Формы и методы работы классного руководителя с родителями.
Формы и методы работы классного руководителя с родителями.
Важным направлением деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы классного руководителя с родителями.»
Формы и методы работы классного руководителя с родителями
«Педагогика должна стать наукой для всех:
и для учителей, и для родителей».
В.А. Сухомлинский
Цель:
-создание условий для развития сотрудничества и расширения поля позитивного общения с семьей, реализация планов по организации совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Задачи:
-привлечь внимание родителей к современным изменениям в образовательном пространстве школы;
-внедрить в семейное воспитание традиций народной педагогики;
Важным направлением деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями.
Соответственно общение учителя и родителей строится через такие формы: общие классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, лекции, посещение семей, открытые уроки, а также совместные классные праздники.
Основная задача этой работы - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей является классное родительское собрание.
Выделяются следующие функции классного руководителя:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
4) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
5) взаимодействие с общественными организациями.
Еще одна функция работы школы и классного руководителя с родителями – это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности и т.д.).
Другое направление заботы классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания.
Что касается основных способов общения родителей и классных руководителей, то выделяются следующие способы взаимодействия:
организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей;
организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения;
использование средств телекоммуникации и регулярной почты;
разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
создание родительского клубы или центра в школе;
проведение неформальных встреч родителей, детей, и учителей( праздники и т.д.)
уважительное общение с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности
Таким образом, можно сказать, что в основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей
Формы работы с родителями
Индивидуальные: посещение на дому, приглашение в школу, индивидуальные консультации педагога, переписка.
Коллективные: классные родительские собрания, общешкольные родительские собрания, дни открытых дверей, концерты, выставки учебных работ, творческие отчеты.
Адаптация первоклассника.
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
Мои домашние задания.
Как развивать внимание и внимательность?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
Грубость и непонимание в семье.
Поощрение и наказание.
В своей работе учителя используют беседы в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми и учителем.
Огромную возможность сотрудничества классного руководителя с родителями детей дает проведение совместных классных праздников:
Для сплочения семей, вовлечение обучающихся в систематические занятия
физической культурой и спортом ежегодно проводится мероприятие «Папа, мама и я – спортивная семья».
Для передачи детям наследия устного народного творчества, традиций и обычаев наши родители ежегодно участвуют в традиционных национальных праздниках: «Зул», «Цаган Сар».
Для знакомства с русскими народными обычаями проводится праздник «Масленица». Родители готовят блины, символ праздника – чучело, костюм для него.
Для того, чтобы содействовать укреплению традиций семейного чтения проводится конкурс «Самая читающая семья». Итоги конкурса:
« Прощание с Азбукой», «Прощание с начальной школой»
В преддверии Дня защитника Отечества наши ребята приняли участие во Всероссийской акции РДШ«Армейский чемоданчик». В гостях у гимназистов присутствовал папа Коклданова Хонгора-Анатолий Владимирович (3б кл.). Он рассказал ребятам о своей службе в армии, показал армейский альбом. Ребята с большим интересом слушали его рассказ, рассматривали фотографии.
Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является подготовитель-ной. В 3б классе на классный час о профессиях был приглашён Ульджиев СаврАлексеевич – ветеринар Гашунского отделения ветеринарной службы по Яшкульскому району. Он рассказал о своей профессии. Особенно подчеркнул значимость профессии для сельской местности, потому что доктор может спасти одну жизнь, а ветеринар может спасти тысячи жизней, предотвратив эпидемии.
Во 2а, 2 б, 3 а классах учащиеся совместно с родителями подготовили и защитили проекты «Дерево профессий моей семьи»,«Профессия моихродителей», рассказыва-ли о важности каждой профессии своих членов семьи.
В 1 а, 1 б классах перед детьми выступили родители, представители разных профес-сий. Они рассказали об особенностях своей работы, о трудностях и буднях работы и т.д.
Новогодние утренники проводятся совместно с родителями: изготовление костюмов, праздничное оформление класса.
Гимназический конкурс «Хойр одн» проводится с целью укрепление творческого союза детей и родителей. Самые активные и раскрепощенные родители выходят на сцену нашего актового зала и с удовольствием со своими детьми исполняют песни.
Ежегодно заповедник «Черные земли» объявляет республиканский конкурсы скворечников «Домик для птиц»,кормушек «Покормите птиц». Это хорошая традиция, приучающая нас заботиться о братьях наших меньших, и замечательное творческое занятие, в котором принимают участие и дети, и родители.
Ежегодно проводится благотворительная акция ко Дню инвалидов «От сердца к сердцу». Она посвящена детям с ОВЗ. Эта работа направлена по воспитанию у школьников милосердия, сострадания, желания прийти на помощь; воспитывается уважение к окружающим людям. В данном мероприятии задействованы все дети и родители. В последние два года соблюдая все меры безопасности, активисты РДШ адресно доставляли сладкие подарки с поздравительными открытками в честь наступающих праздников «Зул» и Новый Год!
Учащиеся и родители 3 «а» класса МКОУ «ЯМГ им. Хаглышевой Е. К.», классный руководитель Сабирова Светлана Антоновна, присоединились к Всероссийской акции «Подари книгу». Всероссийский конкурс родительских комитетов «Лучший родительский комитет -2020». Самые активные родители всей страны впервые поделились лучшими проверен-ными практиками, как сделать жизнь детей интересной, а атмосферу в классе –дружной. Комитеты готовили визитки, ролики на тему воспитания, разрабатывали мероприятия. «Лучший родительский комитет 1-4 классов»- родительский комитет 3 б класса.
Всероссийский родительский форум РДШ состоялся в октябре 2021 года. На форуме от Республики Калмыкия присутствовала родительница 4 «а» класса Максаева Елена .
Ежегодно обучающиеся начальной школы участвуют в общешкольной онлайн-марафоне «В сердце ты у каждого, Победа!», посвященный Победы в Великой Отечественной войне.
В акции «Я помню! Я горжусь!» приняли участие многие уч-ся начальной школы. Они дали информацию о своих прадедушках, поместили их фотографии и все это выложили на своей странице, а также в группе РДШ в МКОУ «ЯМГ».
Акция «Окна Победы» проводилась в фомате онлайн. Родители совместно с детьми оформили окна своих квартир, домов с использованием рисунков, картинок, фотографий, надписей, посвященных Победе советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне, и последующего размещения в социальных сетях фотографий своих оформленных окон.
Одной из активных форм работы с родителями являются совместные экскурсии. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. 3 а, 4 а классы в 2021 году совершили школьный тур в город- герой Волгоград. Мы посетили памятник-ансамбль Мамаев Курган, музей - панораму «Сталинградская битва», дом сержанта Павлова, площадь Ленина, руины Мельницы, центральную набережную, Аллею Героев, площадь Павших Борцов.
«Школа будущего первоклассника»
Ежегодно у нас в школе работает «Школа будущего первоклассника». У ребят занятия проводятся по нескольким направлениям. До поступления ребенка в школу мы начинаем готовить родителей и будущих школьников к их новой позиции. В ходе общения учитель дает советы и рекомендации родителям будущих первоклассников о готовности ребенка к школе.
У каждого классного руководителя имеется родительский чат. Главная задача чата- информация.
Посещен ребенка на дому – это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если в семье возникла проблемная ситуация, необходимо бывать в семьях таких ребят, не оставляя их без поддержки и помощи. Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются классным руководителем и являются руководством к действию для последующих встреч с семьей.
Переписка с родителями. Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Использую сеть Интернет (Дневник.ру).Извещаю родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.
Два раза в год провожу открытые уроки. Такие уроки организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.
Большую помощь в организации взаимодействия родителей в обучении и воспитании детей оказывает родительский комитет, который избирается на первом собрании. В него входят активные, инициативные родители. Родительский комитет совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит совместную работу по оказанию помощи в воспитании детей класса.
Массовые мероприятия с родителями:
« Папа, мама и я – спортивная семья»,»Зул», « Цаган Сар», « Масленица»
подготовка поощрительных призов, подарков учащимся по итогам конкурсов, олимпиад и в конце учебного года с приглашением родителей;
конкурс “Мама, папа, я — уникальная семья”, традиционные русские праздники «Масленица», «Святки», семейных альбомов, «Древо моей семьи»;
совместный концерт родителей и учащихся по итогам учебного года;
фотовыставка “Семейное хобби, увлечения, занятия”, “Семейные традиции”, «Мое село Мысы;
совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки, походы и «День здоровья»;
В своей работе я спользую нетрадиционным формам работы с родителями::
Кружковая работа
Совместные праздники и вечера «
Творческие мастерские
Спортивные праздники с родителями «Папа, мама и я - спортивная семья»
Помощь в проведении трудовых дел
Экскурсионные поездки
День именинника
Папа, мама, я - читающая семья
Родители с удовольствием посещают внеклассные мероприятия и уроки. Благодаря проведению дней открытых дверей и внеклассных мероприятий, родители постоянно находятся в курсе дел класса, видят успехи и неудачи своих детей.
В моей работе с родителями помогает юнармейское движение. Родители принимают активное участие в работе этого движения.
Все рассмотренные формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся способствуют созданию благоприятной среды для организации школьного воспитательного процесса. Чем больше мы общаемся с родителями, а родители и дети с педагогами … Тем успешнее и образованнее будет ребенок!
В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:
Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)
Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.
Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
Анализ и оценка результатов воспитания или иными словами диагностика развития совместной деятельности семьи и школы.
Следующий раздел деятельности классного руководителя – работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию. И начинать свою деятельность классному руководителю следует с составления социального паспорта класса и индивидуальной карты работы с семьей, что уже является первичной диагностикой семьи ученика.
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Школой воспитания родителей, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания. Это основная форма коллективной работы учителя с семьями учащихся. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся.
Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных
Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования “Папа, мама, я — спортивная семья”, “На площадку в выходной мы выходим всей семьей” и праздники “Загляните в мамины глаза”, посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера “Встреча с профессией”, и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формыдосуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки и мероприятия, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи “Мир увлечений нашей семьи”, на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время.
Находит место в работе классного руководителя такая форма как интеллектуальные игры для родителей “Самая эрудированная семья”, “Кулинарные поединки”, “Ах, картошка” и другие. Обязательны совместные мероприятия с родителями по здоровому образу жизни(семинары, акции, викторины и др.) В методике можно выделить так называемые нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с семьей учащегося. К ним можно отнести следующие формы:
Родительские вечера
Родительские чтения
День открытых дверей
Индивидуальные консультации
Родительский лекторий
Групповые консультации
Тематические консультации
Ведение тетрадей общения
Внеклассные мероприятия с участием родителей
Тренинги
Родительские собрания с участием детей
Тематические мероприятия, проводимые родителями.
Презентация
Какие формы и методы может использовать классный руководитель в работе с родителями?
Рассмотрим, самые известные формы. Традиционные формы делятся на коллективные и индивидуальные. К традиционным формам относятся всем известные родительские собрания, конференции, родительские лектории, консультации. К индивидуальным формам относят: беседы, индивидуальные поручения, посещения на дому.
Например, Посещение семьи- эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, школе, информирует родителей об успехах их ребенка и т.д.
Родительские собрания- форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
К нетрадиционным формам работы относятся дискуссии, практикумы, круглые столы, устные журналы, тематические консультации и многое другое.
Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение проблемы и поиск решения.
Изучим подробно наиболее новые формы работы с родителями.
Такими формами являются :
Пресс – конференции с родителями желательно проводить в начале – конце учебного года. Такая форма работы отличается от обычного собрания тем, что для её проведения можно пригласить специалистов, администрацию школы с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Они проводятся в форме вопросов – ответов.
Родительские собрания, проводимые совместно с детьми. Проводится предварительная подготовительная работа с учащимися: составляется сценарий, распределяются роли, учатся тексты, готовятся дети – ведущие собрание. Родитель же приходят на собрание как обычно. Перед ними сидят их дети, они на этом собрании «учёные», «учителя», «директора школ» и т.п.. Дети рассказывают заранее выученные тексты по воспитанию в семье и в конце своего выступления просят родителей поделится опытом в области воспитания. Собрание обычно проходит на высоком уровне. Довольны бывают не только родители, но и ребята. Таким образом, обучаются не только родители, но и дети, а ведь они – будущие родители.
Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы. Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.
В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.
Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.
Все чаще в работе с родителями используются интерактивные формы работы. Особой популярностью пользуются исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.
Ни для кого не секрет, что использование компьютера значительно упростило жизнь людей. С развитием технологий в нашу жизнь входят и сетевые формы работы учителя с родителями.
С помощью компьютера и интернета возможно установить связь «учитель - родитель» и обратно. Всю необходимую информацию учитель может передавать родителям с помощью оповещения в различных соцсетях или специально созданной группе класса. Это позволяет родителям своевременно получать необходимую информацию, дает возможность проконсультироваться с учителем индивидуально, не отлучаюсь из дома.
Итак, мы рассмотрели самые основные формы работы классного руководителя с родителями.
Таким образом, проанализировав литературу по данной теме, удалось выявить, что существует множество различных форм и методов работы с родителями. Применение данных методов способствует включению родителей в жизнь класса и школы.
Можно сделать следующие выводы:
деятельность классного руководителя плодотворна и эффективна, если родителя с радостью идут на контакт, готовы к совместной работе.
объединение усилий классного руководителя и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных и воспитательных задач.
Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи: ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.
Библиографический список:
Байдельдинова Г.К. Семья и школа формируют человека. – Алма-Ата: «Мектеп», 1984.
Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. – М.: Просвещение, 1984.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(297) "Эффективные формы и методы взаимодействия классного руководителя и родителей ( статья из опыта работы учителя начальных классов Барышниковой Галины Михайловны"
["seo_title"] => string(154) "effiektivnyieformyimietodyvzaimodieistviiaklassnoghorukovoditieliairoditielieistatiaizopytarabotyuchitielianachalnykhklassovbaryshnikovoigalinymikhailovny"
["file_id"] => string(6) "323651"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1462014770"
}
}