kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: «Метод проектов в процессе формирования основ здорового образа жизни в сознании младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОДЕРЖАНИЕ

Справочно-информационные сведения.                                                3

Введение.                                                                                                4

Глава I.  Технологии и суть метода проектов.                                       9

1.1. Суть метода проектов.                                                                     9

1.2. Учитель и ученик при работе над проектом.                                   11

1.3. Этапы работы в процедуре метода проектов.                                 15

1.4. Особенности возраста младших школьников.                                25     

1.5. Система и этапы здоровьесберегающих 

       образовательных технологий.                                                         27

1.6. Метод проектов как способ организации

       педагогического процесса, основанного

       на здоровьесберегающих технологиях.                                           31

Глава II. Описание педагогического опыта

                метода проектов в процессе формирования

                основ здорового образа жизни в сознании

                младших школьников.                                                             34

I. Формы, методы, средства метода проектов в

процессе формирования ЗОЖ в сознании младших школьников.                 34

2.1. Использование форм и методов для повышения

       приоритета здорового образа жизни.                                                       34

2.2. Роль родителей в пропаганде основ здорового

       образа жизни.                                                                                   38

2.3. Метод проектов и средства здоровьесберегающих

       технологий в работе с детьми.                                                                  41

2.4. Дополнительные направления работы

       образовательного учреждения для создания

       условий сохранения здоровья детей.                                                        45

II. Результативность                                                                                46

Заключение                                                                                              48

Список используемой литературы                                                         50

                                     Справочно – информационные сведения об опыте.

1. Тема: «Метод проектов в процессе формирования основ здорового образа жизни в сознании младших школьников»

2. Автор опыта: Меликян Парандзем Александровна

3. Школа: МКОУ Светлоярская СОШ №2 им. Ф.Ф.Плужникова

4. Должность: учитель начальных классов

5. Степень новизны опыта:  Эвристический

6. Длительность функционирования опыта: 5 лет.

7. Опыт представлен следующими материалами:

- настоящим описанием;

- следующими приложениями:

Приложение № 1 План родительских собраний по здоровьесбережению

                              План проекта «Уроки здоровейки: как сохранить здоровье.

Приложение № 2 Схема проекта «Уроки здоровейки: как сохранить здоровье».

Приложение № 3 Игры, которые лечат.

Приложение № 4 Игры для профилактики частых простуд.

Приложение № 5 Упражнения и гимнастика для глаз.

Приложение № 6 Игры и упражнения по формированию правильной осанки.

Приложение № 7 Проект «Комнатные растения – легкие класса».

Приложение № 8 Урок здоровья «Лесная школа».

Приложение № 9 Результативность анкетных данных.

Приложение № 10 Результативность исследований.

Приложение № 11  Тест – тренинг «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать».

Приложение № 12 Перечень направлений образовательного учреждения для создания условий сохранения здоровья школьников.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Метод проектов в процессе формирования основ здорового образа жизни в сознании младших школьников» »



«Метод проектов в процессе формирования основ здорового образа жизни в сознании младших школьников»






















СОДЕРЖАНИЕ


Справочно-информационные сведения. 3


Введение. 4


Глава I. Технологии и суть метода проектов. 9


1.1. Суть метода проектов. 9

1.2. Учитель и ученик при работе над проектом. 11

1.3. Этапы работы в процедуре метода проектов. 15

1.4. Особенности возраста младших школьников. 25

1.5. Система и этапы здоровьесберегающих

образовательных технологий. 27

1.6. Метод проектов как способ организации

педагогического процесса, основанного

на здоровьесберегающих технологиях. 31


Глава II. Описание педагогического опыта

метода проектов в процессе формирования

основ здорового образа жизни в сознании

младших школьников. 34


I. Формы, методы, средства метода проектов в

процессе формирования ЗОЖ в сознании младших школьников. 34


2.1. Использование форм и методов для повышения

приоритета здорового образа жизни. 34

2.2. Роль родителей в пропаганде основ здорового

образа жизни. 38

2.3. Метод проектов и средства здоровьесберегающих

технологий в работе с детьми. 41

2.4. Дополнительные направления работы

образовательного учреждения для создания

условий сохранения здоровья детей. 45

II. Результативность 46

Заключение 48

Список используемой литературы 50






















Справочно – информационные сведения об опыте.


1. Тема: «Метод проектов в процессе формирования основ здорового образа жизни в сознании младших школьников»

2. Автор опыта: Меликян Парандзем Александровна

3. Школа: МКОУ Светлоярская СОШ №2 им. Ф.Ф.Плужникова

4. Должность: учитель начальных классов

5. Степень новизны опыта: Эвристический

6. Длительность функционирования опыта: 5 лет.


7. Опыт представлен следующими материалами:

- настоящим описанием;

- следующими приложениями:

Приложение № 1 План родительских собраний по здоровьесбережению

План проекта «Уроки здоровейки: как сохранить здоровье.

Приложение № 2 Схема проекта «Уроки здоровейки: как сохранить здоровье».

Приложение № 3 Игры, которые лечат.

Приложение № 4 Игры для профилактики частых простуд.

Приложение № 5 Упражнения и гимнастика для глаз.

Приложение № 6 Игры и упражнения по формированию правильной осанки.

Приложение № 7 Проект «Комнатные растения – легкие класса».

Приложение № 8 Урок здоровья «Лесная школа».

Приложение № 9 Результативность анкетных данных.

Приложение № 10 Результативность исследований.

Приложение № 11 Тест – тренинг «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать».

Приложение № 12 Перечень направлений образовательного учреждения для создания условий сохранения здоровья школьников.


ВВЕДЕНИЕ.


Российское общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Но, несмотря на принимаемые меры по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, оно продолжает ухудшаться. Причины этого явления общеизвестны: экологические и климатические факторы, неблагоприятные факторы школьной среды, невысокий уровень культуры здоровья населения, часто включая и тех, то в первую очередь должен стать ее носителями – учителей. Деятельность педагогов в этом направлении должна определяться индивидуальными особенностями каждого ученика, реальным состоянием его здоровья, его психологическим и социальным развитием. При этом возможности воспитательной системы должны быть очерчены гуманистически ориентированным образованием, которое предполагает создание особых взаимосвязей между воспитателем и воспитуемым, учителем и учеником. Если деятельность педагога-воспитателя, направленная на развитие, у учащегося ценностного отношения к здоровью, системно и целостно. То столь же целостной будет и деятельность воспитанников.

В настоящее время проблема здоровьесберегающих технологий в начальных классах – одна из самых насущных. Как научить детей беречь свое здоровье? Одним из лучших средств, на наш взгляд, - пропаганда здорового образа жизни через сотрудничество с родителями.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Совместная работа с семьей заключается в обучении конкретным приемам и методам оздоровления (самомассажу, видам закаливания и т.д.). В этих целях широко используется:

  • Консультации;

  • Деловые игры, тренинги;

  • Совместные физкультурные праздники;

  • Дискуссии с участием медиков, а также родителей с опытом семейного воспитания;

  • Семинары, практикумы.

Родители должны научить своих детей воспринимать жизнь и здоровье как величайшую ценность. Эта необычайно сложная задача не имеет однозначного решения. Она включает в себя формирование у детей основ физиологической, психической и интеллектуальной культур. Родители должны умело использовать эти основы при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными для здоровья делами.

Классный руководитель становится помощником и хорошим советчиком для родителей, создает в коллективе атмосферу взаимопонимания и доверия, помогает родителям приобрести опыт в воспитании ребенка. Поставив такие задачи, мы в постоянном поиске форм и методов проведения встреч с родителями. Это беседы, лекции, диспуты, открытые уроки, «Веселые старты», походы на природу, посещение театров, музеев и прочее.

Проектный метод – один из способов реализации детских знаний наглядным способом. Актуален этот метод при решении задач здоровье сберегающего характера. В процессе проектной деятельности учащиеся получают возможность самостоятельно определить ту область знания о здоровье сбережении, которая им интересна, близка, необходима и которую они хотели бы расширить.

В последние годы проблемы психологии младшего школьного возраста стали привлекать все большее внимание. Разрабатываются проблемы- роли кооперации со сверстниками ( Г.А. Цукерман. В. В. Рубцов.) Новообразований младшего школьного возраста( Е.Е. Кравцова и др.) их генезиса, анализа кризисных возрастов (Е.Е.Кравцова К.Н. Поливанова. О.А.Карабанова и др.), анализа социальных ситуаций развития. (О.А. Карабанова и др.), построения методического инструментария для диагностики психического развития младшего школьного возраста( Н. И.Гуткина. Н.Г.Салмина, и др.) и др.

Авторы, исследовавшие вопросы здоровьесбережения у детей школьного возраста: Ротенберг В.С., Бондаренко С.М., Коваленко В.И., Мильман И.И.

Отдельные аспекты организации педагогического процесса и педагогического взаимодействия с целью сохранения здоровья ребенка находим у педагогов XX века Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинского, Я.Корчака, К.Роджерса.

Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим, проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.

Работая много лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, мы убедились, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся к сохранению здоровья, на активное использование в процессе обучения метода проектов. Мы решили использовать данный метод проектов в работе по здоровьесбережению младших школьников. В связи с этим была выбрана следующая тема работы: «МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОЗНАНИИ МЛАДШИХ ШОЛЬНИКОВ.».

В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: 1. Показать значимость здоровьберегающих технологий в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности посредством метода проектов.

2. Создать условия для развития творческого начала в деятельности ребёнка.

3. Формировать положительную мотивацию к учебному труду и творчеству.

ЗАДАЧИ:

  1. Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;

  2. Пропаганда здорового образа жизни;

  3. Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: учебно-воспитательный процесс в начальной школе

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: «Метод проектов в процессе формирования

основ здорового образа жизни в сознании младших школьников».

Новизна данного опыта учителя.

Понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.





Ожидаемые конечные результаты

  • Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.

  • Повышение приоритета здорового образа жизни.

  • Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни.

  • Повышение профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.

  • Создание комфортной среды в школе.

  • Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.

















































Глава I.

Технология и суть метода проектов



1.1. Суть метода проектов. Основной задачей модернизации образования в России является обновление качества образования. Качество образования - это мера соответствия образовательного результата запросам личности, общества и государства. В ситуации динамичного социально-экономического развития страны анализ запросов местного сообщества, запроса учащегося и изменившегося заказа государства позволяет выявить потребность в новых результатах образования. Таким образом, в наше время возникает новое понимание качества образования.

В основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как ключевые компетентности, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности. Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности решения проблем, (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

По своей сути проектирование – самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности.

Таким образом, проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов, а в узком – "планирование от цели принципиально новой для организации деятельности, ограниченной по срокам и ресурсам"i. За рамками управленческой терминологии понятие "проект" так же часто связывается с понятием "проблема". Проект как проблема "может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказывается от своего, личного, частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве"ii. Такое понимание проекта открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе.

Метод проектов возник как отклик на изменяющиеся социально-экономические условия жизни и в течение короткого времени превратился в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Его называли также методом решения проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.

Метод проектов, как и любой другой метод, может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, кафе, музеи, видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции, факс, радиосвязь и пр. Поэтому можно сказать, что метод проектов переживает сегодня второе рождение, так как открываются новые возможности для коммуникации.

Существует множество классификаций типов проектов учащихся. Проекты, выполняемые в рамках образовательного процесса, можно классифицировать по нескольким основаниям1. По типу продукта, являющегося результатом проектной деятельности, проекты можно разделить на технологические, исследовательские, продуктивные, сетевые, сервисные, комплексные. Проекты также разделяют в зависимости от количества учебных предметов, содержание которых входит в содержание проекта, времени выполнения и количества участников проекта.

Существует еще целый ряд классификаций. Представляется, что все они использовались авторами для обобщения опыта работы педагогов по методу проектов. По нашему мнению, приведенные классификации проектов учащихся не имеют принципиального значения в связи с задачей формирования ключевых компетентностей учащихся.

На наш взгляд, невозможно связать формирование определенной компетентности с каким-то конкретным типом проекта, так как каждый проект подразумевает решение проблемы, работу с информацией, коммуникацию. Пожалуй, единственным существенным фактором, влияющим в первую очередь на возможности, которые предоставляет тот или иной проект для формирования коммуникативной компетентности в части продуктивной коммуникации (работа в группе), является количество участников проекта.

1.2. Учитель и ученик при работе над проектом. При работе над проектом учащийся решает значимую для него лично проблему. Работа над проектом не может быть организована в рамках традиционного урока.

Поэтому использование метода проектов предполагает кардинальное изменение, как формы организации образовательного процесса, так и роли учителя.

Педагог должен отказаться от своей традиционно доминирующей роли в процессе присвоения учеником знаний и стать организатором проектной деятельности. Выполнение проекта осуществляется по определенному, достаточно сложному алгоритму, и при этом каждый ученик может выбрать любую тему проекта - все, что захочет и что сумеет сделать, учитывая свои интересы, наклонности, способности и решая определенную проблему.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть:

- Консультирует. То есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п. При реализации проектов учитель в классе – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то». Во время консультирования важно отвечать только на возникающие, у учеников вопросы. В процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Если кто-то из детей захочет выполнить проект на другую тему, преподаватель должен с пониманием и уважением отнестись к желанию учеников, так как нельзя заставлять ребенка проектировать то, что ему неинтересно.

- Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

- Фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности – минимальный их набор учащийся должен был присвоить на уроках, предшествующих работе над проектом. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки действий учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду - (например, организация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный пересказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.).

- Наблюдает. Следует особо отметить, что при использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия. Учителю, начинающему работать по методу проектов, хотелось бы посоветовать записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом познавательной деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Следует признать, что каждый ученик имеет право:

- не участвовать ни в одном из предложенных проектов,

- участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях,

- в любой момент начать новый проект.

С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределенности при выполнении проекта вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер. Учащимся трудно:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи,

  • искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернативы,

  • осуществлять и аргументировать выбор, предусмотреть последствия выбора,

  • действовать самостоятельно (без подсказки учителя),

  • сравнивать полученное с требуемым,

  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов,

  • объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов. При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию и уже не действует заданная учителем оценочная схема: «это верно, а это – нет».

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

- Выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, не только является фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.

- Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).

- Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например, формирует личный интерес к новому знанию, если ситуацию «провала» проекта создала неудачно подобранная информация. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макро-социуме.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.

1.3. Этапы работы в процедуре метода проектов. Процедуру работы над проектом можно разбить на несколько этапов:

Поисковый:

- определение тематического поля и темы проекта

- поиск и анализ проблемы

- постановка цели проекта

Аналитический:

- анализ имеющейся информации

- поиск информационных лакун

- сбор и изучение информации

- поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности

- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ

- анализ ресурсов

Практический:

- выполнение запланированных технологических операций

- текущий контроль качества

- внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию

Презентационный:

- подготовка презентационных материалов

- презентация проекта

- изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация)

Контрольный:

- анализ результатов выполнения проекта

Оценка качества выполнения проекта

Поисковый этап

Данный этап начинается с определения тематического поля проектов. Под тематическим полем в данном случае мы понимаем некую ограниченную область знаний, выделяемую на основе наблюдений познавательных потребностей и интересов детей.

Выбор тематического поля - это организуемая и координируемая учителем процедура, результатом которой является определение темы проектной работы. При определении тематического поля проекта можно опираться, например, на потребности человека в различных областях жизнедеятельности: школа, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение. При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора ученика – основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы. В практике работы педагогов мы наблюдали несколько вариантов организации такой работы с учащимися.

Первый и самый простой способ: учитель предлагает список примерных тем для работы над проектами, при этом темы могут каким-то образом анонсироваться, а могут просто вывешиваться на стенде в виде списка.

Следующим шагом является постановка проблемы. В процессе выбора ученик неосознанно останавливается на том тематическом поле, в рамках которого он испытывает неудовлетворенность своих претензий (например, ему хочется разводить влаголюбивые растения в своей комнате, воздух которой сильно иссушен системой центрального отопления). Теперь необходимо актуализировать осознание этого противоречия, сформулировать его, определив тем самым проблему. В идеале проблемы должны выдвигаться самими учащимися, а роль учителя должна состоять в том, чтобы способствовать определению проблемы наводящими вопросами. Учащиеся начальных классов могут подтвердить свое понимание проблемы, сформулированной учителем, и объяснить причины, по которым они приступают к решению проблемы. Учащиеся 5-6 классов - описать ситуацию и указать свои намерения при работе над проектом.

Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия — расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями.

Проще говоря, ситуация может приобрести проблемный характер если:

  • имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить,

  • требуется установить сходства и различия,

  • важно установить причинно-следственные связи,

  • необходимо обосновать выбор,

  • требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.

Можно выделить ряд условий, необходимых для перевода потенциальных проблем в актуальные, то есть личностно-значимые или принятые учеником как личностно-значимые:

  • эмоциональность и яркость момента,

  • прагматическая направленность в область личных интересов учащихся,

  • возможность переноса знаний из одной сферы в другую,

  • предоставление ученику широких возможностей для самоорганизации и самореализации,

  • использование различных приемов стимулирования, в том числе и традиционные рекламные ходы с опорой на побудительные мотивы признания, самоуважения, новизны, избавления от скуки, занимательности.

Но в любом случае проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося.

В самом общем виде действия учителя и ученика на этом этапе работы могут быть представлены так:


Учитель Ученик

  • Предлагает тематическое поле.

  • Мотивирует учащихся к обсуждению.

  • Предлагает схемы анализа потребностей.

  • Наблюдает за процессом обсуждения и помогает сформулировать проблему.

  • Консультирует учащихся при постановке цели, при необходимости корректирует ее формулировку.


  • Обсуждает тему.

  • Определяет свои потребности.

  • Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор.

  • Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему.

  • Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Аналитический этап

После постановки цели проекта в первую очередь на этом этапе необходимо определить, какая информация необходима для ее достижения (реализации проекта).

На всех этапах работы над проектом учителю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности возраста учащихся и степень их самостоятельности. Потому если речь идет об учащихся начальной школы, то при работе над проектом учитель чаще всего сам ставит перед учащимися задачи по поиску информации, предлагает им различные источники информации и способы получения информации. Следует также отметить, что в этом возрасте учащимся сложно работать с разными типами источников, представляющих содержание одного и того же вопроса.

Младшие подростки, как правило, осознают, какой информацией и по какому вопросу они обладают, а какой - нет. Поэтому педагогу целесообразнее сосредоточиться на том, насколько грамотно учащиеся применяют известный им или предложенный учителем способ получения информации из нескольких источников.

Нередко при работе над проектом учащиеся находят источники информации, которые были неизвестны учителю, получают самую свежую информацию. Как правило, во время консультаций педагог обсуждает с учениками результаты информационного поиска. В некоторых случаях, особенно если работа над проектами только начинается, учителя считают своим долгом проштудировать всю ту литературу, которую прочитали учащиеся, изучить все источники информации. Такая боязнь показаться некомпетентным основана, на наш взгляд, на профессиональном стереотипе: учитель должен обязательно быть специалистом по тому узкому вопросу, которому посвящен проект. Следует помнить, что руководитель проекта в первую очередь является носителем проектной культуры, отвечает за соблюдение общего алгоритма работы над проектом. Опасна и другая крайность, когда педагог не интересуется тем, как идет работа с информацией, пускает ее на самотек.

На этом этапе учащийся выполняет все основные шаги по разработке проекта. Уровень его самостоятельности при выполнении каждого шага может быть различным. Учащийся конкретизирует свои намерения, описывая желаемую для него ситуацию. При этом в начальной школе он может только в общих чертах обрисовать то, что хочет изменить, позже учащийся конкретизирует наиболее важные для него черты идеальной ситуации, а в старших классах соотносит свои интересы с интересами других людей, которых эта ситуация касается. Затем учащийся рассматривает существующую ситуацию, описывая ее в начальной школе в общих чертах, позже - более детально, с элементами анализа (выделение характеристик, установление причинно-следственных связей и т.п.). Для этого нередко требуется дополнительный информационный поиск.

На основе выявленной (или присвоенной) учащимся проблемы, он (в начальных классах с помощью учителя) ставит цель своего проекта. Цель отвечает на вопрос: «Что должно быть изменено в реальной ситуации, (чтобы она совпала с идеальной, с точки зрения ученика)?» Определив цель, учащийся предлагает один или несколько способов ее достижения (отвечает на вопрос: «Каким образом?»). Младшим школьникам тот или иной способ деятельности должен порекомендовать учитель, затем учащихся следует стимулировать к самостоятельным предложениям. Когда учащиеся (возможно, при поддержке учителя) начинают предлагать тот или иной способ достижения цели, учитель может предложить еще один или несколько способов, провоцируя их на размышление о наиболее эффективном, пригодном для той или иной ситуации способе достижения цели. В начальной школе предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе проекта, могут исходить от учителя. Хочется еще раз подчеркнуть, что при организации проектной деятельности младших школьников характерна ведущая роль учителя на аналитическом этапе.


1-4 класс

Описание желаемой ситуации

С помощью учителя

Описание реальной ситуации

Анализ желаемой ситуации


Анализ реальной ситуации

Выявление противоречий

Постановка проблемы

Присвоил проблему, сформулированную учителем

Анализ проблемы


Постановка цели

Присвоил цель, сформулированную учителем

Анализ цели


Определение способа достижения цели

Присвоил способ, рекомендованный учителем

Анализ способов достижения цели


Постановка задач

Предложены учителем ® с помощью учителя

Планирование шагов

Присвоил шаги, названные учителем

Планирование графика деятельности

Присвоил план, предложенный учителем

Планирование ресурсов

Если это необходимо, планирование ресурсов производит учитель



Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Младшие школьники описывают продукт, называют его характеристики, которые кажутся им важными для использования продукта по назначению.

В самом общем виде действия учителя и ученика на этом этапе работы могут быть представлены так:


Учитель

Ученик

  • Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

  • Предлагает учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации.

  • Организует процесс анализа альтернативных решений.

  • Помогает уточнить (скорректировать) формулировку цели.

  • Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

  • Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.

  • Вступает в коммуникативные отношения с целью получить информацию.

  • Осуществляет выбор.

  • Осуществляет процесс планирования.

  • Оценивает ресурсы.

  • Определяет свое место (роль) в проекте.

  • Представляет продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе.

  • Проводит оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.


Практический этап

На этом этапе учащиеся реализуют запланированные шаги (действия), выполняют текущий контроль. При работе над проектом учащиеся реализовывают \ осваивают различные технологии деятельности, новые способы деятельности (видеосъемка, работа с компьютером, проведение социологических исследований, сварка и т.д.).

На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности учащихся, а учитель выступает преимущественно в роли консультанта. Интуитивно многие педагоги стремятся выдержать роль консультанта и не подменять собой ученика при работе над проектом. Взаимодействие учителя и ученика в режиме, при котором педагог является не источником знаний, а консультантом, приемлемо всеми педагогами, однако целый ряд профессиональных установок учителя противоречит задачам консультанта.

При консультировании учитель - руководитель проекта может занимать разные позиции: инструктора, эксперта, тьютора. Выбор зависит от степени самостоятельности учащихся и специфики деятельности в проекте. Например, если ученик выполняет какие-либо работы, связанные с угрозой для здоровья и жизни, учитель выступает в роли инструктора по технике безопасности, то есть может жестко рекомендовать или запретить какие-либо действия. Консультант может также выступать с экспертных позиций, при этом экспертом, то есть носителем определенных знаний и опыта, может и должен стать не только руководитель проекта, но и другой учитель-предметник или специалист в какой-либо области. Привлечение последних в качестве консультантов при работе учащихся над проектами способствует организации образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения. Руководитель проекта может рекомендовать учащимся обратиться к определенным экспертам или, с учетом возраста учеников, организовать работу с привлечением внешних специалистов.

В самом общем виде действия учителя и ученика на этом этапе работы могут быть представлены так:


Учитель

Ученик

  • Наблюдает.

  • Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

  • Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

  • Отвечает на вопросы учащихся.

  • Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

  • Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты.

  • При необходимости консультируется с учителем (экспертом).


Презентационный этап

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта. В известных нам проектах учащихся это были: видеофильм, альбом, барометр, компьютерная газета, бюллетень, зимний сад, альманах, сварочный аппарат, сайт, костюм, исковое заявление, письмо главе местной администрации, макет, словарь, электромагнит, атлас, воздушный змей, передвижная выставка, экспозиция музея, генеалогическое древо, электродвигатель, сбор лекарственных трав и т.д. Этот список можно было бы продолжить.

Презентация по своей сути предназначена для демонстрации полученного продукта, а не для рассказа о процессе работы над проектом. Достаточно распространенным является стремление учителя включить в итоговый продукт все, что было создано учеником во время работы над проектом. Такое стремление идет вразрез с задачами по формированию способности к текущему контролю, анализу и отбору информации, к оценке результата. Понятно и объяснимо желание педагога услышать во время презентации о том, чему научились и что узнали ученики в процессе работы. Но на презентации в первую очередь должен быть представлен продукт проектной работы.

Презентация по своей сути предназначена для демонстрации полученного продукта, а не для рассказа о процессе работы над проектом. Достаточно распространенным является стремление учителя включить в итоговый продукт все, что было создано учеником во время работы над проектом. Такое стремление идет вразрез с задачами по формированию способности к текущему контролю, анализу и отбору информации, к оценке результата. Понятно и объяснимо желание педагога услышать во время презентации о том, чему научились и что узнали ученики в процессе работы. Но на презентации в первую очередь должен быть представлен продукт проектной работы.

Презентацию проектов надо организовывать специальным образом. Здесь открываются самые широкие возможности для творческого поиска учителем организационных форм презентации. Это может быть: выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, демонстрация видеофильма, дегустация, рекламная акция, демонстрация моделей и т.д.

По своему педагогическому эффекту это один из самых важных этапов проекта, когда учащийся получает возможность предоставить плоды своего труда. Проведение презентаций можно удачно совмещать с работой с семьями учащихся.

Педагог несет ответственность за создание условий для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.).

В самом общем виде действия учителя и ученика на этом этапе работы могут быть представлены так:


Учитель

Ученик

  • Организует презентацию.

  • Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

  • При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации.

  • Выступает в качестве эксперта.

  • Выбирает (предлагает) форму презентации.

  • Готовит и проводит презентацию.

  • При необходимости консультируется с учителем (экспертом).

  • Выступает в качестве эксперта, т.е. задает вопросы и высказывает критические замечания (при презентации других групп \ учащихся).


Контрольный этап

После проведения презентации учащимся проводится оценка как полученного продукта, так и собственного продвижения в проекте.

Сразу хотелось бы обратить внимание на устойчивую тенденцию: учащиеся зачастую стремятся делегировать учителю функции как итогового, так и промежуточного контроля (к этому их приучает сама система организации образовательного процесса). Поэтому при руководстве проектами учитель должен постепенно отказаться от выполнения функции контроля и организовывать ситуации, вынуждающие учащихся проводить самоконтроль.

Важным шагом будет являться предложение и обсуждение прозрачных, то есть заранее известных и понятных для подростков критериев оценки качества продукта. Сначала инициатива по подготовке критериев должна исходить от учителя, а учащиеся, оценивая, должны получить опыт работы с корректно заданными критериями. Тогда в старших классах они смогут предлагать критерии и способ для оценки продукта.

Следует отметить, что оценка продукта и оценка продвижения учащихся в проекте должна быть качественная, а не количественная (выраженная в баллах). Это внутренняя неотъемлемая составляющая проектной деятельности. Не следует на основании «качества продукта» выставлять внешнюю оценку (данную учителем по формальным признакам, внесенную в документ для промежуточной или итоговой аттестации). Продукт является средством для решения значимой для ученика проблемы, поэтому после его получения следует организовывать рефлексию учащегося, работая на формирование компетентности решения проблем, а не на оценку по формальным признакам.

1.4. Особенности возраста младших школьников. Мы многократно подчёркивали, что педагогу при работе по методу проектов необходимо учитывать особенности возраста учащихся, теперь хотелось бы обобщить особенности реализации данной технологии на различных ступенях образования.

В начальной школе проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность (в частности, доводить до конца – до получения продукта – начатое дело), а также осмыслять этапы своей деятельности. В этом возрасте организация проектной деятельности тесно связана с различными аспектами социализации учащихся: преодоление свойственного возрасту эгоцентризма, освоение социально приемлемых форм поведения, сотрудничества как модели отношений. В сфере выстраивания отношений с взрослым важно появление нового типа отношений – с руководителем проекта как с равноправным партнером. Поэтому на этой ступени особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).

Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактные приемы деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Поэтому введение специальных и факультативных курсов, готовящих учащихся к реализации проекта, бессмысленно. Вместе с тем перед руководителем проекта ставятся задачи, связанные с освоением ребенком новых, надпредметных способов деятельности. При этом на данной ступени обучения происходит существенный рост самостоятельности учащихся в отношении тех или иных действий, касающихся проектного замысла и реализации своего проекта.

Объем освоенных ЗУНов позволяет, с одной стороны, осваивать в рамках прикладных учебных модулей целостные технологии деятельности, с другой стороны, опыт познавательной деятельности и знаниевая база достаточны для резкого увеличения уровня самостоятельности на этапе реализации проекта.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровье сберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьсберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.

Работая в школе и проанализировав причины школьных болезней, мы пришли к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно и на родительском собрании провели курс бесед “здоровье сберегающие технологии в школе и семье”.

1.5. Система и этапы здоровьесберегающих образовательных техналогий.

Изучив эти серьезные проблемы на родительском собрании, родительский комитет под руководством учителя, выявил некоторые причины школьных болезней:

  • недостаточная освещенность класса;

  • плохой воздух школьных помещений;

  • неправильная форма и величина школьных столов;

  • несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями;

а так же поставил цели и задачи для их преодоления.

Прежде всего, мы рассматривали концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы:

цель – принципы и задачи – средства – условия – результаты.

В связи с этим за очень короткий срок администрация школы приобрели современную магнитную доску, приобрели новую школьную мебель (столы и стулья), для релаксации и проведения физминуток обеспечили ковром, подушками, настольными и напольными играми; для удобства и эстетичности собрали шкаф для верхней одежды. Родители принимали активное участие в физкультурно-оздоровительной работе, в экспресс анкетировании, в тестировании. Тесты проводились по таким темам:

  • “В хорошей ли вы форме?”

  • “Можно ли ваш образ жизни считать здоровым?”

  • “Часто ли случаются стрессы в вашей повседневной жизни?”

  • “Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?”

Однако необходимо подчеркнуть, что в современной школе добавилось много других недостатков. Так, влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы. Усилилась роль “внутришкольных факторов”:

  • Интенсификация обучения;

  • Снижение двигательной активности;

  • Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;

  • Нарушение зрения, осанки;

  • Ухудшение нервно – психического здоровья.

Исходя из этого, мы предпринимали все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровье сберегающих образовательных технологий.

Цель здоровье сберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровье сберегающих технологий обучения.

Поэтому в формировании ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни педагогу целесообразно использовать такие формы воспитания как информирование и стимулирование. Одной из продуктивных и оптимальных технологий создания условий для здоровьесбережения и позитивного отношения к здоровому образу жизни у детей начальной школы можно отнести организацию проектной деятельности учащихся. Организация, в случае принятия за основу норм здорового образа жизни, информирования предполагает ряд этапов.

1 этап - принятие педагогом системы убеждений, касающихся сохранения здоровья, на уровне самоактуализации. Степень информированности, приверженности к нормам здорового образа жизни воспитателя, имеют существенное значение для его деятельности на последующих этапах формирования здоровьесберегающих установок у воспитанников.

2 этап - рассмотрения и обсуждения понятия «здоровый образ жизни» как способ сохранения здоровья и полноценной социализации личности. Эффективность убеждения определяется несколькими условиями:

- педагог, уверенный в правильности своих отношений представляет различные точки зрения и, переубеждая, прогнозирует различные варианты;

- учитывает индивидуальные особенности школьника, подбирает доступные его уровню аргументы;

-владеет культурой ведения дискуссии, противопоставляя свою точку зрения спокойно, тактично.

3 этап - внушение убеждений. Здесь важно личное обаяние педагога. Приемлемыми формами могут быть просьба, совет.

4 этап - принятие здорового образа жизни. На данном этапе активизируют творческую активность, формируют стремление к самосовершенствованию и самореализации в здоровом образе жизни.

5 этап - включение принятого ценностного отношения. Формы воспитательного взаимодействия- тренинги учащихся, родителей; организация здорового досуга с родителями, творческая деятельность сторонников здорового образа жизни.

6 этап - закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении школьников.

Выявить степень сформированности ценностного отношения к ЗОЖ можно с помощью диагностики сложившихся убеждений (анкетирование, тестирование и др.).

Поэтому, формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ определяют следующие педагогические условия:

    1. готовность к осуществлению соответствующей деятельности в системе образования;

    2. следование технологическому циклу организации воспитательного взаимодействия в ходе освоения ценности ЗОЖ;

    3. использование воспитательного потенциала вариативных форм внеучебной работы;

    4. создание ситуаций нравственного выбора;

    5. применение системы отслеживания интересов, установок ценностных ориентаций школьников к здоровью и здоровому образу жизни;

    6. моральное и материальное стимулирование учащихся – приверженцев здорового образа жизни.

Выстроенная проектным методом система формирования ценностного отношения к здоровью школьников обладает явным преимуществом перед работой осуществляемой стихийно или в виде набора «мероприятий», поскольку последовательно, неуклонно приобщает детей к здоровому образу жизни.

В настоящее время метод проектов находит своё отражение в научных изысканиях многих педагогов - (А.И. Бондаренко, Е.Н.Землянская, Н.В.Иванова, Н.В.Матяш, В.Д. Симоненко и др.).

1.6. Метод проектов – способ организации педагогического процесса, основанного на здоровьесберегающих технологиях. Метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающего рядом отличительных особенностей:

- предполагает взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей;

- обеспечивает единство и преемственность различных сторон образовательного процесса;

- предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности, приобретение опыта исследовательско - творческой деятельности;

- служит средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания позитивного отношения к здоровью и ЗОЖ.

- включает формирование у детей навыков по организации и использованию рабочего пространства и времени, умений оценивать свои возможности осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

Проектная деятельность учащихся в формировании основ здорового образа жизни это совместная творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата - создание проекта. Этапы творческого процесса имеют отчётливо выраженные промежуточные результаты:

  • обоснование, осознание и принятие идеи;

  • практическая работа над идеей;

  • апробирование объекта в работе.

Метод проектов сочетает ряд взаимосвязанных функциональных категорий:

- интергративная, подразумевающая совместную деятельность учащихся, учителей и родителей.

- программно целевая, суть, которой состоит в том, что реализация проекта обусловлена содержательной частью проекта с распределением обязанностей среди детей;

- деятельностная: организация проектной деятельности укладывается в структуру «мотив – проблема - цель – задачи - методы и способы – план действия - результат- рефлексия» и ориентирована на актуализацию субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе;

- интеллектуальная: происходит формирование и развитие поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы учащихся;

- креативная: главная идея проектной деятельности – развитие свободной творческой личности школьника, его самореализация через проживание «ситуации успеха»;

- стимулирующая: способствует повышению уверенности у участников проекта;

- коммуникативная: сотрудничество расширяет круг межличностных взаимоотношений, обогащает коммуникативную сферу личности ребёнка и сотворчества в позитивном созидании себя и окружающей среды;

-ценностно-ориентированная: через самореализацию и самоактуализацию ученик продвигается от «Я-концепции» к «Мы- концепции».

К ведущим принципам организации проектной деятельности учащихся можно отнести следующие:

- последовательность в планировании и осуществлении проекта;

- регулярность (проект носит кольцевой характер, при подведении итогов работы учащиеся возвращаются к цели, и убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился опыт, что влияет на положительную мотивацию.

- динамичность ( проект должен иметь разумные временные рамки );

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, возможностей и способностей учащихся;

- гуманность: добровольность участия;

- инициативность: значимость предполагаемых результатов проекта, поддержка инициативы;

- гедонизм: участники проекта должны получать удовольствие от совместного общения и выполнения задания;

- творческое партнёрство: создание атмосферы сотрудничества, вовлечение родителей и других взрослых в проектную работу;

- самодеятельность (самостоятельность и индивидуальность): учащиеся сами намечают программу действий и активно её выполняют, ответственность за конечный результат несут все члены группы;

- здоровьетворение: создание творческого поля деятельности является мощным стимулом в приобщении учащихся к здоровому образу жизни;

- развитие: повышение готовности к проектной деятельности, развитие творческих навыков, самооценки и пр.;

- результативность: деятельность школьников направлена на результат, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной задачи;

- завершённость и презентативность: проект должен быть доведён до логического завершения и представлен (защищён), чтобы у каждого ребёнка осталось чувство гордости за полученный результат.

ГЛАВА II.

Описание педагогического опыта

метода проектов в процессе формирования основ здорового образа жизни в сознании младших школьников.


I. Формы, методы, средства метода проектов в процессе формирования основ здорового образа жизни в сознании младших школьников. 2.1. Использование форм и методов для повышения приоритета здорового образа жизни.

Все знают, что здоровье школьников ухудшается. С трибун и экранов сообщаются устрашающие цифры и пугающие термины – от зобных эндемий до дефицита микронутриентов. Часто создается впечатление, что дети и подростки поголовно больны и остается только удивляться, откуда у них берутся силы делать домашние задания и отплясывать на дискотеках.

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.

Мы всегда замечаем внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые подглядывания на часы в ожидании конца урока.

Только благодаря использованию элементов технологии Шаталова, которая служит здоровьесбережению.

1. Работа в парах или мелких группах, “вертушка”, то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую.

2. Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым, сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем.

3. Использование метода мячика.

Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение, отношение к уроку, к теме и так далее. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.

В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.

В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.

Элементы игры используются нами в качестве обратной связи и оценки ответов учеников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего “да”, “нет”, “прошу слова”.

Кроме того, на наших уроках проводятся обязательные две зарядки на одном уроке: для глаз и различных групп мышц. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока. Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа учителя с учениками.

Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности относимся со всей ответственностью: соизмеряем объем и сложность с возможностями ученика.

Главным требованием в нашей работе по организации здоровьесберегающей деятельности в классе является:

1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым.

2. Каждый урок или мероприятие должны оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к нашему уроку, мероприятию.

Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь учителя.

К характеристикам школы, которые обеспечивают возможность рациональной организации учебного процесса и здоровьесберегающую деятельность школы, относятся:

  • характеристика здания школы;

  • наличие и оснащенность школьной столовой;

  • медицинское оснащение (медицинский кабинет);

  • оснащение дополнительным медицинским оборудованием;

  • обеспеченность медицинским персоналом;

  • организация контроля за состоянием здоровья учащихся;

  • проведение витаминизации в летнее время;

  • условия для физкультурно-оздоровительной работы (наличие и оснащенность спортзала, спортивной площадки);

  • обеспеченность кадрами (учителя физкультуры, тренеры);

  • спортивно-оздоровительная работа;

  • спортивно-оздоровительные занятия с детьми специальных медицинских групп;

  • просветительская работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

Результаты анализа организации учебного процесса и здоровье сберегающей деятельности школы:

  • соответствие всем санитарно-гигиеническим требованиям;

  • хорошо оборудованная школьная столовая, организация полноценного и регулярного питания;

  • наличие и оснащение медицинского кабинета;

  • обеспечение медицинским персоналом;

  • качественный контроль за состоянием здоровья учащихся;

  • полноценное медицинское обслуживание учащихся: регулярные прививки, витаминизация, диспансеризации учащихся.

  • условия для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, оснащенность спортивной базы (спортивный зал, спортивная площадка);

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительной работы;

  • спортивные секции и дополнительные занятия физической культурой;

  • просветительская работа с педагогами, учащимися и родителями, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

Нам кажется, что влияние школы на формирование здоровья детей достаточно существенное, так как в образовательном учреждении дети и подростки проводят не менее 1/3 суток, выполняя интенсивную умственную работу в определенных эколого-гигиенических условиях.

Анализ состояния здоровья учащихся, проведенный в начале учебного года (октябрь), показал:

  • Продолжительность занятий в школе учащихся 1-го класса не превышает допустимые нормативы максимального объема учебной нагрузки (20 часов в неделю);

  • Продолжительность домашних заданий в 1-х классах составляет 40 минут (домашние задания задаваться не должны);

  • Продолжительность занятий в школе учащихся 2–4-х классах не превышает допустимые нормативы максимального объема учебной нагрузки (22 часа в неделю);

  • Продолжительность домашних заданий в 2–4-х классах составляет 1,5-2 часа;

2.2. Роль родителей в пропаганде здорового образа жизни. Статистические данные о состоянии здоровья младших школьников (по мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы) определили проблему нашей работы: «Метод проектов в процессе формирования основ здорового образа жизни в сознании младших школьников». Все родители считают, что для ребёнка самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? Очень часто родители говорят своим детям: «Будешь плохо кушать, заболеешь. Не будешь тепло одеваться, простудишься». И практически никто не говорит: «Не будешь делать зарядку - не станешь сильным. Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении.

Поэтому работу мы начали с образования родителей в вопросах здоровье сбережения их детей. Предложили родителям организовать и разработать проект «Здоровье ребёнка – наша задача». Запуск проекта происходит на родительском собрании. Члены родительского комитета собирают вопросы родителей по здоровьесбережению. Вопросы поступают самые разные. Экспертная группа определяет основную проблему и составляет план бесед по интересующим вопросам. Определяются цели и задачи родительских собраний, собраний-диспутов, собраний-консультаций, собеседований:

1.Воспитание родителей; родительского коллектива в вопросах сохранения здоровья детей (Приложение № 11).

2.Формирование родительского общественного мнения в здоровом образе жизни их семей и приобщение детей к ЗОЖ.

3.Просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии, медицины, законодательства РФ.

Родители под руководством учителя находят соответствующую литературу и готовят сообщения, где делятся и своим опытом в воспитании и привитии детям здорового образа жизни. Длительность проекта-с 1-ого по 4-ый класс, с распределением вопросов и тем с учётом возраста детей. Таким образом, мы прививаем через родителей к детям знания и потребность в сохранении здоровья и желание вести здоровый образ жизни. Многочисленные праздники, эстафеты, спортивные соревнования не проходят без родителей и являются презентацией данного промежутка проекта.

Дети также являются участниками проекта, т. к. ведут подготовку к праздникам и вместе с родителями активно принимают участие. Данная работа несёт неоценимый вклад в образование родителей по сохранению здоровья и принятию самими родителями здорового образа жизни. На родительские собрания приглашаются медицинские работники. Они раскрывают многие вопросы по сохранению здоровья детей, рассказывают о значении прививок, о профилактике простудных заболеваний и многое другое интересующее родителей на данном этапе проекта.(Прилож.1).

Метод проектов как средство в формировании у детей основ здорового образа жизни предполагает целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья обучающихся:

- приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить своё здоровье и предупредить его нарушение;

- формирование духовно - нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия);

- развитие умений и навыков для безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха и т.д.);

- воспитания трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;

- формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций;

- воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью;

- воспитание потребностей в занятиях физической культурой, спортом, закаливании и совершенствовании физических потребностей и возможностей организма человека;

- формирования культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;

- развитие умений оказать первую медицинскую помощь;

- формирование у детей знаний о здоровой семье, роли родителей в воспитании здоровых детей.

2.3. Метод проектов и средства здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Работу с детьми по сохранению своего здоровья, мы начинаем с проекта под названием «Уроки здоровейки» с 1 класса. Вопросами о здоровье, о том, как часто болеют, подвожу первоклассников к проблеме о сохранении здоровья. А чтобы быть здоровыми и не болеть, надо знать свой организм и знать, как его уберечь от заболеваний.

Таким образом, дети вовлекаются в проект, где определяются темы. На уроках окружающего мира дети рассматривают данные вопросы, находят дополнительный материал в общении с родителями, в библиотеке. Выдают «добытую» информацию и «Экспертная группа» анализирует сообщения, и выносят оценку данным сообщениям. Всё происходит в форме игры, заседания и других форм мероприятий. Презентацией являются инсценировки: «Мы и наши зубы», «Правильно ли мы едим?» - темы, форма-инсценировка «Как лечили принцессу сладкоежку», «В гостях у Шехерезады», цели: «Уход за зубами, как их лечить», «Узнать, закрепить правила рационального питания и поведения за столом во время еды». Данный проект является длительным, тематика распределяется по четвертям, на весь год. (Приложение 2).

Мало подвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. Этому помогает телевидение, компьютеры. Сегодняшний теледень среднестатистического ребёнка – это 2-3 часа неподвижности у телеэкрана, усталость органов зрения и слуха, головные боли, плохое настроение, сонливость, апатия и т. д. Если ко всему выше сказанному добавить шум, громкую музыку на улице и дома, наушники, которые многие дети не снимают даже в школе, сотовые телефоны – это приводит к опасным симптомам и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте. Внеурочная жизнь детей находится под контролем родителей, воспитателей ГПД и, нас, учителей. Чтобы поднять двигательную активность ребёнка мы подвели детей к ещё одному проекту: «Игры, которые лечат».

Создавая проблемную ситуацию, говорим, что создаваемый проект поможет детям интересно проводить время после занятий, играть в новые подвижные игры, которые не только будут развлекать, но и будут лечить и предупреждать заболевания. Значимость результатов состоит в том, что дети не только узнают новые игры, но и помогут своему здоровью. Детям предлагаются игры по их полезным качествам для разучивания по группам. Занимаются разучиванием игр дети в группах « экспериментаторов». Разученные игры предлагаются «аналитикам». Принимаются и разучиваются группами друг с другом. На следующем этапе игры выносятся в другие классы. Происходит обмен информацией. На переменах нет той бесцельной беготни, меньше шума, что немаловажно для здоровья детей. К таким играм мы относим общеукрепляющие игры. Кроме общеукрепляющего воздействия, движение обладает и лечебным эффектом: «Салочки», «Мост через речку», «Жмурки в кругу» и др. (Приложение № 3).

Дети часто болеют ОРВИ, гриппом, ангиной, бронхитом. Любое из этих заболеваний значительно снижает возможности организма ребёнка и создаёт фон для развития хронических заболеваний. Очень важную роль в профилактике простудных заболеваний играет умение ребёнка дышать через нос. Мы разучиваем игры на улучшение функции дыхания, обучение ребёнка носовому дыханию: «Пятнашки», «Прыгаем через мешочек» и др. (Приложение № 4).

В процессе обучения существенно возрастает нагрузка на зрение. Для укрепления зрительной системы полезно регулярно заниматься гимнастикой для глаз. Игры и задания могут выполняться в любом порядке, главное условие – важна не длительность, а частота выполнения упражнений. Как можно чаще мы проводим эти игры, чтобы добиться большего эффекта. К таким играм относятся: «Самый внимательный», «Зоркий глаз». Вышеперечисленные игры проводятся во внеурочное время, в ГПД, на переменах, на классных часах.

Наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой. Учитывая это обстоятельство, мы не требуем от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока, а организуем работу в группах, в парах сменного состава, используем сигнальные карточки, хлопанье в ладоши, деятельность с элементами соревнований. Для снятия напряжения зрения используем гимнастику для глаз. Это серия специальных двигательных упражнений, окрашенных художественным словом. Сначала используем упражнения первого, подготовительного блока. Например: 1.Исходное положение - сидя за партой или стоя; руки за спиной, кисти в замок. Наклоны головы вперёд – назад:

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

Затем переходим к упражнениям второго блока: поглаживаем круговую мышцу глаза и произносим слова:

Над бумажным над листом

Машет кисточка хвостом.

Да не просто машет,

А бумагу мажет.

Красит в разные цвета,

Ах! Какая красота! (Приложение № 5).

Осанка – это двигательный навык, поэтому формированию правильной осанки мы также уделяем внимание при подборе физминуток. В физминутки, на уроке, включаем упражнения направленные на формирование навыка правильной осанки. Подвожу детей к созданию проекта « Стройность и красота». Увлекаю детей желанием быть красивыми стройными, здоровыми и предлагаю найти информацию по данной проблеме. Приходим к выводу, что помогут нам специальные упражнения. Выясняем надо ли нам это ? Убеждаемся, что надо. Разучиваем по группам упражнения и по очереди проводят их сами дети на уроках. Тут уж учителю никуда ни деться. Пропустить физминутку дети не дадут. Ответственные за проведение физминутки подают сигнал и проводят упражнения. Времени данные физминутки занимают мало, польза огромная. Например:

1.Принять правильную осанку у стены. При этом затылок, лопатки, ягодичная область, икры ног и пятки должны касаться стены.

2.Принять п. о. у стены. Закрыть глаза, отойти от стены на один – два шага. Проверить п.о. и др. (Приложение № 6).

В 4 классе уроки проектной деятельности « Комнатные растения – лёгкие класса», посвятили озеленению класса. Каждый ученик работал над индивидуальным проектом, выбрав для себя определенное комнатное растение, не только декоративно-привлекательное, но и приносящее пользу здоровья человека. Сначала он выполнял поисковую работу, заполняя черновой рабочий лист. Одним из пунктов «Рабочего листа» являлось определение пользы растения. В результате был составлен содержательный определитель полезных комнатных растений под названием «Сад на подоконнике. Красота или польза?». Кроме того каждый ученик сам посадил и вырастил полезное растение, информацию о котором собирал. Например, фиалка: способствует улучшению настроения, обладает способностью успокаивать, снижает артериальное давление и т.д.; золотой ус: выделяя фитонциды, растение уничтожает бактерии, дает прилив сил, бодрости и улучшает самочувствие; пеларгония: её пахучие эфирные масла освежают воздух, очищая его от вредных примесей, считается, что она обладает положительной для человека энергией; и другие.

Презентацией данного проекта было совместное родительское собрание в конце года. Тема собрания была «О родных и близких людях с любовью». Главной задачей ещё раз показать уважительное отношение к родителям, ко всем окружающим людям, родителям к своим детям, подвести итог проделанной работы. Ребята показали результаты проекта и подарили все цветы будущему первому классу. (Приложение № 7).

2.4. Дополнительные направления работы образовательного учреждения для создания условий сохранения здоровья детей. Перечень дополнительных направлений работы для формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни, для создания условий сохранения здоровья младших школьников такой:

  • Проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни, уроки гигиены как самостоятельные уроки и использование элементов на обычных уроках. (Приложение № 8).

  • Организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных и санитаров (соблюдение режима проветривания, протирания пыли, смена обуви), а также контроль классных санитаров за соблюдением учащихся правил личной гигиены, опрятность одежды и другие.

  • Проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение классного журнала техники безопасности.

  • Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по организации стопроцентного охвата горячим питанием в школьной столовой), витаминизация (употребление детских витаминов под контролем учителя), применение на уроках элементов лечебной физкультуры.

  • Организация конкурса рисунков на темы здорового образа жизни (Приложение № 12).

II. Результативность. Работая с этой проблемой на протяжении пяти лет, после активного изучения и применения на практике с данным классным коллективом с первого по четвертый год обучения можно сделать конкретные выводы. Сложилась определенная система использования здоровьесберегающих технологий в работе. Результаты деятельности таковы. Сравнительный анализ динамики заболеваемости показал: (см. приложение 4) по сравнению с прошлым годом роста ОРЗ нет. Отмечен рост незначительной заболеваемости в 1, 3 четверти. Ни разу не болели 60% учащихся. Не отмечались обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта, ухудшение сколиоза и осанки.

Анализ динамики заболеваемости показывает, что есть тенденция к уменьшению обострения хронических заболеваний, осложнений после болезни, процента пропущенных дней 1 ребенком, увеличение учащихся, не болевших ни разу. Анализ работы показывает, что это является результатом увеличения двигательной активности детей, прочным формированием знаний, умений и навыков здорового образа жизни. ( Приложение № 9).

На начальной ступени обучения отмечался высокий фоновый уровень распространенности хронических заболеваний. Стабильными оставались на протяжении четырех лет обучения показатели групп, которые в значительной степени определяются общей учебной нагрузкой учащихся в урочное и внеурочное время. Отрадно то, что показатели нарушения осанки уменьшаются, а показатели нарушения слуха и нарушения зрения держаться на одном уровне.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве. (Приложение № 10).

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Таким образом, в педагогическом и креативном контексте проект – это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле. В статье В.В. Гузеева подчёркивается: Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:

- личностно-ориентированное;

- использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия;

- представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру, проблемное обучение, командное обучение;

- происходит возрастание интереса и вовлечение в работу по мере её выполнения;

- поддерживает педагогические цели на всех уровнях – знания, понимания, применения; анализ и синтез;

- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

Результативность данного опыта подтверждена исследованиями и анкетными данными в приложениях.(10,11)






ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Работа над проектами, в том числе и по здорвьесберегающим технологиям, пробуждает и укрепляет у них интерес к познавательной деятельности, развивает творческий потенциал. В классах заметно повышается статус учеников, склонных к творчеству, фантазированию. Проектная деятельность ставит каждого ребёнка в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создаёт обстановку общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, становится более самостоятельным и ответственным.

В данном опыте работы мы показали множество факторов, снижающих негативное влияние на здоровье детей. Наблюдения позволяют сделать следующие выводы:

- успешность применения физкультминуток на занятиях и уроках зависит от их разнообразия и качественных характеристик;

- грамотно подобранные динамические паузы, смысловое содержание которых соответствует теме занятия или урока, становится его гармоничной частью и способствует повышению эффективности усвоения учебного материала;

- креативность и педагогическое мастерство учителей, начальных классов, умелый подбор и неоднократное включение в структуру учебной деятельности соответствующих игровых движений, сопровождаемых речью, способствует повышению интереса к деятельности, оказывает на них позитивное комплексное воздействие, помогает сохранить и укрепить их здоровье.

Основа эффективности работы современной школы – здоровье педагога. Следы стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе. В результате, попадая в неблагоприятную нервозную среду, страдают дети и педагог.

В заключение отметим, что психологическое и физическое здоровье педагога является необходимым условием здоровья детей, поскольку в процессе обучения очень важно психологическое взаимодействие с ребёнком. Именно личность учителя определяет эффективность его педагогической деятельности и общения.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле- здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

 




1


i





















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ








ii1. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М., 2001.

2.Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004.


3. Мильман И.И. Охрана здоровья. – М., 1995.


4. Зайцев Г.К. Школьная валеология. – СПб, 1997.

5. Базарный В. Ф. Нервно-психическое утоление учащихся в традиционной школьной среде. – В.Ф.Базарный. – Сергиев Посад, 1995.

6. Норбеков М.С. Опыт дурака, или Ключ к прозрению.—СПб, 2001.

7. Панков О.П. Очки-убийцы—М, 2005.

8. Рой М . Тренинг для глаз. Реальная программа улучшения зрения.—М, 2003.

9. Фильчикова Л.И. Нарушение зрения у детей раннего возраста.—М, 2004.

Теоретические и прикладные аспекты современного дошкольного образования:мат. междунар. науч.-практич.-конф.- Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006.

10. Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара, 2003.


11. Евстифеева О., Кучменко Н. Деятельность школы и здоровье // Народное образование. – 2001. - №2.


12. Заенчик В.М., Сергеева О.В. Эколого – валеологический компонент в образовательной области «Технология» // Школа и производство. – 2001. - №3.


13. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2001


14. Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие. – М.: Владос, 2000


15. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000


16. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. – Мн., 1998





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Меликян Парандзем Александровна

Дата: 30.12.2014

Номер свидетельства: 149049

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства