kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях дошкольных образовательных учреждений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях

дошкольных образовательных учреждений

Л.А.Ушакова

г.Белгород, Россия

 

Современное общество осознает масштабность проблемы низкого качества здоровья детей, в частности дошкольного возраста, и предъявляет государ­ству требование к оценке качества образования. Решение этой проблемы возможно в процессе осуществления модернизации системы российского образования и реализации инновационных подходов к оценке качества об­разования.

Одним из интегральных показателей качества образования се­годня должно быть здоровье обучающихся, воспитанников, с одной сторо­ны, и сформированность мотивации к самостоятельному сохранению и развитию собственного здоровья, с другой стороны. Если первая часть во­проса больше зависит от развитости системы здравоохранения, то вторая полностью относится к воспитанию и образованию ребенка в условиях об­разовательного учреждения и семьи.

По данным исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, только 5-7% де­тей дошкольного возраста здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, у 60% имеются функциональные отклонения. Выявленные особенности здоровья и физического развития детей до­школьного возраста свидетельствуют о необходимости проведения системных профилактических и оздоровительных мероприятиях в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Особое внимание следует обратить на физическое развитие и здоро­вье дошкольников. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда следует это начинать?

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интен­сивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

Детские сады обеспечивают определенный уровень сохранения и укре­пления здоровья, но, тем не менее, в этом возрасте из-за малоподвижного образа жизни, больших нагрузок здоровье детей с каждым годом ухудшает­ся, уменьшается доля здоровых детей и увеличивается количество детей с различными хроническими заболеваниями. Большой процент заболеваний приходится на ОРВИ. Таким образом, посещая детский сад, дети не ухуд­шают свое здоровье, но и не улучшают.

Очень важно в период дошкольного детства не упустить время, когда дети наиболее интенсивно растут и развиваются. Педагогам необходимо правильно организовывать воспитательно-образовательную деятельность с детьми, нужно учитывать их индивидуальные особенности, взаимодейство­вать с родителями воспитанников, ведь фундамент здоровья человека закла­дывается в раннем возрасте. Кроме того, воспитатель должен объяснить детям, что здоровье - это наивысшая ценность в жизни.

Одним из механизмов решения проблемы здоровья детей является формирование у них мотивации к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ) с помощью различных методов физической культуры.

Установлено, что формирование основ ЗОЖ и предпосылок мотива­ции к сохранению и развитию собственного здоровья у детей в экспери­ментальных группах значительно отличается от формирования таких основ и предпосылок у детей контрольной группы.

Результаты исследований показывают, что использование разнообраз­ных методов физической культуры повышают эффективность, поскольку опираются на психофизиологические особенности детей дошкольного воз­раста [1; 6]. В этот возрастной период происходит рост и развитие орга­низма, увеличивается объем легких [7].

Важно, что у ребенка в этот период роста и развития особенно остро проявляется биологическая потребность в движении как ведущей деятельности. Эта потребность проявляется в един­стве с потребностью получения удовольствия от участия в двигательной деятельности и сочетается с новой потребностью ребенка - в самоутвер­ждении. В связи с этим реализация биологической потребности в движе­нии в условиях детского сада может являться наиболее перспективным на­правлением в решении задач повышения уровня здоровья через занятия физическими упражнениями и развитие физических качеств (сила, быстро­та, ловкость, выносливость), которые в дальнейшем позволят успешно адаптироваться к новой ведущей деятельности - учебной.

Формирование основ ЗОЖ важно строить на интересе детей к заняти­ям физическими упражнениями. Это позволяет формировать умения и на­выки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье, что подразумевает высокую сопротивляемость организма к факторам рис­ка, среди которых зависимые от школы факторы (увеличение нагрузки, лимит времени, конфликты в системе педагог - ребенок, ребенок - ребенок и др.). Физическая и спортивная культура ребенка - это фундамент, на кото­ром формируется здоровая жизнедеятельность и здоровый стиль жизни [2].

Таким образом, эффективным дополнением к традиционным чисто медицинским способам профилактики заболеваний и сохранения здоровья следует отнести использование методов физической культуры как способа формирования предпосылок и мотивации к ведению здорового образа жиз­ни, как основы развития в дальнейшем успешной и здоровой личности. Эта задача совпадает с одним из направлений государственной политики в об­ласти повышения качества дошкольного образования.

В рамках изложенной концепции в процессе формирования ЗОЖ у детей, сохранение и укрепление их здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждений необходимо опре­делить следующие задачи:

  • создание условий для физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду;
  • формировать представления о том, что вредно или полезно для рас­тущего организма;
  • улучшение физической активности детей;
  • формирование у детей необходимых двигательных навыков и уме­ний в различных видах деятельности;
  • повышать интерес и формировать положительное отношение к фи­зическому воспитанию;
  • приучать детей к здоровому образу жизни;
  • воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Последовательность проводимой работы по формированию ЗОЖ у де­тей, сохранение и укрепление их здоровья в условиях дошкольных образо­вательных учреждений необходимо проводить в несколько этапов.

Первый этап - подготовительный

Цель: определить основные направления работы по проекту.

Задачи: подготовить материально-техническую базу, изучить методиче­скую литературу, опыт работы других дошкольных учреждений по данной тематике.

Второй этап - организационно-практический

Цель: апробировать содержание работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Задачи: апробировать условия, позволяющие сохранить и укрепить здо­ровье детей:

  • составить перспективный план мероприятий: спортив­ные праздники, консультации, оформление стенгазет, театрализо­ванные представления, конкурсы, родительские собрания.
  • приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности;
  • организовать комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов;
  • формировать навыки правильного выполнения основных физиче­ских упражнений и движений;
  • прививать любовь детей к физическим упражнениям и закаливанию;
  • привлекать родителей к реализации работы по здоровьесбережению: подготовка консультации для родителей, проведение родительских собраний с целью обсуждения работы по данному направлению, встреча с заведующей детской поликлиники, организация совместных мероприятий с родителями, дня открытых дверей, анкетирования.

Третий этап – заключительный

Цель: обобщение полученного опыта.

Задачи: обогатить предметно-развивающую среду, повысить компетент­ность педагогов и родителей в области здоровьесберегающих технологий, упрочить взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников, сделать анализ уровня заболеваемости детей, мо­ниторинг здоровья и уровня физического развития.

Для успешной реализации работы в группе возможно использовать пред­метно-развивающую среду, например:

  • Мобильный стенд для родителей «Быть здоровым – быть счастливым!», в кото­ром находятся различные памятки, консультации, рекомендации;
  • Фотогазета из семейных архивов «Я и спорт»;
  • Создание почтового ящика в группе для интересую­щих вопросов родителей, предложений.

Таким образом, в результате проведенной работы планируются сле­дующие результаты:

У детей:

  • осознание детьми понятия «здоровье» и положительного влияния здорового образа жизни;
  • снижение заболеваемости детей;
  • рост показателей физической подготовленности детей;
  • повышение адаптивности детей к различным неблагоприятным ус­ловиям окружающей среды.

У родителей:

  • приобретение необходимого количества знаний, которые могут по­мочь в вопросах обеспечения здоровья детей и их гармоничного развития;
  • проявление позиции активных участников воспитательно-образо­вательного процесса.

У педагогов:

  • повышение профессионального мастерства;
  • разработка методического материала по направлению работы;
  • создание единого воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации работы по формированию ЗОЖ у детей млад­шего дошкольного возраста, сохранения и укрепления их здоровья в условиях детского сада.

Основным содержанием рассмотренного проекта работы с детьми в дошкольных образовательных учреждений является формирование у детей осоз­нанного и правильного отношения к сохранению и укреплению своего здо­ровья. Оно реализуется через применение здоровьесберегающих техноло­гий, с которым он знакомится в дошкольном детстве.

Также по мнению большинства специалистов, ДОУ долж­но активно реализовывать здоровьесберегающие мероприятия и может оказывать медицинскую и оздоровительную помощь детям, которые нуждаются в лечебно-охранитель­ном режиме, в том числе в условиях ДОУ.

Воспитатели считают необходимым проведение врача­ми практических занятий с сотрудниками детского сада и родителями детей с целью профилакти­ки аллергических заболеваний.

 

Литература

  1. Зимонина В.А. Воспитание ребенка - дошкольника. Расту здоровым. - М.: ВЛАДОС, 2013.
  2. Исакова Е. Формирование у детей навыков ЗОЖ / Е. А. Исакова, Т. B. Смородина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3. - С. 13-16.
  3. Кочеткова Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада / Л. В. Ко­четкова. - М., 2011. - 105 с.
  4. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова. - М., 2014. - 256 с.
  5. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: АРКТИ, 2010.
  6. Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб., 2012.

 

Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях дошкольных образовательных учреждений »

Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях

дошкольных образовательных учреждений

Л.А.Ушакова

г.Белгород, Россия


Современное общество осознает масштабность проблемы низкого качества здоровья детей, в частности дошкольного возраста, и предъявляет государ­ству требование к оценке качества образования. Решение этой проблемы возможно в процессе осуществления модернизации системы российского образования и реализации инновационных подходов к оценке качества об­разования.

Одним из интегральных показателей качества образования се­годня должно быть здоровье обучающихся, воспитанников, с одной сторо­ны, и сформированность мотивации к самостоятельному сохранению и развитию собственного здоровья, с другой стороны. Если первая часть во­проса больше зависит от развитости системы здравоохранения, то вторая полностью относится к воспитанию и образованию ребенка в условиях об­разовательного учреждения и семьи.

По данным исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, только 5-7% де­тей дошкольного возраста здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, у 60% имеются функциональные отклонения. Выявленные особенности здоровья и физического развития детей до­школьного возраста свидетельствуют о необходимости проведения системных профилактических и оздоровительных мероприятиях в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Особое внимание следует обратить на физическое развитие и здоро­вье дошкольников. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда следует это начинать?

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интен­сивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

Детские сады обеспечивают определенный уровень сохранения и укре­пления здоровья, но, тем не менее, в этом возрасте из-за малоподвижного образа жизни, больших нагрузок здоровье детей с каждым годом ухудшает­ся, уменьшается доля здоровых детей и увеличивается количество детей с различными хроническими заболеваниями. Большой процент заболеваний приходится на ОРВИ. Таким образом, посещая детский сад, дети не ухуд­шают свое здоровье, но и не улучшают.

Очень важно в период дошкольного детства не упустить время, когда дети наиболее интенсивно растут и развиваются. Педагогам необходимо правильно организовывать воспитательно-образовательную деятельность с детьми, нужно учитывать их индивидуальные особенности, взаимодейство­вать с родителями воспитанников, ведь фундамент здоровья человека закла­дывается в раннем возрасте. Кроме того, воспитатель должен объяснить детям, что здоровье - это наивысшая ценность в жизни.

Одним из механизмов решения проблемы здоровья детей является формирование у них мотивации к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ) с помощью различных методов физической культуры.

Установлено, что формирование основ ЗОЖ и предпосылок мотива­ции к сохранению и развитию собственного здоровья у детей в экспери­ментальных группах значительно отличается от формирования таких основ и предпосылок у детей контрольной группы.

Результаты исследований показывают, что использование разнообраз­ных методов физической культуры повышают эффективность, поскольку опираются на психофизиологические особенности детей дошкольного воз­раста [1; 6]. В этот возрастной период происходит рост и развитие орга­низма, увеличивается объем легких [7].

Важно, что у ребенка в этот период роста и развития особенно остро проявляется биологическая потребность в движении как ведущей деятельности. Эта потребность проявляется в един­стве с потребностью получения удовольствия от участия в двигательной деятельности и сочетается с новой потребностью ребенка - в самоутвер­ждении. В связи с этим реализация биологической потребности в движе­нии в условиях детского сада может являться наиболее перспективным на­правлением в решении задач повышения уровня здоровья через занятия физическими упражнениями и развитие физических качеств (сила, быстро­та, ловкость, выносливость), которые в дальнейшем позволят успешно адаптироваться к новой ведущей деятельности - учебной.

Формирование основ ЗОЖ важно строить на интересе детей к заняти­ям физическими упражнениями. Это позволяет формировать умения и на­выки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье, что подразумевает высокую сопротивляемость организма к факторам рис­ка, среди которых зависимые от школы факторы (увеличение нагрузки, лимит времени, конфликты в системе педагог - ребенок, ребенок - ребенок и др.). Физическая и спортивная культура ребенка - это фундамент, на кото­ром формируется здоровая жизнедеятельность и здоровый стиль жизни [2].

Таким образом, эффективным дополнением к традиционным чисто медицинским способам профилактики заболеваний и сохранения здоровья следует отнести использование методов физической культуры как способа формирования предпосылок и мотивации к ведению здорового образа жиз­ни, как основы развития в дальнейшем успешной и здоровой личности. Эта задача совпадает с одним из направлений государственной политики в об­ласти повышения качества дошкольного образования.

В рамках изложенной концепции в процессе формирования ЗОЖ у детей, сохранение и укрепление их здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждений необходимо опре­делить следующие задачи:

    • создание условий для физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду;

    • формировать представления о том, что вредно или полезно для рас­тущего организма;

    • улучшение физической активности детей;

    • формирование у детей необходимых двигательных навыков и уме­ний в различных видах деятельности;

    • повышать интерес и формировать положительное отношение к фи­зическому воспитанию;

    • приучать детей к здоровому образу жизни;

    • воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Последовательность проводимой работы по формированию ЗОЖ у де­тей, сохранение и укрепление их здоровья в условиях дошкольных образо­вательных учреждений необходимо проводить в несколько этапов.

Первый этап - подготовительный

Цель: определить основные направления работы по проекту.

Задачи: подготовить материально-техническую базу, изучить методиче­скую литературу, опыт работы других дошкольных учреждений по данной тематике.

Второй этап - организационно-практический

Цель: апробировать содержание работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Задачи: апробировать условия, позволяющие сохранить и укрепить здо­ровье детей:

    • составить перспективный план мероприятий: спортив­ные праздники, консультации, оформление стенгазет, театрализо­ванные представления, конкурсы, родительские собрания.

    • приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности;

    • организовать комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов;

    • формировать навыки правильного выполнения основных физиче­ских упражнений и движений;

    • прививать любовь детей к физическим упражнениям и закаливанию;

    • привлекать родителей к реализации работы по здоровьесбережению: подготовка консультации для родителей, проведение родительских собраний с целью обсуждения работы по данному направлению, встреча с заведующей детской поликлиники, организация совместных мероприятий с родителями, дня открытых дверей, анкетирования.

Третий этап – заключительный

Цель: обобщение полученного опыта.

Задачи: обогатить предметно-развивающую среду, повысить компетент­ность педагогов и родителей в области здоровьесберегающих технологий, упрочить взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников, сделать анализ уровня заболеваемости детей, мо­ниторинг здоровья и уровня физического развития.

Для успешной реализации работы в группе возможно использовать пред­метно-развивающую среду, например:

    • Мобильный стенд для родителей «Быть здоровым – быть счастливым!», в кото­ром находятся различные памятки, консультации, рекомендации;

    • Фотогазета из семейных архивов «Я и спорт»;

    • Создание почтового ящика в группе для интересую­щих вопросов родителей, предложений.

Таким образом, в результате проведенной работы планируются сле­дующие результаты:

У детей:

    • осознание детьми понятия «здоровье» и положительного влияния здорового образа жизни;

    • снижение заболеваемости детей;

    • рост показателей физической подготовленности детей;

    • повышение адаптивности детей к различным неблагоприятным ус­ловиям окружающей среды.

У родителей:

    • приобретение необходимого количества знаний, которые могут по­мочь в вопросах обеспечения здоровья детей и их гармоничного развития;

    • проявление позиции активных участников воспитательно-образо­вательного процесса.

У педагогов:

    • повышение профессионального мастерства;

    • разработка методического материала по направлению работы;

    • создание единого воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации работы по формированию ЗОЖ у детей млад­шего дошкольного возраста, сохранения и укрепления их здоровья в условиях детского сада.

Основным содержанием рассмотренного проекта работы с детьми в дошкольных образовательных учреждений является формирование у детей осоз­нанного и правильного отношения к сохранению и укреплению своего здо­ровья. Оно реализуется через применение здоровьесберегающих техноло­гий, с которым он знакомится в дошкольном детстве.

Также по мнению большинства специалистов, ДОУ долж­но активно реализовывать здоровьесберегающие мероприятия и может оказывать медицинскую и оздоровительную помощь детям, которые нуждаются в лечебно-охранитель­ном режиме, в том числе в условиях ДОУ.

Воспитатели считают необходимым проведение врача­ми практических занятий с сотрудниками детского сада и родителями детей с целью профилакти­ки аллергических заболеваний.


Литература

  1. Зимонина В.А. Воспитание ребенка - дошкольника. Расту здоровым. - М.: ВЛАДОС, 2013.

  2. Исакова Е. Формирование у детей навыков ЗОЖ / Е. А. Исакова, Т. B. Смородина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3. - С. 13-16.

  3. Кочеткова Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада / Л. В. Ко­четкова. - М., 2011. - 105 с.

  4. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова. - М., 2014. - 256 с.

  5. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: АРКТИ, 2010.

  6. Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб., 2012.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ушакова Людмила Анатольевна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 140815

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад: «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-formirovaniie-osnov-zdorovogho-obraza-zhizni-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "194092"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427726705"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Публичное выступление "Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении""
    ["seo_title"] => string(80) "publichnoie_vystuplieniie_inkliuzivnoie_obrazovaniie_dietiei_v_doshkol_nom_obraz"
    ["file_id"] => string(6) "410807"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1492800043"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества» "
    ["seo_title"] => string(108) "formirovaniie-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-pozitivnykh-ustanovok-k-razlichnym-vidam-truda-i-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "169506"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423415133"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "создание условий для развития личности ребёнка дошкольного возраста в предметно-развивающей среде дошкольного образовательного учреждения "
    ["seo_title"] => string(163) "sozdaniie-uslovii-dlia-razvitiia-lichnosti-riebionka-doshkol-nogho-vozrasta-v-priedmietno-razvivaiushchiei-sriedie-doshkol-nogho-obrazovatiel-nogho-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "140369"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417947582"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Нравственное развитие детей дошкольного возраста. "
    ["seo_title"] => string(55) "nravstviennoie-razvitiie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "240665"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445086414"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства