Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
МБОУ «Украинская школа»
(Слайд 1) Формы и методы работы педагога-психолога
с родителями начальной школы
Необходимость организации работы педагога-психолога с родителями связана в первую очередь со стремлением способствовать созданию единой воспитательной среды, которая позволит максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка.
Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому психологическое просвещение родителей является важной задачей педагога-психолога. Ведь не секрет, что часто родители обращаются за помощью к психологу только в кризисных ситуациях. В этих условиях необходимо организовать профилактическое взаимодействие педагога-психолога с семьей, используя все многообразие форм и методов работы так, чтобы это направление стало востребованным со стороны родителей.
Особенно важно наладить контакт между родителями и педагогом-психологом именно с первых дней нахождения ребенка в школе, когда заинтересованность родителей в психологическом просвещении очень высока. Ведь родители особенно остро ощущают свою значимость в жизни ребенка с одной стороны, а с другой стороны – впервые сталкиваются с трудностями в детско-родительских отношениях, а так же с другими проблемами психологического характера. Если такой контакт будет налажен с первых дней обучения ребенка в школе, то это решит не только проблему повышения психологической грамотности родителей школьников, но и послужит в будущем надежной основой для построения взаимодействия родителей с учителями.
В работе с родителями особенно важен системный характер работы, а не разовые мероприятия, поэтому необходимо уделить большое внимание планированию. Перспективный план взаимодействия учреждения с семьями учеников разрабатывает педагог-психолог и завуч по воспитательной работе. Каждое образовательное учреждение выбирает такие формы работы с родителями, которые соответствуют его образовательной программе, его приоритетам, внутренней культуре. (СЛАЙД 2) В нашем МБОУ «Украинской школе» такой план работы включает в себя шесть блоков: рекламный, диагностический, просвещение родителей, всеобуч родителей, работа с педагогами и контрольный блок.
(СЛАЙД 3 ) Зачастую имеет место недооценка семьей роли общеобразовательного учреждения, поэтому одним из важнейших блоков является рекламный блок, подразумевающий пропаганду начального образования, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг. (СЛАЙД 4) Отбор содержания, средств, форм и методов взаимодействия с семьей невозможен без выявления образовательных потребностей семьи, уровня психолого-педагогической культуры родителей, без всестороннего изучения детско-родительских отношений, поэтому важнейшим звеном работы является диагностический блок. Он включает социологическое исследование семей, тематическое анкетирование и опросы, беседы и интервью, работу «анонимной почты», наблюдения. (СЛАЙД 5) Блок педагогического просвещения представляет собой непосредственное планирование форм и направлений взаимодействия. Сюда включены наглядная педагогическая пропаганда, родительские собрания, всевозможные формы методических мероприятий. (СЛАЙД 6) Логическим продолжением блока педагогического просвещения родителей является блок совместной деятельности учреждения и семьи. Он включает ряд мероприятий по привлечению родителей к участию во всех сторонах функционирования начальной школы: благоустройство учреждения, воспитательно-образовательная и досуговая работа с детьми. (СЛАЙД 7) Не все педагоги еще готовы к качественно новому взаимодействию с семьей, поэтому одним из важнейших направлений является блок подготовки педагогов учреждения к работе с родителями. Содержание банного блока очень обширно: 1) диагностический раздел, подразумевающий выявление уровня готовности педагогов к работе по обозначенной проблеме; 2) методический раздел, включающий педсоветы, консультации, деловые игры, тренинги, семинары-практикумы, работа по самообразованию воспитателей. (СЛАЙД 8) Контрольный блок подразумевает промежуточный и итоговый анализ работы учреждения с семьей и позволяет в дальнейшем наиболее эффективно планировать и организовывать деятельность общеобразовательного учреждения в указанном направлении.
В соответствии с планом педагог-психолог и выстраивает свою работу с родителями. При этом нужно учитывать, что лекционные формы работы с родителями малоэффективны, они не принимают во внимание собственные запросы и жизненный опыт родителей, поэтому необходимо использовать всю палитру доступных психологу (СЛАЙД 9) методов и форм взаимодействия педагога-психолога с родителями. Опыт работы в нашей школе позволил выработать следующие как прямые, так и дистанционные методы работы с родителями:
Методы работы педагога-психолога с родителями
Прямые ( выступления на родительских собраниях, опросы родителей по различной тематике, индивидуальное и групповое консультирование, участие и проведение различных форм, совместной деятельности, семинары практикумы «работа с семьей», обмен опыта работы на различном уровне и.т.д)
Дистанционные ( работа на сайте школы, работа на горячей линии учреждения, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и функционирование уголка психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях выставок.)
(СЛАЙД 10) Многообразные выставки – это не только украшение нашей школы, но и одна из эффективнейших форм работы с родителями. Тематические выставки организуются психологом с целью привлечения родительского внимания к психологическим особенностям мира детей, укрепления установки на крепкую, дружную семью, а также повышения психологической грамотности родителей.
В выставке представлены, совместные детско-родительские рисунки семьи и рисунки самих школьников.
(СЛАЙД 11) Сейчас уважаемые коллеги хочу перейти к практической части моего выступления, и выполнить вместе с вами интересное упражнение, которое вы сможете применить в своей работе. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? Участники отвечают, что не нашли.
Ведущий: А почему? Как вы думаете?
Одинаковых людей нет, различны их способности, возможности и личные качества,поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
(Слайд 12). В заключение, хочется отметить, что какие бы формы работы с родителями ни выбирал психолог, главное – его личная заинтересованность в работе, доброжелательное отношение к детям и их родителям, а также систематический характер работы. Спасибо за внимание!
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт