kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект «Формирование навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы в учебной и вне учебной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Паспорт  проекта

                                             Название проекта

«Формирование  навыков здорового образа  жизни  у учащихся начальной  школы  в  учебной и  вне учебной деятельности»

Ф.И.О. автора:   Романова Елена Алексеевна

Тип проекта:    Социальный проект.

Проблема: 

 Недостаточная  сформированность  навыков здорового                                    образа жизни  у  учащихся  начальной школы.

Гипотеза:

Формирование здорового образа жизни будет результативным, если будут выполнятся следующие условия: представление младшего школьника о здоровье человека, о его полезных и вредных привычках, о собственном здоровье формируется ценностное отношение  к своему здоровью.

Цель:

Формирование  у учащихся  положительного отношения к  своему здоровью, используя средства физической  культуры и ЗОЖ.

Предмет исследования:

Навыки  здорового образа жизни  младших школьников.

Конечный продукт:

Разработка мероприятий  для формирования навыков ЗОЖ с детьми на уроках ФК  и во  внеурочной  деятельности.

Методические  рекомендации по развитию навыков ЗОЖ у младших  школьников.

Оборудование:

Интернет-ресурсы, библиотечные  и  справочные  материалы, компьютерное оборудование, СD  диск с презентацией темы самообразования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Формирование навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы в учебной и вне учебной деятельности» »





Проект



«Формирование навыков

здорового образа жизни

у учащихся начальной школы

в учебной

и вне учебной

деятельности»

















составитель: Романова Елена Алексеевна

учитель начальных классов





СОДЕРЖАНИЕ

  • Паспорт проекта

  • Введение

  • Основная часть

  • Заключение и выводы

  • Конечный продукт

  • Список используемой литературы









































Паспорт проекта



Название проекта

«Формирование навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы в учебной и вне учебной деятельности»

Ф.И.О. автора: Романова Елена Алексеевна

Тип проекта: Социальный проект.

Проблема:

Недостаточная сформированность навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы.

Гипотеза:

Формирование здорового образа жизни будет результативным, если будут выполнятся следующие условия: представление младшего школьника о здоровье человека, о его полезных и вредных привычках, о собственном здоровье формируется ценностное отношение к своему здоровью.

Цель:

Формирование у учащихся положительного отношения к своему здоровью, используя средства физической культуры и ЗОЖ.

Предмет исследования:

Навыки здорового образа жизни младших школьников.

Конечный продукт:

Разработка мероприятий для формирования навыков ЗОЖ с детьми на уроках ФК и во внеурочной деятельности.

Методические рекомендации по развитию навыков ЗОЖ у младших школьников.

Оборудование:

Интернет-ресурсы, библиотечные и справочные материалы, компьютерное оборудование, СD диск с презентацией темы самообразования.

ВВЕДЕНИЕ

Программа формирования здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Формирование здорового образа жизни на ступени начального общего образования осуществляется с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Наиболее эффективным путём формирования здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ ЗОЖ не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и школы.

При выборе пути воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывать психологические и психофизиологические характеристики возраста. Создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Одним из компонентов формирования ЗОЖ младшего школьника является просветительская работа с родителями обучающихся, привлечение родителей к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования здорового образа жизни.

Разработка программы формирования здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Задачи :

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о здоровом питании, его режиме, полезных продуктах;

  • сформировать представление о режиме дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление о влиянии эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам релаксации;

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Основная часть

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.


Здоровье ребёнка - одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, т.к. здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом. Несмотря на то, что первые исследования, посвящённые изучению состояния здоровья детей и подростков, относятся к прошлому веку и нашли широкое отражение с момента становления государства и в последующие годы, многие аспекты этой проблемы, несомненно, требуют дальнейшего развития.

Тема здоровья очень актуальна в наше время.

В большинстве случаев от педагогов, родителей зависит здоровье детей, а, следовательно, здоровье нации; от осознания ими здорового образа жизни как обязательного и непосредственного результата образования. Путь укрепления здоровья детей – создание благоприятных социально-педагогических условий для формирования здорового образа жизни, как в школе, так и в семье.

Изучением проблемы здорового образа жизни занимались многие

ученые.

Цель моей работы – изучение педагогических условий, способствующих эффективному формированию умений и навыков ведения здорового образа жизни.

Объект исследования – здоровый образ жизни как социально-педагогическая категория.

Предмет исследования – формирование умений и навыков ведения здорового образа жизни в младшем школьном возрасте.

Задачи:

  • Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

  • Рассмотреть сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»;

  • Проанализировать ведущие стратегии формирования здорового образа жизни;

  • Выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию умений и навыков ведения здорового образа жизни младших школьников.

Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление


Эффективность воспитания и обучения детей и подростков напрямую

зависит от их здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и

гармонического развития детского организма.

Что же такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос – «это когда

ничего не болит» - кажущаяся, и до сих пор всеобъемлющего определения

здоровья не существует.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения,

«здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем

выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ)

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни

входят следующие составляющие:

* двигательный режим;

* питание;

* закаливание;

* личная гигиена;

* отказ от вредных пристрастий;

* положительные эмоции.

В формировании культуры здорового образа жизни недостаточно знания

способов и методов укрепления здоровья, профилактики заболеваний.

Необходимо повысить «роль личностных качеств человека в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни».

Становление культуры здоровья ребенка предполагает возвращение ему статуса субъекта воспитания, который «самореализуется, способен к жизнетворчеству, самостоятельному выбору действий».


Организация процесса формирования навыков ЗОЖ


Основной задачей здоровье сберегающей педагогики или школьной

гигиены является такая организация режима труда и отдыха школьников,

создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую

работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.

Решение этой задачи возможно только при правильной организации

труда и отдыха учащихся. Для этого необходимо принимать во внимание 8 основных моментов школьной жизни:

продолжительность урока;

продолжительность учебного дня и учебной недели;

организация самого урока;

расписание уроков;

перемены;

общественно полезный труд школьников;

каникулы.

Таким образом, учет рассмотренных выше основных моментов школьной

жизни позволит приблизиться к решению основной задачи

здоровье сберегающей педагогики – так организовать режим труда и отдыха

школьников, чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении

всего периода учебных занятий, отодвинуть по возможности утомление и

избежать переутомления.


Особенности формирования здорового образа жизни у младших

школьников



В ходе формирования ЗОЖ у младших школьников могут быть использованы следующие мотивы:

  1. познавательные (изучение организма человека и составляющих его

здоровья);

  1. эстетические (сохранение красивой осанки, хорошего зрения и т.д.);

  2. социальные (профессиональная ориентация школьников);

  3. гуманистические (проявление заботы о состоянии здоровья в школе и

дома) и др.

Ребенок должен хотеть трудиться, не уставая при этом, стараться

научиться новому, сохраняя хорошее самочувствие. Решение этой задачи во

многом зависит от подготовки педагогов.

Методы, способствующие формированию ответственности школьника за свое здоровье. К ним относятся убеждение пример, беседа и др.

Закаленными могут стать все школьники, но для этого учителю и

родителям обязательно нужно следовать принципу опоры на положительное в ребенке, подчеркивать его достоинства, создавать ситуацию успеха. Говорить с младшими школьниками о закаливании следует еще и потому, что оно не только оздоравливает ребенка, но и способствует выработке у него силы воли, целеустремленности, решительности и других ценных нравственных качеств.

Здоровье –  важный фактор   работоспособности и гармонического развития детского организма .

  Современный подход к созданию модели ЗОЖ требует новых, личностно-ориентированных методов работы с младшими школьниками. Эти методы направлены на:

  • развитие коллективного мышления в процессе поиска позитивного выхода из сложной ситуации на основе духовного и интеллектуального обмена;

  • выработку адекватного отношения к неожиданным ситуациям;

  • формирование умения принять правильное решение;

  • приобретение способности делиться опытом позитивного поступка;

  • обретение нравственной самостоятельности в игре, общении, обучении;

  • формирование рефлексивно-аналитических умений, способности алгоритмизировать свою деятельность, выбирать рациональные способы работы, достигать результата, своевременно приходить на помощь другим;

  • развитие способности к проблемно-поисковой творческой деятельности как источнику раскрытия духовно-нравственного потенциала

Таким образом, планируя пошаговую деятельность, важно: обеспечить комплексность в решении задач, усвоение предметного материала, осуществить межпредметные связи при обращении к вопросам здорового образа жизни, аккумулирует опыт ученика в контекст учебных и воспитательных занятий и получает прогнозируемый результат – жизнерадостного, активного, любознательного, уравновешенного, волевого, дружелюбного, чуткого, внимательного, устойчивого к неблагоприятным внешним факторам, выносливого, сильного, с высоким уровнем физического и умственного развития здорового ученика.

Реализация деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Задача работы педагога – помочь учащимся выбрать индивидуальный способ здорового образа жизни. Стремление подрастающего поколения к возможно более полному выявлению и развитию своих возможностей, связанных с самопознанием, с осознанием своей ценности и индивидуальности – основа воспитания ответственного отношения к самому себе и окружающему миру, ответственности за состояние своего здоровья, развития инстинкта самосохранения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

Воспитать у учащихся потребность быть здоровыми, помочь грамотно управлять своим здоровьем, научить объективно оценивать его состояние, формировать у учащихся научное представление и понимание сущности ЗОЖ, взращивать его личностную ответственность за здоровье, - решение этих задач возможно лишь в ходе целенаправленной и систематической работы.

Перечисленные выше положения говорят об актуальности проблемы формирования у младших школьников умений и навыков ведения здорового образа жизни.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ); это понятие положено в основу валеологии .

Здоровый образ жизни – это активная деятельность детей, направленная на сохранение и улучшение здоровья.  Образ жизни относят к социально- биологическим факторам, компонентами которого, служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни.

Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.





Формы организации внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению.

Место проведения

Время проведения

Форма организации.

Школа

Первая половина учебного дня

Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры.

Школа

Вторая половина учебного дня

Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр.

Семья

Вторая половина учебного дня. Выходные.

Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.

Учреждения дополнительного образования.

Вторая половина учебного дня. Выходные.

Детские спортивные секции и школы.

Оздоровительные лагеря.

Каникулы.

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря.

Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе.

Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.







Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников.

Методы

Формы

Методы

формирования сознания.

Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы; - Беседы и диспуты с классом или индивидуально; читательские конференции; - Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.;

Методы

организации деятельности и формирования

опыта поведения.

- Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков;

- Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни;

- Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях; - Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом; - Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.

Методы стимулирования поведения и деятельности.

- Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение; - Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения.

Метод проектов.

- Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); - Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Статистика говорит:

Если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения (4) , на 15 % - от наследственных факторов(3) , на 25 % от экологии(2) , на 50 % - от самого человека(1).

Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

Сформировать культуру здорового образа жизни –  значит пробудить в человеке внутреннюю потребность в сохранении здоровья.



Критерии сформированности культуры здорового образа жизни:

*отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности;

 *наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья,  безопасного и ответственного поведения;

*сформированность гигиенических навыков и полезных привычек;

*наличие физической и умственной активности;

* умение противостоять разрушительным для здоровья вредным привычкам.

Взрослые члены семьи,  которые ведут здоровый образ жизни, помогают школьникам осознать ответственность за свое здоровье.

Их личный пример учит детей относиться к здоровью бережно и осторожно, попусту не растрачивать потенциал,  заложенный природой.

Вывод: Здоровый образ жизни младшего школьника, представляет собой интегративную социальную характеристику, которая включает в себя знания и представления о здоровье, как жизненной ценности человека, о ЗОЖ, сформированные привычки поведения здорового человека, умения и навыки здоровье сберегающего поведения на основе постоянной двигательной активности, неприятие вредных привычек, что позволяет вести здоровый образ жизни и быть физически и социально активным, здоровым человеком в обществе.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анисимов Н.В.  Гигиеническая оценка условий обучения школьников. – М.,2002

2. Воспитание.  Первый класс:  Пособие/  М.П.Осипова,  С.И.Козлович,М.А.Бесова и др. – Мн., 2002

3. Воспитание.  Второй класс:  Пособие в двух частях.  Ч.1./  М.П.Осипова,С.И.Козлович, М.А.Бесова и др. – Брест, 2001. – 166с.

4. Воспитание.  Третий класс:  Пособие/  М.П.Осипова,  С.И.Козлович,

М.А.Бесова и др. – Брест, 2002. – 399с.

5. Давиденко Д., Петленко В. и др. Основы здорового образа// ОБЖ. – 2003. -№3

6. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. – М.,2001

7. Основы валеологии и школьной гигиены/ М.П.Дорошкевич и др. – Москва, 2003

8. Попов С.В.  Валеология в школе и дома (о физическом благополучии

школьников). – Москва, 1998


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Романова Елена Алексеевна

Дата: 15.07.2015

Номер свидетельства: 222922

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Календарно -тематическое планирование внеурочной деятельности "Азбука вежливости""
    ["seo_title"] => string(84) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniievnieurochnoidieiatielnostiazbukaviezhlivosti"
    ["file_id"] => string(6) "255819"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448006352"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.  выступление на семинаре учителей начальных классов"
    ["seo_title"] => string(171) "organizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-riealizatsii-triebovanii-fgos-noo-vystuplieniie-na-sieminarie-uchitieliei-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "254214"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447705772"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Формирование коммуникативной компетентности школьников через духовно-нравственное воспитание"
    ["seo_title"] => string(103) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-shkol-nikov-chieriez-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "252591"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447414449"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства