Статья на тему: «Формирование здорового образа жизни у младших школьников».
Статья на тему: «Формирование здорового образа жизни у младших школьников».
Статья посвящена проблеме формирования основ здорового образа жизни у младших школьников. Информацию можно использовать на родительских собраниях и методических объединениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Формирование здорового образа жизни у младших школьников».»
Тема: «Формирование здорового образа жизни у младших школьников».
План:
Ключевые слова
Аннотация
Вводная часть
Основная часть
Заключение
Список литературы.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни.
Ключевые слова:учебно-воспитательный процесс, режим дня и питания, климат в классе, культура движений, внеклассная работа.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка. Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.
В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым учебным заведением ставится задача – вести подготовку учащихся с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса, направленных на использование здоровьесберегающих технологий. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность классных руководителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы сформировать безопасную образовательную среду в начальной школе, необходимо учитывать, прежде всего, работу классного руководителя. [1]
Большой вклад в разработку проблемы формирования основ здорового образа жизни ребёнка внесли психологи и ученые как: И.И. Брехман [2;3], Л.С. Выготский [4], Г.К. Зайцев [6;7], П.Ф. Лесгафт [13; 14], Н.И. Пирогов [17], В.А. Сухомлинскмй [18], Л.Г. Татарников [19; 20], К.Д. Ушинский [21] и др.). Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х - начале 80-х гг., двадцатого столетия.
Культура здоровья человека – показатель его общей культуры. В современных требованиях к выпускнику общеобразовательной школы культура здоровья рассматривается как один из компонентов личности. Правила здорового образа жизни включают в себя следующее: организация рационального режима дня; организация рационального режима питания; здоровый психологический климат в классе и школе; культура движений; активный развивающий досуг.[2]
По этим правилам должна строиться работа каждого классного руководителя.
1. Организация рационального режима питания. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы научить их кушать всех и все приготовленные блюда.Для этого проводятся игровые классные часы, рассказывается о каждом продукте, его свойствах и влиянии на организм.
2. Организация рационального режима дня. Формы работы: – беседы, составление режима дня, отслеживание выполнения режима дня в процессе выполнения в школе и в сопоставлении со сведениями родителей, классные часы, игры по станциям, организованные совместно с учащимися средней и старшей школы.
3. Культура движений. В учебном плане заложены 3 часа двигательной активности учащихся в неделю – это уроки физкультуры. В другие дни дети могут восполнить недостаток двигательной активности в студиях дополнительного образования и физкультурных секциях, а так же вне школы.
4. Здоровый психологический климат в классе и школе. Учитель должен выстроить индивидуально-личностную траекторию воспитания каждого ребенка в классе, продумать формы и методы воспитательной работы, учитывая эти исследования.
5. Трудовое воспитание. Задача – воспитывать в детях любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства.
6. Совместная деятельность с родителями учащихся. Учитель проводит беседы на родительских собраниях на темы: Рассматриваем различные жизненные ситуации. Проводится анкетирование, совместные праздники.
7. Активный развивающий досуг. Должна быть создана активная развивающая среда во второй половине дня за счет студий дополнительного образования. И здесь роль классного руководителя заключается в том, чтобы направить каждого ребенка по тому направлению, которое ему интересно.
8. Духовное воспитание. Этому способствуют поездки всем классом совместно с родителями, экскурсии, которые способствуют воспитанию отзывчивых чувств к людям, положительных качеств личности, доброты, душевных качеств.
Задача педагога – работа по формированию культуры здоровья учащихся и правил здорового образа жизни. Важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер.
В ФГОС НОО говорится о внеурочной деятельности, которая организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительном, духовно-нравственном, социальном, общеинтеллектуальном, общекультурном), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, "круглые столы", конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Таким образом, необходимо создавать условия для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни через организацию уроков и внеурочной деятельности.
Для того, чтобы привычка в здоровом образе жизни была нормой и потребностью, разработан комплекс внеурочных занятий по формированию здорового образа жизни.
Цель комплекса: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового образа жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья.
Формирование здорового образа жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста
Литература:
Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Л.М. Феррои, Е.О. Смирнова, И.В. Вачков и др.; Под ред. В.Н. Касаткина. - М.: Линка-Пресс, 2011.
Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа, №11 – 2007.