kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы и методы работа педагога-психолога с родителями начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ «Украинская школа»

(Слайд 1) Формы и методы работы педагога-психолога

 с родителями начальной школы

       Необходимость организации работы педагога-психолога с родителями связана в первую очередь со стремлением способствовать созданию единой воспитательной среды, которая позволит максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка.

    Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому психологическое просвещение родителей является важной задачей педагога-психолога. Ведь не секрет, что часто родители обращаются за помощью к психологу только в кризисных ситуациях. В этих условиях необходимо организовать профилактическое взаимодействие педагога-психолога с семьей, используя все многообразие форм и методов работы так, чтобы это направление стало востребованным со стороны родителей.

       Особенно важно наладить контакт между родителями и педагогом-психологом именно с первых дней нахождения ребенка в школе, когда заинтересованность родителей в психологическом просвещении очень высока. Ведь родители особенно остро ощущают свою значимость в жизни ребенка с одной стороны, а с другой стороны – впервые сталкиваются с трудностями в детско-родительских отношениях,  а так же с другими проблемами психологического характера. Если такой контакт будет налажен с первых дней обучения ребенка в школе, то это решит не только проблему повышения психологической грамотности родителей школьников, но и послужит в будущем надежной основой для построения взаимодействия родителей с учителями.

   В работе с родителями особенно важен системный характер работы, а не разовые мероприятия, поэтому необходимо уделить большое внимание  планированию. Перспективный план взаимодействия учреждения с семьями учеников разрабатывает педагог-психолог и завуч по воспитательной работе. Каждое образовательное учреждение выбирает такие формы работы с родителями, которые соответствуют его образовательной программе, его приоритетам, внутренней культуре. (СЛАЙД 2) В нашем МБОУ «Украинской школе» такой план работы включает в себя шесть блоков: рекламный, диагностический, просвещение родителей, всеобуч родителей, работа с педагогами и контрольный блок.

(СЛАЙД 3 )  Зачастую имеет место недооценка семьей роли общеобразовательного учреждения, поэтому одним из важнейших блоков является рекламный блок, подразумевающий пропаганду  начального образования, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг. (СЛАЙД 4) Отбор содержания, средств, форм и методов взаимодействия с семьей невозможен без выявления образовательных потребностей семьи, уровня психолого-педагогической культуры родителей, без всестороннего изучения детско-родительских отношений, поэтому важнейшим звеном работы является диагностический блок.        Он включает социологическое исследование семей, тематическое анкетирование и опросы, беседы и интервью, работу «анонимной почты», наблюдения. (СЛАЙД 5) Блок педагогического просвещения представляет собой непосредственное планирование форм и направлений взаимодействия. Сюда включены наглядная педагогическая пропаганда, родительские собрания, всевозможные формы методических мероприятий. (СЛАЙД 6) Логическим продолжением блока педагогического просвещения родителей является блок совместной деятельности учреждения и семьи. Он включает ряд мероприятий по привлечению родителей к участию во всех сторонах функционирования начальной школы: благоустройство учреждения, воспитательно-образовательная и досуговая работа с детьми. (СЛАЙД 7) Не все педагоги еще готовы          к качественно новому взаимодействию с семьей, поэтому одним из важнейших направлений является блок подготовки педагогов учреждения к работе с родителями. Содержание банного блока очень обширно: 1) диагностический раздел, подразумевающий выявление уровня готовности педагогов к работе по обозначенной проблеме; 2) методический раздел,         включающий педсоветы, консультации, деловые игры, тренинги, семинары-практикумы, работа по самообразованию воспитателей. (СЛАЙД 8) Контрольный блок подразумевает промежуточный и итоговый анализ работы учреждения с семьей и позволяет в дальнейшем наиболее эффективно планировать и организовывать деятельность общеобразовательного учреждения в указанном направлении.

       В соответствии с планом  педагог-психолог и выстраивает свою работу с родителями. При этом нужно учитывать, что лекционные формы работы с родителями малоэффективны, они не принимают во внимание  собственные запросы и жизненный опыт родителей, поэтому необходимо использовать всю палитру доступных психологу (СЛАЙД  9) методов и форм взаимодействия педагога-психолога с родителями. Опыт работы в нашей школе позволил выработать следующие как прямые, так и дистанционные методы работы с родителями:     

Методы работы педагога-психолога с родителями

Прямые ( выступления на родительских собраниях, опросы родителей по различной тематике, индивидуальное и групповое консультирование, участие и проведение различных форм, совместной деятельности, семинары практикумы «работа с семьей», обмен опыта работы на различном уровне и.т.д)

 Дистанционные ( работа на сайте школы, работа на горячей линии учреждения, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и функционирование уголка психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях выставок.)

       (СЛАЙД 10)  Многообразные выставки – это не только украшение нашей школы, но и одна из эффективнейших форм работы с родителями. Тематические выставки организуются психологом с целью привлечения родительского внимания к психологическим особенностям мира детей, укрепления установки на крепкую, дружную семью, а также повышения психологической грамотности родителей.

        В выставке представлены, совместные детско-родительские рисунки семьи и рисунки самих школьников.      

     (СЛАЙД 11) Сейчас уважаемые коллеги хочу перейти к практической части моего выступления, и выполнить вместе с вами  интересное упражнение, которое вы сможете применить в своей работе. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

  1. Сложите лист пополам.
  2. Оторвите правый верхний уголок.
  3. Опять сложите лист пополам.
  4. Снова оторвите правый верхний уголок.
  5. Сложите лист пополам.
  6. Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? Участники отвечают, что не нашли.

Ведущий: А почему? Как вы думаете?

Одинаковых людей нет, различны их способности, возможности и личные качества,поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

(Слайд 12). В заключение, хочется отметить, что какие бы формы работы с родителями ни выбирал психолог, главное – его личная заинтересованность в работе, доброжелательное отношение к детям и их родителям, а также систематический характер работы. Спасибо за внимание!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работа педагога-психолога с родителями начальной школы»

МБОУ «Украинская школа»

(Слайд 1) Формы и методы работы педагога-психолога

с родителями начальной школы


Необходимость организации работы педагога-психолога с родителями связана в первую очередь со стремлением способствовать созданию единой воспитательной среды, которая позволит максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка.

Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому психологическое просвещение родителей является важной задачей педагога-психолога. Ведь не секрет, что часто родители обращаются за помощью к психологу только в кризисных ситуациях. В этих условиях необходимо организовать профилактическое взаимодействие педагога-психолога с семьей, используя все многообразие форм и методов работы так, чтобы это направление стало востребованным со стороны родителей.

Особенно важно наладить контакт между родителями и педагогом-психологом именно с первых дней нахождения ребенка в школе, когда заинтересованность родителей в психологическом просвещении очень высока. Ведь родители особенно остро ощущают свою значимость в жизни ребенка с одной стороны, а с другой стороны – впервые сталкиваются с трудностями в детско-родительских отношениях, а так же с другими проблемами психологического характера. Если такой контакт будет налажен с первых дней обучения ребенка в школе, то это решит не только проблему повышения психологической грамотности родителей школьников, но и послужит в будущем надежной основой для построения взаимодействия родителей с учителями.

В работе с родителями особенно важен системный характер работы, а не разовые мероприятия, поэтому необходимо уделить большое внимание планированию. Перспективный план взаимодействия учреждения с семьями учеников разрабатывает педагог-психолог и завуч по воспитательной работе. Каждое образовательное учреждение выбирает такие формы работы с родителями, которые соответствуют его образовательной программе, его приоритетам, внутренней культуре. (СЛАЙД 2) В нашем МБОУ «Украинской школе» такой план работы включает в себя шесть блоков: рекламный, диагностический, просвещение родителей, всеобуч родителей, работа с педагогами и контрольный блок.

(СЛАЙД 3 ) Зачастую имеет место недооценка семьей роли общеобразовательного учреждения, поэтому одним из важнейших блоков является рекламный блок, подразумевающий пропаганду начального образования, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг. (СЛАЙД 4) Отбор содержания, средств, форм и методов взаимодействия с семьей невозможен без выявления образовательных потребностей семьи, уровня психолого-педагогической культуры родителей, без всестороннего изучения детско-родительских отношений, поэтому важнейшим звеном работы является диагностический блок. Он включает социологическое исследование семей, тематическое анкетирование и опросы, беседы и интервью, работу «анонимной почты», наблюдения. (СЛАЙД 5) Блок педагогического просвещения представляет собой непосредственное планирование форм и направлений взаимодействия. Сюда включены наглядная педагогическая пропаганда, родительские собрания, всевозможные формы методических мероприятий. (СЛАЙД 6) Логическим продолжением блока педагогического просвещения родителей является блок совместной деятельности учреждения и семьи. Он включает ряд мероприятий по привлечению родителей к участию во всех сторонах функционирования начальной школы: благоустройство учреждения, воспитательно-образовательная и досуговая работа с детьми. (СЛАЙД 7) Не все педагоги еще готовы к качественно новому взаимодействию с семьей, поэтому одним из важнейших направлений является блок подготовки педагогов учреждения к работе с родителями. Содержание банного блока очень обширно: 1) диагностический раздел, подразумевающий выявление уровня готовности педагогов к работе по обозначенной проблеме; 2) методический раздел, включающий педсоветы, консультации, деловые игры, тренинги, семинары-практикумы, работа по самообразованию воспитателей. (СЛАЙД 8) Контрольный блок подразумевает промежуточный и итоговый анализ работы учреждения с семьей и позволяет в дальнейшем наиболее эффективно планировать и организовывать деятельность общеобразовательного учреждения в указанном направлении.

В соответствии с планом педагог-психолог и выстраивает свою работу с родителями. При этом нужно учитывать, что лекционные формы работы с родителями малоэффективны, они не принимают во внимание собственные запросы и жизненный опыт родителей, поэтому необходимо использовать всю палитру доступных психологу (СЛАЙД 9) методов и форм взаимодействия педагога-психолога с родителями. Опыт работы в нашей школе позволил выработать следующие как прямые, так и дистанционные методы работы с родителями:

Методы работы педагога-психолога с родителями

Прямые ( выступления на родительских собраниях, опросы родителей по различной тематике, индивидуальное и групповое консультирование, участие и проведение различных форм, совместной деятельности, семинары практикумы «работа с семьей», обмен опыта работы на различном уровне и.т.д)

Дистанционные ( работа на сайте школы, работа на горячей линии учреждения, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и функционирование уголка психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях выставок.)


(СЛАЙД 10) Многообразные выставки – это не только украшение нашей школы, но и одна из эффективнейших форм работы с родителями. Тематические выставки организуются психологом с целью привлечения родительского внимания к психологическим особенностям мира детей, укрепления установки на крепкую, дружную семью, а также повышения психологической грамотности родителей.

В выставке представлены, совместные детско-родительские рисунки семьи и рисунки самих школьников.

(СЛАЙД 11) Сейчас уважаемые коллеги хочу перейти к практической части моего выступления, и выполнить вместе с вами интересное упражнение, которое вы сможете применить в своей работе. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

  1. Сложите лист пополам.

  2. Оторвите правый верхний уголок.

  3. Опять сложите лист пополам.

  4. Снова оторвите правый верхний уголок.

  5. Сложите лист пополам.

  6. Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? Участники отвечают, что не нашли.

Ведущий: А почему? Как вы думаете?

Одинаковых людей нет, различны их способности, возможности и личные качества ,поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.


(Слайд 12). В заключение, хочется отметить, что какие бы формы работы с родителями ни выбирал психолог, главное – его личная заинтересованность в работе, доброжелательное отношение к детям и их родителям, а также систематический характер работы. Спасибо за внимание!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формы и методы работа педагога-психолога с родителями начальной школы

Автор: Османова Эльвина Нуриевна

Дата: 18.05.2016

Номер свидетельства: 328195


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства