Формы и методы работы классного руководителя с родителями
Формы и методы работы классного руководителя с родителями
Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями. Наиболее эффективными формами работы считаю родительские собрания и мероприятия. Одно из последних собраний было направлено на интеллектуальное развитие ребенка в начальной школе, которое мною было разработано в рамках экспериментальной площадки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы классного руководителя с родителями»
Формы и методы работы классного руководителя с родителями.
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега»
(Лев Кассиль)
Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями.
Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы и методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребенка. Иными словами, необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребенку стать полноценной личностью в современной жизни.
В практической работе с родителями учащихся я использую разные формы взаимодействия, как коллективные, так и индивидуальные. Причем в том и другом случае, реализую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:
живой разговор
телефонный звонок
опросники и анкеты
посещение занятий
родительские собрания
помощь в организации деятельности
досуговые мероприятия
совместное творчество
индивидуальные консультации
посещение детей на дому
благодарственные письма
родительский мастер-класс
родительские лектории
информационный стенд
совместные занятия
КТД
родительские гостиные
Наиболее эффективными формами работы считаю родительские собрания и мероприятия. Одно из последних собраний было направлено на интеллектуальное развитие ребенка в начальной школе, которое нами было разработано в рамках экспериментальной площадки. Расскажу о нем поподробнее.
Собрание началось с лекции школьного психолога, которая рассказала, что успехи ребенка в начальной школе зависят от того, насколько он развит интеллектуально.
Большинство ученых-психологов считают, что для формирования интеллектуальных умений необходимо развивать у детей:
внимание;
память;
мышление;
воображение;
речь.
Дала рекомендации для родителей, как они могут помочь ребенку в развитии умственных способностей.
Внимание
Развитию внимания способствуют игры типа:
«Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет расположение предметов);
«Чего не стало?» (убирается что-то одно);
упражнение «Корректурная проба» (предлагается найти и зачеркнуть повторяющиеся элементы) и некоторые другие методики.
Память
В начальных классах память развивают при помощи заучивания стихов, правил по русскому языку, пересказа. Для этого применяют опорные схемы, ориентируют детей на осмысление материала.
Мышление
Суть работы по развитию мышления у младших школьников состоит в том, чтобы научить их мыслить обобщенно, заложить основы теоретического познания. До школы малыш рассуждает относительно себя (лето пролетело быстро, а ждать маму в детском саду – долго). Теперь нужно понять, что существуют способы мышления, выработанные человечеством, и большинство закономерностей не зависят от наших внутренних ощущений (лето длится три месяца, а мама приходит через 8-10 часов).
Воображение
Впрочем, само по себе мышление еще не гарантирует появления новых изобретений, произведений искусства, открытий в области математики и других наук. Творческие достижения возможны благодаря воображению. Дети в возрасте от 7 до 11 лет неплохо фантазируют, сочиняют, придумывают несуществующих друзей и сказочные страны. Без руководства педагога или психолога воображение становится неуправляемым, и ребенок испытывает страхи или застревает в своих фантазиях. Предупредить ситуацию помогут занятия творчеством: рисование; создание музыкальных композиций; сочинение стихов и т. д.
Речь
У ученика 1-4 классов речь становится более произвольной. Ребенок обдумывает свои высказывания, пытается подобрать нужные слова, пробует выражать мысли письменно, использует разнообразные синонимы, омонимы, антонимы, сложные предложения. Для этого возраста характерно языковое чутье, поэтому дети с удовольствием подбирают рифмы и ассоциации к словам, отгадывают загадки, решают ребусы и кроссворды. Такие упражнения также полезны для повышения интеллекта.
Следующая часть нашего собрания проходила в присутствии учащихся. Состоялся интеллектуальный поединок, на котором наши девочки и мальчики пытались доказать, что дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. А задания в поединке подобраны как раз на развитие памяти, внимания, воображения и речи.
Играли две команды. Команда родителей и команда учащихся (по 6 человек), а болельщики помогали своим командам. Следить за ходом поединка мы попросили многоуважаемое жюри (родители.) За каждый правильный ответ команда получала 1очко. Подсчет очков провели в конце игры.
Команды получали задания и выполняли коллективно. Но каждая команда должна иметь свое название. Для этого провели игру. На каждом столе лежат конверт. Задания для всех команд одинаковые: на конвертах имеются буквы. Все должны собрать название своей команды.
1 тур "Собери название команды"
ИМОГРАТЕ КИТОЗНА
ГРАМОТЕИ ЗНАТОКИ
(Кто первый отгадает название команды, тот назначается капитаном.)
На доске появляются названия команд: «Знатоки», «Грамотеи» и таблички для записи баллов.
2 тур "Конкурс капитанов"
Каждому капитану команды предъявляется таблица Шульте (вывешивается на доску), по команде игроки начинают называть вслух и показывать числа от 1 до 25. Побеждает тот, кто назовет и покажет все числа первым. Если закончат одновременно, можно озвучить обратный счет.
3 тур "Фантазеры"
Я предлагаю оживить геометрические фигуры - дорисовать их до изображения, какого - либо предмета. Команда "Знатоки" будет оживлять круг, команда «Грамотеи»- квадрат, а команда «Болельщиков» - треугольник.
4 тур "Чей рассказ лучше?"
Командам дается задание написать рассказ, в котором обязательно все слова должны начинаться на букву «П». (Участники пишут по 2-3 фразы). Все рассказы зачитываются, определяется лучший.
А пока команды заняты этим делом, у меня есть задание для болельщиков команд.
Отгадайте ребусы.
5 тур "Интеллектуальный бой"
Каждая команда по очереди из мешочка берет бочонок с номером вопроса. Ведущий зачитывает вопрос, команды начинают обсуждение. Максимальное время совещания игроков – 60 секунд. Когда команда готова дать ответ, она поднимает сигнальную карточку. Если команда дает верный ответ, она зарабатывает одно очко. Если нет, то вторая команда может продолжить совещание до окончания минуты. Вторая команда получает балл, если даст правильный ответ. Если верного ответа не дала ни одна команда, то ведущий сам называет его и переходит к следующему вопросу.
1. Победа в шахматной партии. (Мат)
2. Металлический или пластмассовый колпачок на палец для шитья. (Напёрсток)
3. В нём шила не утаишь. В чём? (В мешке) и. т.д.
Наша игра пришла к финалу.
Мы потрудились все на славу.
Пора итоги подводить,
Не грех команды наградить!
Пока наше жюри совещалось, для родителей, прозвучала «Лесная песенка» в исполнении вокальной группы нашего класса.
Жюри огласило результаты и конечно дети оказались умнее, быстрее, смышленее взрослых.
Победителям вручили сладкие призы.
И на последок я произнесла родителям такие слова:
Не забывайте похвалить своего ребенка за выученные стихи, песни или рассказы, или какие-либо другие выполненные им дела.
Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
Снабжайте ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
Приучайте его самостоятельно мыслить.
Помогайте ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
Побуждайте ребенка фантазировать и рассказывать различные истории.
Не забывайте брать ребенка в поездки по интересным местам., расширяйте его кругозор.
Не стесняйтесь подчеркивать, что вы гордитесь им!
Данное собрание, проведенное в такой форме, помогло родителям увидеть своих детей с другой точки зрения. Доказало им, что ребенка можно развить умственно, через простые каждодневные занятия, лишь только уделив ему немного времени и в каждом из них проснется гений.
Классное руководство – это не работа, это образ жизни. Считаю, что силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, на работу с родителями никогда не будут потрачены напрасно.
И стоит отметить то, что привычка «напрягать ум» в начальной школе не пройдет для ребенка даром: она поможет ему справляться с интеллектуальными задачами в будущем, а это очень важно для его дальнейшего умственного развития.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(297) "Эффективные формы и методы взаимодействия классного руководителя и родителей ( статья из опыта работы учителя начальных классов Барышниковой Галины Михайловны"
["seo_title"] => string(154) "effiektivnyieformyimietodyvzaimodieistviiaklassnoghorukovoditieliairoditielieistatiaizopytarabotyuchitielianachalnykhklassovbaryshnikovoigalinymikhailovny"
["file_id"] => string(6) "323651"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1462014770"
}
}