ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В статье рассмотрены способы формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни в учебной деятельности, на примере уроков математики и окружающего мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.»
Карева Наталья Васильевна
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В статье рассмотрены способы формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни в учебной деятельности, на примере уроков математики и окружающего мира. Автор предлагает разнообразные задания, применение которых способствует формированию предметных умений и одновременно представлений учащихся о здоровом образе жизни.
Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной, поэтому одной из задач нашего государства является воспитание здорового подрастающего поколения. В связи с этим, одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования стало формирование у учащихся ценностей здоровья и здорового образа жизни. Благодаря введению нового образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) повышенное внимание в образовательном процессе стало уделяться формированию личностных универсальных учебных действий, к числу которых относится формирование представлений о здоровом образе жизни. В том числе ФГОС НОО содержит требования к примерной программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. [5]
Проанализировав научно-методическую литературу и изучив материалы исследований, посвящённых формированию представлений младших школьников о здоровом образе жизни, за основу было решено взять определение Всемирной организации здравоохранения: «здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья; индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов; система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне». Здоровый образ жизни здесь рассматривается, как взаимодействие и единство физических, индивидуальных и социальных качеств человека.
Многие преподаватели «обходят» проблему формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни в учебной деятельности стороной. Они не понимают, как можно на уроках математики, окружающего мир развивать у младших школьников не только предметные умения, но и формировать представления о здоровом образе жизни, не навредив процессу приобретения предметных знаний по теме занятия.
Проанализировав учебники и рабочие тетради по математике УМК «Школа России» с 1 по 4 класс (авт. М.И Моро, М.А. Бантова и др.), мной был сделан вывод, что возможность формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников на уроках математики не предусматривается авторами УМК и полностью зависит от учителя. [1,2]
Проанализировав учебники и рабочие тетради по окружающему миру УМК «Школа России» с 1 по 4 класс (А.А. Плешаков), мной был сделан вывод, что формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников возможно, но в большей степени зависит от учителя и правильно преподнесенной информации по данному вопросу. [3,4]
Мной было выдвинуто предположение, что формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников в учебном процессе возможно даже на уроках математики и окружающего мира, используя современные подходы к организации образовательного процесса.
Для проверки своей гипотезы были разработаны сценарии уроков математики и окружающего мира, способствующие формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
На уроках математики я предлагаю включать информацию о здоровом образе жизни в виде: 1) решения текстовых задач; 2) проектных работ.
Уже с 1 класса ученики начальной школы на уроках математики решают текстовые задачи. Учитель может самостоятельно разрабатывать задачи, в которых помимо главного, математического вопроса, содержится и дополнительный вопрос, связанный с одним из компонентов здорового образа жизни: правильное питание, физическая активность, личная гигиена, закаливание, способность к рефлексии, приемлемый режим труда и отдыха, положительные эмоции. Данные задачи педагог должен составлять, опираясь на возрастные и личностные особенности учеников своего класса.
Например: «В один магазин привезли 2 ящика яблок, а в другой – 5 ящиков. Сколько всего ящиков с яблоками привезли в оба магазина? Почему полезно есть фрукты?» Планируется, что после ответа на главный вопрос задачи, учитель проведет с учениками фронтальную беседу (1-2 минуты), направленную на формирование представлений об одном из компонентов здорового образа жизни.
Включение тестовых задач с дополнительным вопросом о здоровом образе жизни или его компонентах эффективно отражаются на формировании представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
Более сложной формой работы является учебный проект. Однако данная форма работы не только поможет сформировать представления о компоненте здорового образа жизни и достичь поставленных предметных результатов, но так же предоставит большой простор для творчества, как ученика, так и педагога. Младшим школьникам можно предложить выполнить проектную работу: «Математика и ЗОЖ. Распорядок дня», которая направлена на достижение следующих целей: 1) развитие учащихся как субъектов творческой деятельности, 2) совершенствование вычислительных навыков школьников, 3) формирование у учащихся представлений о здоровом образе жизни. Данная работа является долгосрочной, по ее окончании ученики представляют результат в творческой форме: презентации, стенгазеты. У младших школьников благодаря проектной работе: 1) формируются представления о правильном режиме дня, соотношении труда и отдыха, 2) совершенствуется умение анализировать и обобщать полученную информацию, 3) развивается творческая сторона личности.
На уроках окружающего мира тема здорового образа жизни затрагивается со 2 класса (УМК «Школа России»). Я предлагаю включать информацию о здоровом образе жизни в форме: 1) диспутов, 2) сюжетно-ролевых игр, 3) проектных работ.
Начиная со 2 класса, учитель может включать в уроки окружающего мира сюжетно-ролевые игры, помогающие сформировать представление у младших школьников о здоровом образе жизни в учебном процессе. Цель такой формы работы – формировать представления о здоровом образе жизни и развивать умения применять знания о здоровом образе жизни в игровой деятельности. В сюжетно – ролевых играх могут быть использованы элементы театрализации. Темы таких игр могут быть предложены учителем или самостоятельно придуманы учениками. Например, учитель может предложить младшим школьникам сюжетно-ролевую игру «Спорт – важный компонент здорового образа жизни».
Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС НОО. На уроке окружающего мира я предлагаю использовать проекты для формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников. Данная форма работы развивает как творческую сторону личности, так и помогает ученикам получить необходимые знания по теме проекта. Проектную работу младшие школьники могут выполнять как в парах, так и в группах. Мной были предложены темы проектов, опираясь на разделы УМК «Школа России». Таким образом, младшие школьник могли представить исследовательские работы на темы: «Интересные факты об организме человека», «Спорт! Спорт! Значение физической нагрузки для нашего организма», «Познакомимся с питательными веществами: белками, витаминами, жирами, углеводами» и др. Результаты учебного проекта в основном могут быть представлены в виде стенгазет, сборников советов по ведению здорового образа жизни, презентаций.
Достижение поставленной цели на уроках окружающего мира возможно не только с помощью сюжетно-ролевых игр и проектных работ, но и с помощью диспутов. Диспуты лучше всего использовать в 4 классе, так как они являются сложной формой организации учебного процесса. Темы диспутов предлагаются учителем. Младшие школьники заранее должны поделиться на команды по интересам и подготовить аргументы к своей точке зрения. Например, можно провести диспут на тему «Кто помогает тебе быть здоровым?». Данная форма работы помогает как сформировать новые представления о здоровом образе жизни, так и провести обобщение и закрепление уже имеющихся знаний по данному вопросу.
Таким образом, можно сделать вывод, что формировать представление о здоровом образе жизни у младших школьников возможно во время учебного процесса как на уроках математики, так и на уроках окружающего мира. Во время формирования представлений о здоровом образе жизни рекомендуется использовать словесные и наглядные методы, индивидуальные, фронтальные и групповые формы работы. Материал, который представлен в статье, может быть использован учителями начальных классов в их педагогической деятельности для достижения поставленных целей по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников в учебном процессе.
Список использованных источников
1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. – М.: Просвещение: Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч., 2014. – 1 – 4 класс.
2. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь – М.: Просвещение: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений в 2 ч., 2014. – 1 – 4 класс.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. – М.: Просвещение: Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч., 2011. – 1 – 4 класс.
4. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь – М.: Просвещение: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений в 2 ч., 2015. – 1 – 4 класс.
5.Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования: федер. закон: [утв. Министерством образования и науки Российской Федерации 6 октября 2009 г.] – 2009. – № 373 – С. 31-32.