Формы работы на библиотечных уроках в курсе «Час чтения» и во внеурочной деятельности
Формы работы на библиотечных уроках в курсе «Час чтения» и во внеурочной деятельности
В статье описываются формы работы на библиотечных уроках в курсе "Час чтения" и во внеурочной деятельности в 1-4 классах, есть ссылка и на тематическое планирование занятий, приведены примеры мероприятий по этим темам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы работы на библиотечных уроках в курсе «Час чтения» и во внеурочной деятельности»
Тема: «Формы работы на библиотечных уроках в курсе «Час чтения» и во внеурочной деятельности»
I
Система библиотечных занятий в начальной школе, разработанная учителями нашей гимназии, имеет свои цели. Это: формирование представлений о библиотеке, книге, источниках информации, традиционных библиотечных инструментах. Такие занятия способствуют формированию информационной культуры младшего школьника.
Каждый год работу веду на базе библиотеки нашей гимназии, филиалов городской библиотеки, областной детско-юношеской. У нас есть возможность не только посещать библиотеки для знакомства с этими учреждениями и создания опыта адекватного поведения учащихся в читальных залах, но и принимать участие в познавательно-игровых занятиях, ежегодных конкурсах чтецов (наши учащиеся каждый год становятся победителями и занимают призовые места в областном конкурсе чтецов), участвум в викторинах, виртуальных путешествиях, театрализованных представлениях, праздниках (например, «Прощание с букварём»). Активная внеурочная деятельность на базе гимназической и других библиотек способствует формированию мотивационной готовности учеников для самостоятельной работы с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической…
II
Для удобства работы темы библиотечных занятий в таблице сгруппированы в пять групп – пять столбцов. Вы видите, что некоторые темы повторяются из класса в класс, но в несколько изменённой форме, кроме того, они имеют связь с другими предметами, тесно переплетаются с внеурочной деятельностью учащихся.
Таблица «Планирование занятий»
КЛАСС
1
2
3
4
5
1 класс
Первое посещение библиотеки.
Маленькое путешествие в историю книги.
Книга начинается…
Твои журналы.
Творческий конкурс закладок.
2 класс
Произведения
С. Я. Маршака. Весёлая викторина по стихотворениям
С. Я. Маршака
Какими были первые книги
Иллюстраторы детских книг.
Первые газеты и журналы для детей. Кто такой Мурзилка?
3 класс
- Книги-сборники былин, легенд, сказов.
- По страницам любимых книг.
История книги. Библиотеки мира.
Роль и значение иллюстраций. Знаменитые иллюстраторы детских книг.
Современные детские журналы.
4 класс
- Знакомство детективами.
- Работа с энциклопедиями.
История создания книги
Знакомство с детскими журналами и газетами. Работа с периодической печатью
Какие формы работы в библиотеке или в тесном сотрудничестве сбиблиотеками используются? Вот некоторые из них….
Столбец № 1.
- Экскурсия по библиотеке. Мы в областной детской юношеской библиотеке побывали с обзорной экскурсией уже в пяти отделах.
- Ежемесячный обзор книг (тематику может выбирать сам учитель в соответствии со своим планированием). Мы привлекаем учащихся в помощь библиотекарю с театрализацией отрывков из отобранных книг для обзора.
- Выставки книг. Рассматривание и обсуждение книг с выставки в библиотеке разрешается. Чем наши учащиеся и пользуются постоянно.
- Презентация одной книги, автора с использованием мультимедийной презентацией. Такие возможности теперь в библиотеках есть.
- Викторины. Использую эту форму работы постоянно: литературные загадки, викторину – тест (с вариантами ответов), электронную викторину.
- Изготовление квилта из красочных иллюстраций к любимым книгам. Квилт – это полотно (у меня - ватман), состоящее из «лоскутов» (я использую листы из бумажных блоков). Это информационный стенд в дополнение к библиотечным. На листах может быть размещена информация (напечатанная или написанная от руки), в данном случае, рисунки. Квилт «Прочитай – не пожалеешь!» (на листочках написана фамилия автора и название книги), ещё в качестве рекомендации квилт с отзывами о прочитанных книгах.
- Акция «Тихое чтение книги» (книга должна быть интересна ребёнку, акция ограничена во времени – до 10 минут). По факту у нас тихое чтение происходит ежедневно, т.к. дети посещают библиотеку гимназии ежедневно и там читают книги, которые берут с выставки.
- Фанфикшен- акция «Сам себе писатель».Фанфикшен - литературный жанр, включающий любое произведение, посвящённое объекту поклонения и являющееся его продолжением. Дети пишут продолжение любимого произведения. Сочинение о дальнейшей судьбе героев. Может быть устный рассказ.
- На базе библиотеки можно повести чемпионат по чтению (дети сами выбирают интересный отрывок), оценивается техника чтения и артистизм по 6-бальной шкале. Планирую такой чемпионат в конце года. Сначала отборочный тур в классе, а потом на базе гимназической библиотеки финал.
- В библиотеке мы проводим ролевую игру «В библиотеке». Дети занимают место за кафедрой, учителем вместе с детьми готовятся карточки с информационным запросом. На таком занятии библиотекарь коротко рассказывает и о своей профессии.
Некоторые из вышеперечисленных форм работы будут использоваться в работе и по другим темам.
Столбец № 2
- Беседа с мультимедийной презентацией. Выставка книг.
- Создание альбомов. Пресс-клиппинг – это тематическая подборка материалов из периодических изданий, сканированных копий изданий. Такой информационный продукт мы изготавливали вместе с родителями и детьми в 1 классе.
Информационное досье – собрание иллюстративного и справочного материала, досье на историю создания книги, например, с основными событиями. Может включать иллюстрации детей, которые они рисуют с удовольствием.
Столбец № 3
- Беседа с мультимедийной презентацией. Выставка книг.
- Альбом - досье – собрание иллюстративного и справочного материала на конкретную персону. Сюда входит биография, события жизни писателя, поэта, художника-иллюстратора.
- Акция «Любимый художник».Рисование в технике любимого художника. Мы пробовали в технике художника Е. Чарушина. Она называется «метод тычка жесткой полусухой кистью». Такой метод позволяет художнику изобразить животных очень похожих на живых. Сложно, но интересно.
- Квилт «Художники-иллюстраторы». Дети находили фамилию художника – иллюстратора в книге, записывали на листке бумажного блока. Этот листок размещали на листе ватмана. Потом готовили небольшой лист с информацией о художнике, чья фамилия повторялась несколько раз (фотография, даты рождения и смерти, специализация – писатель, художник-анималист, сценарист и т.д.) и прикрепляем к ватману. Книги брали в библиотеке или работали прямо в помещении гимназической библиотеки, в домашней библиотеке. Данные о художниках-иллюстраторах дети записывали в дневники чтения, которые мы начали вести во 2 классе.
- Конкурс на лучшую рукописную книгу. Это могут быть просто книжки – малышки. А вот наша областная детско-юношеская библиотека проводит ежегодный международный конкурс детской рукописной книги. Учащиеся нашей гимназии принимали участие в этом конкурсе, становились победителями и призёрами. Мы принимали участие с книгой «Наше открытие Финляндии», заняли 3 место. С учащимися 3 класса начали работу с прочтения книги Ханну Мякеля «Господин Ау». Потом читали справочники, изготавливали картины-иллюстрации, поделки – героев книг, писали отзывы на книги финских писателей…
Столбец № 4
- Конечно, обзор и обсуждение выставки детских журналов. Дети ежедневно посещают библиотеку гимназии и пользуются такими выставками.
- Издание домашнего журнала с частично-поисковым и творческими заданиями. А именно: узнать на почте, какие журналы продаются. Узнать, какие журналы есть в гимназической библиотеке, о чём они, какие разделы и страницы. На уроках идёт предварительная работа – сочинение стихов, рассказов, иллюстрирование. После сообщения результатов поиска и предварительной работы на уроках русского языка и литературы можно начать издание своего домашнего журнала (книжки-малышки). Получается интересный проект и интересные продукты.
- Квилт «Самый интересный журнал».
Конкурс закладок ежегодно. Ещё творческие конкурсы (к столбцу № 5): конкурс на лучшую творческую работу о любом писателе, фестиваль поэзии (конкурс чтецов).
III
Не менее важна и операционная готовность учащихся к работе с информацией! И помочь детям стать информационно грамотным можно, в том числе, и через работу на занятиях курса «Час чтения».
Так, в рамках занятий «Час чтения» ведутся учащимися несложные читательские дневники. Дети указывают фамилию автора и название произведения, в дальнейшем ещё пишут краткий отзыв о прочитанном произведении, выполняют небольшие рисунки прямо в дневнике, записывают понравившееся цитаты. Создаётся своя картотека «Увлекательное чтение». Это коробка с карточками, на которых записаны данные самых интересных из прочитанных детьми книг. Создаются свои информационно-справочные стенды. Например, коллективное изготовление стенда-квилта «Непонятное слово» на листе ватмана с последующей работой с толковым словарём в библиотеке, квилты «Прочитай – не пожалеешь!», «Художники-иллюстраторы», «Я – иллюстрирую любимую книгу». После экскурсии в библиотеку к стеллажам с книгами, книги из классного фонда расставляются на полках в кабинете по темам и алфавиту.
Детьми на занятиях курса «Час чтения» выполняются упражненияна развитие информационно - поисковых умений. Виды таких упражнений:
1. Знакомство с правилами заполнения библиографической карточки.
2. Работа со справочными стендами, указателями (используется и школьная библиотека).
3. Обучение формулированию информационного запроса.
4. Знакомство со способами упорядочивания книг (по темам, по алфавиту).
5. Ознакомление с правилами первого знакомства с новой книгой (работа с ориентировочным аппаратом книги – это название, оглавление, введение, послесловие, иллюстрации, аннотация). Используются книги фонда школьной библиотеки.
6. Знакомство с библиографическим поиском (поиск на основе библиографических данных – фамилии автора, названия произведения, места издания, года издания; в разных источниках – в печатных изданиях, электронных изданиях; по месту осуществления поиска: с помощью библиотекаря в каталогах, самостоятельный просмотр ориентировочного аппарата книг в библиотеке, поиск с родителями или учителем в сети Интернет). Такая работа осуществляется и на базе нашей библиотеки.
7. Работа со способами ориентировки в тексте (по размеру и цвету, видам шрифтов, сюда относятся и абзацы текста).
8. Тренировка в поиске ответов на вопросы к тексту.
IV
Большую роль в продвижении читательской активности, обучению информационно-библиографическим умениям играет проектная работа обучающихся, работа в сетевых, в том числе, учебных проектах. Эта работа предполагает совместную внеурочную познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся. Например: в 1 классе участвовали в проекте «В гостях у Незнайки». Проект посвящён изучению математики. Но уже с сентября учащиеся начали читать и обсуждать книгу Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей» (читали сами дети или родители, слушали аудиозапись сказки). Во втором полугодии дети вместе с родителями и учителем, библиотекарем изучали справочную литературу, энциклопедии. Вместе придумали и нарисовали эмблему, составляли и разгадывали кроссворды, рисовали информационные плакаты о единицах измерения длины, изучили строение Солнечной системы, много узнали о небесных телах; рассуждали о дружбе и друзьях. А о героях - коротышках составляли и разгадывали загадки, рисовали портреты. И о профессиях родителей тоже составляли рассказы, рисовали иллюстрации к своим рассказам. Организовали выставки работ учащихся. Конечно, для этой работы первоклассникам необходимы хотя бы начальные информационно-библиографические умения. Подчеркну, что мотивировало детей на такую большую работу, в том числе, прочтение книги Носова. Сейчас мы будем принимать участие в сетевом проекте «Невидимая нить», посвящённом «удивительному миру животных, взаимосвязи между человеком и животными, профессиям людей, которые связаны с животными». Мы уже прочитали сказку Р. Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе». Выяснили, что и Р. Киплинг рисовал иллюстрации к своим сказкам. Информацию о нём поместили на свой стенд «Художники-иллюстраторы». Некоторые дети решили прочитать и другие сказки Киплинга. Одна ученица работает над проектом «Язык кошек», ведёт наблюдение за своими питомцами, изучает язык тела своих кошек.
Т.О., вся работа на занятиях «Час чтения», в частности, на библиотечных занятиях, способствует расширению знаний по различным предметам и развитию познавательной активности на уроках и во внеурочной деятельности, способствует формированию информационной культуры младшего школьника.
Литература:
1. Словарь – справочник для библиотекаря «100 форм работы по продвижению чтения, и не только. «Поощряем чтение, формируем информационную грамотность». Составитель В.Б. Антипова. Издательство «Библиомир». 2015 г.
2. Учебно-методические пособия профессора Т. Е. Соколовой «Информационно-поисковые умения. Библиотечные уроки в начальной школе» и «Информационно- поисковые умения. От наблюдения и описания к сравнению». Из серии книг «Информационная культура младшего школьника». Издательский дом Фёдоров. Издательство «Учебная литература». 2008 г.