Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях дошкольных образовательных учреждений
Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях дошкольных образовательных учреждений
Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях
дошкольных образовательных учреждений
Л.А.Ушакова
г.Белгород, Россия
Современное общество осознает масштабность проблемы низкого качества здоровья детей, в частности дошкольного возраста, и предъявляет государству требование к оценке качества образования. Решение этой проблемы возможно в процессе осуществления модернизации системы российского образования и реализации инновационных подходов к оценке качества образования.
Одним из интегральных показателей качества образования сегодня должно быть здоровье обучающихся, воспитанников, с одной стороны, и сформированность мотивации к самостоятельному сохранению и развитию собственного здоровья, с другой стороны. Если первая часть вопроса больше зависит от развитости системы здравоохранения, то вторая полностью относится к воспитанию и образованию ребенка в условиях образовательного учреждения и семьи.
По данным исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, только 5-7% детей дошкольного возраста здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, у 60% имеются функциональные отклонения. Выявленные особенности здоровья и физического развития детей дошкольного возраста свидетельствуют о необходимости проведения системных профилактических и оздоровительных мероприятиях в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
Особое внимание следует обратить на физическое развитие и здоровье дошкольников. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда следует это начинать?
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
Детские сады обеспечивают определенный уровень сохранения и укрепления здоровья, но, тем не менее, в этом возрасте из-за малоподвижного образа жизни, больших нагрузок здоровье детей с каждым годом ухудшается, уменьшается доля здоровых детей и увеличивается количество детей с различными хроническими заболеваниями. Большой процент заболеваний приходится на ОРВИ. Таким образом, посещая детский сад, дети не ухудшают свое здоровье, но и не улучшают.
Очень важно в период дошкольного детства не упустить время, когда дети наиболее интенсивно растут и развиваются. Педагогам необходимо правильно организовывать воспитательно-образовательную деятельность с детьми, нужно учитывать их индивидуальные особенности, взаимодействовать с родителями воспитанников, ведь фундамент здоровья человека закладывается в раннем возрасте. Кроме того, воспитатель должен объяснить детям, что здоровье - это наивысшая ценность в жизни.
Одним из механизмов решения проблемы здоровья детей является формирование у них мотивации к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ) с помощью различных методов физической культуры.
Установлено, что формирование основ ЗОЖ и предпосылок мотивации к сохранению и развитию собственного здоровья у детей в экспериментальных группах значительно отличается от формирования таких основ и предпосылок у детей контрольной группы.
Результаты исследований показывают, что использование разнообразных методов физической культуры повышают эффективность, поскольку опираются на психофизиологические особенности детей дошкольного возраста [1; 6]. В этот возрастной период происходит рост и развитие организма, увеличивается объем легких [7].
Важно, что у ребенка в этот период роста и развития особенно остро проявляется биологическая потребность в движении как ведущей деятельности. Эта потребность проявляется в единстве с потребностью получения удовольствия от участия в двигательной деятельности и сочетается с новой потребностью ребенка - в самоутверждении. В связи с этим реализация биологической потребности в движении в условиях детского сада может являться наиболее перспективным направлением в решении задач повышения уровня здоровья через занятия физическими упражнениями и развитие физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость), которые в дальнейшем позволят успешно адаптироваться к новой ведущей деятельности - учебной.
Формирование основ ЗОЖ важно строить на интересе детей к занятиям физическими упражнениями. Это позволяет формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье, что подразумевает высокую сопротивляемость организма к факторам риска, среди которых зависимые от школы факторы (увеличение нагрузки, лимит времени, конфликты в системе педагог - ребенок, ребенок - ребенок и др.). Физическая и спортивная культура ребенка - это фундамент, на котором формируется здоровая жизнедеятельность и здоровый стиль жизни [2].
Таким образом, эффективным дополнением к традиционным чисто медицинским способам профилактики заболеваний и сохранения здоровья следует отнести использование методов физической культуры как способа формирования предпосылок и мотивации к ведению здорового образа жизни, как основы развития в дальнейшем успешной и здоровой личности. Эта задача совпадает с одним из направлений государственной политики в области повышения качества дошкольного образования.
В рамках изложенной концепции в процессе формирования ЗОЖ у детей, сохранение и укрепление их здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждений необходимо определить следующие задачи:
создание условий для физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду;
формировать представления о том, что вредно или полезно для растущего организма;
улучшение физической активности детей;
формирование у детей необходимых двигательных навыков и умений в различных видах деятельности;
повышать интерес и формировать положительное отношение к физическому воспитанию;
приучать детей к здоровому образу жизни;
воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Последовательность проводимой работы по формированию ЗОЖ у детей, сохранение и укрепление их здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждений необходимо проводить в несколько этапов.
Первый этап - подготовительный
Цель: определить основные направления работы по проекту.
Задачи: подготовить материально-техническую базу, изучить методическую литературу, опыт работы других дошкольных учреждений по данной тематике.
Второй этап - организационно-практический
Цель: апробировать содержание работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Задачи: апробировать условия, позволяющие сохранить и укрепить здоровье детей:
приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности;
организовать комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов;
формировать навыки правильного выполнения основных физических упражнений и движений;
прививать любовь детей к физическим упражнениям и закаливанию;
привлекать родителей к реализации работы по здоровьесбережению: подготовка консультации для родителей, проведение родительских собраний с целью обсуждения работы по данному направлению, встреча с заведующей детской поликлиники, организация совместных мероприятий с родителями, дня открытых дверей, анкетирования.
Третий этап – заключительный
Цель: обобщение полученного опыта.
Задачи: обогатить предметно-развивающую среду, повысить компетентность педагогов и родителей в области здоровьесберегающих технологий, упрочить взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников, сделать анализ уровня заболеваемости детей, мониторинг здоровья и уровня физического развития.
Для успешной реализации работы в группе возможно использовать предметно-развивающую среду, например:
Мобильный стенд для родителей «Быть здоровым – быть счастливым!», в котором находятся различные памятки, консультации, рекомендации;
Фотогазета из семейных архивов «Я и спорт»;
Создание почтового ящика в группе для интересующих вопросов родителей, предложений.
Таким образом, в результате проведенной работы планируются следующие результаты:
У детей:
осознание детьми понятия «здоровье» и положительного влияния здорового образа жизни;
снижение заболеваемости детей;
рост показателей физической подготовленности детей;
повышение адаптивности детей к различным неблагоприятным условиям окружающей среды.
У родителей:
приобретение необходимого количества знаний, которые могут помочь в вопросах обеспечения здоровья детей и их гармоничного развития;
проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса.
У педагогов:
повышение профессионального мастерства;
разработка методического материала по направлению работы;
создание единого воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации работы по формированию ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста, сохранения и укрепления их здоровья в условиях детского сада.
Основным содержанием рассмотренного проекта работы с детьми в дошкольных образовательных учреждений является формирование у детей осознанного и правильного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья. Оно реализуется через применение здоровьесберегающих технологий, с которым он знакомится в дошкольном детстве.
Также по мнению большинства специалистов, ДОУ должно активно реализовывать здоровьесберегающие мероприятия и может оказывать медицинскую и оздоровительную помощь детям, которые нуждаются в лечебно-охранительном режиме, в том числе в условиях ДОУ.
Воспитатели считают необходимым проведение врачами практических занятий с сотрудниками детского сада и родителями детей с целью профилактики аллергических заболеваний.
Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях дошкольных образовательных учреждений »
Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях
дошкольных образовательных учреждений
Л.А.Ушакова
г.Белгород, Россия
Современное общество осознает масштабность проблемы низкого качества здоровья детей, в частности дошкольного возраста, и предъявляет государству требование к оценке качества образования. Решение этой проблемы возможно в процессе осуществления модернизации системы российского образования и реализации инновационных подходов к оценке качества образования.
Одним из интегральных показателей качества образования сегодня должно быть здоровье обучающихся, воспитанников, с одной стороны, и сформированность мотивации к самостоятельному сохранению и развитию собственного здоровья, с другой стороны. Если первая часть вопроса больше зависит от развитости системы здравоохранения, то вторая полностью относится к воспитанию и образованию ребенка в условиях образовательного учреждения и семьи.
По данным исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, только 5-7% детей дошкольного возраста здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, у 60% имеются функциональные отклонения. Выявленные особенности здоровья и физического развития детей дошкольного возраста свидетельствуют о необходимости проведения системных профилактических и оздоровительных мероприятиях в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
Особое внимание следует обратить на физическое развитие и здоровье дошкольников. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда следует это начинать?
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
Детские сады обеспечивают определенный уровень сохранения и укрепления здоровья, но, тем не менее, в этом возрасте из-за малоподвижного образа жизни, больших нагрузок здоровье детей с каждым годом ухудшается, уменьшается доля здоровых детей и увеличивается количество детей с различными хроническими заболеваниями. Большой процент заболеваний приходится на ОРВИ. Таким образом, посещая детский сад, дети не ухудшают свое здоровье, но и не улучшают.
Очень важно в период дошкольного детства не упустить время, когда дети наиболее интенсивно растут и развиваются. Педагогам необходимо правильно организовывать воспитательно-образовательную деятельность с детьми, нужно учитывать их индивидуальные особенности, взаимодействовать с родителями воспитанников, ведь фундамент здоровья человека закладывается в раннем возрасте. Кроме того, воспитатель должен объяснить детям, что здоровье - это наивысшая ценность в жизни.
Одним из механизмов решения проблемы здоровья детей является формирование у них мотивации к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ) с помощью различных методов физической культуры.
Установлено, что формирование основ ЗОЖ и предпосылок мотивации к сохранению и развитию собственного здоровья у детей в экспериментальных группах значительно отличается от формирования таких основ и предпосылок у детей контрольной группы.
Результаты исследований показывают, что использование разнообразных методов физической культуры повышают эффективность, поскольку опираются на психофизиологические особенности детей дошкольного возраста [1; 6]. В этот возрастной период происходит рост и развитие организма, увеличивается объем легких [7].
Важно, что у ребенка в этот период роста и развития особенно остро проявляется биологическая потребность в движении как ведущей деятельности. Эта потребность проявляется в единстве с потребностью получения удовольствия от участия в двигательной деятельности и сочетается с новой потребностью ребенка - в самоутверждении. В связи с этим реализация биологической потребности в движении в условиях детского сада может являться наиболее перспективным направлением в решении задач повышения уровня здоровья через занятия физическими упражнениями и развитие физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость), которые в дальнейшем позволят успешно адаптироваться к новой ведущей деятельности - учебной.
Формирование основ ЗОЖ важно строить на интересе детей к занятиям физическими упражнениями. Это позволяет формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье, что подразумевает высокую сопротивляемость организма к факторам риска, среди которых зависимые от школы факторы (увеличение нагрузки, лимит времени, конфликты в системе педагог - ребенок, ребенок - ребенок и др.). Физическая и спортивная культура ребенка - это фундамент, на котором формируется здоровая жизнедеятельность и здоровый стиль жизни [2].
Таким образом, эффективным дополнением к традиционным чисто медицинским способам профилактики заболеваний и сохранения здоровья следует отнести использование методов физической культуры как способа формирования предпосылок и мотивации к ведению здорового образа жизни, как основы развития в дальнейшем успешной и здоровой личности. Эта задача совпадает с одним из направлений государственной политики в области повышения качества дошкольного образования.
В рамках изложенной концепции в процессе формирования ЗОЖ у детей, сохранение и укрепление их здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждений необходимо определить следующие задачи:
создание условий для физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду;
формировать представления о том, что вредно или полезно для растущего организма;
улучшение физической активности детей;
формирование у детей необходимых двигательных навыков и умений в различных видах деятельности;
повышать интерес и формировать положительное отношение к физическому воспитанию;
приучать детей к здоровому образу жизни;
воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Последовательность проводимой работы по формированию ЗОЖ у детей, сохранение и укрепление их здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждений необходимо проводить в несколько этапов.
Первый этап - подготовительный
Цель: определить основные направления работы по проекту.
Задачи: подготовить материально-техническую базу, изучить методическую литературу, опыт работы других дошкольных учреждений по данной тематике.
Второй этап - организационно-практический
Цель: апробировать содержание работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Задачи: апробировать условия, позволяющие сохранить и укрепить здоровье детей:
приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности;
организовать комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов;
формировать навыки правильного выполнения основных физических упражнений и движений;
прививать любовь детей к физическим упражнениям и закаливанию;
привлекать родителей к реализации работы по здоровьесбережению: подготовка консультации для родителей, проведение родительских собраний с целью обсуждения работы по данному направлению, встреча с заведующей детской поликлиники, организация совместных мероприятий с родителями, дня открытых дверей, анкетирования.
Третий этап – заключительный
Цель: обобщение полученного опыта.
Задачи: обогатить предметно-развивающую среду, повысить компетентность педагогов и родителей в области здоровьесберегающих технологий, упрочить взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников, сделать анализ уровня заболеваемости детей, мониторинг здоровья и уровня физического развития.
Для успешной реализации работы в группе возможно использовать предметно-развивающую среду, например:
Мобильный стенд для родителей «Быть здоровым – быть счастливым!», в котором находятся различные памятки, консультации, рекомендации;
Фотогазета из семейных архивов «Я и спорт»;
Создание почтового ящика в группе для интересующих вопросов родителей, предложений.
Таким образом, в результате проведенной работы планируются следующие результаты:
У детей:
осознание детьми понятия «здоровье» и положительного влияния здорового образа жизни;
снижение заболеваемости детей;
рост показателей физической подготовленности детей;
повышение адаптивности детей к различным неблагоприятным условиям окружающей среды.
У родителей:
приобретение необходимого количества знаний, которые могут помочь в вопросах обеспечения здоровья детей и их гармоничного развития;
проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса.
У педагогов:
повышение профессионального мастерства;
разработка методического материала по направлению работы;
создание единого воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации работы по формированию ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста, сохранения и укрепления их здоровья в условиях детского сада.
Основным содержанием рассмотренного проекта работы с детьми в дошкольных образовательных учреждений является формирование у детей осознанного и правильного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья. Оно реализуется через применение здоровьесберегающих технологий, с которым он знакомится в дошкольном детстве.
Также по мнению большинства специалистов, ДОУ должно активно реализовывать здоровьесберегающие мероприятия и может оказывать медицинскую и оздоровительную помощь детям, которые нуждаются в лечебно-охранительном режиме, в том числе в условиях ДОУ.
Воспитатели считают необходимым проведение врачами практических занятий с сотрудниками детского сада и родителями детей с целью профилактики аллергических заболеваний.