Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы с родителями»
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Подушко Е.П.
МАОУ«СОШ№40»г.СтарыйОскол
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями», а особенно с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети данной категории могут быть так же способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем. Педагогу важно помочь им обнаружить собственные дарования и развить их. Роль учителя в судьбе ребѐнка с особыми образовательными потребностями - это прежде всего работа с родителями, а именно - сотрудничество, обучение, включение, участие, партнерство. Выделим основные принципы в работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья:
принимать учеников с ОВЗ как любых других детей;
включать их в те же виды деятельности, но ставить разные задачи;
вовлекать учеников в коллективные и групповое формы обучения;
использовать различные формы коллективного участия – игры, совместные проекты, конкурсы, викторины, смотры знаний;
проявлять доверие и уважение, поддержку и терпение, оказывать помощь.
А главная цель в работе учителя с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ. Подтверждением этому могут служить слова В. А. Сухомлинского:
«Тольковместесродителями,общимиусилиями,учителямогутдатьдетямбольшоечеловеческоесчастье», так как именно от работы учителя зависит, насколько
такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию и обучению детей.
Основные направления сотрудничества педагогов с родителями детей с особыми образовательными потребностями – это психолого-педагогическое просвещение родителей (индивидуальные и тематические консультации, родительские лектории, конференции, родительские собрания); вовлечение родителей в образовательную деятельность (дни творчества детей и их родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса); участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (участие родителей в работе родительского комитета, в работе Управляющего совета школы)
В работе с родителями детей с ОВЗ используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы сотрудничества. Для изучения семейной микросреды ребенка с особыми образовательными потребностями проводится анкетирование, позволяющее, выявить характер взаимоотношений ребенка с родителями, узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье. Важным моментом в индивидуальной работе является посещение семьи, где учитель узнаѐт много нужной информации о ребѐнке, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках. А также педагог информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Одной из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей ребѐнка с ОВЗ считаются индивидуальные консультации с целью корректного включения их детей в систему общего образования. Особенно они необходимы, когда ребѐнок поступает в 1 класс, для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей. Учитель дает возможность родителям рассказать о своѐм ребѐнке в неофициальной обстановке. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Такие консультации способствует созданию хорошего контакта между
родителями и учителем.
Основная универсальная форма взаимодействия школы с семьями учащихся - родительское собрание. Но особый эффект создаѐтся, если это собрание проводится совместно с детьми, приурочивается к праздникам и ребѐнок с ОВЗ обязательно участвует в мероприятии (читает стихотворение, участвует в инсценировании или готовит рисунок) Например, праздник для мам, итоговое родительское собрание. Эффект от подобного мероприятия очень высок: родители видят своего ребенка в новой для него роли, получают эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители. Все получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.
Для повышения уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей приглашаю родителей на открытые уроки, праздники, мероприятия. Родители в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка. Такие занятия позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.
Практически для каждого родительского собрания готовлю презентации, где на слайдах демонстрирую фотографии с фрагментов уроков, мероприятий, коллективных дел, экскурсий, праздников.
Ведь, известно, что далеко не все дети, рассказывают дома о событиях, происходящих с ними в школе. Такие презентации позволяют родителям наглядно
увидеть учебно-воспитательную работу в школе.
Начиная с 1 класса важно помочь родителям в повышении их педагогической культуры. Обмениваться опытом по семейному воспитанию и обучению детей с ОВЗ, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения практикую в форме тренингов, деловых игр, круглых столов.
Взаимодействие с родителями стараюсь строить таким образом, чтобы у них возникало желание самим проявлять инициативу в решении какого-либо вопроса. Одним из обязательных критериев работы с родителями считаю поддержку и поощрение их на уровне школы. Большое значение для родителей имеют благодарственные письма, которые вручаются на последнем родительском собрании в конце каждого учебного года. Это является большим стимулом и для ребенка и признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.
Форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив - совместные досуговые мероприятия. Это праздник общения с родителями друга своего ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Убедилась, что родители начинают лучше понимать ребенка, искать творческое разрешение возникающих проблем. Такие мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями
Социализация детей с ОВЗ происходит не только в процессе совместного обучения с одноклассниками. Дети с особыми образовательными потребностями проявляют свои способности, участвуя в различных конкурсах, олимпиадах как дистанционных, так и очных. Родители поддерживают ребят, помогают им подготовиться к различным конкурсам, мероприятиям, акциям. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения. Хочется ещѐ раз отметить обязанности педагога по отношению к родителям детей с особыми образовательными потребностями:
вселять уверенность в родителей, что совместными усилиями обучение и воспитание их детей будет иметь успех;
поддерживать родителей при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с ОВЗ;
создавать комфортные условия для включения родителей в деятельность родительской общественности класса, школы;
важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя к их ребенку и были уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с особыми образовательными потребностями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ в семье и школе.