kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы учителя по формированию  основ здорового образа жизни у учащихся младших классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников»»

« Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников» Доброхвалова Светлана Витальевна МБОУ – СОШ № 38 г. Орла, учитель начальных классов Формирование культуры здоровья в наше время становится всё более актуальным.  Ребенок значительную часть времени проводит в школе, которая призвана растить здоровое поколение. Необходимо делать все от нас зависящее, чтобы обеспечить правильное физическое развитие и психическое здоровье учащихся. В связи с этим школа внедряет в свою работу здоровье сберегающие технологии. Педагог В.А. Сухомлинский в свое время писал, что плохое состояние здоровья ребенка является главной причиной отставания в учебе [4, с. 87]. Младший школьный возраст, в свою очередь, является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", позитивное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того, насколько грамотно, бережно и творчески учитель будет подходить к формированию и привитию у маленького человека основных компонентов здорового образа жизни. Задача педагога состоит в том, чтобы дать ребенку осмыслить составляющие компоненты здорового образа жизни. Ведь здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.

В МБОУ СОШ №38, где я работаю, используются принципы здоровье сберегающей педагогики. У нас широко представлен принцип индивидуально-личностного подхода в обучении и воспитании, а также существует психолого-педагогическая поддержка учащихся.

         Способов включения учащихся начальных классов в деятельность по формированию ЗОЖ много. Я применяю такие формы работы, как:

- уроки здоровья

        -  выставки рисунков

        -  презентации, посвященные ЗОЖ

        -  физкультминутки

        -  динамические паузы

        -  минутки релаксации

        -  стенгазеты

        -  спортивные игры, соревнования

        - анкетирование родителей и учащихся

     -  тематические экскурсии и беседы: о гигиене, вредных привычках,      правильном питании.

В рамках этой работы, мною у детей моего класса была проведена педагогическая диагностика, которая помогла мне выявить степень сформированности культуры здорового образа жизни. Для эксперимента использовались анкета по оценке сформированности понятия здорового образа жизни

Анализ полученных данных показал необходимость целенаправленной систематической работы по формированию у младших школьников основ культуры здорового образа жизни.


По результатам анкетирования я могу видеть, на какие моменты мне следует обратить особое внимание и постараться улучшить результаты на протяжении всей работы с учащимися. Мы можем наблюдать, что и экспериментальная, и контрольная группа обладает невысоким уровнем соблюдения режима дня, о правилах личной гигиены, о правильном питании. На эти моменты в ходе работы следует уделить наибольшее внимание. На протяжении многих лет мною осуществлялась работа по формированию у учащихся основ здорового образа жизни. Особое внимание уделялось группе учащихся с низким показателем сформированности понятий здорового образа жизни, В рамках проведенной работы дети должны были: - научится соблюдать режим дня и узнать его значении для здоровья человека; - узнать о значении правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, о значении двигательной активности для здоровья человека; - осознать необходимость выработки привычек к утренней гимнастике (зарядка); - воспитать отрицательное отношение к вредным привычкам (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков); - сформировать навыки личной гигиены. - узнать о пользе здорового питания и о том, кокой вред приносит нездоровое и нерациональное питание на наше здоровье. Вся работа проводилась в несколько этапов. На первом этапе, для того, чтобы лучше узнать учащихся мы решили использовать метод беседы. Была предложена тема для обсуждения "Скажи нет вредным привычкам!" Ребята обменивались своим знаниями о вреде алкоголя, курения, наркотиков. Было видно, что ребят заинтересовала эта тема. Они внимательно слушали, дополняли мнения и друг друга, рассуждали. В заключение задавали мне вопросы, которые остались им не совсем понятными. И получали достаточно полные и интересные ответы. На втором этапе разговор шёл о правильном питании. Мы использовали метод рисования, в данном случае учащиеся рисовали плакаты. Учащиеся делились на 2 большие группы: "Здоровое питание" и "Вредные продукты". В свою очередь эти группы делились на микрогруппы. Каждая рисовала определенные примеры полезных и вредных продуктов. По окончанию, все творческой работы были представлены на всеобщее обозрение. Вместе мы еще раз обсудили, почему так важно употреблять фрукты и овощи, и как вредят нашему здоровью чипсы, сухарики, кола и т.д. Третий этап нашей работы мы решили посвятить режиму дня и утренней гимнастике. Учащимся был предложен примерный режим дня, наиболее рациональной для школьников. Учащиеся вносили свои коррективы, но в основном все согласились с предложенным вариантом. Кроме этого ребята узнали о том, почему так важно делать утреннюю гимнастику. На заключительном этапе, нами было разработано внеклассное мероприятие. Оно было призвано :актуализировать и развить знания учащихся о здоровье;сформировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью. В начале мероприятия учащимся было прочитано стихотворение "Хорошо и плохо". После этого ребята обменивались своим мнением о том, что они вкладывают в понятие здоровый образ жизни. Вместе мы выбрали наиболее важные составляющие: отказ от курения. употребления алкогольных напитков. наркотиков. занятия физкультурой и спортом, двигательная активность. рациональное питание. Затем было проведено соревнование "Делай с нами. Делай как мы. Делай лучше нас", где ребята проявляли свою двигательную активность. После этого проводился конкурс "Самый веский аргумент". Капитанам команд в течение минуты необходимо привести самый убедительный аргумент в необходимости здорового образа жизни. После выступления капитана команды ребятам было предложено дополнить друг друга. Завершающим этапом стало повторное анкетирование учащихся.

Итоги сравнительного анализа результатов анкетирования доказывают положительное влияние проведенной работы и эффективность условий формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни. Но эта работа была бы не полной. Если бы ограничивалась только внеклассной и внеурочной деятельностью. Огромное значение в ходе формирования основ ЗОЖ достигается за счёт системного подхода к решению этой проблемы. И здесь тесно переплетается урочная, внеурочная и внеклассная деятельность

Например, на уроках русского языка и литературного чтения мои ученики знакомятся с правилами культуры чтения и письма, здесь формируются и закрепляются гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.) В ходе уроков используются стихи, пословицы, рассказы здоровье сберегающей направленности. Например:

  • Всякое дело поправимо, если человек здоров.

  • В здоровом теле – здоровый дух.

  • Голову держи в холоде, а ноги в тепле.

  • Гнев человеку сушит кости, крушит сердце.

  • Головная боль сном проходит. и.др.

На уроках математики решается много задач, то одной из их разновидностей, будут задачи с валеологической направленностью. В процессе решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоровья. Учитель должен помочь преобразовать возникшую энергию опасения в энергию действия. На этом этапе происходит знакомство и обсуждение с учащимися привычки здорового образа жизни. Таким образом, математическая задача формирует у младшего школьника сложное психическое «новообразование» - ответственное отношение к здоровью.

На уроках окружающего мира даётся наиболее систематизированное представление о ЗОЖ, дети знакомятся с элементарными анатомо-физиологическими сведениями при изучении темы «Организм человека и охрана его здоровья».

При этом выполняются практические задания:

  • измерить температуру воздуха с помощью термометра в классной комнате и соотнести её с нормами;

  • правильно организовать свой режим дня;

  • выполнять необходимые правила личной гигиены;

  • оберегать себя от простудных заболеваний;

  • закаляться.

На уроках технологии учащиеся знакомятся с правилами безопасности на учебных занятиях.

Итоги сравнительного анализа результатов анкетирования доказывают положительное влияние проведенной работы и эффективность условий формирования у младших школьников в учебном процессе ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Сохранение и укрепление здоровья, увеличение продолжительности активной и творческой работы, создание условий для формирования здорового образа жизни и полноценного физического развития у учащихся, являются актуальной педагогической задачей.

Тема "Здоровье", "Здоровый образ жизни" должна пронизывать все виды деятельности ребёнка. Необходимо воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя , как средства достижения жизненных успехов. Также необходимо формировать у младших школьников представления и знания о человеке, его здоровье, о здоровом образе жизни.

Основные задачи сохранения здоровья учащихся в процессе обучения в школе:

- сформировать активную жизненную позицию;

- сформировать представления о своем теле, организме;

- учить укреплять и сохранять свое здоровье;

- понимать необходимость и роль двигательной активности;

- обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности;

- формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

Список литературы
  • Ананьева, Н.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников / Н.А.Ананьева, Ю.А.Ямпольская. - Москва, - 1993. - 224 с.

  • Воронцова, В.Г. Нравственное и физическое здоровье детей: заботится ли о нем наша школа? / В.Г.Воронцова. - Санкт-Петербург, 1996 - 197 с.

  • Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев, 1969. - 244 с.

  • Колесов, В.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников / В.Д. Колесов. - Москва: Педагогика, 2001. 176 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
« Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников»

Автор: Доброхвалова Светлана Витальевна

Дата: 09.02.2018

Номер свидетельства: 456107

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Статья на тему: «Метод проектов в процессе формирования основ здорового образа жизни в сознании младших школьников» "
    ["seo_title"] => string(125) "stat-ia-na-tiemu-mietod-proiektov-v-protsiessie-formirovaniia-osnov-zdorovogho-obraza-zhizni-v-soznanii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "149049"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419935835"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Статья на тему: «Формирование здорового образа жизни у младших школьников»."
    ["seo_title"] => string(79) "stat_ia_na_tiemu_formirovaniie_zdorovogho_obraza_zhizni_u_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "405648"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1491037118"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Формирование основ здорового образа жизни младших школьников"
    ["seo_title"] => string(66) "formirovaniie_osnov_zdorovogho_obraza_zhizni_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "373388"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482716154"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Учимся быть здоровыми на уроках... математики "
    ["seo_title"] => string(45) "uchimsia-byt-zdorovymi-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "238922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444670055"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Духовно - нравственное воспитание младших школьников"
    ["seo_title"] => string(59) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-2"
    ["file_id"] => string(6) "278682"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453122769"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства