kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы работы на библиотечных уроках в курсе «Час чтения» и во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описываются формы работы на библиотечных уроках в курсе "Час чтения" и во  внеурочной деятельности в 1-4 классах, есть ссылка и на тематическое планирование занятий, приведены примеры мероприятий по этим темам.  

Просмотр содержимого документа
«Формы работы на библиотечных уроках в курсе «Час чтения» и во внеурочной деятельности»

Тема: «Формы работы на библиотечных уроках в курсе «Час чтения» и во внеурочной деятельности»

I

Система библиотечных занятий в начальной школе, разработанная учителями нашей гимназии, имеет свои цели. Это: формирование представлений о библиотеке, книге, источниках информации, традиционных библиотечных инструментах. Такие занятия способствуют формированию информационной культуры младшего школьника.

Каждый год работу веду на базе библиотеки нашей гимназии, филиалов городской библиотеки, областной детско-юношеской. У нас есть возможность не только посещать библиотеки для знакомства с этими учреждениями и создания опыта адекватного поведения учащихся в читальных залах, но и принимать участие в познавательно-игровых занятиях, ежегодных конкурсах чтецов (наши учащиеся каждый год становятся победителями и занимают призовые места в областном конкурсе чтецов), участвум в викторинах, виртуальных путешествиях, театрализованных представлениях, праздниках (например, «Прощание с букварём»). Активная внеурочная деятельность на базе гимназической и других библиотек способствует формированию мотивационной готовности учеников для самостоятельной работы с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической…

II

Для удобства работы темы библиотечных занятий в таблице сгруппированы в пять групп – пять столбцов. Вы видите, что некоторые темы повторяются из класса в класс, но в несколько изменённой форме, кроме того, они имеют связь с другими предметами, тесно переплетаются с внеурочной деятельностью учащихся.

Таблица «Планирование занятий»

КЛАСС

1

2

3

4

5

1 класс

Первое посещение библиотеки.

Маленькое путешествие в историю книги.

Книга начинается…

Твои журналы.

Творческий конкурс закладок.


2 класс

Произведения

С. Я. Маршака. Весёлая викторина по стихотворениям

С. Я. Маршака

Какими были первые книги

Иллюстраторы детских книг.

Первые газеты и журналы для детей. Кто такой Мурзилка?


3 класс

- Книги-сборники былин, легенд, сказов.


- По страницам любимых книг.

История книги. Библиотеки мира.

Роль и значение иллюстраций. Знаменитые иллюстраторы детских книг.

Современные детские журналы.


4 класс

- Знакомство детективами.


- Работа с энциклопедиями.

История создания книги


Знакомство с детскими журналами и газетами. Работа с периодической печатью



Какие формы работы в библиотеке или в тесном сотрудничестве с библиотеками используются? Вот некоторые из них….

Столбец № 1.

- Экскурсия по библиотеке. Мы в областной детской юношеской библиотеке побывали с обзорной экскурсией уже в пяти отделах.

- Ежемесячный обзор книг (тематику может выбирать сам учитель в соответствии со своим планированием). Мы привлекаем учащихся в помощь библиотекарю с театрализацией отрывков из отобранных книг для обзора.

- Выставки книг. Рассматривание и обсуждение книг с выставки в библиотеке разрешается. Чем наши учащиеся и пользуются постоянно.

- Презентация одной книги, автора с использованием мультимедийной презентацией. Такие возможности теперь в библиотеках есть.

- Викторины. Использую эту форму работы постоянно: литературные загадки, викторину – тест (с вариантами ответов), электронную викторину.

- Изготовление квилта из красочных иллюстраций к любимым книгам. Квилт – это полотно (у меня - ватман), состоящее из «лоскутов» (я использую листы из бумажных блоков). Это информационный стенд в дополнение к библиотечным. На листах может быть размещена информация (напечатанная или написанная от руки), в данном случае, рисунки. Квилт «Прочитай – не пожалеешь!» (на листочках написана фамилия автора и название книги), ещё в качестве рекомендации квилт с отзывами о прочитанных книгах.

- Акция «Тихое чтение книги» (книга должна быть интересна ребёнку, акция ограничена во времени – до 10 минут). По факту у нас тихое чтение происходит ежедневно, т.к. дети посещают библиотеку гимназии ежедневно и там читают книги, которые берут с выставки.

- Фанфикшен- акция «Сам себе писатель». Фанфикшен - литературный жанр, включающий любое произведение, посвящённое объекту поклонения и являющееся его продолжением. Дети пишут продолжение любимого произведения. Сочинение о дальнейшей судьбе героев. Может быть устный рассказ.

- На базе библиотеки можно повести чемпионат по чтению (дети сами выбирают интересный отрывок), оценивается техника чтения и артистизм по 6-бальной шкале. Планирую такой чемпионат в конце года. Сначала отборочный тур в классе, а потом на базе гимназической библиотеки финал.

- В библиотеке мы проводим ролевую игру «В библиотеке». Дети занимают место за кафедрой, учителем вместе с детьми готовятся карточки с информационным запросом. На таком занятии библиотекарь коротко рассказывает и о своей профессии.

Некоторые из вышеперечисленных форм работы будут использоваться в работе и по другим темам.

Столбец № 2

- Беседа с мультимедийной презентацией. Выставка книг.

- Создание альбомов. Пресс-клиппинг – это тематическая подборка материалов из периодических изданий, сканированных копий изданий. Такой информационный продукт мы изготавливали вместе с родителями и детьми в 1 классе.

Информационное досье – собрание иллюстративного и справочного материала, досье на историю создания книги, например, с основными событиями. Может включать иллюстрации детей, которые они рисуют с удовольствием.

Столбец № 3

- Беседа с мультимедийной презентацией. Выставка книг.

- Альбом - досье – собрание иллюстративного и справочного материала на конкретную персону. Сюда входит биография, события жизни писателя, поэта, художника-иллюстратора.

- Акция «Любимый художник». Рисование в технике любимого художника. Мы пробовали в технике художника Е. Чарушина. Она называется «метод тычка жесткой полусухой кистью». Такой метод позволяет художнику изобразить животных очень похожих на живых. Сложно, но интересно.

- Квилт «Художники-иллюстраторы». Дети находили фамилию художника – иллюстратора в книге, записывали на листке бумажного блока. Этот листок размещали на листе ватмана. Потом готовили небольшой лист с информацией о художнике, чья фамилия повторялась несколько раз (фотография, даты рождения и смерти, специализация – писатель, художник-анималист, сценарист и т.д.) и прикрепляем к ватману. Книги брали в библиотеке или работали прямо в помещении гимназической библиотеки, в домашней библиотеке. Данные о художниках-иллюстраторах дети записывали в дневники чтения, которые мы начали вести во 2 классе.

- Конкурс на лучшую рукописную книгу. Это могут быть просто книжки – малышки. А вот наша областная детско-юношеская библиотека проводит ежегодный международный конкурс детской рукописной книги. Учащиеся нашей гимназии принимали участие в этом конкурсе, становились победителями и призёрами. Мы принимали участие с книгой «Наше открытие Финляндии», заняли 3 место. С учащимися 3 класса начали работу с прочтения книги Ханну Мякеля «Господин Ау». Потом читали справочники, изготавливали картины-иллюстрации, поделки – героев книг, писали отзывы на книги финских писателей…

Столбец № 4

- Конечно, обзор и обсуждение выставки детских журналов. Дети ежедневно посещают библиотеку гимназии и пользуются такими выставками.

- Издание домашнего журнала с частично-поисковым и творческими заданиями. А именно: узнать на почте, какие журналы продаются. Узнать, какие журналы есть в гимназической библиотеке, о чём они, какие разделы и страницы. На уроках идёт предварительная работа – сочинение стихов, рассказов, иллюстрирование. После сообщения результатов поиска и предварительной работы на уроках русского языка и литературы можно начать издание своего домашнего журнала (книжки-малышки). Получается интересный проект и интересные продукты.

- Квилт «Самый интересный журнал».

Конкурс закладок ежегодно. Ещё творческие конкурсы (к столбцу № 5): конкурс на лучшую творческую работу о любом писателе, фестиваль поэзии (конкурс чтецов).

III

Не менее важна и операционная готовность учащихся к работе с информацией! И помочь детям стать информационно грамотным можно, в том числе, и через работу на занятиях курса «Час чтения».

Так, в рамках занятий «Час чтения» ведутся учащимися несложные читательские дневники. Дети указывают фамилию автора и название произведения, в дальнейшем ещё пишут краткий отзыв о прочитанном произведении, выполняют небольшие рисунки прямо в дневнике, записывают понравившееся цитаты. Создаётся своя картотека «Увлекательное чтение». Это коробка с карточками, на которых записаны данные самых интересных из прочитанных детьми книг. Создаются свои информационно-справочные стенды. Например, коллективное изготовление стенда-квилта «Непонятное слово» на листе ватмана с последующей работой с толковым словарём в библиотеке, квилты «Прочитай – не пожалеешь!», «Художники-иллюстраторы», «Я – иллюстрирую любимую книгу». После экскурсии в библиотеку к стеллажам с книгами, книги из классного фонда расставляются на полках в кабинете по темам и алфавиту.

Детьми на занятиях курса «Час чтения» выполняются упражнения на развитие информационно - поисковых умений. Виды таких упражнений:

1. Знакомство с правилами заполнения библиографической карточки.

2. Работа со справочными стендами, указателями (используется и школьная библиотека).

3. Обучение формулированию информационного запроса.

4. Знакомство со способами упорядочивания книг (по темам, по алфавиту).

5. Ознакомление с правилами первого знакомства с новой книгой (работа с ориентировочным аппаратом книги – это название, оглавление, введение, послесловие, иллюстрации, аннотация). Используются книги фонда школьной библиотеки.

6. Знакомство с библиографическим поиском (поиск на основе библиографических данных – фамилии автора, названия произведения, места издания, года издания; в разных источниках – в печатных изданиях, электронных изданиях; по месту осуществления поиска: с помощью библиотекаря в каталогах, самостоятельный просмотр ориентировочного аппарата книг в библиотеке, поиск с родителями или учителем в сети Интернет). Такая работа осуществляется и на базе нашей библиотеки.

7. Работа со способами ориентировки в тексте (по размеру и цвету, видам шрифтов, сюда относятся и абзацы текста).

8. Тренировка в поиске ответов на вопросы к тексту.

IV

Большую роль в продвижении читательской активности, обучению информационно-библиографическим умениям играет проектная работа обучающихся, работа в сетевых, в том числе, учебных проектах. Эта работа предполагает совместную внеурочную познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся. Например: в 1 классе участвовали в проекте «В гостях у Незнайки». Проект посвящён изучению математики. Но уже с сентября учащиеся начали читать и обсуждать книгу Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей» (читали сами дети или родители, слушали аудиозапись сказки). Во втором полугодии дети вместе с родителями и учителем, библиотекарем изучали справочную литературу, энциклопедии. Вместе придумали и нарисовали эмблему, составляли и разгадывали кроссворды, рисовали информационные плакаты о единицах измерения длины, изучили строение Солнечной системы, много узнали о небесных телах; рассуждали о дружбе и друзьях. А о героях - коротышках составляли и разгадывали загадки, рисовали портреты. И о профессиях родителей тоже составляли рассказы, рисовали иллюстрации к своим рассказам. Организовали выставки работ учащихся. Конечно, для этой работы первоклассникам необходимы хотя бы начальные информационно-библиографические умения. Подчеркну, что мотивировало детей на такую большую работу, в том числе, прочтение книги Носова. Сейчас мы будем принимать участие в сетевом проекте «Невидимая нить», посвящённом «удивительному миру животных, взаимосвязи между человеком и животными, профессиям людей, которые связаны с животными». Мы уже прочитали сказку Р. Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе». Выяснили, что и Р. Киплинг рисовал иллюстрации к своим сказкам. Информацию о нём поместили на свой стенд «Художники-иллюстраторы». Некоторые дети решили прочитать и другие сказки Киплинга. Одна ученица работает над проектом «Язык кошек», ведёт наблюдение за своими питомцами, изучает язык тела своих кошек.

Т.О., вся работа на занятиях «Час чтения», в частности, на библиотечных занятиях, способствует расширению знаний по различным предметам и развитию познавательной активности на уроках и во внеурочной деятельности, способствует формированию информационной культуры младшего школьника.


Литература:

1. Словарь – справочник для библиотекаря «100 форм работы по продвижению чтения, и не только. «Поощряем чтение, формируем информационную грамотность». Составитель В.Б. Антипова. Издательство «Библиомир». 2015 г.

2. Учебно-методические пособия профессора Т. Е. Соколовой «Информационно-поисковые умения. Библиотечные уроки в начальной школе» и «Информационно- поисковые умения. От наблюдения и описания к сравнению». Из серии книг «Информационная культура младшего школьника». Издательский дом Фёдоров. Издательство «Учебная литература». 2008 г.















В МИРЕ ЖИВОТНЫХ


ПРЕСС – КИППЛИНГ

К АЛЬБОМУ

«Галерея иллюстраций «Зоопарк в букваре»












Мурманск

МБОУ «Гимназия № 8»

2017 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формы работы на библиотечных уроках в курсе «Час чтения» и во внеурочной деятельности

Автор: Чубарь Ольга Владимировна

Дата: 21.01.2021

Номер свидетельства: 570918

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Развитие читательской компетенции учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiiechitatielskoikompietientsiiuchashchikhsiavusloviiakhintieghratsiiurochnoiivnieurochnoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "274356"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452363483"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Программа по внеурочной деятельности "Живое слово" "
    ["seo_title"] => string(56) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zhivoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "147890"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419519467"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Программа факультатива по математике на тему "Занимательная математика" "
    ["seo_title"] => string(76) "proghramma-fakul-tativa-po-matiematikie-na-tiemu-zanimatiel-naia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "192588"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427474179"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "программа кружка "Родное слово""
    ["seo_title"] => string(32) "proghramma-kruzhka-rodnoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "277924"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453021584"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "рабочая программа кружка "Родное слово""
    ["seo_title"] => string(38) "rabochaiaproghrammakruzhkarodnoieslovo"
    ["file_id"] => string(6) "278314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453053580"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства