Эффективные формы и методы взаимодействия классного руководителя и родителей ( статья из опыта работы учителя начальных классов Барышниковой Галины Михайловны
Эффективные формы и методы взаимодействия классного руководителя и родителей ( статья из опыта работы учителя начальных классов Барышниковой Галины Михайловны
В статье описана система работы классного руководителя начальных классов с родителями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эффективные формы и методы взаимодействия классного руководителя и родителей ( статья из опыта работы учителя начальных классов Барышниковой Галины Михайловны»
МОУ Гимназия № 4 Ворошиловского района Волгограда
Эффективные формы и методы взаимодействия классного руководителя и родителей ( статья из опыта работы учителя начальных классов Барышниковой Галины Михайловны).
“Два человеческих изобретения
можно считать самыми трудными,
а именно: искусство управлять и
искусство воспитывать…”
И. Кант
Цель: обобщить и распространить систему работы в качестве классного руководителя в начальных классах.
Задачи:
-систематизировать материал по теме;
-поделиться опытом работы с молодыми классными руководителями;
-представить внеклассное мероприятие, сценарий родительского собрания и урок по математике по данной теме.
Новизна: создание буклета-путеводителя для начинающего классного руководителя.
Сегодня в значительной степени возросла ответственность учителя за судьбу каждого ученика в личностном и профессиональном значении.
Современное общество ставит перед учителем задачу подготовить выпускника, способного ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Встает проблема: как в условиях жестокой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека.
Начинать нужно с себя. На мой взгляд, воспитать высоконравственную личность с активной жизненной позицией может только личность. Поэтому основными качествами классного руководителя являются: гуманность, гражданственность, ответственность за себя и других, коммуникабельность, доброжелательность, способность к креативному мышлению, стильность и современность, стремление к личностному и профессиональному саморазвитию, стремление к общей и педагогической культуре. Немаловажную роль играют такие качества как: общая эрудиция, высокий уровень знания в области психологии и педагогики, наличие чувства юмора.
Кроме того, я считаю, что учитель должен обладать высоким профессиональным уровнем, включающим в себя: академические знания в разных областях, владеть методами и приемами обучения и воспитания.
Я являюсь классным руководителем начальной школы, имею большой опыт работы, поэтому осознаю, что классный руководитель должен работать в тандеме с родителями. Ведь даже знаменитый психолог П.П.Блонский писал: «Нельзя воспитывать ребёнка, не воспитывая его родителей».
Первый этап. Осознаю, что для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Прежде чем выработать систему работу с родителями, собираю сведения о семьях своих учеников, изучаю мнения школьного психолога и логопеда гимназии, провожу индивидуальные беседы с родителями, мини – собрания. Вся собранная мной информация ляжет в основу социального паспорта класса и будет год от года дополняться.
А пока первое родительское собрание, на котором провела анкетирование, позволяющее выполнить диагностическое исследования. Пообщалась с социально-психологической службой и лишь после проведения опроса и знакомства с родителями разработала систему работы с родителями.
Включила ряд аспектов для организации социального взаимодействия классного руководителя с семьей:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей,
- знакомство с бытовыми условиями учащихся;
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала;
- составление программ совместных действий;
- анализ результатов совместной воспитательной деятельности;
Считаю очень важным опираться на положительный опыт семейного воспитания, используя его в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между учителем и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Второй этап . Каждый классный руководитель должен чётко сформулировать задачи и направления взаимодействия с родителями. Но они будут достигнуты только в том случае, если в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны. Перед родителями был поставлен вопрос: «Что вы ждете от школы?» Результаты опроса:
Высокий уровень образования – 89 %
Сохранение психологического и физического здоровья детей - 76%
Повышение культуры – 43%
Ответы характеризуют уровень родителей.
Мои задачи, как классного руководителя, прислушаться к мнению родителей, но на «повышение культуры учащихся» все же акцент будет сделан, так как дети наше будущее, и они – ученики должны быть высоконравственными и культурными , а перед собой ставлю
ЦЕЛЬ:
объединить усилия семьи и гимназии, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья- гимназия».
ЗАДАЧИ:
-информирование родителей о результатах учебы ребят;
-психолого-педагогический всеобуч родителей;
-организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов с целью развитие познавательных интересов;
-повышение информационной и коммуникативной культуры учащихся;
-пропаганда здорового образа жизни;
-организация работы «Университета педагогических знаний» .
ФОРМЫ РАБОТЫ :
-тематические родительские собрания с привлечением психолога гимназии, учителя – логопеда, медицинских работников.
-праздники «Мир моей семьи» (семейные традиции и праздники).
Третий этап. Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков. «Университет педагогических знаний» как одна из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы.
В работу «Университета» вовлекаются не только педагоги гимназии, работающие в классе, но и работники социально – психологической службы гимназии , медики. Необходимо познакомить родителей с нормативно – правовой документацией гимназии.
Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний.
4) Четвертое направление - вовлечение родителей в органы школьного самоуправления. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе гимназии.
И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у учителей цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.
Нельзя, чтобы как в басне Крылова: «Лебедь рак и щука» была разобщенность, несогласованность в воспитании.
Основными условиями её реализации могут быть:
родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;
Взаимодействие учителя с родителями строиться на основе сотрудничества, партнерства, взаимоуважения.
Использую современные телекоммуникационные средства в общении с родителями и учащимися, мобильный телефон, 28 семей класса активные пользователи сети, это позволяет своевременно и точно информировать родителей о положении дел в классе в отношении их ребенка. Участвую в программе реализации электронного дневника. 28 родителя написали заявления и зарегистрировались на портале. В своей деятельности реализую и традиционные формы работы с родителями, использует в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, изучила материальное положение, моральный климат каждой семьи, даю советы, рекомендации по воспитанию детей. Стилю общения с родителями я придаю большое значение. Диалог – это ведущая форма общения. Работа с родителями ведётся в соответствии с планом воспитательной работы в классе.
Следует творчески подходить к планированию и проведению родительских собраний, используя новинки педагогической литературы, например собрание 2 собрание прошло по теме: «Поощрения и наказания в воспитании ребенка», в форме диспута. На классных часах и родительских собраниях частым гостем является психолог гимназии.
Родительские собрания проводятся в классе согласно плану, утвержденному в начале учебного года директором гимназии.
Тематика родительских собраний 2014 - 2015 г.
Время проведения
Тема собрания
Форма проведения
Явка родителей
1 собра
ние
«Адаптация первоклассника к школе. Презентация учебных планов на 1 класс. Участие родителей в учебно – воспитательном процессе 1 –А класса».
Собрание-диалог
28 чел. из 28родителей
2 собра
ние
«Режим дня школьника – залог успешной учебы»
Круглый стол
( с приглашением социально – психологической службы гимназии)
26чел.
3 собра
ние
«Пути формирования сознательного интереса к обучению у учащихся 1 класса»
Собрание практикум
27 чел.
4 собра
ние
«Мир увлечений вашего ребенка. Одаренные дети. Степень влияния педагогов и родителей на их развитие»
Собрание – лекция
28 чел.
5 собра
ние
«Здоровая семья- здоровые дети»
Круглый стол
26 чел.
Явка родителей на родительские собрания высокая. (94%- 100%). Родители оказывают помощь во всех делах коллектива, проявляют интерес ко всем успехам и неуспехам детей. Проявляют интерес к жизни классного коллектива.
В классе избран и работает родительский комитет, в составе 3 человек. В конце триместра совместно с родительским комитетом подвожу итоги работы, это одна из форм реализации педагогического сотрудничества. Гимназия и родители, как союзники, совместно решают задачи.
Схема взаимодействия классного руководителями с родителями
Четвертый этап: Реализация поставленной цели и задач.
В детстве закладываются традиции семейного воспитания.
«Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и обсуждать других людей.
Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.
Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.
Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины» (Дороти Нолт).
Следовательно, дети должны жить расти и развиваться в любви и взаимопонимании.
В моем классе, к счастью, немало детей, которые растут именно в благополучных семьях.
Воспитание, начатое в семье, продолжается в школе. П.Ф. Лесгавт считал, что упущенное семейное воспитание должно быть исправлено в школе.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и методами семейного воспитания, порой осуществляют его вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния семьи
Параллельно с воспитанием детей следует регулярно и монотонно проводить педагогическое просвещение родителей и повышать их культуру. Для этого провожу: педагогические лектории, специальные семинары по запланированным темам:
1. Создание условий для развития творчества ребёнка, подростка в семье.
2. Ориентация ребёнка на здоровый образ жизни.
3. Как помочь ребёнку учиться?
4. Как организовать досуг и отдых ребёнка в семье?
5. Стиль взаимопонимания родителей и детей в семье.
6. Семейные конфликты и способы их разрешения.
7 .Воспитывай не слово, а делом.
8. Проблема полового воспитания в семье.
9. Трудовое воспитание в семье.
10. Как воспитывать трудного, капризного ребёнка в семье.
11. Творчески одарённые дети – как их распознать и воспитывать?
Центральная задача семейного воспитания - создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно физически здоровой личности.
Вот несколько «правил семейной жизни», которые и создают благоприятный климат в семье:
СЕМЬ ПРАВИЛ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
1. Cтремиться, насколько это возможно, достигать в семье согласия и взаимопонимания.
2. Ориентироваться на доброжелательный стиль общения в семье.
3. И трудности, и радости, и неудачи, и успехи – все вместе.
4. Почитать старших и помогать младшим.
5. Чередовать труд и отдых.
6. Поддерживать и развивать семейные традиции и праздники.
7. Стремиться проводить воскресные дни вместе.
Естественно, этих правил больше. В хорошо организованных семьях всё чётко определено: кто что делает и за что отвечает.
Для детей также могут быть сформулированы некоторые правила поведения. Вот, например.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
1. Почитай мать и отца.
2. Проявляй к родителям внимание.
3. Расспрашивай их о прошлом, о том, как они поступали в той или иной ситуации.
4. Создавай атмосферу доверия, не веди себя как партизан.
5. Проявляй инициативу, помогай родителям в их делах.
6. Проявляй самостоятельность, а для этого обращайся за помощью к родителям только в крайних случаях.
7. Не обрушивай на голову родителей невыполнимые или трудновыполнимые требования.
8. Имея постоянные поручения в семье, ответственно их выполняй.
В условиях кризисного положения современной семьи решить проблемы семейного воспитания невозможно за счёт разрозненных и эпизодических мер. Решение выдвинутых задач в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся, семьи, школы, общественности, от общей педагогической культуры родителей и всего социума. Поднять педагогическую культуру населения, улучшить семейное воспитание призвана система педагогического сопровождения семьи и всеобуча родителей.
Освещая основные задачи и содержание семейного воспитания, необходимо вооружать родителей конкретными методами и приёмами воспитательной работы с детьми с учётом особенностей формирования личности на каждом возрастном этапе, специфических воспитательных средств, которыми располагает семья. Самые эффективные средства воспитания в семье - это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально - нравственный климат. Особую роль в этом плане приобретают такие категории, как уважение к традициям семьи, к матери, к отцу, к старшему поколению.
Стиль воспитания в семье определяется преобладанием тех или иных методов воспитания, однако необходимо учитывать возрастные особенности детей, связанные с переходом от детства к отрочеству, от отрочества к юности.
Человечество развивает и улучшает себя через воспитание детей. Это самое великое из всех дел человеческих.
Среди других целей, вытекающих из вышеуказанной:
повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства в сознании ребенка;
создание условий для выполнения семьей воспитательной, психологической функций;
утверждение семейных ценностей, таких, как уважение к матери и отцу, к женщине, к старшим членам семьи;
любовь к детям и забота о них, взаимопомощь и помощь нетрудоспособным членам семьи, посильный вклад каждого в создание материальной основы семьи;
полноценное внутрисемейное общение;
совместное проведение досуга;
самореализация и самораскрытие личности взрослого и ребенка, а также общечеловеческих ценностей, в числе которых - здоровье;
активная трудовая и общественная деятельность;
познание, развитие и творчество;
передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода;
трансляция через семью культурных традиций своего народа, включая обычаи, обряды, национальный язык;
национальное самоуважение и преданность своей Родине, государству.
Практические советы для работы с родителями
Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов.
Следует отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений. В связи с этим рассмотрим некоторые правила и советы специалистов:
1. Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).
2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему.
3. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка.
4. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично).
5.Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.
Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:
- удалось избежать противостояния и конфронтации;
- удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений;
- удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку;
- обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.
И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика.
Классному руководителю особенно важно постоянно совершенствовать культуру педагогического общения, опираясь на принцип « Не навреди!» и соответствующие ему правила.
Семь педагогических правил принципа «Не навреди!»
1. Не высмеивать публично промахи и ошибки учащихся, так как это приводит к их замкнутости.
2. Не разрушать веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки.
3. Не упрекать ученика без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство вины.
4. Не допускать проявление у учащихся чувство агрессивности и вражды.
5. Не убивать у учащихся веру в свои силы и способности.
6. Не допускать нетерпимого отношения учащихся к чужой вере и инакомыслию.
7. Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях с учащимися.
В деятельности особенно начинающего классного руководителя определённые трудности возникают в процессе общения и взаимодействия с родителями. В этом направлении его работы могут быть следующие педагогические советы.
Как общаться с родителями ваших учеников?
1.Общаясь с родителями, обращайтесь к ним по имени и отчеству.
2.Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.
3.Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания.
4.В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.
5.Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь…»
В заключении хочется подчеркнуть: cпособность к общению — профессиональное качество учителя.
Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены - так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них и любить их и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей - благородный и отзывчивый – к нему идём всю жизнь.
Демокрит в свое время писал: «Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последнее приобретено ценою большого труда, в случае же неудачи, горе несравнимо ни с каким другим». Эти слова являются для меня девизом.