формы и методы взаимодействия классного руководителя и родителей учащихся
Формы и методы взаимодействия классного руководителя и родителей учащихся
Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.
В.А. Сухомлинский
Цени превыше всех открытий, Устои жизненные чтя,
Три мира воедино слитых,
Семью, учителя, дитя.
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа – это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы классного руководителя с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями. Ведь все мы педагоги, работающие с младшими школьниками, знаем, какие тревожные чувства и опасения вызывает начало обучения в школе, как у детей, так и у их родителей. Поэтому свою работу с родителями я организую по возможности схожей с той работой, которую провожу с их детьми, так как интересы и тех и других, связанные с учебно-воспитательным процессом, практически одинаковы.
Среди родителей учащихся начальной школы было проведено анкетирование, целью которого было исследование частоты обращения родителей по вопросам обучения воспитания детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«формы и методы взаимодействия классного руководителя и родителей учащихся»
Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. В.А. Сухомлинский
Цени превыше всех открытий, Устои жизненные чтя,
Три мира воедино слитых,
Семью, учителя, дитя.
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа – это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы классного руководителя с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями. Ведь все мы педагоги, работающие с младшими школьниками, знаем, какие тревожные чувства и опасения вызывает начало обучения в школе, как у детей, так и у их родителей. Поэтому свою работу с родителями я организую по возможности схожей с той работой, которую провожу с их детьми, так как интересы и тех и других, связанные с учебно-воспитательным процессом, практически одинаковы.
Среди родителей учащихся начальной школы было проведено анкетирование, целью которого было исследование частоты обращения родителей по вопросам обучения воспитания детей.
Пятая часть родителей (24%), активно интересующихся школьной жизнью детей, в основном приходится на родителей первоклассников.
Из представленной диаграммы результатов анкетирования видно, что большинство родителей (42%) интересуются успехами и трудностями ребенка, желают получить консультацию в вопросах обучения и воспитания у педагога раз в четверть.
7% родителей обращаются в школу всего один раз в полугодие. Не проявляют самостоятельного интереса к жизни ребенка в школе,
Приходят только по вызову классного руководителя 5% родителей.
Таким образом, настораживает тот факт, что у родителей постепенно (с 1 по 4 класс) ослабевает заинтересованность в сотрудничестве со школой, перестают видеть в ней партнера в воспитании ребенка.
Для обеспечения нормального физического и психического здоровья младших школьников взаимодействие семьи и школы осуществляю по следующим направлениям:
Классный руководитель + семья
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс
Участие семьи в управлении учебно- воспитательным процессом
Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, в своей практической работе с родителями младших школьников я использую коллективные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия. Причём во всех случаях реализую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:
Формы работы с родителями
Коллективные
Индивидуальные
Групповые
Работа с классным родительским комитетом, анкетирование, тренинги
Беседы, консультации, поручения
Посещение на дому
Родительские собрания , круглый стол, лекции , конференции, дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов
Этапы реализации взаимодействия с родителями
«Ступеньки к успеху».
1 ступенька.Создание памятки для классного руководителя «Из чего складывается сотрудничество с родителями».(Приложение №1)
2 ступенька. «Давайте познакомимся!» (Приложение №2) План беседы с родителями для получения общих сведений о семье школьника.
3 ступенька. Примерная программа изучения семьи школьника. Создание «Карточки семьи» или Социального паспорта класса.(Приложение№3,4)
Методы изучения семьи.
Наиболее распространенными методами работы с родителями являются:
диагностика,
консультация, тренинг,
наблюдения,
беседа,
тестирование и анкетирование,
сочинение как метод изучения семьи,
метод обобщения независимых характеристик,
педагогическая гостиная.
4 Ступенька. Вовлечение родителей в воспитательный процесс. «Работаем вместе!»
5 ступенька.
Совместная деятельность школы и семьи. (Приложения №5-10): Партнерство.
1.Индивидуальные и коллективные формы взамодействия.
2.Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия.
6 ступенька.
Анкетирование, диагностика, организация тренингов.(Приложение 11).
Все эти активные формы взаимодействия с родителями являются важными условиями для раскрытия творческого потенциала семьи.
Хочется остановиться более подробно на некоторых формах работы с родителями, которые использую в своей практической деятельности.
С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей добиваюсь того, чтобы и дети, и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье, стараюсь заинтересовать родителей школьной жизнью, даю возможность проявлять инициативу, а также поддерживаю родителей во всех делах класса и школы. Своё сотрудничество начинаю с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей родителей. В работе с семьёй использую различные способы выявления талантов у родителей, для того, чтобы они могли выполнять поручения по своим интересам. Каждый родитель предлагает то, что может.
Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя с родителями является родительское собрание.
В своей работе я использую разные формы проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает мне сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Темы родительских собраний могут быть самыми разнообразными:
*Гармония общения - залог психического здоровья ребёнка.
*Счастливая семья. Какая она?
*Единство семьи и школы.
*Роль самооценки в формировании личности.
*Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка и др.
*Трудности адаптации первоклассника
Тематику своих же родительских собраний планирую исходя из состава класса, уровня обученности и воспитанности учащихся. Многие классные родительские собрания провожу с участием детей, например: " Гармония общения – залог психического здоровья ребёнка". Готовясь к этому собранию, дети писали сочинения, рисовали рисунки на тему "Моя семья", готовили номера художественной самодеятельности. Во время собрания проводилась работа по группам, где родители обсуждали различные ситуации, делились своим мнением по воспитанию детей. Дети же учились общаться, ладить друг с другом и с чужими взрослыми, имели возможность оценить своих родителей "со стороны", а родители имели возможность увидеть, какое место занимает их ребёнок в коллективе, как к нему относятся одноклассники и как он относится к ним.
Очень интересно прошло собрание "Счастливая семья. Какая она?". Форма проведения – круглый стол. Подготовку к собранию организовали задолго до дня его проведения: разучивали песни, готовили конкурсы, каждая семья представляла рисунок "Моя родословная", где было изображено генеалогическое древо всей семьи, была организована выставка творческих работ членов семьи, а также семейные альбомы с самыми смешными фотографиями. На собрание пришли целыми семьями, где родители смогли поделиться своим опытом по созданию счастливой семьи. Собрание закончилось чаепитием.
Подготовить многие собрания мне помогают родители: уютно оформляют класс, расставляют столы, пишут плакаты о воспитании.
Первое родительское собрание является, как правило, организационным, поэтому каждый год провожу его обычно в начале сентября. На этом собрании вместе с родителями намечаем план воспитательной работы на весь год. Вместе намечаем индивидуальные линии работы. Родители отмечают, какие консультации хотели бы получить в течение года.
В конце года обязательно провожу итоговое родительское собрание, на котором родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, для этого обязательно готовлю выставки лучших тетрадей, дневников, учебников, а также концерт. Уходя с этого собрания, каждый родитель забирает работы своего ребёнка, которые проводились в течение года и хранят в портфолио. Эти работы потом пригодятся нам в выпускном классе.
Не менее важная форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив – это родительские вечера. Родительские вечера провожу в каждом классе 1 раз в 4 года без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с другими родителями, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Например, набирая своих будущих первоклассников, я провел родительский вечер на тему "Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?".
Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Вашему вниманию предлагаю темы родительских вечеров, которые мною были проведены:
Год рождения ребенка, каким он был, этот первый год?
Первые книжки ребенка.
Друзья моего ребенка.
Праздники нашей семьи.
"Можно" и "нельзя" в нашей семье.
Дни рождения нашей семьи. Как мы их празднуем?
Песни, которые пели мы и поют наши дети.
Школьная форма. За и против.
Такие темы вечеров позволяют не только высказывать своё мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, чему-то научиться, сделать определённые выводы. Некоторые родительские вечера провожу в форме вопросов и ответов. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две - три семьи, так как у них могут быть разные позиции, разные мнения. Так, например, проведя родительский вечер "Школьная форма. За и против" все родители пришли к единому мнению, что форма нужна.
Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребенке провожу индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к таким консультациям, определяю заранее ряд вопросов, ответы на которые помогают в планировании воспитательной работы с классом, даю родителям возможность рассказать об их ребёнке всё то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке:
особенности здоровья ребенка;
его увлечения, интересы;
предпочтения в общении в семье;
поведенческие реакции;
особенности характера;
мотивация учения;
моральные ценности семьи.
Тематические консультации провожу по запросам самих родителей, если они сталкиваются с какой-либо проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Если проблема общая, выношу её на собрание, если индивидуальная, то подбираю литературу, организую встречу, даю советы к кому обратиться, у которых аналогичная ситуация уже разрешена. Из опыта работы с семьёй предлагаю следующие темы консультаций для родителей:
Адаптация первоклассника.
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
Как развивать плохую память ребенка?
Как развивать внимание и внимательность?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
Грубость и непонимание в семье.
Правда и ложь.
При сотрудничестве классного руководителя с семьёй большое воспитательное значение имеет беседа. В своей работе беседу использую в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми и учителем. При работе с родителями проводила беседы по следующим темам:
Если ребёнок лжёт?
Детская неблагодарность.
Мой ребёнок и его друзья.
На чём основано взаимопонимание.
Детская агрессия.
Тревожность детей. К чему она может привести?
Что нужно знать о леворукости ребёнка?
Важной формой просвещения родителей являются конференции, которые расширяют, углубляют и закрепляют знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Конференции для родителей провожу не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовим с ребятами фотовыставки, книжные выставки по теме конференции, выставки работ учащихся, музыкальные программы, разрабатываю и раздаю родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей. Мною были проведены конференции:
Книга и её роль в жизни.
Вредные привычки и как с ними бороться.
Культура общения со сверстниками и взрослыми.
Ваш малыш - школьник. Режим дня первоклассника.
Физическое здоровье ребенка – залог успешности учебной деятельности.
Игра в жизни ребенка.
Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме и другие:
Важной и продуктивной формой при работе с родителями являются лектории, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. С этой целью мною были проведены лектории:
Воспитание сознательной дисциплины и ответственности у детей.
Как помочь ребёнку учиться.
Семейные традиции и праздники.
Трудовое воспитание в семье.
Телевизор в жизни семьи и первоклассника и др.
Хорошей дискуссионной формой просвещения родителей являются диспуты. Проведение диспутов в начальной школе просто необходимо, так как многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая возможности и способности своих детей. Диспуты провожу с той целью, чтобы родители могли убедиться в правоте своих методов воспитания, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так. С этой целью были проведены диспуты:
О разумной родительской любви.
Как вырастить ребёнка нравственным.
Режим дня в жизни школьника.
Поощрение и наказание как методы воспитания.
Нужно ли воспитывать в ребёнке патриотизм?
Эти темы диспутов позволили включить родителей в обсуждение важнейших вопросов по проблемам воспитания детей.
Не менее важная форма взаимодействия семьи и классного руководителя – это ежедневная связь с родителями, которую осуществляю через дневники, где отображаю всю информацию о прожитом дне, об успехах и тревогах.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность. Главная задача воспитательной работы классного руководителя — это реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Эту форму сотрудничества считаю очень эффективной, ведь во время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей для общения детей и родителей. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно влияют на формирование личности.
Для организации совместной деятельности родителей и детей использую различные формы, например:
Формы познавательной деятельности:
Дни открытых уроков.
Праздники знаний и творчества.
Турниры знатоков.
Совместные олимпиады.
Выпуск предметных газет и др.
Формы трудовой деятельности:
Оформление кабинета.
Благоустройство и озеленение школьного двора.
Посадка аллей.
Создание классной библиотеки.
Выставки "Мир наших увлечений" и др.
Формы досуга:
Совместные праздники: праздник первого десятка, Прощание с Азбукой, , День туриста, Прощай , начальная школа.
Подготовка концертов, спектаклей : праздники Мисс-Осень, День матери, Новогодний карнавал, Смотр строя и песни «Статен в строю, силён в бою», День птиц
Соревнования.
Конкурсы.
КВНы.
Экскурсионные поездки и др.
Широкое распространение получили семейные праздники:
Мы школьниками стали.
Праздник первой отметки.
День матери.
День отца.
День именинника и многие другие.
Игровые и спортивные семейные конкурсы:
"Папа, мама и я - спортивная семья".
"Папа, мама, я - читающая семья".
"Музыкальная семья".
"Нам вместе весело".
"Дочки и мамы".
"Папы могут всё что угодно".
Родители с удовольствием посещают внеклассные мероприятия и уроки. Благодаря проведению дней открытых дверей и внеклассных мероприятий, родители постоянно находятся в курсе дел класса, видят успехи и неудачи своих детей.
Подводя итог своего выступления, хочется отметить, что мои родители – отличные помощники. Все наши школьные праздники проходят с их участием. Сыграть роль, придумать конкурсы и всякие развлечения, оформить класс, изготовить костюмы, поощрительные призы, помочь накрыть стол для детей, оказать шефскую помощь с неблагополучными детьми, да и многое другое – всё это по плечу моим родителям.
Анкеты показывают, что и дети, и взрослые остаются, довольны таким сотрудничеством. И когда приходит пора расставаться, нам всегда трудно.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами, которые помогают вырастить физически и социально здорового младшего школьника.