«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
(обобщение опыта работы)
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наш детский сад № 3 стал “Школой здорового образа жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
В нашем детском саду широко используются передовые педагогические технологии:
- педагогика сотрудничества,
-технологии экологического воспитания,
- здоровьесберегающие нетрадиционные технологии.
Приоритетным направлением работы коллектива является физическое воспитание. Сложились определенные традиции в проведении оздоровительной работы. Прежде всего, это тесное взаимодействие всего коллектива.
Формирование культуры здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья детей через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Применение в своей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей. Совместную работу с семьёй строим на следующих принципах: единство, систематичность, индивидуальный подход, взаимное доверие. Методы и приемы, формируют у детей положительное отношение к своему здоровью и положительным эмоциям. Повысилась сопротивляемость организма детей к неблагоприятным факторам окружающей среды, что говорит о физическом и психическом здоровье детей. В результате исследования проблемы формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников, были уточнены цели, задачи и содержание валеологической работы, а адаптированная программа внедрена в практику ДОУ.
Основная цель нашей работы – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний. Система работы построена с учётом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики. Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, обучение пониманию своего эмоционального состояния.
Большая роль в работе отводится созданию информационной “Среды здоровья” (схемы, рисунки, стенды, стенгазеты), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка. Проведение занятий совместно с родителями даёт возможность выявить проблемы в общении «Родитель-Ребёнок» и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии. Благодаря этому создаётся благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребёнка. советы, деловые игры. Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера. В работе широко используется наглядная агитация – уголок здоровья, стенды в фойе детского сада, группе. В группе постепенно создаются традиции ЗОЖ – минутки здоровья на занятиях, дни здоровья, динамические паузы, утренние круги, разминки. Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОУ: Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон. Учебно-воспитательный процесс: занятия “Наша традиция – быть здоровыми!” (гимнастика, познавательная часть, релаксация), учебно-воспитательные занятия (минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки), физкультурные занятия, музыкальные занятия (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости), логопедические занятия (физминутки, словарная работа), рисование (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости). Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников. Организация работы с детьми строится с учётом следующих методических требований:
1. Структура занятий:
1. Организационный момент
2. Гимнастика
3. Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее
4. Познавательный блок
5. Сообщение нового материала через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта и т. п.
6. Дидактическая или подвижная игра на закрепление
7. Релаксация под музыку
2. Выполнение санитарно-гигиенических требований :
Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении
Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям
Дети одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения
Занятия проводятся не раньше чем через 30 минут после еды и не позднее чем за 1 час до еды
Музыка для релаксации должна быть негромкой
Подбор упражнений соответствует возрастным особенностям детей
Контроль условий пребывания ребенка в ДОУ осуществляется медработником
3. Учет психо - физиологических и эмоционально-личностных особенностей детей.
Соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста
Соответствие упражнений двигательным возможностям детей
Учет индивидуальных особенностей ребёнка (темперамент, анамнез, эмоциональное состояние и др. )
Учет социального анамнеза и опыта ребёнка, тактичное упоминание о любых фактах жизни ребенка
Учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребёнка (уровень внимания, памяти, мышления и др. ) и уровня его работоспособности.
Проводимая работа по формированию у детей навыков здорового образа жизни даёт следующие результаты: снизилась заболеваемость и повысился уровень здоровья детей. У детей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за своё здоровье.
Использование нестандартного оборудования для физического развития детей.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка. В группах необходимо создавать здоровьесберегающие условия.
Для развития движений у нас в детском саду мы используем и нестандартное оборудование.
Хочу предложить вам нестандартное оборудование, которое можно применять на занятии, на утренней гимнастике, ритмических упражнениях, различных видах игр, развлечениях.
Нестандартное оборудование.
“Снежинки” - применяются для ОРУ; выполнены из картона, обклеены клейкой бумагой, прикреплены к использованным фломастерам.
“Листочки” - применяются для ОРУ, для игр “Соберись в букет”, “Найди свой цвет”, “Найди себе пару”; выполнены из картона, обклеены цветным скотчем или цветной клейкой бумагой; прикреплены к использованным фломастерам.
Капсулы от киндер-сюрпризов, крышки от бутылок – применяются для развития мелкой моторики; используются в аттракционах “Кто быстрее соберет”, “Чья команда быстрее”, “Собери зерно”, а также для профилактики плоскостопия (дети садятся вокруг обруча, опираясь о руки или локти, и пальцами ног собирают предметы).
“Цветочки” - применяются для развития ориентировки в пространстве, сенсорного развития, для профилактики плоскостопия; лепестки цветков сшиты из клеенки, внутри поролон; используются в играх “Собери цветок”, “Найди свой цветок”, “Пройди по лепесткам цветка”.
“Колпачки” - применяются для профилактики нарушений осанки, в игре “Колпачок”, “Кто быстрее к своему колпачку”; выполнены из картона, обклеены оберточной бумагой.
“Следочки” - используются для профилактики плоскостопия, координации движений; выполнены из прорезиненного материала (остатки от туристического коврика).
“Махнушки” - используются для ОРУ, для выступления на праздниках; выполнены из гофрированной бумаги.
“Дорожка со следами” - используется для ползания и координации движений; сшита из клеенки; в “следочки” для коленей и ладоней вставлен поролон.
“Ладонь” - используется на празднике или для подведения итога на занятии; выполнена из картона, обклеена цветным скотчем или цветной клейкой бумагой; прикреплена на палочке.
Используются на физкультурных занятиях в ОРУ; утренней гимнастике, с элементами ритмической гимнастики; как оформление на физкультурных праздниках; для бега «змейкой» между «пампушками».
«Махнушки»
Список использованной литературы:
1. Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет. - Волгоград: Учитель, 2008.
2. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2009.
4. Горбатенко О.Ф., Кадраильская Т.А., Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа. - Волгоград: Учитель, 2007.
5. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье. - М.: Школьная Пресса, 2008
6. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. - М.: Т.Ц. Сфера, 2005
7. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.