedstvo-formirovaniia-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii"
["file_id"] => string(6) "153727"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1421065755"
}
}